5. Индийский океан

Попасть из Атлантики в Индийский океан можно двумя путями. Один — вокруг Африки. Это путь жестокого и бесстрашного португальского мореплавателя Васко да Гамы. Другой путь короче: через Гибралтар в Средиземное море, дальше — через Суэцкий канал, Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив, в Аденский залив и Аравийское море. А Аравийское море уже и есть Индийский океан.

Это самый молодой из океанов Земли. С севера его ограничивают берега Азиатского материка. С юга — условная линия, соединяющая оконечности Южной Африки и Австралии. На западе — Африка, а вот по поводу восточной границы было немало споров. Но сейчас вроде бы договорились географы считать ее от мыса Йорк в Австралии, через пролив Торреса, Новую Гвинею и дальше на северо-восток через Малые Зондские острова к островам Ява, Суматра и городу Сингапуру.

Почему Индийский океан считается самым молодым? На географической карте хорошо видно, как его бассейн окружают материковые участки суши. В не столь уж далеком геологическом прошлом нашей планеты были эти участки скорее всего соединены в единый материк Гондвану, который раскололся и части его расплылись в разные стороны, освободив место океану.

На дне Индийского океана ученые обнаружили несколько подводных горных хребтов. Причем Центральный Индийский хребет делит весь океан на два района с совершенно различными типами земной коры. Рядом с подводными горами соседствуют и глубокие трещины. Такое соседство неизбежно вызывает в этих районах частые земле-, а вернее, моретрясения. В результате рождаются огромные волны — цунами, которые наносят неисчислимые беды прибрежным жителям.

Мифическое морское существо. Со старинного рисунка.

Подводные вулканы в этих беспокойных районах выбрасывают из недр столько подземного вещества, что время от времени в сейсмических зонах появляются новые острова. Немало коралловых рифов и атоллов встречаются в здешних теплых водах. Водить суда по Индийскому океану не просто. В штормовые периоды в некоторых его районах зарегистрированы волны более 15 метров высотой. Ну-ка, представьте их себе: высота волны равняется пятиэтажному дому!..

Из моря в море

Было время, когда никакого прохода не существовало — пока не построили Суэцкий канал. Его строительство считается крупнейшим гидротехническим мероприятием XIX века и составляет гордость прошедшего столетия. А ведь это несправедливо. Древние авторы свидетельствуют, что еще во времена XII династии египетских фараонов, то есть около 2000 года до нашей эры, без машин и сложных инженерных проектов уже был сооружен канал, соединявший два моря. Шел он, правда, по иной трассе и назывался каналом фараонов или каналом четырех царей.

Судьба этого первого искусственного водного пути была переменчивой, как и судьба самого Египта. В периоды упадка страны канал приходил в запустение. В годы расцвета тысячи согнанных крестьян разгребали песок и восстанавливали русло канала до такой ширины, чтобы две лодки, не цепляясь бортами, могли проплыть навстречу друг другу.

Так было, пока в 776 году — Египет тогда уже находился под властью арабов — не решили канал засыпать вообще. Арабские правители предпочитали, чтобы мировые торговые пути проходили через основные районы халифата, а не через египетские земли.

Когда Васко да Гама открыл путь в Индию вокруг Африки, богатые венецианцы пытались получить разрешение египетского султана на сооружение нового канала через Суэцкий перешеек. Но султан не согласился. С предложениями о постройке этого водного пути выступали многие выдающиеся мыслители, в том числе Лейбниц и Вольтер. В 1798–1799 годах, во время египетской экспедиции Наполеона Бонапарта, французские инженеры даже приступили к земляным работам. Но и эта попытка окончилась неудачей.

Лишь в 1854 году французский дипломат и ловкий делец Фердинанд Лессепс, воспользовавшись усилившимся влиянием Франции и личным знакомством с правителем Египта Саид-пашой, добился получения концессии на строительство и эксплуатацию канала. Срок концессии был определен в девяносто девять лет с момента его открытия. Авторы проекта — французские инженеры Лиан и Мужель и итальянский инженер Негрелли провели трассу от Пелузийского залива Средиземного моря через перешеек, через озеро Тимсах, через Большое Горькое озеро к Суэцкому заливу Красного моря.

Лессепс развил кипучую деятельность. Он создал Всеобщую компанию морского Суэцкого канала и выпустил 400 тысяч акций на сумму 200 миллионов франков. 53 процента из них были размещены в самой Франции, 44 процента акций приобрело египетское правительство. Лессепс обещал акционерам сказочные барыши.

Работы по сооружению канала начинались в совершенно бесчеловечных условиях. Каждый месяц на строительство в принудительном порядке отправляли до 60 тысяч крестьян-феллахов. И это в те годы, когда все население страны не превышало 4 миллионов!

По данным современных египетских историков, от непосильного труда и болезней на строительстве за десять лет погибло около 120 тысяч рабочих. А стоило сооружение канала Египту более 450 миллионов франков.

Наверное, если бы заранее египтяне представляли себе все последствия от сооружения этого водного пути, они постарались бы насыпать на трассе горы песка, чтобы сама мысль о строительстве не могла прийти в чью-нибудь горячую голову.

