Немного теории

Если вас не очень интересует теоретическая сторона вопроса о творческих способностях и особенностях их развития, то вы можете пропустить эту главу книги и прямо переходить к описанию игр и методике их проведения.

Тем же, кто хочет познакомиться с этим вопросом получше, кто хочет понять, ПОЧЕМУ можно и нужно развивать способности ре бенка и ЗАЧЕМ надо приступать к этому КАК МОЖНО РАНЬШЕ,

– таким товарищам советуем прочесть эту главу книги вниматель-но. Она не только послужит ключом для понимания многих законо мерностей, использованных в развивающих играх, не только даст вам основу для собственного творчества в области создания новых детских игр, но именно эти страницы книги дадут вам пищу для серьезных размышлений о том, какова должна быть роль родителей и воспитателей в ответственнейшем деле формирования и развития детского интеллекта.

О творческих способностях или о творчестве и исполнительстве

Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипоте-зы, близкой к действительности, в том, что Склодовская назвала чув ством природы; математики называют математическим чутьем…

Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попа дает или в тон и такт природе, или берет фальшивую ноту… Попав шие в тон – преуспевают, взявшие фальшивую ноту – провали ваются. Вот сущность творчества. Эти слова принадлежат не психологу и не педагогу, а металлургу В.Е. Грумм-Гржимайло

10 Немного теории

(1864–1928), они очень образно характеризуют меру научности каж-дой гипотезы.

Мы, как и большинство родителей, не строили гипотез, а увлек шись развитием своих семерых малышей, и особенно их творчес-ких способностей, выработали за тридцать лет свой взгляд, свой подход и свое представление об этом процессе, которые во многом отличаются от общепринятых. Эти расхождения смущали сначала и нас и вызывали возражения ученых, но… приводили к высоким ре-зультатам в развитии детей, и мы от своих взглядов не отказались.

А теперь нам кажется, что мы “попали в тон и такт природе”, что наши представления были тем главным, что привело к успеху, и мы не вправе утаивать их от других отцов и матерей. Иначе развитием способностей своих ребятишек будут заниматься по-прежнему лишь некоторые родители, те, кто подозревает наличие у своих детей неко торых природных задатков. И родителям вообще будет непонятно, зачем надо начинать развитие способностей как можно раньше, и главное – что для развития способностей нужна другая методика об-щения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, т. е. обучения. Тогда и осо-бенности развивающих игр, их непохожесть на обычные игрушки будут понятны и принесут родителям не только приятные минуты совместной с малышом творческой игры, но и послужат ключом для собственного творчества, для придумывания новых задач и даже но-вых игр. Да и родители увидят, насколько богаче можно сделать ус-ловия развития малыша в семье и как может вырасти плодотворность родительских усилий.