План и карта

Кому из взрослых придет в голову знакомить 2–3-летнего малы-ша с планом или картой? Принято говорить об этом в школьном кур-се географии. А раньше? Специалисты в один голос запротестуют: ребенок не созрел для усвоения таких понятий. А мы убедились, что пользоваться планом малыши начинают свободно, если им помочь. Как? В этом КАК все дело, поэтому я решусь на “живую картинку”, взятую из нашей нынешней жизни с внуками.

Я купил для внуков строительный набор “Строим сами” (фабри-ка “Заря”, г. Боровск). Все его 56 деталей размещены в ящике в один слой и в определенном порядке (рис. 27). Что сделать, чтобы после игры внучата, а их четверо в возрасте от 2 до 5 лет, укладывали бы детали на место и в том же самом порядке? Нарисовать план раз мещения деталей на дне ящика? Тогда, видя на донышке красный кружок, малыши будут ставить на него красный цилиндр, а на го лубой квадрат укладывать такого же цвета кубик. Порядок в ящике тогда можно будет соблюдать легко, но задача для малыша окажется элементарной. Она мало что даст для его развития.

И я нарисовал цветной план размещения деталей на обороте крышки (рис. 27) и просверлил отверстие в крышке и стенке ящика для замка из гвоздя, но сделал это втайне от внучат. И, вручая им впервые ящик, разыграл сценку.

– Я купил себе новую игру! Интересная! Как она называется? – Демонстративно ставлю на диване ящик на ребро, чтобы все видели надпись “Строим сами”.

– Только сначала прочтет название Аня (3-летняя Аня знает толь-ко буквы и называет их по одной), а потом Надя (Наде 5 лет, и она читает книги).

Надя терпеливо ждет, пока Анюта передвигает пальчик по бук-вам, а потом громко и отчетливо произносит: “Строим сами”.

План и карта 111

– Мы попробуем строить? – снова интересуюсь я и, услышав дружное “Да! Построим!”, опускаю ящик на коврик.

А ящик, оказывается, никак не открывается, хотя маленькие ру чонки пробуют во все стороны сдвинуть крышку.

– Тут, наверное, секрет есть, – таинственно произношу я, и все удивленно смотрят на крышку ящика. Петя первый заметил блес тящую шляпку обойного гвоздя и начал ее отвинчивать. А она не отвинчивается, хотя он сделал уже не один оборот. Тогда он поддел

ее ноготком и вынул гвоздик. Крышка тут же легко отодвинулась, и все увидели великолепный набор.

– Вот так Петя, вот молодец, сразу нашел секрет! – обрадовался я. Но остальным тоже захотелось соприкоснуться с “секретом”, все по очереди стали сдвигать крышку на место, вставлять обойный гвоз-дик и, убедившись, что крышка не открывается, чуть торжественно вынимать секретный гвоздик и передавать его другому.

– А теперь можете играть и строить большой, красивый Дворец пионеров, но…, – тут я помедлил, чтобы на это НО все обратили вни-мание, – когда будете убирать все в ящик, уложите точно в такомже порядке, – а сам, незаметно для внучат, убрал крышку за диван, чтобы они так и не увидели цветного плана.

Не знаю, что они из моей речи запомнили (взрослые обычно пре увеличивают значение своих воспитательных моментов), но когда пришла пора убирать игрушки, я оказался снова рядом с внучатами и… смотрел несколько минут, пока не стало ясно, что они, конечно же, очень смутно помнят этот порядок и не знают, как быть.

– А я другой “секрет” этого ящика знаю! – стараюсь говорить особым – заговорщицким тоном.

– Какой? – тут же заинтересовалась Надя.

– Как сложить все в ящик по порядку. Все положить точь-в-точь как было. Показать вам? – это уже шепотом.

– Показать! – дружный хор в ответ.

И тут я превращаюсь в мага-волшебника. Руки мои медленно начинают двигаться в воздухе и совершают чудо, а малыши, при тихнув, наблюдают за мной. Я осторожно опустошаю ящик, рас кладывая детали вокруг, но не без умысла. Красные цилиндры и голубые кубики у ног самой младшей внучки Саши, длинные раз-ноцветные пластины – к Наде. Потом медленно поднимается пустой ящик в воздух и движется к дивану, где что-то вдруг щелкает, и ящик уже летит обратно, но… закрытый своей крышкой. Как вертолет, ос-

112 План и карта

торожно садится ящик опять на коврик, а я, быстро сдергивая крыш-ку и повернув “планом” вверх, торжественно задвигаю ее на мес-то. Малыши в восторге. Как будто ящик уже полон и все там лежит

в порядке.

– Секрет оказался на крышке. Теперь можно все поставить на место! – говорю я, и малыши с азартом укладывают кирпичики, ку-бики, цилиндры на крышку. Остается опустить все в ящик.

– А теперь я покажу один фокус, – продолжаю держать малышей

в напряжении. Наде и Пете вручаю дощечку и показываю, где надо ее держать, чтобы все детали “не поехали с крышкой вместе”, а сам мгновенно выдергиваю крышку из ящика. Детали сразу вместе поч-ти точно опустились в ящик на свое место. Поправлять пришлось немногие.

Такой “фокус” сами малыши делать вряд ли смогут, да им это ока залось бы и не очень нужным. Они просто могли положить крышку рядом с ящиком и иногда только подглядывать на нее, и все детали ставить в ящик по местам.

Через месяц или два я уже решил усложнить задание для Нади и попросил сложить все без крышки. Надя немножко задумалась, а потом не спеша стала укладывать детали в ящик и сделала все точ-но, но… в зеркальном порядке. Что это значит, я объяснить не мог. И теперь надо купить второй набор и сделать на крышке план, но уже бесцветный, нанести одни контуры деталей.

Вот и получается лесенка для укладки деталей в ящик по порядку: 1. Уложить на цветной план, когда крышка на ящике.

2. Уложить в ящик, когда цветной план стоит или лежит рядом.

3. Уложить в ящик, если рядом бесцветный план (можно узнать только контуры деталей).

4. Уложить в ящик по памяти, когда никакого плана перед глаза-ми нет.

5. Укладывать в ящик по словесной инструкции взрослого или старшего. Для этого надо начинать с более простого набора, с мень-шим числом деталей, и разработать несколько вариантов укладки, и для каждого начертить свой план.

Более сложным для ребенка будет план комнаты или квартиры. Если в том же масштабе сделать (из бумаги, картона, пластилина и т.п.) стол, стулья, кресла, диван, шкаф, т. е. всю обстановку, включая посуду и мелкие вещи, то можно устраивать игры по меблировке комнат и расстановке вещей не только с малышами, но и с взрос-

План и карта 113

лыми, когда требуется перепланировка или перестановка в связи со всякими изменениями жизненных обстоятельств.

А дальше можно сделать и план двора, и план микрорайона, что-бы малыши могли пойти “в магазин за хлебом”, показать на пла-не дорогу в детский сад или школу и к другу, и уж, конечно, точно знать, где они живут и как к ним можно пройти или проехать.

Затем можно перейти к плану города, местности, схемам метро и железных дорог, к географической карте. И все это задолго до того, как детям предстоит познакомиться с планом и картой в школе. Лет

с пяти-шести ребенок вполне может ориентироваться по политичес кой и физической карте мира, а школьный глобус ему будет знаком, как собственная квартира. Путешествия по карте были одной из лю-бимейших игр наших детей до школы, а в знании рек, озер, гор, сто-лиц и других географических названий они намного опережали нас, родителей.

114

сложи квадрат СК

115