АНДАМАНСКОЕ МОРЕ. Расположено между материковой частью Азии, цепью Андаманских и Никобарских островов и островом Суматра. Площадь — 605 тысяч квадратных километров, глубина — до 4507 метров. В Андаманское море впадает река Иравади — самая большая в Бирме, имеющая истоки в Китае. На иравадийской равнине, густо населенной людьми, находится город и порт Рангун. Следующий крупный порт — Пинанг (Джорджтаун).

Море получило имя по названию коренного населения Андаманских островов андаменцев, почти полностью истребленных колонизаторами.

Открытие короткого пути из Европы в Азию (для примера: путь из Марселя в Бомбей с 16 700 километров сократился до 7300 километров) сильно осложнило политическое положение Египта. Между Англией и Францией вспыхнула ожесточенная борьба за влияние. Победа давала не только контроль над важнейшим морским путем, но и обеспечивала господство над Ближним Востоком и Африкой. Британские капиталисты ловко воспользовались финансовыми затруднениями Египта и в 1875 году купили у правителя страны Исмаил-паши все 44 процента акций компании Суэцкого канала. Франция ничем не могла помешать сделке, поскольку ее положение после неудач во франко-прусской войне было сильно ослаблено. Правда, через пять лет французские банкиры взяли небольшой реванш. Египетское правительство, которому по-прежнему не хватало денег, вынуждено было продать и свое право на получение 15 процентов прибылей от эксплуатации канала.

Таким образом, компания Суэцкого канала стала полностью англо-французским предприятием. Между тем значение этого водного пути все возрастало. Египетский народ вел длительную борьбу против английских оккупантов, полностью завладевших зоной канала. Но политическое значение и прибыли, которые приносил канал, заставляли империалистов всеми силами держаться за свое «приобретение». Лишь в 1956 году египетское правительство смогло национализировать компанию, заявив, что отныне все ее доходы будут вкладываться в экономику страны. Конечно, Англия и Франция при поддержке США захотели сорвать национализацию. Капиталисты пытались создать «международный орган» для управления каналом, предложили и предприняли целый ряд экономических и финансовых мер воздействия, санкций против Египта. Но правительство страны Нила держалось. Американские банкиры предложили взять Суэцкий канал в аренду. Египетское правительство не соглашалось ни на какое иностранное вмешательство. Тогда империалистические державы организовали настоящую экономическую блокаду и отозвали всех своих служащих и лоцманов с канала.

Благодаря помощи социалистических стран, египетская администрация преодолела и эти трудности. Советские, польские, югославские лоцманы не только обеспечили нормальное судоходство по каналу, но и открыли школы для подготовки египетских кадров.

И тогда в октябре 1956 года началась англо-франко-израильская агрессия против Египта. Канал был поврежден.

С помощью флотилии ООН полгода спустя движение по каналу было восстановлено. Но через десять лет в результате агрессии Израиля движение снова было прервано на более длительный срок…

Красное море

Строго говоря, большую часть времени в году море вовсе не красного цвета. Его голубовато-зеленая вода приобретает возле рифов мутноватомолочный тон. Но в определенный период, когда начинают бурно размножаться микроскопические водоросли, волны моря действительно приобретают красный цвет.

АРАВИЙСКОЕ МОРЕ. Расположено между полуостровами Аравийским и Индостан. Площадь — 4 миллиона 832 тысячи квадратных километров, глубина — до 5803 метров. В Аравийское море впадает великая река Инд и много других более мелких рек полуострова Индостан. Крупные заливы: Аденский, Оманский, Кач, Камбейский. Главные порты: Коломбо, Бомбей, Карачи, Аден.

Название море получило по самому большому в Евразии Аравийскому полуострову.

Интересный этот водоем, отделяющий Африку от Азии. В него не впадает ни одна река. Дождливых дней набирается за весь год не более десяти. А жара стоит такая, что с поверхности испаряется очень много воды. Не будь Баб-эль-Мандебского пролива и Суэцкого канала — высохло бы Красное море. Движение воды в проливе такое интенсивное, что инженеры даже предложили поставить там электростанцию… Правда, об осуществлении проекта пока что-то ничего не слышно.

Экспедиции океанографов обнаружили, что по центральной оси моря тянется впадина глубиной около 1000 метров. Это главный трог. В переводе с немецкого «трог» не что иное, как «корыто». Именно так геологи называют речные долины в горах. На дне трога Красного моря проходит узкий желоб, уходящий на глубину до 3 тысяч метров. Настоящая трещина в земной коре.

В 1948 году шведские ученые обнаружили в центральной части Красного моря в двух изолированных котловинах на дне толстый слой воды в 200–300 метров с небывало высокой температурой, очень высокой соленостью и крайне низким содержанием кислорода. Это был настоящий рассол, который наверняка клокотал в расселинах как крутой кипяток. Рассол был так богат железом, цинком, марганцем, медью, что хоть ставь тут же на поверхности металлургический завод. По-видимому, вода из глубин через трещины в земной коре проникала до раскаленной магмы, нагревалась, насыщалась металлическими добавками и поднималась наверх, где застаивалась, остывала, и часть металлов выпадала в осадок, наполняя своими солями илы, скапливающиеся на дне. Таких металлоносных районов обнаружено в Красном море не менее десяти.

