Измерение времени ночью. Деканы. Звездные часы

Важной проблемой, связанной с необходимостью определять время ночных служб в храмах, было измерение времени ночью. Из ритуальных календарей Позднего периода известно, что некоторые праздники в египетских храмах отмечались ночью, причем отдельные службы должны были совершаться строго в определенные часы (Junker, 1910). Подобная практика, вероятно, имела место и в более раннее время. На визирном инструменте (мерхете ) для наблюдений прохождений звезд, отмечавших ночные часы, имеется надпись: «Отмечаем начало праздника; все люди в свои часы стоят», подразумевающая связь между делением ночи на часы и проведением ночных служб (около 600 г. до н. э., см. рис. 5). Самый ранний известный экземпляр мерхета датируется эпохой Тутанхамона (ок. 1300 г. до н. э.); он употреблялся, по-видимому, для тех же целей, что и более поздний экземпляр, т. е. для фиксации начальных моментов ночных служб (Borchardt, 1920, с. 53-54; Sloley, 1931, с. 169). Согласно распространенному мифологическому сюжету, в ночные часы бог Солнца Рэ путешествовал по подземному миру Дуат , где его подстерегали разного рода опасности. Появление Солнца на востоке утром трактовалось как его новое рождение, которое происходит регулярно, но может и не состояться, если силам смерти удастся одержать верх. Ночные службы в храмах были религиозной формой соучастия египтян в том, что, по их представлениям, происходило в мире невидимом. Путешествие Рэ в преисподнюю описывалось в специальных книгах, тексты которых запечатлевались на стенах гробниц. Подземный мир в них подразделяется на 12 частей, в каждой из которых Рэ находился в течение часа. Деление на 12 частей преисподней было установлено не позднее середины II тыс. до н. э., но упоминания о ночных часах встречаются еще в эпоху Древнего царства. К этому же периоду надо отнести возникновение традиции ночных служб и связанной с ними необходимости измерять время ночью (Матье, 1956, с. 39- 42; Франкфорт и др., 1984, с. 60; David, 1980, с. 90-91; Parker, 1978, с. 710-711).