Самостоятельно – без подсказки! а как быть с ошибками?

Основное правило творческих игр: взрослый не должен вы полнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения задания нельзя зло употреблять даже замечаниями типа “Ай-яй-яй!” или “Гм…” или досадливого “Да, проморгал…”, или “Верно…”, “Молодец!”, “Так, так…” и т. п. Подчеркиваем, воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребенок еще не окончил очередного задания. Почему они нежелательны?

Нужно сказать, что вначале, когда малыш только знакомится

с играми, подобные эмоциональные реплики даже помогут: одобри тельные – окрыляют, критические – побуждают работать вни

34 Как играть с детьми

мательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям ок ружающих. А это приведет к тому, что у ребенка не будет разви-ваться самоконтроль. После очередного шага в решении задачи он станет смотреть на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь, кивнете одобрительно или отрицательно. И если это станет главным крите-рием в его оценке собственных действий, то самоконтроль, само-анализ заменяется стремлением просто угадать, как относятся к это-му окружающие. Даже при оценке самых сложных работ не надо торопиться с замечаниями: “смотри – ошибка! И еще одна ошибка! А здесь не так!”

Лучше это делать по-другому. Вот Алеша строит сложную мо-дель из кирпичиков:

– Пап, у меня готово!

– Хорошо, давай посмотрим… Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки.

– Не может быть! Я проверял.

– Ты проверь еще разок.

Две ошибки Алеша обнаружил сам. А вот третья…

– Не вижу, где еще?

– А ты по всем проекциям проверял?

– Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку…

– А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же!

Прежде чем указать ошибку (да и то не прямо), отец заставил сына “выложиться” до конца. Это очень важно. Можно пойти даже “на хитрость”, т. е. сказать об ошибке там, где ее нет, – пусть ребенок докажет, что там все “по чертежу”, все правильно. Но такие пробы надо делать, будучи уверенным, что малыш действительно дока-жет и так докажет, что это обрадует и вас, и, главное, малыша. Или можно специально построить что-то с ошибками (более или менее грубыми, исходя из возможностей ребенка), а потом вместе отыски-вать ошибки, даже устроить соревнование: кто их больше найдет? Причем особенно высоко ценить обнаружение не специальных, а действительно вкравшихся ошибок, даже если это ошибки взросло-го. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто обгоняют взрослых, и это надо поддерживать – пусть поднимаются выше старших. Но без злорадства!

Как играть с детьми 35