В 1979–1980 годах в Красном море работало советское научно-исследовательское судно Академии наук СССР «Академик Курчатов». Вместе с ним в экспедиции принимали участие суда «Профессор Штокман» и «Акванавт». С наших научно-исследовательских судов в глубины моря опускались глубоководные аппараты — «Манта-1500», управляемый по кабелю, и автономный аппарат «Пайсис» с исследователями на борту. Никогда еще ученые не опускались здесь на такую глубину. «Пайсис» вел исследования на глубине до 2 тысяч метров. Мощные прожекторы осветили мир, который никогда не видел света. На карты, на фотопленку и на видеофильм были запечатлены громадные натеки лавы, излившейся из кратеров подводных вулканов, гладкие стены подводных каньонов. Механические руки глубоководных аппаратов помогли собрать уникальную коллекцию придонных базальтов.

Но самое удивительное заключалось в том, что здесь, в царстве вечного мрака, рядом с трещинами, полными горячей водой, практически лишенной кислорода, была обнаружена жизнь! Вы представляете себе: жизнь без солнца, без света…

Красное море стало местом настоящего паломничества биологов всего мира. К сожалению, металлоносные илы на дне моря все больше привлекают к себе внимание предпринимателей. В печати нет-нет да и появляются сообщения о создании металлургических плавучих комбинатов для добычи полезных ископаемых со дна этого, пока еще чистого, интереснейшего для науки водного бассейна…

Республика пиратов — Либерталия

Помните, я вам обещал встречу с морскими разбойниками других океанов? Сейчас я это обещание выполняю. «Республика пиратов» — такое сочетание, пожалуй, даже трудно себе представить…

Есть в Индийском океане большой остров — Мадагаскар. Расположен он в тропическом поясе и лежит параллельно восточному берегу Африки, отделяясь от него широким Мозамбикским проливом. Западный берег Мадагаскара так точно следует рисунку восточного африканского берега, что в голову сразу приходит мысль о том времени, когда остров оторвался от континента и, как огромный корабль, отплыл в сторону.

Мадагаскар по площади четвертый остров мира. Больше его только Калимантан, Новая Гвинея и Гренландия. Найдите-ка их на карте и сравните размеры… Удивительна природа этого уголка земного шара. Северные берега скалисты и окаймлены коралловыми рифами. Вообще же береговой пояс Мадагаскара низменный и болотистый. Отсюда к центру острова почва поднимается, образуя в середине горный массив. Отдельные вершины его поднимаются до высоты более 2,5 тысячи метров. Много потухших вулканов. О бурном прошлом в геологической жизни острова сегодня напоминают довольно частые землетрясения.

Тропическая жара в низменных болотистых частях побережья делает их царством лихорадки. В центральных районах климат значительно здоровее.

Еще в первые века нашей эры малайские мореходы пересекли Индийский океан и высадились на этом острове, покрытом прекрасными девственными лесами. Они остались жить здесь и смешались с местным населением. Отсюда и пошло нынешнее коренное население Мадагаскара — мальгаши.

В IX веке весь Индийский океан оказался в руках арабов. Их купцы и путешественники достигли берегов Мадагаскара и описали его в своих книгах, называя островом Луны. Соседние же островитяне называли его островом кабанов — из-за обилия диких свиней — или Большой Землей. Острова Индийского океана приносили большой доход торговцам.

В марте 1500 года в Лиссабоне португальцы снарядили флот из 13 кораблей. На борт погрузилось около 1500 человек. Командовал им молодой придворный Педру Алвариш Кабрал. Он должен был перехватить инициативу и наладить торговлю Португалии с Индией. Трудным оказался этот поход. Только 7 кораблей из 13 обогнули Африку. Но и на этом не кончились неудачи. Разыгравшаяся в Индийском океане буря отогнала корабль, которым командовал капитан Диогу Диаш, далеко на восток. Потеряв связь с другими кораблями и сбившись с пути, Диаш немало поблуждал среди волн, прежде чем увидел землю. То был Мадагаскар, который португальцы назвали островом Святого Лаврентия.

Позже многие португальские суда обследовали его берега и наносили их на карты с надписью: «остров, богатый золотом».

На самом деле золота на Мадагаскаре немного. Из полезных ископаемых тут добывается больше графит, слюда, есть урановая руда и каменный уголь.

Одними из первых поселений европейцев на Мадагаскаре были пиратские деревни. Со всех сторон стекались «джентльмены удачи» на этот остров, где не было европейских властей. Одни, сделав Мадагаскар своей базой, уходили отсюда в пиратские рейды. Другие, обзаведясь фермами, занимались мирным трудом. Старики, удалившись на покой, торговали с купцами из Индии, а кое-кто поступал на службу к местным князькам, включался в политическую игру и пытался даже основывать собственные княжества.

В центральной части острова, в районе центрального плато, ко второй половине XVII века выросло и окрепло сильное рабовладельческое государство Имерина с королем во главе. Племена, жившие в центральной части страны, никакой любви к пришельцам не питали, но нападать остерегались, поскольку пиратские поселения были хорошо вооружены.

И вот в конце XVII столетия в бухте Диего-Суарес на северо-восточной оконечности острова высадились сотня с лишним пиратов, их жен и негров — бывших португальских рабов. Во главе новоприбывших были профессиональный моряк, бывший лейтенант французского флота Миссон и беглый доминиканский монах, итальянец Караччиоли. Они провозгласили основание «республики свободы» — Либерталии и разослали письма пиратам «семи морей» с приглашением присоединиться к ним, чтобы вместе строить Свободный город. Что же представляла собой республика пиратов?

