Ни пресыщения, ни принуждения!

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто “перебарщиванием”, доведением игры до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следу-ет доводить занятия играми до пресыщения, до того, что малышу не хочется играть. Как перекармливаемый ребенок теряет аппетит

и приятная еда превращается для него в мучение, так и всякое дав ление, всякое насилие вызывает у малыша сопротивление, неже лание играть в те игры, которыми заставляют заниматься. Наоборот, заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или “в другой раз мы поиграем побольше”, чтобы впереди была приятная перспектива

– завтрашняя радость.

Поэтому, как бы ни хотелось вам, чтобы малыш занимался иг-рой, ни в коем случае не оказывайте на него нажима. Отступитесь, отложите на день, на два, на неделю, но выждите момент, когда игра будет желанной. Творчество развивается и творческие силы крепнут

Как играть с детьми 33

только там, где есть свобода их проявления. Но это вовсе не означает, что надо просто ждать, когда у ребенка возникнет желание играть. Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения. Как? Вот, например, пригласите друзей вашего ребенка и организуйте игру “Сложи узор”. А еще лучше, если ваш малыш сам достанет игру, сам начнет ее показывать и сам будет объ-яснять, как играть в “Сложи узор”. А можно и иначе: поиграйте сами

в “Уникуб” (там с У-35 интересные и для взрослых задания), пусть ребенок просто понаблюдает за вами в игре. Положите часы или се-кундомер на стол и заметьте время, сколько уходит у вас на задание У-35, и сравните с результатами детей. Здесь вас могут встретить неожиданности. Я до сих пор удивляюсь, что на выполнение этого задания мне требуется теперь около 100 секунд, а сын уже в 11 лет тратит только 50–60 секунд. Если вам играть интересно, то малыш посмотрит-посмотрит на вашу игру и сам попросит кубики.

Во время игры не допускайте замечаний по отношению к ребенку:

– Ну и бестолковый же ты! Хуже всех!

– Ты все по сторонам смотришь! Скорее соображай!

– Прямо глупый какой-то… и т. п.

Толковее от этих слов никто еще не становился, зато они вы зывают у малышей раздражение, озлобленность, неверие в свои силы, нежелание думать – все свойства, которые творчеству, да и не только творчеству, просто противопоказаны.