Рамки и вкладыши монтессори (м)

Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870–1952). Ей удавалось с помощью ряда свое-образных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умс-твенно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Тогда это так поразило ее, что она писала: “… что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?”

Игра “Рамки и вкладыши Монтессори” развивает детей в не скольких направлениях:

1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фи-гур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

3) знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур.

В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в познании мира. В возрасте 8–9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не разрешают ползать по полу) особенно сильно ска-зывается на развитии.

Игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок размером 100×100 мм, толщиною 1,5–2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета (рис. 10).

70 Рамки и вкладыши Монтессори

Набор состоит из следующих фигур:

1. Круг (диаметр 50 мм).

2. Квадрат (сторона 40 мм).

3. Треугольник равносторонний (сторона 50 мм).

4. Эллипс (диаметры 70 и 40 мм).

5. Прямоугольник (стороны 60 и 40 мм).

6. Ромб (сторона 40 мм и острый угол 60°).

7. Трапеция (основания 60 и 40 мм, высота 40 мм).

8. Четырехугольник неправильный (стороны 65 и 35 мм, один пря-мой угол).

9. Параллелограмм (со сторонами 50 и 42 мм, острый угол 75°).

10. Треугольник равнобедренный (стороны 65 мм, основание 40 мм).

11. Шестиугольник правильный (сторона 30 мм).

12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности65 мм).

13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты 60 мм).

14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности

60 мм).

15. Шестиугольник неправильной формы (стороны 30 мм, два про тивоположных угла 90°).

16. Треугольник разносторонний (стороны 40, 60, 80 мм).

Как изготовить рамки и вкладыши

Листы цветной бумаги разделите на квадраты 100×100 мм и в цен-тре каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических фигур. Затем тщательно наклейте листы на плотный картон толщиной 1,5–2 мм и высушите под прессом или под доской с грузом 20–30 кг. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). Делать это удобно острым перочинным но-жом на доске. Чем тоньше лезвие ножа, тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадрате и края вырезанной фи-гуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки

и полностью закрывала его. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-вы-ступы.

Рамки и вкладыши из пластмассы были бы несравненно удобнее картонных и дольше бы служили, но, пока их нет, приходится поль зоваться материалом, легко обрабатываемым в домашних условиях.

Рамки и вкладыши Монтессори 71

1 2 3 4

5 6 7 8

9 10 11 12

13 14 15 16

Рис. 10

72

Для рамок и вкладышей нужна коробка с крышкой размером 200×105 мм, высотой 40-60 мм, в зависимости от толщины картона для рамок.

Чтобы края отверстий в рамках были тверже и по ним легче сколь зил карандаш, рамки можно покрасить светлой масляной краской или нитрокраской, или покрыть бесцветным лаком. При этом можно сделать одинаковыми по цвету лицевую и оборотную стороны рам-ки. Это имеет особый смысл: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с одной стороны. Малыши бывают очень удивлены, когда и отверстие в рамке, и вкладыш как будто оди-наковой формы, а отверстие закрыть не удается. Надо всего-навсе-го перевернуть рамку на другую сторону, но как это трудно сделать малышу. Проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот “секрет”. Но сколько радости, что непокорные вкладыши вдруг плот-но входят в отверстия! Вкладыши надо окрасить в другой цвет.

Номера на вкладышах можно не ставить, а на рамках их следует обязательно сохранить. Когда малыш начнет усваивать цифры, эта нумерация рамок позволит ему раскладывать их в определенном порядке.

Задания к игре

Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия

в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее, пока не добираются до “потолка возможностей” малыша, чтобы дать ему напряжение в полную меру сил. К сожалению, здесь нет такой постепенной “лесенки” заданий, как в игре “Сложи узор”, и задания надо подбирать самому папе или маме, пользуясь умени-ем “чувствовать возможности” малыша. Потому сначала лучше всего родителям познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, чтобы почувствовать их сложность, а потом уже предложить их малышу.

1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у детей. Они его повторяют бесчисленное количество раз: и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскивания что-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс сравнивания, поиска, всегда интересный для ма-лыша. Поэтому не запрещайте ребенку выполнять это задание.