Прежде всего, каждый ее житель, независимо от цвета кожи или прошлых дел и заслуг, был равен в правах с другими и свободен. Частная собственность отменялась. Существовала общая республиканская казна: при необходимости каждый мог получить средства, а также из нее выдавали пособия и пенсии нетрудоспособным, больным и старикам. Доход от пиратского промысла частично шел в казну, а частично делился между гражданами Либерталии.

Предложение основателей республики пришлось по сердцу многим «джентльменам удачи». На Мадагаскар стекались люди со всех сторон. И скоро город в бухте Диего-Суарес разросся и окреп. Со стороны моря построили укрепления с батареями пушек на бастионах. На берегу расположились мастерские и верфи с крупными кораблями на степелях.

АРАФУРСКОЕ МОРЕ. Расположено между Австралией, Новой Гвинеей и островами Танимбар и Кай. Площадь — 1 миллион 17 тысяч квадратных километров, глубина преимущественно до 200 метров, но на севере между островами Ару и Селатан-Тимур имеется впадина глубиной до 3680 метров. В северный берег Австралии врезается крупный залив Карпентария. Побережье заселено слабо, больших портов нет.

Управлял городом совет старейшин. Члены его каждые три года переизбирались. Главой государства — протектором пираты избрали Миссона, а статс-секретарем — Караччиоли. Капитан Тью — известный карибский пират, отдавший шпагу и корабль республике, командовал флотом. Городские постройки представляли собой в основном небольшие дома, окруженные огородами и садами. Вокруг города располагались поля. Жителям запрещалось браниться и играть в азартные игры. И все авторы, писавшие о Либерталии, отмечали, что среди населения поддерживался образцовый порядок. Либеры старались сохранять добрые отношения с соседними племенами. Был подписан мир, согласно которому пираты защищали соседей от нападения врагов, а те, в свою очередь, поставляли пиратам рабочую силу.

Кем же были двое, возглавившие эту необычную республику? Миссон родился в Провансе, в богатой семье, и получил хорошее образование. Шестнадцати лет он поступил на флот, где очень скоро дослужился до офицерского чина. Однажды во время стоянки в Генуе он познакомился с молодым доминиканским монахом Караччиоли. Знакомство это со временем перешло в дружбу. И, покинув монастырь, «брат» Караччиоли поступил матросом на тот же корабль, где служил Миссон.

Трудно сегодня сказать, когда у них зародилась идея посвятить жизнь освобождению людей от власти богачей. Но они не скрывали своих взглядов, и многие матросы сочувствовали им. Как-то раз, после тяжелого боя с английским корсаром у острова Мартиника, когда из французских офицеров в живых остался один Миссон, он обратился к матросам с призывом бросить военную службу и стать вольными пиратами. Но при этом «пиратами-джентльменами», провозвестниками новой жизни, свободной от власти богачей и денег.

«Виват капитан Миссон!» — дружно крикнули матросы и принялись приводить в порядок свой корабль, готовя его к новой роли. Несколько дней спустя новоиспеченные пираты встретили в море английское торговое судно и без особого труда взяли его на абордаж. Англичане приготовились к смерти. Но каково же было их удивление, когда два главаря пиратов никого не убили. Они взяли с захваченного судна лишь ром и припасы, необходимые для дальнейшего плавания.

Также и в следующих рейдах пираты Миссона и Караччиоли никого не убивали, когда встречали мирные торговые суда. Но совсем иначе вели они себя, когда сталкивались с работорговцами, переправлявшими груз невольников из Африки. Здесь пощады не было. Пленников, набитых в трюмы, пираты освобождали и отпускали на все четыре стороны.

Слава «благородного пирата» Миссона и его республики Либерталии возрастала. Пришло время думать о расширении границ. А для этого нужны были деньги. И Миссон, укомплектовав экипажи, выходит на всех своих кораблях в океан на промысел.

В тот же день, воспользовавшись тем, что в городе остались лишь женщины и старики, а также зная незащищенность пиратского селения со стороны суши, мальгаши из центральных районов страны напали на него… Бой был коротким. Когда корабли пиратов, тяжело груженные добычей, вернулись к берегам Мадагаскара, город был полностью разрушен и лишь несколько человек, успевшие спрятаться в лесах, бродили среди развалин.

Молча похоронили пираты погибших товарищей и решили уйти с Мадагаскара. «Это место проклято богом!» — говорили они. Идти договорились в Тихий океан, чтобы начать все сначала на берегах Америки. Но шторм, разразившийся в Мозамбикском проливе, бросил корабль Миссона на рифы, и «благородный пират» погиб вместе со своим другом. Остальные их товарищи рассеялись по разным морям. А о республике пиратов Либерталии люди быстро забыли. Развалины города заросли колючим кустарником. В наши дни лишь историки и романисты вспоминают о ней в своих трудах.

