Точечки (т)

Сначала это был строгий математический тест, который мы раз работали, чтобы измерять “уровень математического развития” детей. Но дети восприняли его по-своему, и мы увидели в нем прекрасный материал для развития математического мышления, для обучения сче-ту и усвоения нумерации, причем материал, к которому можно воз-вращаться много раз и на протяжении 5–6 лет, добавляя к знакомым уже и разгаданным задачам все новые и более сложные.

Как сделать игру

На цветной бумаге начертите 44 квадрата (60х60 мм), нарисуйте на них точки и цифры, как показано на рис. 35. На красных квадра-тах точки располагаютсялинейно, на желтых – по треугольнику, а на зеленых – по окружности и в центре. Величина точек (черных кружков) должна быть не менее5 мм диаметром. Затем наклейте их на картон, высушите под прессом и разрежьте на отдельные квад-раты. Квадраты будут 4 видов: красные, желтые, зеленые с черны-ми точками и белые с черными цифрами. Для хранения квадратов необходима коробка (60x65x90 мм) с крышкой. Внутри коробки можно сделать перегородку (1/4 длины), чтобы складывать отдельно квадраты с точками и квадраты с цифрами. Полукруглые вырезы в перегородке и в торцовых стенках (рис. 34) намного облегчат поль-зование коробкой.

Как играть

Разложите сами на столе все квадраты по порядку, как на рис. 35. Это основное задание (4) игры, которое сначала делится на части, а потом дополняется различными вопросами-заданиями, постепенно усложняясь.

140 Точечки

0 1 2 3 4 5 6. 7 8 9. 10

Рис. 35

Точечки 141

Вы понимаете, какое “математическое образование” надо иметь ребенку, чтобы справиться с таким заданием. Тут уже надо и разли чать цвета, и считать до 10, а если точки идут по кругу, то подсчи-тать не так-то просто: то “пересчитаешь”, то “недосчитаешь”, тут надо знать, что “порядок” означает увеличение числа точек на одну в каждом следующем квадрате, и т.п.

На первый взгляд может показаться, что эта игра по силам только школьникам 1-2-го классов, т. е. 7–8-летним детям, а в нашей семье этого уровня уже достигают малыши между 3–4 годами, да и не толь ко, конечно, в нашей, а всюду, где начинают игры, подобные “Точеч кам”, с 1,5–2 лет. Поэтому и мы начинаем с заданий, значительно более простых, чем задание 4.

“Игровая ситуация” тем более нужна, чем младше ребенок. Здесь так же надо увлекаться самому взрослому и очень чутко поддержи вать каждый успех, каждый шаг ребенка вперед, так же иногда “за бывать” об игре на некоторое время, чтобы потом вернуться к ней, как к новой, и так же руководствоваться интересом и увлеченностью ребенка и ни в коем случае “не перегибать палку”, не заставлять иг рать, ибо тогда игра “умрет” немедленно.

Задания к игре

1. Разложить квадраты по цвету. Для этого высыпьте квадраты на стол, а малышу скажите: “Давай наведем порядок в квадратах!” (лучше на фоне какой-нибудь сказочной ситуации). Для этого надо:

а) перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были точки;

б) собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 стопки; в) разложить их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета.

От маленьких, не умеющих считать, не надо добиваться никакого порядка, а похвалите, какие красивые цветные дорожки у них полу-чились.

2. Разложить квадраты чуть-чуть по порядку. Предложите ребен-ку разложить квадраты по цвету – желтые, зеленые, красные (как в задании 1). Затем в каждом ряду найти квадраты без точек, положить их первыми слева и затем рядом квадраты с одной точкой. Квадраты, где нет точек (“ноль точек”), узнают даже не умеющие считать, поэ-тому такое задание как раз для малышей, которые знают только два числа: “один” и “много”.

142 Точечки

3. Разложитькрасные квадраты по порядку. Постепенно малыш раскладывает правильно квадраты от 0 до 2 точек, потом до 3, 4 и т.д. Остальные квадраты пусть следуют в беспорядке, хотя иногда дети укладывают их примерно правильно, чувствуя интуитивно, на глаз, где больше точек и где меньше.

Радуйтесь, подчеркивайте, записывайте в дневник, что “сегодня Ваня положил по порядку квадраты: 0, 1, 2, 3, 4, ждите с нетерпением каждого следующего шага (до 5, 6, 7, 8 точек и т. д.), но предлагайте “Точечки” для игры только тогда, когда вы совершенно уверены в желании малыша взяться за них. В противном случае отложите игру на неделю, на месяц и вспомните о ней тогда, когда увидите, что Ваня безошибочно откладывает 5 кубиков.

В этот период следует использовать и все случайные возмож-ности для обучения счету: “Принеси, Ваня, 3 чайные ложки!”, “А сколько у Вани белых пуговичек на курточке?”, “Давай сосчита-ем, сколько у нас ступенек на крылечке!”, “Достань, пожалуйста, из корзинки еще 4 картошки!” и т. д. Мы еще повесили на стену “Таб-лицу сотни”, до которой Ваня достает руками и, показывая числа, называет их по порядку, запоминая одновременно и вид самих цифр,

и порядок их следования. И есть еще маленькие и большие счеты, на которых отсчитывать косточки тоже приятно. В такой “математичес-кой атмосфере”, где взрослые не боятся считать сами и привлекать к этому малыша, дети относятся к счету как к игре. Мы как-то даже вишнями лакомились, решая задачу: косточки складывали на квад-раты клеенки точно в таком порядке, как в игре “Точечки”.