Рамки и вкладыши Монтессори 73

Ребенку 1,5–2 лет не предлагайте сразу все 16 рамок, ему следу-ет дать только 4–5 рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши

– ставнями, которыми фея и закрывает свои окошки на ночь плот-но-плотно, чтобы “комар не пролетел через окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи”.

Главное, с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу

– плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно такой же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до сов падения, до точного совмещения.

Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу: “сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже”. Здесь само раскладывание рамок на столе или на коврике в 4 ряда по 4 рамки в каждом является заданием для малыша, сборка и укладка их в коробку после игры – тоже, поэтому не надо делать это взрос лому, пусть делает сам малыш.

Если есть несколько комплектов игры и задание уже всем знакомо, можно устроить соревнование: кто быстрее сумеет вставить все вкла-дыши в рамки, например: “Гроза приближается – надо окна закрыть! Кто быстрее?” В этом случае развивается и умение рационально ор-ганизовывать свою работу. Ведь малыш может достать одну рамку и перебрать все вкладыши, пока найдет тот, что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе все рамки, а потом брать вкладыши по одному и отыскивать среди рамок ту, которая необхо-дима. У 3-летнего малыша на закрывание всех 16 отверстий может уходить 5–8 минут, а 6–7-летний дошкольник может это делать уже за 1,5–2 минуты. Мы поэтому изредка (раз в полгода, в год) прово-дим “контрольные проверки” на быстроту выполнения задания № 1 и результаты записываем или в дневник малыша, или в тетрадь до-стижений.

2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рам ке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обво-дить круг и эллипс, очень трудно – звездочку.

Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку “круг” и поп-робует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или взрослых рисун-ки получаются четкие и правильные, а у него – нет.

74 Рамки и вкладыши Монтессори

– Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг. – Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета.

Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так “закруглится”, так пригладится, что малыш, ко нечно, будет доволен.

Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, тре-угольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.

Это задание можно усложнить: Сделай на одном листе ровно 3 (можно 4, 5, 6 и т. д.) кружка (“печем блины”) или ромба (“дела-ем клумбы”), т. е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. Нарисуй все эллипсы в рядок (“огурцы на полке”) или рав нобедренные треугольники в колонку (“елочка выросла”), причем можно еще предлагать второе условие: “так, чтобы они не касались друг друга” или, наоборот, “чтобы они зацепились друг за друга” (“цепочка”).

Кто нарисует больше фигур на одной странице, но так, чтобы они касались (не касались) друг друга. Это “портняжное” задание – как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков? Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует кружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на этом лис-те поместилось как можно больше фигур?).

Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами.

3. Обведи вкладыши. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко “отъезжает” от вкладыша, осо бенно на углах фигуры. Получаются “хвостики”, которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие де-лать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться

с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался ка-рандаш – дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?

Рамки и вкладыши Монтессори 75

4. Раскрась фигуры цветным карандашом. Чаще всего это зада-

ние выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный “секрет”, узнав который малыш станет делать контур

с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи контура штрихами, параллельными ли-ниями контура. Сам контур становится широким, в 3–4 мм, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело. Не спешите “пе-редать секрет”, малыш сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим “секрет” и им самим, он должен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот “секрет” ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и запомнится на всю жизнь.

Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, ко-торый изображает контур. Если это солнышко, то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам вы-бирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и поэтому свои решения.

– Что это у тебя будет? – можно спросить у него. – Как ты хочешь покрасить?

Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш в игре проявляет собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способ-ностей самого малыша и лучше для старших – им не надо быть пос-тоянными поводырями и двигателями, не надо все время “тянуть”, не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самосто-ятельность и инициативу самих малышей.

Кроме сплошной штриховки фигур, можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом – вертикально, в третьем – наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками.

Все эти виды штриховки – великолепная подготовка малыша к ов-ладению письмом, где требуется движение обязательно “от линейки

76 Рамки и вкладыши Монтессори

до линейки”, определенный наклон линии, точное соблюдение фор-мы букв, т. е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, ка-кие нужные качества он приобретает к школе.

5. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу обра-

зец фигуры с двойным контуром; например, эллипс – синий контур,

а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет

2–3 мм).

– Как это делают два эллипса? – удивитесь вы. – Снаружи синий,

а внутри красный? Давай попробуем сделать такой же!