Французские и английские колонизаторы не раз пытались завладеть Мадагаскаром, чтобы использовать его в качестве базы на путях в Индию. Но коренное население острова упорно сопротивлялось. Лишь в 1885 году в результате первой франко-мальгашской войны войска мальгашей вынуждены были отступить перед несравнимо лучше вооруженной французской армией. Мадагаскар стал сначала протекторатом, а потом и колонией Франции. Но мальгаши не покорились захватчикам. Стихийные восстания и партизанские войны постепенно перешли в организованную политическую борьбу, и в 1960 году была провозглашена независимость Мадагаскара. Сегодня на острове — Демократическая Республика Мадагаскар, суверенное государство, отстаивающее свою независимость и свои права.

Аравийское море

Мореходы с давних времен облюбовали северо-западную часть Индийского океана. Сухопутные торговые пути в Индию нелегки, вот и стремились купцы использовать морские дороги. До великого Птолемея географы называли эту часть Индийского океана Эритрейским морем.

Потом его именовали Зеленым, Индо-Арабским, Персидским и Оманским. И наконец, уже в наше время, установилось название «Аравийское море». Персидским же и Оманским остались его северо-западные заливы. Но и сегодня южная граница Аравийского моря не очень-то точна. Поди найди ее среди перекатывающихся волн…

Подводные хребты на дне моря разделяют его на две большие котловины, глубина которых больше 3600 метров. Однако у берегов Азиатского континента идут широкие шельфы, покрытые илом и песком. А знаменитый Персидский залив весь находится в неглубокой зоне. Средняя глубина здесь меньше сотни метров.

На Персидский залив сегодня устремлены взгляды всего капиталистического мира. Большая часть супергигантских месторождений нефти и газа расположена в Персидском заливе!

Жарко здесь летом. Дожди выпадают только с ноября по апрель. Остальное время небо ясное, лишь временами его затягивают пыльные бури, которые приносит шамал — северо-западный ветер, — да дымка. Вода — теплая, как в ванне.

ЛАККАДИВСКОЕ МОРЕ. Расположено между полуостровом Индостан и Лаккадивскими островами, часть Аравийского моря и потому даже обозначается не на всех картах. Точных границ не имеет. Глубина доходит до 1000 метров. Название получило от группы низких коралловых островов, называвшихся в древности Лакша Двина, что означало по-санскритски «100 тысяч островов».

Давно-давно, еще до появления человека на Земле, в этом районе развивалась бурная жизнь. Накапливались органические осадки. Суша и морское дно то опускались, то поднимались, образовывали сбросы и складки. Горные породы засыпали накопившиеся осадки, и из них постепенно образовывалась нефть. Впрочем, о происхождении нефти еще спорят. Разные есть гипотезы ее происхождения — органические, неорганические… Совсем недавно появилась еще одна.

Новая гипотеза предполагает, что в образовании нефти немалую роль играет атмосфера. Углекислый газ, выделяемый живыми существами, вулканами и технологической деятельностью человека, частично превращается в углеводороды. Мельчайшие капельки углеводородов скапливаются в облаках. А дожди вымывают их оттуда и сбрасывают на землю. Вместе с водой они проникают в глубь земной коры и там пополняют запасы нефти… Очень любопытная идея, не правда ли? Она говорит о пополнении запасов, а не о первоначальном происхождении. Эта загадка, увы, еще не разгадана…

Нефть, нефть, нефть! мировые месторождения

Мы уже познакомились с месторождениями «черного золота» в Северном море и в Персидском заливе. Но в наши дни геологи обнаружили запасы нефти и в других районах Мирового океана. И почти каждое такое открытие служило причиной споров, а то и конфликтов между государствами.

В середине 1976 года турецкое исследовательское судно вело разведку нефти на шельфе Эгейского моря. Греческие власти заявили протест, считая, что их соседи вторглись в пределы чужого экономического района. Турецкое правительство вывело в море военные корабли для охраны исследовательского судна и высказало в адрес Греции ряд угроз. Тогда греческое правительство обратилось с жалобой в Совет Безопасности ООН и в международный суд, приведя одновременно в боевую готовность свои вооруженные силы…

Назревший конфликт удалось бы ликвидировать значительно быстрее, если бы за ним не стояли нефтяные монополии Западной Европы. Империалисты рассчитывали установить свой контроль в этом районе, а для этого им было очень выгодно столкнуть две соседних страны.

Нефтегазоносные районы обнаружены и у азиатских берегов. Первые буровые платформы появились в Бенгальском заливе, на шельфе Таиланда и Кампучии, Малайзии, Индонезии и Филиппин. Но пока и здесь большую часть концессий получили западные нефтяные компании. А в огромном нефтеносном районе между Новой Гвинеей и Сингапуром лицензии на поиски и добычу нефти оспаривают друг у друга американские и японские фирмы.

В начале 70-х годов японская экспедиция, отправившаяся на разведку нефтяного месторождения к северо-востоку от острова Тайвань, обнаружила, что там уже вовсю действует американская компания «Пасифик ойл» под флагом Тайваня. Снова возник конфликт…

Много нефти нашли геологи в Мексиканском заливе и у берегов Калифорнийского залива, на севере Аляски и в устье реки Маккензи.

Разрабатываются месторождения в Южной Америке. Открыты нефтяные месторождения и на акваториях, примыкающих к северо-западной части Эквадора и Перу, а по другую сторону континента у гвиано-бразильского побережья.