4. Разложитьвсе квадраты по порядку. Когда ваш ребенок освоит счет до 10, то ему можно предложить разложить сначала 1 ряд с точ-ками, затем перейти к раскладыванию 2 и 3 рядов одновременно.

Но как далеко еще от того легкого и свободного обращения с чис лами первого десятка, которое мы, взрослые, считаем привилегией только старших. Тут помогают такие дополнительные задания:

а) кто найдет быстро, где лежит квадрат с 5-ю (с 6-ю, 7-ю, 8-ю и т. д.) точками? Такое задание тоже сначала выполнить нелегко. Это-му может помочь раскладывание ряда с цифрами;

б) кто сумеет положить квадраты с цифрами по порядку? Здесь малыш должен выдержать два “порядка”: во-первых, последователь-ность чисел натурального ряда, а во-вторых, каждая цифра должна быть в одной колонке с квадратами, где число точек равно числу, обозначаемому цифрой, т. е. 5 должно быть в одной колонке с квад-ратами с пятью точками, 6 – с шестью и т. д.

Точечки 143

Теперь, когда все 44 квадрата уложены в 4 ряда, задание а) вы полнять легко. Цифра говорит, сколько на квадрате точек. Хорошо, если малыш почувствовал это преимущество, как взрослые ощуща-ют его в нумерации страниц, домов, квартир, телефонов и т. п.;

в) кто быстрее разложит все квадраты по порядку (на время)? Продолжительность раскладывания всех 44 квадратов в этом слу-чае – решающий фактор. Здесь не только происходит самосовершен ствование (улучшение собственных “рекордов”), но, главное, начинается выработка своеобразной системы быстрой разборки и раскладки беспорядочно перемешанных квадратов. Попробуйте сделать такую работу за 2,5–2 минуты и сразу почувствуете, что это не так просто. А подобную работу приходится ежедневно делать почтальонам при разборке почты, библиотекарям, бухгалтерам и многим другим работникам, связанным с систематизацией и ката-логами. Запишите, за сколько минут справляется малыш с большой работой по наведению порядка в квадратах, и поощряйте каждый сдвиг, каждый успех.

5. Уберите предварительно из коробки желтый квадрат без точки

и 2 зеленых (ноль и одна точка), и пусть ребенок ответит,сколько зе леных (красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду? В каком ряду их больше? Для этого надо разложить все квадраты по порядку, а потом только считать их.

6. Сколько точек на 5 первых зеленых квадратах (на 5 желтых, красных)? Сколько точек на 6, 7, 8, 9 квадратах? Сосчитывать точ-ки малыши начинают простым пересчитыванием, а это, во-первых, медленно, а во-вторых, не гарантирует от ошибок. Как же сосчитать быстро и точно?

7. Какие квадраты сложить по 2 вместе, чтобы получилось в каж дой паре квадратов по 10 точек? (0+10, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.)

Какие квадраты надо сложить по 2, чтобы получилось по 9 точек в каждой паре квадратов?

8. Сколько всех квадратов в игре? Сначала можно спросить, сколько белых квадратов, затем сколько цветных, сколько квадратов каждого цвета?

9. Сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, красном, зеле ном)?

Чему равна сумма чисел на квадратах с числами? Если вспомнить задание 7, то можно, почти не считая, сразу сказать результаты, по-тому что вместо счета единицами тогда можно считать десятками.

144

Но к такому способу надо прийти обязательно после обычного пересчета, чтобы видна была громадная разница в обоих способах. Идеально было бы, если бы ребенок сам дошел до идеи считать де-сятки, но… это уже целиком зависит от искусства родителей и вос-питателей, сумеют ли они рядом заданий игры и своими вопросами привести его к такой мысли или нет.

11. Что одинакового в квадратах одного ряда? Такой вопрос мож-но задать после обычного “разложи по порядку” и отметить себе, что заметит ребенок из имеющейся в ряду общности (одинаковая форма всех карточек – квадраты, размер квадратов, цвет, материал, цвет и размер точек на карточках; порядок размещения точек на карточках

– по кругу, по треугольнику, по линиям и др.). Что одинакового в карточках всех 4 рядов?

12. Можно ли разложить все цветные квадраты в стопки по 10 точек в каждой? По 9 точек в каждой? (Отложив в сторону лишь квадраты с 10 точками). По 15 точек в каждой? Сколько таких стопок получится?

13. а) Есть ли в игре 2 совершенно одинаковых квадрата?

б) Что различного в квадратах одного ряда?

в) Чем различаются квадраты всех 3 рядов? (Цветом каждого ряда, количеством точек в квадратах одного ряда, расположением точек на квадратах разных рядов и др.)

Этими заданиями не исчерпывается познание свойств 44 квад ратов, и, когда вы начнете играть, то, конечно, придумаете еще мно-го других заданий.

145

часы Ч

Рис. 36

146