И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка со способами, которые даны в книге. Еще лучше, если ма лыш сумеет сам изобрести хотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой – 1-й контур сделать по рамке, а второй от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами. Но по качеству 2-й контур будет уступать 1-му. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно 2-й контур сделать с помощью линейки.

Можно, сделав 1-й контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда 2-й контур может выйти таким же, как и 1-й, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми друг от носительно друга.

Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать 2-й контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой – в толщину ка-рандаша.

И, наконец, изобретательные головы применяют маленькую шай-бу диаметром 5–6 мм и толщиной 1–2 мм. Тогда оба контура делают по рамке, но 1-й карандашом, как обычно, а 2-й вставив острие ка-рандаша в отверстие шайбы. Видимо, возможны и другие способы.

Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше 2 контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например, в последовательности цветов радуги и т. п.

6.Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения, обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку веером, цветком, накладывая их частично друг на

Рамки и вкладыши Монтессори 77

друга или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фанта-зии, но надо показать несколько образцов, например, детские рисун-ки (рис. 12).

7. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре

в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.

– Правильно! – одобрительно встречают “зрячие” узнавание фигуры, и малыш откладывает фигуру вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным голосом говорят “налево”, и малыш кла-дет ее слева (“направо” и “налево” считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, то можно играть, “кто больше узнает фигур на ощупь”, “кто скорее их узнает” (если знают уже названия всех рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в ра боте с фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях.

Можно узнавать на ощупь и вкладыши.

8. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант 1-го задания,

исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять все 1-е задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь мо-жет помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлось все делать в тем-ноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться на ощупь. В первый раз можно дать только 2–3 рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16 вкладышей к 16 рамкам.

Выполнять само задание можно в таком порядке: первому из ма лышей, кто говорит: “А я не боюсь темноты и даже в темноте могу вставлять вкладыши в рамки!” – завязывают глаза, усаживают на пол или на коврик и в руки дают коробочку с двумя, тремя или… даже все-ми рамками и соответствующими вкладышами, когда уже чувствуете, что ребенок одолеет задание. Малыш достает из коробки одну рамку, узнает на ощупь ее форму и, поднимая, показывает всем: “Это кру-жок!” Затем, держа рамку в левой руке, правой ощупывает вкладыш

в коробке и, найдя кружок, вставляет его в рамку и откладывает их

в сторону или кладет перед собой так, чтобы потом положить рядом

2-ю рамку с вкладышем, затем 3-ю и т. д. Составить такую “дорожку”

Рис. 12 78

Рамки и вкладыши Монтессори

из рамок со вставленными вкладышами – тоже хоро-шее задание малышу.

9. Разложи рамки и вкладыши по “сортам”. Задание это небольшое и несложное, но пред-лагать его можно детям, которые хорошо счита-ют до 10 и знают, что та-кое угол и треугольники, шестиугольники. “Сорт” здесь определяется чис-лом углов в фигуре. На-пример, в один ряд надо положить все рамки-тре-угольники, ниже, во 2-й

– четырехугольники, в 3-й – пятиугольники, в 4-й – шестиугольники, в 5-й

– многоугольники, в 6-й те фигуры, которые не име-ют углов.

Когда рамки будут раз-ложены, то же проделыва-

ют со вкладышами, но их складывают или рядом с рамками, или тоже выстраивают в ряды, но в другом месте. А теперь можно посчитать: сколько рамок-треугольников? сколько четырехугольников? и т. д. Каких рамок больше? Каких рамок меньше всех?

Это задание на классификацию фигур дает малышу представ ление о возможности такого подхода, о выделении такого призна-ка для классификации, приведения в систему как будто бы разроз ненных элементов, очень разных фигур. Задание на классификацию будет встречаться и в других играх, и у некоторых малышей создает даже подобие “системного подхода”, стремление расположить пред меты по какому-то порядку: матрешки – по росту, части квадратов

– по цвету, карточки – по числу точек на них, кубики – по числу красных или синих граней на каждом, пластины металлического “конструктора” – по числу отверстий в них и т. д.

Рамки и вкладыши Монтессори 79

УНИКУБУ

80