Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок

Очень часто, желая что-то внушить ребенку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и то же. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного результата. И наоборот, запрет, недоступность всегда вызывают интерес и желание узнать, что это такое. Эту за кономерность обязательно надо использовать в общении с ребятами. И в играх тоже.

Вечер. Вы выбрали полчаса, чтобы поиграть с дочкой. А она за нята куклой – у нее “гости”.

– Наташа, давай поиграем!

– Папочка, я делаю пирог.

– Да что ты все с куклами и с куклами? У меня времени немного есть, давай из кубиков узоры сложим.

– Ну, пап, я немного еще поиграю. Потом!

– А позже я не смогу. Ну-ка, быстренько ко мне, а куклы твои подождут!

Как неохотно дочка идет к вам, мысли ее заняты совсем не ку биками, она оглядывается на кукол…

– Ну-ну, не отвлекайся, смотри вот сюда на узор…

И Наташа смотрит на кубики уже с неприязнью – ведь они ото рвали ее от игры. Вряд ли ей захочется заниматься ими в другой раз.

А вот другая картина. Воскресенье. Вся семья дома, хорошо выс пались, позавтракали не торопясь. Дочка помогает маме убрать по-суду. Скоро она освободится, и… чем бы заняться?

– Светик, а я тебе сделал новые кубики, – говорит папа, – осо бенные, цветные, ты таких еще не видела. Показать?

У папы такой тон, что и не поймешь, то ли он собирается их по казать, то ли нет.

– Показать, показать! Я уже убрала посуду.

– Только это не простые кубики. Они задачки задают, и довольно трудные. Не знаю, сумеешь ли ты решить?

– Сумею, сумею! – уверяет дочка. Она нисколько не сомневается

в том, что это так.

– А может быть, пока отложим? Ты подрастешь, поумнеешь и тогда легко с ними справишься. Задач там, наверное, целая сотня, надолго хватит.

36 Как играть с детьми

– Нет, сейчас! Нет, сейчас! – Света заинтригована, подпрыгива ет от нетерпения, кубики в ее воображении стали совсем соблаз нительными.

И для поддержания такого интереса в дальнейшем нельзя раз вивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки. Сделали вы кубики для игры “Уникуб”, поиграли с малышом и… ос-тавили на полу вместе с другими игрушками. Хочешь – бери, не хо-чешь – не надо, можно их смешать с другими кубиками и пустить в “строительство”, а можно “подфутболить” под шкаф или под диван, так что и не достать сразу. Не доводите до этого! Такое обращение с игрой быстро сделает ее непригодной, потому что кубики или кар-точки задания неизбежно будут теряться, а тогда не все уже задания можно будет выполнять полностью.

Но это еще полбеды – недостающие кубики или рисунки можно восстановить. Беда в другом: игра становится доступной, привычной

и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо все аккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребенка, но все-таки такое, чтобы игра была видна самому малышу. У детей ведь очень многое зависит от случайности: попалась на глаза вещь

– захотелось взять ее поиграть, а не попадется – может надолго за-быть о ней.

Когда ребенок начнет играть самостоятельно, без взрослых, т. е. когда интерес к развивающим играм разовьется и укрепится, тогда можно найти вместе с малышом другое место, доступное для него, и поручить ему следить за порядком в играх, брать их, когда захочет-ся, приглашать поиграть других ребят. Но при этом, конечно, следует время от времени проверять порядок. Для этого надо, конечно, не де-лать ревизию, а просто поиграть с детьми. И игра сама покажет, как “заведующий игротекой” справляется со своими обязанностями.