Библиотека soteria.ru
Интеллектуальные игры
Борис Никитин
Дата публикации: 14.07.19 Просмотров: 2703 Все тексты автора Борис Никитин
Сущность и особенность интеллектуальных игр
Такими играми нового типа и являются творческие РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всем своем разнообразии объе динены под общим названием не случайно; они все исходят из об щей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ре бенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.
3. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных средне-му взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку ИДТИ ВПЕРЕД и совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬ НО, т. е. РАЗВИВАТЬ свои ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, в от-личие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и НЕЛЬЗЯ ПОДСКАЗЫВАТЬ ни словом, ни жестом, ни взгля дом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
7. НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
Что такое развивающие игры? 27
8. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ предстает перед ребенком не в абстрак тной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узо-ра или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. В ВИДЕ видимых и осязаемых ВЕЩЕЙ. Это позволяет сопос-тавлять наглядно “задание” с “решением” и САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
9. Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям состав лять новые варианты заданий и даже придумывать новые разви вающие игры, т. е. ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО СТЬЮ более высокого порядка.
10. Игры позволяют каждому подняться ДО “ПОТОЛКА” СВО-ИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих творческих играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось ОБЪЕДИНИТЬ один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важ ным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребенок может подняться ДО “ПОТОЛКА” своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу не-сколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
• во-первых, игры могут дать “пищу” для развития творческих способностейс самого раннего возраста;
• во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опе режающиеразвитие способностей;
• в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего “потолка”, ребенок развивается наиболее успешно;
• в-четвертых, игры могут быть очень разнообразны по свое-му содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного твор чества;
• в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы не заметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Если вы внимательно читали первую главу книги, то обязатель-но обратили внимание на только что перечисленные пять пунктов. Они соответствуют всем пяти основным условиям развития способ-ностей!
28 Что такое развивающие игры?
Именно благодаря этому игры создают своеобразный микро-климат для развития творческих сторон интеллекта. При этом раз-ные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать матери-ал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что назы-вается сообразительностью, изобретательностью, ТВОРЧЕСКИМ СКЛАДОМ МЫШЛЕНИЯ.