Примечания

1 . Династический период в истории Древнего Египта охватывает промежуток от конца IV тыс. до н. э. до начала эпохи эллинизма и включает время правления тридцати царских династий, перечисленных в списке египетского жреца Манефона (IV-III в. до н. э.). На протяжении этого периода выделяют следующие исторические промежутки: Раннее царство (I-II династии, ок. 3000-2800 г. до н. э.), Древнее царство (III-VI династии, начало XXVIII — середина XXIII в. до н. э.), I Переходный период (VII — первая половина XI династии, середина XXIII — середина XXI в. до н. э.), Среднее царство (вторая половина XI-XII династии, середина XXI — начало XVIII в. до н. э.), II Переходный период (XIII — XVII династии, XVIII-XVII в. до н. э.), Новое царство (XVIII — XX династии, XVI — начало XI в. до н. э.), Поздний период (XXI — XXVI династии, XI-VI в. до н. э.). В 525 г. до н. э. Египет был завоеван Ахеменидами и оставался под их властью с небольшими перерывами вплоть до 332 г.до н. э. О проблемах древнеегипетской хронологии см. Бикерман, 1975, с. 77-78, 176-179.

2. О космологических представлениях в Древнем Египте см. Матье, 1956; Франкфорт и др., 1984, гл. 2; Anc. Cosm., 1975; EAT, I, с. 2; об астрологии см. Gundel, 1936; Lindsey, 1971, с. 7-9; Parker, 1959; 1978; Waerden, 1974, с. 32-37.

3. Проблемы астрономической ориентации пирамид и других памятников в Древнем Египте не рассматриваются в настоящей работе; по этому вопросу см. Zaba, 1953, а также Neugebauer, 1980, на русском языке см. Замаровский, 1986, с. 298-303.

4. Речь идет именно о деревянных гробах, а не о каменных саркофагах.

5. Имена древнеегипетских правителей в настоящей статье приводятся в транскрипции, принятой в издании Бикерман, 1975, с. 176-178.

6. Посвященная Египту глава в «Истории астрономии» А. Паннекука не отвечает уровню современных знаний в этой области (см. Паннекук, 1966, гл. 7 и примечание переводчика на с. 569).

7. Так считает Р. Паркер, но его мнение принято не всеми египтологами и, возможно, будет пересмотрено в дальнейшем.

8. Паркеровская реконструкция принята не всеми специалистами. Так, Э. Бикерман не упоминает о ней в своем фундаментальном исследовании (см. Бикерман, 1975, с. 35-38, прим. 37).

9. В подобных определениях необходимо учитывать следующие моменты. В настоящее время гелиакический восход Сириуса наблюдается в Египте в начале августа и поэтому не может служить указателем начала наводнения. Однако раньше имела место другая ситуация. Дата восхода постоянно смещается вследствие прецессии относительно даты солнцестояния приблизительно на один день за 120 лет, становясь все более поздней. Можно поэтому определить эпоху, когда восход наступал незадолго до начала наводнения ил и одновременно с ним. При этом если за начало наводнения примем первый подъем воды, то получим более раннюю оценку, если же остановимся на моменте максимума, то придем к более поздней дате приблизительно на тысячелетие. Необходимо, кроме того учесть, что дата восхода может сильно колебаться при изменении широты места наблюдения. Для Египта это широтное колебание составляет около пяти дней, что также должно быть учтено, если хотим получить оценку, имеющую значение для истории. В качестве возможных пунктов наблюдения обычно называют крупные культовые центры Древнего Египта — Мемфис, Гелиополь, Фивы и т. д., однако нет серьезных оснований, чтобы предпочесть какой-нибудь из них. Необходимо также иметь в виду, что результат определения даты восхода сильно зависит от конкретных условий наблюдения. Гелиакический восход Сириуса может наблюдаться в Египте на пять дней позднее даты, когда он на самом деле имел место (Winlock, 1940, с. 458-459). Это случайное запаздывание восхода, с одной стороны, служит доводом в пользу более ранней даты, с другой стороны, вносит дополнительную неопределенность в проблему в целом.

10. О проблемах, связанных с использованием «периода Сотис» для установления астрономически обоснованной хронологии Древнего Египта, см. Бикерман, 1975, с. 36-37, 77-78; Идельсон, 1975, с. 328-336; Струве, 1937; Стучевский, 1976, с. 266-268; Neugebauer, 1939; Parker, 1950; 1952; 1971, с. 21-26; Waerden, 1974, с. 10-11.

11. Круглый зодиак (в EAT, III обозначается как Dendera В) представляет часть потолочного украшения в одной из комнат посвященной Осирису часовни на крыше храма Хатор. Датируется временем до 30 г. до н. э. Известно еще одно изображение такого же типа (Dendera Ε), но приведенное на рис. 13 дает, по-видимому, наиболее точную картину неба, как она представлялась египтянам. На рис. 13 за пределами внешнего круга не показаны имеющиеся на монументе божества четырех стран света, правильно ориентированные, и четыре пары сокологоловых божеств, поддерживающих круг кеба. По внешнему кругу идут фигуры 36 деканальных божеств, относящиеся, по классификации Паркера — Нейгебауера, к так называемому танисскому семейству. Внутри круга находится кольцо зодиакальных созвездий, отделяющее северные созвездия от южных. Планеты помещены в тех знаках зодиака, где они имеют с астрологической точки зрения наибольшее влияние: Венера в Рыбах, Меркурий в Деве, Марс в Козероге, Сатурн в Весах, Юпитер в Раке.

Созвездия к северу от эклиптики обозначаются следующими символами: А — бегемотиха; В — шакал на мотыге; С — передняя нога быка (северный полюс, не отмеченный на данном монументе, помещается обычно между А и С ); D — маленький лев над С ; Ε — божество (около Близнецов); F — маленькое сидящее божество (выше Льва); G — группа из двух божеств, одного сокологолового, и шакала (вблизи Весов и Скорпиона); Η — группа из божества и гуся (вблизи Скорпиона и Стрельца); J — безголовое божество (вблизи Водолея); К — группа из божества и антилопы бейзы (около Водолея и Рыб); L — антилопа бейза и бабуин с соколом на голове (ближе всего к Овну); Μ — глаз в диске (между Рыбами и Овном).

Созвездия к югу от эклиптики: N — группа из божества и свиньи в диске (около Рыб); О — группа из двух божеств, одного львиноголового (около Овна и Тельца); Ρ — Орион (около Тельца и Близнецов); Q — птица; R — сокол на колонне (под Близнецами); S — Сириус-Сотис в виде коровы на лодке (под Раком); ΤСатис , богиня, сопровождающая Сотис; UАнукис , богиня, сопровождающая Сотис (Т и U , возможно, не являются созвездиями); V — сидящая женщина, держащая младенца (около Льва); W — божество с головой быка с мотыгой (под Девой); X — лев с передними лапами, опущенными в воду (около Девы и Весов); Υ — божество с верхней частью тела как у человека и и жней как у бегемота (около Весов).

Зодиак Dendera Ε имеет много общего с изображенным на рис. 13, но отличается от него числом созвездий, расположенных к северу и к югу от эклиптики, конкретными изображениями и их взаимным расположением. Подробнее см. (EAT, III, с. 199-202, а также Parker, 1978, с. 721-723).

12 . Приношу сердечную благодарность А. Большакову за внимательное чтение рукописи и сделанные замечания.