Дроби (д)

Представление о дроби, как части целого, может сформироваться

у малыша рано. Ведь в жизни он видит и половину яблока или даже четвертушку, дает откусить или отламывает половину конфеты, пе ченья, сухарика. На равные части можно разрезать пирог или круг лый торт.

Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши при обретают и многие представления о дробях, об их соотношениях, хотя школа отодвигает почему-то их усвоение на 5–6 лет – к 3–4-му классу.

Как сделать игру

Для игры надо найти или вырезать из картона, пластика, фанеры или подобных материалов 12 одинаковых кружков диаметром при мерно 200 мм, толщиною 1–2 мм. Кружки окрасить с одной стороны

в 12 разных цветов, чтобы они легко различались. Краски берите технические – нитрокраски или масляные. Можно, конечно, огра ничиться и оклейкой кружков цветной бумагой, но тогда они быстро изнашиваются.

Каждый кружок точно разметить и разделить на равные части:

1-й кружок остается целым;

2-й кружок делится на 2 части по диаметру; 3-й – на 3 части по радиусам;

4-й – на 4 части и т. д. до 12 частей, как показано на рис. 55.

На обратной стороне целого кружка напишите крупно цифру 1, а на частях соответственно 1/2, 1/3, 1/4 и т.д. до 1/12.

Для укладки дробей нужна прочная квадратная коробка с крыш кой, куда бы помещались все дроби, уложенные в целые кружки, вроде показанной на рис. 54. Такую коробку нетрудно согнуть из

194

тонкой жести умелому папе. Проследите только, чтобы крышку ре-бенок мог открывать сам.

Как играть

Как и в других играх, это зависит от возраста и уровня развития ребенка, т. е. его сил, умения считать, сообразительности. Если ма лыш не видел, как вы изготавливали игру, то покажите ему закрытую коробку и, конечно, заинтригуйте его вопросами: “Что там спрятано

в коробке?” и “Сумеешь ли ты ее открыть?” Можно даже потрясти ее и послушать, что в ней там шумит.

Хорошо, если малыш сумел сам обнаружить, что здесь крышка откроется не так, как у картонных коробок, а сдвигается в сторо-ну, как в школьном пенале. Если же вам пришлось помогать и по казывать, как надо открывать крышку, – значит, ребенок не приобрел что-то важное, вы не позволили сделать ему одно микрооткрытие.

В этой игре нет такого четкого чередования заданий, как в дру гих играх; и каждый раз все 78 частей надо высыпать из коробки на стол или на пол, а потом, в конце, снова укладывать их кружками в коробку. Поэтому задача № 1 для малыша будет складываться из не скольких частей:

а) открыть крышку коробки;

б) высыпать все дроби на стол или на пол;

в) перевернуть их окрашенной стороной вверх, так как при высы-пании их из коробки многие могут упасть тыльной стороной кверху; г) разложить дроби кучками так, чтобы собрать вместе одинаково

окрашенные (подобно задаче в “Сложи квадрат”); д) сложить из каждой кучки кружок одного цвета;

е) уложить после игры дроби в коробку и закрыть крышку.

В первом задании кружки можно складывать в каком угодно по рядке, важно, чтобы выходил кружок, а части плотно прилегали друг

к другу.

Если старшие чувствуют, что 78 частей сразу – это слишком мно-го и малыш не справится с укладкой всех, тогда уложить в коробку надо лишь несколько первых, например 1–5-й, где только 15 кусоч-ков, а в следующие дни постепенно увеличивать их число.

Задача № 2. Как называютсячасти кружков?

Для маленьких эта задача может растянуться на дни, недели и даже месяцы. И не надо ее форсировать, только обрадуйтесь, если

Дроби 195

какие-то он назовет сразу: “розовая половинка” или “оранжевая чет вертушка”.

Для умеющих считать до 100, т. е. для 3–4-летнего развитого ма-лыша, эта задача решается в один присест.

Названия частям давайте не только свои, семейные, бытовые, но

и математически правильные: “одна вторая”, “одна треть”, “одна четверть”, “одна пятая” и т. д.

Задача № 3. Уложите в ряд по одной части всех цветов: а) попорядку: первой положите самую большую часть, затем поменьше и меньше, и так до самой маленькой, чтобы каждая следующая была меньше предыдущих; б) уложите рядом такие же части, но стопкой. Внизу положите самую большую, а вверху – самую маленькую. Складывать, чтобы стопка была красивой (например, “лесенка” или “ступеньки” с одной стороны, с двух сторон и т.п.).

Задача № 4. Какая часть больше: одна пятая или одна четвер-тая? как это проверить? (Наложить меньшую на большую.)

Задачи, какая часть больше или меньше, можно давать самые раз-ные и до тех пор, пока вам не станет ясно, что малыш схватил при-нцип определения: “чем на большее число частей делится круг, тем меньше части”.

Как записать, что 1/4 больше 1/5 математически? (1/4 > 1/5). Как записать, что 1/5 меньше 1/4 математически? (1/5 < 1/4). Задача № 5. Сколько четвертых частей помещается на одной по

ловине? Сколько шестых, восьмых, десятых, двенадцатых частей? Во сколько раз одна вторая больше четвертой, шестой, восьмой,

десятой, двенадцатой?

Задача № 6. Какие части и сколько их поместится точно на одной трети (шестых, девятых, двенадцатых)?

Во сколько раз шестая (девятая, двенадцатая) меньше одной тре-ти?

Задача № 7. Можно ли из частей разного цвета сложить целыйкруг(двухцветный, трехцветный, четырехцветный)?

Какие части для этого надо взять?

Задача № 8. Сколько целых разноцветных кругов можно сложить из игры “Дроби”? (Каково наибольшее их число?)

Задача № 9. Можно ли сложить 12разноцветных кругов из всех

78 частей?

Придумайте новые задачи из игры “Дроби”.

196 Дроби

1

1

1

4

1

7

1 Рис. 55 10

1

2

1

5

1

8

1

11

1

3

1

6

1

9

1

12

Дроби 197

таблица пифагора

7 8 8 10 14 16 18 20 21 24 28 30 28 32 36 40 35 40 45 50 42 48 54 60 49 56 63 70 8 16 24 32 40 48 56 64 72 80 9 18 27 36 45 54 63 72 81 90 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 56

198