Термометр

Термометр с подвижной шкалой появился у нас потому, что де-душка уже плохо видел и ему трудно было рассмотреть, какая тем-пература на улице. А малышам это было сделать легко, и они, уста-новив “наружную температуру” на своем термометре, показывали дедушке, “какой сегодня мороз на улице”. Деления тут были круп-ные, каждый градус почти по сантиметру, а цифры в 20 мм величи-ной, и дедушке не надо было брать свою лупу, с помощью которой он читал и рассматривал мелкие вещи. А затем и самые младшие стали браться за термометр, и он заработал для всех и так нравился, что пришлось подарить его учительнице начальной школы, а себе сделать второй, трехцветный.

Как сделать термометр

Можно сделать его из тонкой дощечки (8–10 мм) старой рейсши-ны или полоски фанеры длиной примерно900 мм и шириной 50-60 мм. Лицевую сторону прострогать двойным рубанком или тщатель-но зачистить, чтобы ничто не мешало нарисовать шкалу, а нижний конец закруглить (радиус – 25–30 мм).;Вверху и внизу сначала про-сверливаются, а затем прорезаются перочинным ножом или скаль-пелем 2 поперечных отверстия 3×10 мм, внутренние поверхности которых скругляются по обе стороны и зачищаются узкой полоской наждачной бумаги, чтобы лента легко скользила.

Шкалу рисуют так, чтобы она была похожа на настоящую, только холодная часть должна “посинеть от холода”, теплая – от 0 до +50 стать розовой, горячая от +50 до +100 стать красной, а выше +100

– белой, как пар. Один градус равен 5 мм, длина линий 15–16 мм, те линии, что отмечают 5 градусов – длиннее, т. е. 20–25 мм, а отме чающие десятки градусов –40 мм.

Термометр 151

На рис. 37 видны и шкала, и “шарик с красным спиртом”, и какая часть должна посинеть, а какая побелеть. Для “спиртового столбика” берется эластичная лента (белая резинка) шириной 8–9 мм и длиной чуть меньше двойного расстояния между отверстиями. Наполовину длины ее окрашивают красной тушью, продевают в отверстия и на тыльной стороне сшивают с небольшим натяжением или скрепля-ют муфточкой из жести. Остается сделать петельку из проволоки на верхнем конце или ушко из жести, и термометр готов. Его можно повесить на стену на видном месте, лучше в кухне, где все его видят

и где термометр можно легко снять с гвоздя и изменить в нем тем пературу или взять с собой.

Как же можно играть с термометром? Малышам надо сказать, что стеклянные термометры легко бьются и их дают только взрослым или очень осторожным ребятишкам, которые его нигде не стукнут

и не разобьют. А это тоже термометр, на нем можно показать, какая температура в комнате, какая на улице, какая в чайнике, но это дет-ский термометр, его можно брать всем: и большим, и маленьким.

Если малыши умеют считать, то первые задачи такие: “Покажи на своем термометре, какая температура в комнате?”, “Какая сегодня температура на улице?” Для этого, конечно, должны быть в кварти-ре и комнатный, и наружный – за окном – термометры, и для воды

– лабораторный или фоторастворов. Ребенок берет свой термометр, идет туда, где виден настоящий, и, установив на своем его показа-ния, приносит на кухню:

– Смотрите, какой сегодня морозище, минус 15 градусов! Можно задать вопрос: “Почему ниже нуля термометр синий?” И тогда вы узнаете, что слышал о воде и что знает о ней ребенок.

Ведь ниже нуля не бывает воды. А могут быть только снег или лед, снежинки или сосульки. Нуль и ставится как раз на границе между жидкой водой и твердым льдом. И “морозом” мы называем градусы ниже нуля.

“Почему выше 100 градусов термометр белый?” Тут ребята долж ны знать про вторую границу, про границу между водой и паром. Что, как бы сильно чайник ни кипел, все равно там будет только 100 градусов и не больше.

Удивляет детей и рассказ про полное ведро со снегом, которое поставили на горячую плиту. Как там температура снега стала подни-маться от минус 15 градусов до минус 10, минус 5, и когда дошла до нуля, то подниматься перестала. Газ открыт полностью, пламя греет

152 Термометр

ведро, а температура на термометре не поднимается и очень долго греется, греется, и все “без толку”: снег в ведре тает, превращается в воду, а температура все нуль и нуль. И только когда растает послед-няя снежинка, термометр “оживет” и красный столбик снова пойдет вверх. Вторая остановка красного столбика произойдет при 100 гра-дусах, когда вода закипит.

