Как играть с детьми

Все знают, что встречаются среди детей “заводилы” – органи заторы игр, походов и всяких проказ. Другие ребята идут у них на поводу, слушаются их, иногда подражают им. Встречаются такие люди и среди взрослых – ребятишки прямо “липнут” к ним, будто те мазаны каким-то “педагогическим медом”. В семье, где есть такой папа или такая мама, как правило, легко решаются всякие пробле мы и трудностей почти не бывает, хотя детишек может быть много. Главная особенность таких счастливых людей – в их умении увле-кать детей тем, что они делают сами. Чем бы они ни занимались, ребята тут как тут и с увлечением делают то же. Нет цены таким людям, если они увлекаются полезным для ребят делом.

Но как быть тем, кто таким “педагогическим медом” не мазан, кто “не знает как”, у кого просто “не получается”, “не выходит”…?

Прежде всего, не отчаиваться. “Педагогический мед” можно собрать и по капелькам: он станет тогда педагогическим опытом.

А опыт может приобрести каждый, если приложит к этому доста-точно усилий.

Методические советы, которые здесь приведены, основаны как раз на опыте, собранном по крупицам в играх с самыми разными детьми.

Некоторые советы (1–7-й) звучат категорически – этого требуют сами правила игры, без которых она превратится в обычное учеб-ное занятие или развлечение. Другие советы (8-15-й), выполнение которых тоже желательно, но не настолько обязательно, как первых, рассчитаны на их творческое применение в играх.

С течением времени каждый взрослый, играя с детьми, может приобрести собственный интересный опыт, сделать свои педагоги

30 Как играть с детьми

ческие открытия и, конечно, повысить при этом свое воспитательское мастерство. Значит, не будем отчаиваться, а будем учиться!

Чтобы эта учеба шла успешнее, сделайте по коробочке с кубика-ми или кирпичиками каждому ребенку, а еще лучше, если будет своя игра и у родителей. Тогда можно играть вместе (только вначале не спешите показывать, что вы быстрее малыша можете справиться с заданием) и даже устраивать соревнование со старшими.

Когда игра будет идти на равных или малыши станут обгонять взрослых, интересно станет всем.

А теперь о некоторых правилах, которые надо стараться со блюдать, чтобы игры осваивались успешно.

Радоваться успехам, но не захваливать

Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши игра ют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, ув лечение и даже страсть. Вот этот интерес к играм, к интеллекту альному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей. Именно развивать, так как сам он ниоткуда не появляется; и если иногда говорят: “Он сам интересуется”, то толь-ко потому, что не знают, откуда интерес появился, кто принес его “семя” и удобрил почву для роста. Кроме того, здесь действует одна закономерность: чем больше развито какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Посмотрите на сильного, тренированного гимнаста, на его движения, походку, жесты. Особенно, если у него дня 2–3 не было тренировки. Мышцы его играют, каждое движе-ние доставляет ему видимое удовольствие, тело просто просит дви-жения. Оно тоскует без него. Он ощущает тот самый избыток сил, который ищет выхода; как в старых сказках у богатырей: “силушка по жилушкам поигрывает”. Да что там богатыри! Зайдите в шко-лу перед концом урока и понаблюдайте, как почти вместе со звон-ком вырываются из класса школьники, истомившиеся на уроке без движения. Как просит их молодое тело движения после противо естественного в этом возрасте неподвижного сидения за партой,

и каких усилий стоит учителям и дежурным удержать в границах школьного приличия этот поток жаждущих мышечной работы мо лодых тел.

Как играть с детьми 31

Так просит деятельности и творческий ум; и тем ощутимее, чем он развитее, чем он сильнее. Поэтому очень важно дать ему окреп-нуть и познать радость успеха, радость преодоления трудности – и как можно раньше.

Как же это сделать? Обычно говорят: “Обстановка действует”, но обстановку осознанно или чаще неосознанно создают сами люди,

в первую очередь, взрослые и старшие, окружающие малыша. Вот картинка из старой книжки, описывающая один из обычаев в Твер-ской губернии: “Когда ребенок первый раз встанет на свои слабые ножки, то все, стар и млад, с особенным удовольствием кричат: “Ды-бок! Дыбок! Который Кузьке годок?” Ребенок смеется, старается пе-редвинуть ножки, а если, потеряв равновесие, шлепнется, то стара-ется не плакать, а снова встать на ножки”.

Любе год и 2 месяца. Она сидит с кубиками и пытается поста-вить кубик на кубик, как это делал несколько минут назад ее 3-лет-ний братишка, построивший из кубиков целую башню. Но это у нее никак не получается: она и придавливает кубик к кубику, и двумя ручонками берется за верхний кубик, но как только отпустит руч-ки, верхний кубик опять сваливается. Мама проходит мимо Любы и останавливается, пораженная тем упорством, с каким малышка повторяет свои попытки. И вдруг кубик, наконец, не падает. Люба удивленно и серьезно переводит глаза с кубиков на маму. А мама не выдерживает и весело смеется:

– Поставила Люба кубик на кубик! Поставила! Умница!

Вот теперь только, глядя на смеющуюся маму, улыбнулась и Люба. Мама рассказала всем о Любином успехе, и на другой день старшие сестры уже специально принесли Любе кубики и попроси-ли построить “башню”. И Любе удалось на этот раз поставить даже три кубика на один! Все ребятишки скакали и хлопали в ладоши, а, глядя на них, улыбалась и Люба и тоже пробовала хлопать своими крошечными ручонками. А потом стала строить еще и еще, увлекаясь все больше.

Итак, первое условие успеха – улыбка, радость, похвала, ис кренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в рос-те его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание

– похвала не по заслугам – может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показывать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно делать еще лучше.

32 Как играть с детьми

– Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка!

Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию – очень важное ус-ловие творческой деятельности в любой области. В этом отношении интеллектуальные игры облегчают задачу: они сами создают такую перспективу развития своими заданиями-ступеньками. Но они же требуют от взрослого не только похвалы вообще, а конкретной оцен-ки действий ребенка:

– Ты сегодня быстро сложил узор, быстрее, чем вчера.

– Умница, Юленька, как аккуратно начертила квадрат, нигде ка-рандаш не сошел с линеек (на тетради в клетку).

– Смотри, как точно нарисовал Ваня круг. Ни одного хвостика, и нет двойных линий.

К оценке важно привлекать и самого ребенка:

– Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось?

– А что еще не совсем получилось?

Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению впе-ред, к совершенствованию, но…