В Африке разведаны богатые месторождения нефти в Гвинейском заливе. Правда, здешний шельф поделен между очень многими странами и поэтому бывает нелегко согласовывать работы.

Значительные открытия в последнее время сделаны и на шельфах Австралии и Океании…

Нефть — кровь современного прогресса.

По мнению геологов, дно океана хранит свыше 50 миллиардов тонн нефти. Наметившийся энергетический кризис вновь и вновь выдвигает на передний план задачу освоения этих месторождений.

Как добывают морскую нефть

Чтобы пользоваться морской нефтью, нефтяники должны проделать несколько предварительных этапов работы: сначала произвести тщательную разведку, потом организовать добычу, хранение и транспортировку полученного сырья на нефтеперегонные заводы.

Вы скажете, что то же самое делают и сухопутные нефтяники. Конечно, но только с той разницей, что они находятся на твердой земле. Согласитесь, что некоторое различие есть в том, что у тебя под ногами — прочная суша или зыбкое море.

Первый этап — разведка на море — проходит даже легче, чем на суше. Заключается он в геологическом исследовании выбранного участка. Здесь главная задача — выбрать бассейн с мощным слоем донных отложений, под которыми могло образовываться месторождение нефти или газа. Для этого с помощью магнитометра, установленного на самолете или на корабле, отыскиваются места, где наблюдается изменение магнитного поля Земли. Дело в том, что, к нашему счастью, океаническая кора сложена главным образом из базальтов, содержащих в себе довольно много магнитных материалов. В местах же возможного скопления нефти или газа величина магнитного поля меняется.

Потом «подозрительные» районы еще и еще раз проверяют с помощью морских гравиметров — приборов, отмечающих малейшие изменения силы тяжести. Ведь нефть и газ легче окружающих их горных пород…

Если магнитные и гравиметрические измерения дают однозначный ответ, приступают к сейсмической разведке. Сейсмологи опускают с борта судна на дно пневматическую пушку или электроискровой разрядник и стреляют, трясут дно, создают в устилающих его горных породах ударную волну. Бегут по морскому дну в разные стороны упругие волны. Там, где породы более плотные, скорость у них одна, там, где менее плотные, — другая. Чуткие приборы — сейсмографы ловят эти волны.

Данные всех предварительных измерений передают электронно-вычислительной машине. Машина сопоставляет их. Длинные колонны цифр летят в виде сигналов радиоволн на приемные антенны искусственных спутников Земли. Спутники рассказывают людям о строений морского дна, помогая составить как бы его профиль, указывают разведывательным судам, какое именно место, какой участок морского дна может представлять для нефтяников наибольший интерес.

Морские геологи-разведчики устанавливают платформы с вышками или подгоняют суда — плавучие буровые и начинают разведочное бурение.

КРАСНОЕ МОРЕ. Расположено между Африкой и Аравийским полуостровом. Соединяется на севере через Суэцкий канал со Средиземным морем, на юге через Баб-эль-Мандебский пролив с Аденским заливом и Аравийским морем. Площадь — 460 тысяч квадратных километров, глубина — до 3039 метров. Одно из самых теплых и соленых морей в мире. В Красное море не впадает ни одна более или менее значительная река. На севере имеются два залива — Акаба и Суэцкий. Главные порты: Суэц, Порт-Судан, Джидда, Массауа, Ходейда.

Пробурив некоторую глубину, бур вытаскивают, а в отверстие опускают стальную трубу, закрепляют, цементируют, чтобы стенки скважины не обвалились и чтобы выступившая нефть не загрязняла грунтовые воды…

Суда буксируют подводное нефтехранилище к месту затопления.

Через некоторое время бурильщики меняют буровое долото или коронку на меньший размер. Теперь и трубы для обсадки ставят меньшего диаметра. И так до тех пор, пока не дойдут до нефти. Или пока не решат, что скважина бесперспективна. Ведь далеко не в каждой оказывается «черное золото». Тут уж все зависит от тщательности предварительной разведки и от везения.

Таким образом, каждая скважина — это отверстие в земной коре со стальными стенками. По виду оно напоминает старинную складную подзорную трубу из нескольких колен.

Сегодня разведочное бурение ведется уже не только на мелководье шельфа. Нефтяные платформы шагнули за его пределы, и скважины бурятся в глубоководных районах океана. Инженеры разработали конструкции платформ, которые можно отбуксировать к месту установки и, выдвинув опоры, закрепить на дне. При этом сама платформа поднимается над водой на такую высоту, чтобы ее не захлестывали даже самые высокие волны.

У нас в Советском Союзе на этом принципе сконструированы установки «Бакы», предназначенные для бурения в Каспийском море 6-километровых скважин. Каждая из четырех опор установки высотой более 100 метров. Упрутся они в дно, а по ним платформа поднимается еще на высоту трехэтажного дома над волнами. Попробуй достань… На ней устанавливается 54-метровая буровая вышка и другое оборудование. Тут же — дома-укрытия для обслуживающего персонала. Есть у нас платформы и других типов, работающие в разных морях.

В 1974 году компания «Бритиш петролеум» установила в Северном море трехэтажную стационарную платформу на глубине 120 метров. Наверху, в 45 метрах от поверхности воды, — вертолетная площадка. Ниже буровая и подсобные помещения, в которых работают одновременно до 100 рабочих. Такое сооружение стоило около 82 миллионов долларов, и с него пробурены несколько скважин в разных направлениях.

