Обезьянка

Маленькие дети (до 2,5–3 лет) похожи обычно на обезьянок, по-тому что они хорошо копируют старших, легко подражают им. Это очень ценное качество помогает детям перенимать множество дви-жений, привычек, усваивать способы обращения с вещами, инстру-ментами. Однако для развития этого качества нужны благоприятные условия. Обычно они создаются в больших семьях, где много детей

и где взрослые не могут следить за каждым шагом малыша, а он име-ет достаточно времени и свободы для самостоятельного познания окружающего мира. Наблюдая за старшими, копируя их действия, ребенок учится и учится тем успешнее, чем точнее он повторяет эти действия, хотя и не всегда понимает их смысл.

Но вот ребенок подрастает, его уже начинают намеренно обучать взрослые: показывать, рассказывать, тренировать, он и сам может обратиться к ним за помощью. В это время необходимость в умении копировать постепенно исчезает, а с нею слабеет и то внимание к действиям старших, которое характерно для малышей.

Игра “Обезьянка” может в какой-то мере сохранить это ценное качество и поддержать его на высоком уровне, а заодно покажет взрослым, у кого из малышей и насколько это качество развито или угасло. Когда в “Обезьянку” играют несколько детей, то их можно сравнивать друг с другом и увидеть разницу между ними в этом от-ношении.

Что надо для игры

Играть в “Обезьянку” дети могут начиная с 2–3 лет и старше. Можно играть и с одним малышом, но если число участников боль-ше, интереснее.

107

Играющие садятся вокруг низкого стола на маленькие стулья или скамейки, чтобы ноги доставали до пола и можно было руки прятать под стол.

– Сегодня мы будем играть в “Обезьянку”, – говорит взрослый.

– Но сначала послушайте сказку про обезьянку. Сидела в комнате маленькая обезьянка и не знала, что ей делать. В комнате было тихо-тихо, и хотя она вертела головой во все стороны, ничего интересного она не увидела. И стало ей скучно-скучно… И вдруг услышала она за дверью чьи-то шаги, спряталась в уголок и стала внимательно смот-реть. Открылась дверь, вошел маленький мальчик, подошел к буфе-ту, открыл дверцу и что-то достал в красивой бумажке. Как только мальчик отвернулся, обезьянка подскочила к буфету, открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Мальчик разворачивает красивую бумажку, и она тоже. Мальчик откусывает кусочек, и обе-зьянка откусывает; мальчик улыбается, и обезьянка улыбается. Это оказалась шоколадная конфета. И так обезьянке понравилось, что она стала все делать точь-в-точь как мальчик. А вы сумеете делать так, как обезьянка? Я буду мальчиком, а вы – обезьянками.

И дальше начинается игра, и все зависит от ведущего, что он при-готовил для “обезьянок” и для “мальчика”. Можно использовать для этой игры кирпичики (удобны деревянные или пластмассовые раз-

мером 20x40x80 мм или 15x30x60 мм).

Каждый играющий, т. е. “мальчик” и “обезьянки”, берут по 2 кир-пичика. В начале игры “мальчик” поднимает оба кирпичика вверх над головой и, когда видит, что все “обезьянки” сделали так же, быс-тро прячет руки с кирпичами под стол.

Игра заключается в том, что “мальчик” строит из 2 кирпичиков какую-то модель, а “обезьянки” глядят на него и делают быстро точ-но такую же. А так как каждый кирпич можно положить на стол тремя способами (плашмя, на ребро и на торец) и кирпичи можно по-разному ставить один относительно другого (снизу, сверху, ря-дом, сбоку, спереди, сзади, под углом 90° и 45° и т. д.), то получается много разных моделей (рис. 26).

Вот как выглядит игра со стороны. “Мальчик” медленно, чтобы “обезьянки” успевали и увидеть, и сделать то же самое, вынимает из-под стола руку и ставит первый кирпич на торец. Затем, не то-ропясь, кладет на него плашмя второй кирпич так, что получается буква Т.

108 Обезьянка

– Какие внимательные все “обезьянки”! – говорит “мальчик”, видя, что все малыши сделали Т, как он. И тогда быстро схватывает кирпичики и прячет их снова под стол. Так же быстро схватывают и прячут под стол кирпичики и “обезьянки”.

Видя, что все опять смотрят на него, “мальчик” достает сразу оба кирпича, но один кладет плашмя на стол, а второй на ребро рядом так, что получается игрушечный “диван”.

Игру можно и нужно оживлять главным образом одобрительны-ми замечаниями в адрес “обезьянок”, ставить кирпичики иногда под черкнуто медленно или, наоборот, очень быстро, со стуком о стол или, наоборот, очень осторожно, чтобы никто не услышал звука. Цель игры – развить внимание ребенка, научить его точно копировать действия ведущего. Ведущими могут быть сами дети, правда, это потребует от них большой находчивости и сообразительности.

Игру можно усложнять разными способами: дать 2 кирпичика разного цвета, к 2 кирпичикам добавить 3-й, и тогда модели станут не только сложнее, но и разнообразнее; можно один из кирпичиков заменить кубиком, цилиндром, пирамидой, призмой; можно взять вместо кирпичиков кубики из игры “Сложи узор”. Тогда “обезьянки” должны следить не только за положением кубиков, но и за цветом верхних граней (кубики можно положить то красной, то синей, то желтой гранью вверх или двухцветными гранями и т. д.).

Игру следует проводить не часто – раз в месяц или реже, но это зависит от желаний малышей и изобретательности ведущего.

И, конечно же, задавать “обезьянкам” фигуры сначала более лег-кие, а затем усложнять настолько, что с последними не все будут справляться. Лучших, т. е. точно и быстро складывающих фигуры

и повторяющих движения, голос и мимику “мальчика”, надо по ощрять. Это можно делать, радостно называя их имена в той после довательности, в какой они заканчивают задания. Можно раздавать какие-либо кружочки, колечки, бирюльки, имеющие “цену” у малы шей, т. е. чем-то притягательные и маленькие по величине. И ни в коем случае не журить, не критиковать и уж, конечно же, не сты-дить отстающих и менее внимательных. Они будут ощущать свою неудачу уже потому, что в некоторых фигурах их имена не называли. Таких слабеньких при удаче нужно отмечать даже чуть-чуть подчер-кнуто, чтобы и они, пусть реже других, но ощущали свой успех и не терялись от неудач, не считали, что неудачи их удел.

109

план и карта

Рис. 27

110