Термометр можно малышу засунуть подмышку и поднять лен точку, пока не станет плюс 37 градусов. Можно измерить при детях

и температуру чая или молока в чашке, и тогда они будут знать, ка-кой чай называют “холодным”, какой “теплым”, а какой “горячим”,

и тоже будут устанавливать все эти температуры на детском термо метре.

Здесь для фантазии старших большой простор, и дети скоро ос-ваиваются с измерением температуры, четко оперируют понятиями “упала температура” или “поднялась” и на сколько градусов, при-бавляют и отнимают отрицательные числа. И наука для них переста-ет быть абстрактной.

153

кирпичики

Рис. 38

154

КИРПИЧИКИ (К)

Эта игра – своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает про странственное мышление ребенка. Материалом для игры служат

8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей-зада-ний, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. Первые задания мож-но предложить даже 3–4-летним детям, а последние будут сложны и для некоторых школьников, уже начавших изучать черчение.

В игре выполняются 3 вида заданий:построить модель из кир-пичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели,сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность.

Инженеры, столкнувшись с трудными заданиями из кирпичиков, удивлялись: “Хорошая гимнастика для ума!” А девятиклассники, впервые просидев 30-40 минут над сборкой моделей по чертежам, иногда восклицали удовлетворенно: “Вот теперь понятно, зачем мы проходим черчение!” Что касается дошкольников, то они будут с гордостью строить “по настоящим чертежам” свои сооружения из кирпичиков, не подозревая, что занимаются умственной гимнас тикой, как инженеры, изучают мудреный язык техники – черчение, как школьники, да еще развивают при этом свои способности.

Как сделать игру

Комплект игры “Кирпичики” состоит из 8 одинаковых брусков раз-мером 20x40x80 мм, хотя можно брать и 15x30x60 мм и 40x80x160 мм, т. е. величина не столь важна, а соотношение сторон неизменно – 1:2:4 (как в стандартном кирпиче). Их можно сделать из древесины

Кирпичики 155

(лучше из твердых пород – дуба, бука, березы) или приобрести го-товыми. Есть они иногда в деревянных наборах “Строитель” и “Те-лежка с кирпичиками”. Главное требование к ним – грани должны быть строго взаимно перпендикулярны, чтобы кирпичик устойчиво стоял и на ребре, и на торце. Советуем сразу приготовить минимум

2 комплекта кирпичиков, а если есть возможность, то и несколько, сложив их в отдельные коробки или хотя бы надев кольца из резинки на каждые 8 штук.

Затем приготовьте чертежи-задания. Для малышей их лучше на-чертить на отдельных листах плотной бумаги. Все задания разделите на 2 серии. В 1-ю серию отберите чертежи-задания для малышей от К-1 до К-14. Во 2-ю – от К-15 до К-30 – для детей более старшего возраста.

Чертежи-задания можно предлагать в игре как на отдельных лис-тах, так и склеив из них “гармошку”, что в некоторых отношениях более удобно. Чертежи, закрепленные на “гармошке”, нельзя пере-путать, потерять один из них, можно поставить перед детьми вер-тикально без специальных устройств и др. Для каждой серии зада-ний лучше сделать пакет из плотной бумаги с обозначением игры и серии или сделать набор заданий в виде альбома, как на рис. 38.

Научимся читать чертежи

Игру с малышами можно начать с такой сказки: “Придумал архи-тектор очень хороший дом – большой, удобный, красивый. И захо-тели такой дом построить и в Москве, и в С.-Петербурге, и в Киеве,

и в других городах. И все зовут архитектора к себе: “Приезжайте к нам в Киев! У нас много кирпичей и цемента, и подъемные краны у нас есть. Только скажите, сколько надо кирпичей взять для дома и как их положить!” Что делать архитектору? Поедешь в Киев – мос-квичи обидятся: почему к нам не приехали? Поедешь в Москву – в Киеве ничего не сумеют без него построить. Как быть? Думал-думал архитектор и придумал…”

– Кто знает, что он придумал? – спросите малышей совсем дру-гим, не сказочным тоном. Очень может быть, что они слышали о чертеже и назовут это слово. Тогда надо порадоваться, что они зна-ют, и продолжить сказку. А если не знают, тогда пусть они подума-ют минутку: как же архитектор вышел из положения? И только убе дившись, что “чертеж” для них слово новое, произнесите его.

