Что такое творческие способности?

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее труд-ная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимос-ти, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой – старая эта задача или новая.

Вот машинистка печатает на машинке или шофер ведет автобус по улице. При этом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый из них хорошо знает. Сначала они учились, а по-том напрактиковались за годы работы. Профессиональные “задачи”

Немного теории 11

являются для них старыми, известными, а привычная работа называ-ется исполнительской деятельностью. Обучаясь профессии, человек развивает свои исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услы-шанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма

и т. п. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному прави-лу или шаблону – подчас даже машинально. Недаром машинистки, например, печатая и даже не сбавляя при этом темпа работы, могут переговариваться между собой; шофер, продолжая вести машину, объявляет остановки, делает по микрофону замечания пассажирам

и даже может пошутить.

Но вот перед машинисткой положили рукопись – длинный текст, который надо расположить на одном листе наиболее экономно или ка-ким-то необычным способом. Это непривычно, раньше ей не прихо-дилось с этим сталкиваться: это новая для нее задача. Или у шофера, пришедшего утром в гараж, не запускается мотор. Неисправность может быть и в системе питания, и зажигания, и электропроводки, и

в самых различных частях. Ни один учебник и инструктор не могут предусмотреть все возможные поломки и неисправности и научить шофера, как это делается при обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача. Надо самому поразмыслить, найти ее реше-ние. И хотя она не очень сложна, ее можно уже отнести к творчес-кимзадачам.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности

– от нахождения неисправности в моторе или решения головолом-ки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопос-тавлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависи-мости, закономерности и т. д. – все то, что в совокупности и состав-ляеттворческие способности.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущ ности, доступна только человеку. А более простая – исполнитель ская – может быть переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется.

В жизни, конечно, все гораздо сложнее, отделить разные виды деятельности не всегда возможно, и чаще всего человеческая деятель-

12 Немного теории