Внимание – угадай-ка (ву)

Подготовка к этой игре-соревнованию проводится так же, как и

с группой при игре во “Внимание”, но тут появляются важные до полнения к заданиям. Мало того, что надо нарисовать фигурки, надо еще проследить, как они изменяются при переходе от одной к другой. Значит, тут надо обязательно расположить их в один ряд и рисовать последовательно друг за другом. Если этого не сделать, то законо-мерности будет очень трудно обнаружить. Поэтому при подготовке к игре установите, что все будут рисовать:

а) все фигуры одного роста (одной величины), например, в 2, 3 или 4 клетки (тетрадь в клетку), а если фигура из кружков, то каждый кружок в 1 клетку или в полклетки и т. п.;

б) все фигуры в ряд – на одной горизонтальной линии или в ко-лонку – по вертикали. Или изменяйте этот порядок от игры к игре, чтобы дети умели пользоваться и тем, и другим способом;

в) рисовать их последовательно, т. е. ставить рядышком – около 1-й фигуры – 2-ю, около 2-й – 3-ю и около 3-й – 4-ю.

В первый раз дайте только одну серию, но внимательно наблю дайте, как малыши “схватят” главную идею – поймут ли, что вы пока-зали им 3 фигуры для того, чтобы они догадались сами, какой должна быть 4-я. Сначала показывайте фигуры по одной, как в игре “Внима-ние”, а дальше скажите: “А четвертую нарисуйте сами! Кто догада-ется, какая она?” Покажите ее только при проверке, причем для этого положите сразу все 4 фигуры в ряд (или “в колонку”), чтобы зако-номерность изменения была видна всем детям. Тут надо спросить у них, какую закономерность они обнаружили, а затем уже приступать к проверке. Более развитым можно давать и 2, и 3 серии заданий ВУ “в один присест”.

При оценке выполнения заданий за 4-ю фигуру надо давать в 2 или 3 раза больше очков, чем за первые 3, так как первые 3 фигуры дети видели и копировали по памяти, а 4-ю рисовали, не глядя на нее,

132

– додумывались, анализировали, это уже акт творчества, и он должен цениться выше. Если в серии “спрятана” одна закономерность, то нужно добавить 10 баллов, а если две, то 20. В серии ВУ-8 (“Пузырь-ки”), например, надо уловить 2 закономерности; 1-я – что маленький пузырек “выходит” из большого и удаляется от центра каждый раз наполовину своего диаметра, а 2-я – что он еще и вращается против часовой стрелки каждый раз на 1/4 оборота. Поэтому мы 30 баллов за 4-ю фигуру распределяли так: от 1 до 10 баллов за качество рисунка, плюс 10 баллов, если догадался, что пузырек “выходит”, и еще 10 баллов, если узнал, что он еще и “вращается”. Таким образом, напри-мер, если за качество рисунка поставили 9 баллов, то можно набрать и 19, и 29, в зависимости от полноты раскрытия закономерностей.

Своеобразие мышления малышей приводит их иногда к ориги нальному решению, к которому надо относиться в высшей степени внимательно и оценивать всегда положительно, даже если логика ре-бенка покажется странной. В том же задании ВУ-8 (“Пузырьки”) 6-летняя Юля вместо того, чтобы удалить маленький пузырек из боль-шого, спрятала его в четвертом рисунке опять внутрь.

– Почему ты опять спрятала пузырек? – удивились “судьи” при проверке рисунка.

– Маленький пузырек решил выйти на улицу погулять, а там хо-лодно. Он постоял на крылечке, замерз и вернулся погреться.

“Судьи” все рассмеялись и единогласно дали ей за такую логи-ку решения 10 баллов. Не надо поэтому смущаться тем, что ответы могут не совпадать с имеющимся решением, важно, что мысль ре бенка работала самостоятельно и он не угадывал, а искал ответ по существу и сумел свое решение обосновать. Надо всегда поощрять оригинальность, нестандартность мышления.

После освоения игры “Внимание” мы играем в нее сравнительно редко – раз в месяц и даже реже, так как она вначале дает толчок для развития внимания, а потом служит главным образом проверочным заданием, контролирующим сдвиги в развитии внимания малышей.

Когда будут исправлены фигуры-задания, очень полезно составить новые серии, используя условные знаки и обозначения, применяемые в электротехнике, радиотехнике, топографии (ведь всем надо уметь читать план и карту), строительстве, кинематике машин, дорожные знаки и т. п. Дети очень легко запоминают все эти знаки.

Не делайте из подобных обозначений тайны, называйте их, как при-нято, поясняйте детям, что они значат. При этом вы развиваете внима-ние и даете знания, усвоить которые позже будет неизмеримо труднее.

133