156 Кирпичики

Рис. 39

Кирпичики 157

Рис. 40

158 Кирпичики

Рис. 41

Кирпичики 159

Рис. 42

160 Кирпичики

Рис. 43

Кирпичики 161

Рис. 44

– Надо сделать чертеж дома, и даже не один, а много, и послать их во все города. И тогда все строители посмотрят на чертежи, увидят, сколько нужно кирпичей брать, как надо их укладывать, и построят сразу во всех городах такие большие, удобные и красивые дома.

– Давайте, ребята, и мы станем строителями, возьмем чертежи, кирпичи и начнем строительство!

– Кто из вас умеет читать чертежи?

И если все молчат, покажите чертеж К-1, только первый раз укре пите его вертикально.

– Что тут нарисовано?

162 Кирпичики

– Кирпичики, домики, прямоугольники… – могут сказать малы ши, если они играли в “Рамки Монтессори”.

– Почти узнали. Молодцы! Только тут один кирпичик нарисован,

– и выдержите паузу, чтобы у малышей возникла мысль: “Как же один, если три прямоугольника?”

– А почему тут три рисунка, а не один?

И если ответить никто не может, предложите: “Возьмите по од ному кирпичику и подумайте, как поставить его по чертежу на этом низеньком столике”.

Если кто-то догадается или случайно поставит кирпич правиль-но, то воспользуйтесь этим.

– Архитектор так и поставил кирпич. Это у него был “дом”. А по-том присел (присядьте сами так, чтобы глаз оказался на уровне кир-пича, против его центра, а глядя на вас, пусть присядут и малыши!) и увидел одну широкую длинную грань. Он так и нарисовал ее, назвал этот рисунок – вид спереди (попросите малышей показать его на чер-теже). Так и стали все его называть с тех пор.

– А потом архитектор посмотрел на “дом” сверху и увидел… уз-кую длинную грань (пусть все дети поднимутся и посмотрят на кир-пич строго сверху). Он нарисовал ее ниже первого рисунка и назвал

вид сверху.

– Кто теперь догадается, откуда он смотрел, когда рисовал третий рисунок – этот маленький прямоугольник?

Обычно уже кто-нибудь из малышей схватывает идею “архитек тора” и показывает, что он смотрел сбоку (слева). Назовите этот рисунок видом сбоку и убедитесь, что все смотрят действительно сбоку, с левой стороны.

Если вы играете с малышами на низеньком столике и им легко посмотреть на кирпич со всех 3 сторон, то им нетрудно будет до-

гадаться, что чертеж3 рисунка одного предмета, когда смотрят на него с разных сторон (взаимно перпендикулярных). Они быстро начинают точно приседать на уровень модели, фиксировать глазом центр и даже зажмуривают или прикрывают ладошкой второй глаз, чтобы картина “вида спереди” была идеальной.

Теперь можно показать детям чертеж К-2 и убедиться, что малы ши могут ответить на оба вопроса строителей к архитектору: “Сколь ко надо взять кирпичей? Как положить кирпичи, чтобы все было построено “точно по чертежу”? – и, конечно, похвалить тех, кто сам, глядя на чертеж, сумел сложить “утюг”.

Кирпичики 163

После складывания нескольких моделей можно задавать ребенку вопросы, которые покажут, хорошо ли он видит положение кирпича на чертеже и в натуре. Вы показываете какой-нибудь кирпич в мо-дели и спрашиваете: “А где этот кирпич на чертеже?” (или на “виде спереди”?, на “виде сбоку”?) Если ребенок сразу и без ошибки от-вечает на вопрос и показывает кирпич на любом виде в чертеже, можете быть довольны – главное малыш понял. Теперь с ним можно вести игру, как с человеком, знающим “основы” черчения. Не скры вайте от ребенка, что он уже что-то постиг из школьной программы для 7 класса – этим, действительно, дошкольнику можно гордиться.

Если кирпичиков у вас много, сохраняйте каждую построенную модель до конца игры, и тогда можно показать бабушке, дедушке или старшему брату, сколько новых моделей сделал в один день ма-лыш. Конечно, нужно поиграть с моделями: меблировать кукольную комнату столом, скамейкой, диваном, кроваткой, на поезде поехать куда-нибудь и т. п.

Чертежи надо уметь делать

Ребенок сложил из кирпичиков очень интересную модель. Всем она понравилась, но надо убирать после игры кирпичики на место, и

ее придется разобрать. Хорошо, если ребенок запомнил, как ее скла дывать, и сможет повторить. А если нет? Как быть? Ведь жаль, если никогда больше такую модель не удастся сделать. И никто не узнает, какая она хорошая, никто ее не сделает, даже если захочет. Так воз никает необходимость сделать чертеж.

