Социальный заказ на… детские игрушки

Игрушки и многие игры так или иначе, но всегда в доступной, интересной формемоделируют саму жизнь. Естественно, каждая эпоха, интересы разных классов общества отражаются в играх де-тей по-своему, как бы реализуя в них свой социальный заказ на оп ределенные качества личности, которые необходимо воспитать в подрастающем поколении. Наше время, время научно-технического прогресса и перестройки выдвинуло небывалое еще требование: раз-витие творческого потенциала каждого будущего члена общества. Как же этот социальный заказ реализуется в современных играх и игрушках? Что чаще всего покупают, например, для девочек? Все возможных кукол, посуду и мебель для них, швейные и стиральные машины, рукодельные принадлежности, т. е. уменьшенные модели того семейного быта, с которым женщине придется иметь дело всю жизнь. Конечно, никто не будет возражать, что подготовка к буду-щей семейной жизни, к бытовому труду должна найти свое отраже-ние в играх. Это хорошо. Плохо другое: чаще всего этим круг игр для девочек и ограничивается (настольные игры развлекательного характера в счет не идут). Конструкторы? Это считается почему-то занятием для мальчиков. Ну, мозаика, кубики – это еще куда ни шло. Но конструкторы? Зачем ей?

Мальчикам повезло больше: кроме пистолетов, ружей, автомашин

и самолетов, для них предназначаются и строительные материалы,

и сборные модели, и управляемые игрушки, и всевозможные конс-

Что такое развивающие игры? 25

трукторы, ценность которых для интеллектуального развития детей вряд ли кто будет оспаривать. С помощью игр типа “Конструктор” безусловно можно развить многие стороны творческих способнос-тей, но, по нашему мнению, они часто используются далеко не луч-шим образом (подробнее об этом говорится в описании игры “КБ САМ”). Кроме того, игры этого типа рассчитаны на более старший возраст, во всяком случае на школьный. Ведь не купит папа конс-труктор 2- или 3-летнему малышу?