Для больших глубин используются полупогруженные платформы. Они устанавливаются на плавающих в глубине понтонах и удерживаются на месте многотонными якорями. Такие платформы, благодаря глубоко посаженным поплавкам, даже в бурю не испытывают сильной качки. Многие из них снабжены собственными двигателями, позволяющими им маневрировать без помощи буксиров.

Но самые прогрессивные конструкции — это подводные комплексные станции. В рабочей камере, которую опускают на грунт над скважиной, поддерживается атмосферное давление. Здесь сосредоточено все оборудование, необходимое для добычи нефти из скважины. Обслуживающий персонал доставляется с надводного судна в транспортной капсуле. Судно обеспечивает подводную рабочую камеру воздухом, электроэнергией. Связь осуществляется по телефонным и телевизионным каналам.

Согласно разработанному проекту, комплексная подводная станция может эксплуатироваться на глубинах до 900 метров.

Глубоководное бурение ведется и со специальных судов, оборудованных буровыми вышками. Так, в конце 60-х годов американская фирма «Глобал марин» построила судно «Гломар Челленджер». Оно вело бурение через киль и удерживалось над скважиной с помощью нескольких винтов. Есть такие суда и в других странах — в Японии, во Франции, в Италии. Есть они и у нас.

Чрезвычайно важной проблемой является хранение и транспортировка добытой в океане нефти. Сооружать нефтепровод от каждой скважины на берег нерентабельно. Да и в этом случае без хранилищ вблизи места добычи не обойдешься. Первые подводные хранилища имели вид опрокинутых котлов. Установили их на дне Персидского залива на глубине 150 метров. В огромный стальной купол без дна накачивается прямо из скважины нефть, которая вытесняет воду. Такой способ очень удобен, потому что под действием давления той же воды происходит и перекачка нефти в танкеры.

У побережья Норвегии на североморском месторождении Экофиск в 270 километрах от берега на 70-метровой глубине затоплены 9 огромных емкостей из бетона. Действуют они по тому же принципу и могут принять одновременно до 160 миллионов литров нефти. В той же Норвегии сооружено и еще большее хранилище для газа. На дне моря на глубине 84 метра установлено «на попа» нечто вроде цистерны с диаметром 62 метра и высотой 123 метра. Посчитайте-ка сами ее объем. От этой «цистерны» идет газопровод к шотландскому порту Питерхед. Есть и другие проекты хранения и перевозок нефти по морю, например в огромных пластмассовых мешках…

Конечно, такая широкая добыча нефти со дна моря и особенно ее массовые перевозки из одних районов земного шара в другие по морским трассам чреваты немалыми опасностями для окружающей природы. Вот всего несколько примеров.

В 70-х годах произошла ужасная по своим последствиям авария танкера «Торри Кэньон». В море вытекло 80 тысяч тонн нефти! Под угрозой гибели оказались устричные отмели и рыбные садки, пляжи всемирно известных курортов. Какими только способами не пытались люди бороться с нефтью, разлившейся на огромном пространстве акватории! Ее пытались собирать, пробовали жечь напалмом… Ничего не помогало. Для прибрежных стран это явилось поистине всенародным бедствием.

Только затихли разговоры по поводу злосчастного «Торри Кэньона», как в бухте Сан-Франциско столкнулись два танкера. 3 тысячи тонн сырой нефти залили на многие километры калифорнийские пляжи. Конечно, 3 тысячи тонн — это не 80 тысяч…

16 марта 1978 года авария супертанкера «Амако Кадис» привела к самой большой экологической катастрофе в истории мореплавания. Танкер потерпел аварию в водах, омывающих полуостров Бретань (Северная Франция), и в море вылилось около 200 тысяч (!) тонн сырой нефти. Ветер распространил нефтяное пятно более чем на 100 миль. Погибли устричные отмели, погибли птицы в океане. В приморских заболоченных местах уже через трое суток после катастрофы не осталось никакой жизни. Около 320 километров побережья было заражено нефтью. Вымерло все живое. И биологи говорят, что только через семь, а то и десять лет восстановится экологический баланс природы в этом районе.

Дочь известного немецкого писателя Томаса Манна — председатель совета планирования Международного океанического института на Мальте профессор Элизабет Манн-Боргезе в своей книге «Драма океана» подсчитала, что каждый год на международных морских трассах могут возникнуть не меньше 100 тысяч опасных ситуаций для танкеров, находящихся в пути. При этом около миллиарда тонн сырой нефти рискуют быть выброшенными в океан. Миллиард тонн! Попробуйте вообразить себе это количество, учитывая, что пленка нефти даже толщиной в одну молекулу способна нарушить фотосинтез в морских организмах, задушить и отравить маленьких и больших обитателей океана.

Океан — друг человеку, но друг взыскательный. Небрежностей по отношению к себе он не терпит. Ни одна страна не застрахована от тяжелых последствий аварий на море.

21 ноября 1981 года в Клайпедском порту пришло на суда штормовое предупреждение. Клайпеда — отличный порт, но в шторм — место опасное. Образуется здесь у берега мощный тягун. Он так водит суда у причалов, что никакие швартовы не выдерживают. На время непогоды портовые правила даже предусматривают прерывать грузовые операции. Все капитаны знают эти особенности и с получением штормового предупреждения предпочитают выходить из гавани и штормовать в открытом море: так куда безопаснее.

