С помощью сказки и без нее

Большинство развивающих игр по своему содержанию абстракт ны, не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно

40 Как играть с детьми

самых маленьких, характерно именно образное мышление. Малы шам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерам достаточно, например, поставить три стула подряд – получится “автобус” или “самолет” и т. п. Эту особенность детского мышле-ния и нужно использовать, чтобы привлечь внимание ребенка к раз вивающим играм, возбудить интерес к ним.

Одно впечатление будет у малыша, если вы выложите кубики на стол, покажете узор-задание СУ-А1 (“дорожка”) и скажете:

– Сложи в ряд четыре кубика красной гранью вверх, как на этой картине.

А можно все сделать иначе. Рассмотрите с сыном сначала кубики,

а потом рисунки.

– Посмотри-ка, правда, похоже на дорожку, посыпанную желтым песком? – говорит отец, показывая первый узор СУ-А1. – Сможешь сделать точно такую же из кубиков?

И если малыш умеет находить желтые грани на кубиках, то “до-рожка” у него получается легко. Можно даже “пройти” по дорожке двумя пальцами: “Топ-топ”.

– А когда придет зима, станет холодно, все дорожки покроются снегом. Какого цвета станут дорожки? – спрашивает отец, доставая узор с белой дорожкой.

– Они станут белыми! – радуется сын.

– По такой снежной дорожке хорошо и пробежаться, и прока титься на…

– Санках, – добавляет малыш. – Давай тогда сделаем ее по длиннее!

Вряд ли кто станет возражать, что во втором случае игра больше заинтересует ребенка.

В описаниях игр приводятся примеры подобного образного “оживления” разных игровых ситуаций. Здесь опять-таки про-стор для творчества взрослых и самих детей. Дети, например, по собственной инициативе многим узорам-заданиям дали “имена”, и это, конечно, намного понятнее и приятнее для ребенка, чем номер задания, которым пользуются взрослые. Играя с детьми, и мы го-ворим: “фонарик”, “лодочка!, “конфетка” и т. п., тогда узоры-зада-ния “оживают” в воображении ребенка и могут быть включены в рассказ или сказку, придуманную тут же по ходу игры. Попробуйте

Как играть с детьми 41

не читать сразу эти названия, может быть, ваш ребенок придумает другие.

В дальнейшем, и это надо помнить, по мере освоения игры про-исходит закономерный отход от сказки и выдумки, привлекающих детей к игре в самом начале. Постепенно ребенка увлекает цель самой игры добиться чего-то, сделать правильно, преодолеть труд-ный барьер сложного задания. Ни с чем не сравнимое чувство радости и победы становится сильнее и действеннее всяких со провождений, оживляющих игру, а потому надобность в них просто отпадает. И тогда одно только ваше замечание вроде: “Ну и труд-ная задачка сейчас попалась!” – сразу вызовет у ребенка желание побороться, поломать голову, но добиться победы над этой самой “трудной задачкой”, а потом сказать папе с гордостью: “Ты говорил тру-удная, а я сделал!”