Здесь опять вспомните сказку про архитектора. Может быть, ма-лыш тоже подумает-подумает и… придумает, что надо сделать чер-теж своей модели. Тогда вам остается чуть-чуть помочь ему этому научиться. Как это сделать?

Чертеж лучше делать на тетради в клетку или на миллиметровке. Если ребенок совета не принимает, не спорьте с ним, просто пред ложите ему делать чертеж по-своему – на нелинованной бумаге, а вы сделайте такой же, но на бумаге в клетку. Какой получается лучше? Где ничего не перекошено и где все кирпичи одинаковой длины? Та-кое “доказательство делом” неизмеримо сильнее многих словесных убеждений.

Когда бумага в клетку принята всеми как наиболее удобная, то надо договориться о масштабе, в каком будем рисовать кирпичи, т. е. какой величины мы их будем чертить.

164 Кирпичики

Поставьте перед малышом кирпич на ребро, торцом к себе, как на рис. 39, где кирпич показан в трех основных положениях: плашмя, на ребре и на торце и приведены все 6 возможных положений, в ка-ких он может находиться.

А теперь сделаем чертеж, чтобы точно показать, как стоит кир-пич. Сначала нарисуем вид спереди. Как надо смотреть на кирпич? Если толщина кирпича у нас будет в одну клетку, то ширина…? (Пусть ребенок найдет, что она в 2 раза больше толщины, и сделает

ее в 2 клетки.)

– А теперь скажите, как надо смотреть на кирпич, чтобы сделать вид сверху, вид сбоку?

Сравните теперь этот чертеж с чертежом Б (рис. 39).

Выяснив, что ребра кирпича мы будем рисовать в 1,2 и 4 клетки, можно приступить к изготовлению чертежей простейших моделей в 2–3 кирпича. Такой масштаб очень удобен, но он, конечно, не единс-твенный, и можно принять масштаб любой, в зависимости от необ-ходимости и возможностей самого “чертежника”. На рис. 39 при-ведена еще одна простая задача: сначала даны 6 чертежей кирпича

в разных положениях, обозначенных буквами, а ниже 6 рисунков, обозначенных цифрами. Найдите сначала сами, а потом с детьми, какой буквой обозначен чертеж кирпича 1, 2, 3 и т. д. Задачу мож-но “переворачивать”: под каким номером нарисован кирпич, чертеж которого А, Б, В, Г и т. д.? Вместо рисунков можно поставить на-стоящие кирпичи, а в книге находить чертежи, соответствующие их положению.

Первые модели, на которых ребенок будет учиться делать чер тежи, лучше строить взрослому (хотя это совсем, видимо, необяза тельно, просто у нас это выходило удачно), а с ребенком только ре шать вопрос: какой вид лучше взять за “вид спереди?” И, повернув модель к себе этой стороной, начинать делать чертеж. Задерживаться на этом виде работы не следует. Если ребенок понял суть дела и хо-рошо делает чертежи, не надо предлагать новые модели, переходите к конструированию.

Конструирование – главное дело

Из 8 кирпичиков можно построить очень большое число разных моделей, но ребенку интересны только те, которые напоминают что-то знакомое – машины, дома, пароходы, мосты. Вот такие инте ресные модели и надо придумывать. И, конечно, делать чертеж этих

Кирпичики 165

моделей, чтобы сохранить их и сделать целый альбом собственных конструкций.

Альбом может помочь отобрать ряд чертежей-заданий для со ревнования и быть летописью роста конструктивных способностей ребенка, если ставить дату на чертеже.

Когда ребенок станет школьником, можно с успехом продолжить эту игру. Школьники будут вносить в альбом чертежи, особо труд-ные для построения моделей, предназначенные специально для “гим настики ума” и детей, и взрослых. К таким и относятся чертежи-за-дания после К-22. И мы 1-2 раза в год устраиваем соревнования с участием взрослых: кто быстрее построит модель К-26? Кто быстрее сделает сразу 3 задания – К-27, К-28, К-29?

Со временем количество кирпичиков в игре можно увеличить, модели еще более усложнятся, а задания приобретут характер про изводственных чертежей, с условными обозначениями которых можно ребятишек ознакомить.

166 Кирпичики кубики для

КВ

всех

Рис. 45

167