Однако официальное оповещение о надвигающемся урагане не застало на борту английского танкера «Глобе Асими», приписанного к Гибралтару, ни капитана, ни старшего механика, ни части команды. Они беспечно веселились в городе. Напрасно мерил беспокойными шагами ходовую рубку лоцман, готовый вывести судно из бухты. Отдать приказ отваливать может только капитан. В чреве судна тяжело переливалось 16 499 тонн топочного мазута да в бункере — 180 тонн моторного топлива и 50 тонн дизельного…

Ветер крепчал. Тяжелый теплоход водило на швартовых как ялик. Наконец под утро следующего дня явился на борт капитан. Однако вместо того чтобы тут же отдать нужные распоряжения, он тянул и тянул время, дожидаясь прихода старшего механика и недостающего члена машинной команды.

Ждать больше было невозможно. Толстые капроновые канаты лопались как нитки. Судно лишилось почти всех швартовых, когда наконец последовала долгожданная команда. Но и тут вместо того, чтобы набрать инерцию и миновать в районе узкости подветренную отмель на хорошем ходу, капитан вел танкер вяло и нерешительно. Правда, посудина постройки 1960 года была достаточно старой и изношенной…

У конца северного мола ветер с размаху бросил судно на камни. Обшивка лопнула, и мазут — густой черный мазут — широкой рекой хлынул через пробоину.

Даже старожилы Клайпеды не помнили за последние тридцать лет такого урагана. Ветер с запада мчал со скоростью 25–30 метров в секунду. Порывами скорость его увеличивалась до 50 метров в секунду. Волны методически разрушали корпус танкера, беспомощно лежащего на камнях. И он разламывался на глазах, истекая мазутом. На средней надстройке и на корме металась обреченная на неминуемую гибель команда.

По нашим законам главная ценность — человеческая жизнь. Помочь можно было, только наладив канатную переправу. Причем наладив сейчас же, не медля. Яростные волны не оставляли времени на раздумья. И вот 4 советских моряка, нагрузившись линеметом, бухтами капронового троса, канифас-блоками и рацией, пустились в опасный путь. До конца мола — 300 метров. 300 метров скользкого пути, через который то и дело переваливались и неслись горы холодной воды, смешанной с мазутом. Короткими перебежками, прижимаясь к камням, продвигались моряки.

Зацепившись за опору указательного знака на оконечности мола, они все же наладили подвесной путь с судна на берег, и к 21 часу со средней надстройки сняты были все, включая капитана и лоцмана. 15 человек оставались на корме, но они даже не рисковали перебраться по искореженной, захлестываемой волнами палубе к канатной дороге. Час спустя судно переломилось пополам. И все-таки к полудню следующего дня все моряки из команды злополучного танкера были спасены.

Ну а что же с грузом танкера? С этим дело обстояло гораздо хуже. Мазут покрыл акваторию порта, около 140 тысяч квадратных метров. Черная жижа проникла в Куршский залив, в прекрасный заповедник, безнадежно испортив камышовые заросли многочисленных островов…

Как только произошла авария, в городе была организована чрезвычайная аварийная комиссия. На всех примыкающих к заливу предприятиях действовали штабы по ликвидации последствий разлива мазута. В ближайшие дни из Новороссийска, Баку, Измаила, Вентспилса и Ленинграда прибыли спецформирования и специалисты, имеющие опыт работы с разлившейся нефтью. Самоотверженно боролись со стихией люди из Балтийского пароходства.

Все было брошено на борьбу с последствиями катастрофы. В напряженные дни в работах участвовало до 1700 человек и большое количество техники. Но что они могли противопоставить стихии? Волны рвали боны заграждений. Смешанный с водой, с портовым мусором, застывший мазут превратился в густую вязкую массу, которая почти не поддавалась откачке.

ТИМОРСКОЕ МОРЕ. Расположено между Австралией и островом Тимор. Площадь — 632 тысячи квадратных километров, глубина преимущественно до 200 метров, однако на севере у острова Тимор имеется впадина глубиной до 3310 метров. Крупный залив — Жозеф Бонапарт. Главный порт — Дарвин.

Названо по имени острова.

Двадцать три дня и двадцать три ночи шла схватка с мазутом. Западный ветер и зыбь выбросили часть мазута на золотые пески пляжей Мальнраге, Гируляя и Паланги. Грязь пришлось убирать вручную…

Когда шторм прекратился, большинство спасенных членов команды улетело домой. А сотни людей еще долгое время выгребали остатки разлитого мазута. И еще не один курортный сезон купающиеся будут находить черные метки пребывания «Глобе Асими» у наших берегов.

Добыча нефти в океанах, а следовательно, и ее перевозки будут нарастать: Тут уже ничего не поделаешь — технический прогресс вспять не повернешь. Но чем сильнее вмешательство человека в природу, тем осторожнее и внимательнее он должен быть. В наших руках могучая наука и техника, никаким силам природы не справиться с ними.

Пришло время человеку не только брать от планеты, но и заботиться о своем доме. И в первую очередь наша забота о чистоте Мирового океана.