Таблица пифагора

Эта игрушка была сделана специально для усвоения таблицы умножения, но мы считаем, что ждать для этого той поры, когда дети станут изучать таблицу в школе, совершенно неразумно. В нашей семье мы играли с 4–6-летними, а младшие, естественно, видели ее и что-то она оставляла и в их памяти.

“Кто быстрее сосчитает, сколько тут красных кружков?” – вот главное задание игры. Его можно задавать до тех пор, пока на любой вопрос из 80 или 90 вариантов заданий будет получаться быстрый от-вет (надо учитывать время на сосчитывание числа кружков в ряду).

Как сделать игру

В простейшем исполнении для игры необходимы 3 листа фане-ры толщиной 4–5 мм или плотного картона размером 450×450 мм. Основной лист размечается по рис. 57 на 100 квадратов 40×40 мм.

В центре каждого квадрата циркулем очерчивается окружность диа метром 32 мм, а внутри каждого круга пишут соответствующее чис-ло таблицы Пифагора шрифтом ГОСТ № 20 (предварительно лист за грунтовать тонким слоем белой краски, но так, чтобы разметка была видна). Второй лист размечается точно так же, но все 100 кружков высверливаются перовым сверлом диаметром 32 мм как можно ак-куратнее, чтобы не расщепить узкие перемычки между отверстиями. Края отверстий зачищают наждачной бумагой, особенно с внутрен-ней стороны, чтобы третий подвижный лист нигде не мог зацепить-ся и двигаться между листами с легким усилием. Лист окрашивается нитрокраской или масляной в серый цвет или в другой, на фоне ко-торого хорошо видны красные кружки.

У третьего листа один угол округляется радиусом 15 мм, обе сто-роны хорошо зачищаются наждачной бумагой, а с краев, прилегаю-

Таблица Пифагора 199

Рис. 57

щих к закруглению, снимаются фаски (0,5–1 мм). Это необходимо для того, чтобы лист легко проходил в щель между основным и вто-рым листом. Третий лист окрашивается с обеих сторон в ярко-крас-ный цвет, а в скругленном углу рисуют стрелку длиною примерно 25 мм, направленную в середину скругления под углом 45°. Под этой стрелкой всегда будет находиться ответ на задачу. Хорошо третье-му листу сделать и “младшего брата”, т. е. второй красный лист, но вдвое меньшей ширины.

200 Таблица Пифагора

Основной лист склеивается со вторым листом так, чтобы меж-ду ними была щель для прохода третьего (красного) листа. Для это-го нужны еще 2 полоски 450×25 и 425×25 мм из той же фанеры и такие же полоски из картона толщиной 0,5–1 мм, наклеиваемые на эти полоски из фанеры. Фанерные полоски наклеиваются по кра-ям основного листа вдоль круглых десятков, а к ним приклеивается или прибивается мелкими гвоздями второй лист. Перед окончатель-ной сборкой и склейкой обязательно убедитесь, что третий лист до статочно легко входит и настолько глубоко, что стрелка закрывает число 100.

Как играть

Малыши садятся за низкий столик или на коврике так, чтобы все видели ведущего.

– Сейчас я покажу красные кружки, а вы сосчитаете!

И ведущий, отвернувшись от малышей, устанавливает нужное для начала число красных кружков, двигая красный лист на тре-буемую глубину, и сжимает листы, чтобы красный не мог больше пошевелиться. Потом, быстро повернувшись, показывает таблицу и

в то же мгновение спрашивает:

– Сколько? – и очень заинтересованно ждет, наблюдая за счита ющими.

– Шесть! – говорит Надя, самая старшая.

– Быстро сосчитала, но правильно ли? – сомневается ведущий.

И если еще кто-то сказал “Шесть!”, можно спросить:

– Проверим?

– Проверим! – соглашаются малыши.

И начинают считать кружки пальцем, указкой, стрелкой, похожей на указку, или даже ударять молоточком по каждому красному круж-ку, чтобы получилосьшесть раз “стук-стук-стук…” Важно, чтобы это были шесть выразительных движений пальцем или указкой, или стрелкой, но к видимым кружкам присоединялись бы звуки, стуки, щелчки, взмахи рукой или что-то подобное и ровно столько, сколько кружков. Хорошо, если малыши этот подсчет будут вести даже хо-ром.

– Верно сосчитали. Шесть получилось. А что тут под стрелкой написано? Кто знает? – задает вопрос ведущий.

И если опять кто-то скажет “Шесть!”, то удивиться надо очень сильно:

Таблица Пифагора 201

– Кто тебе сказал? – и отодвинуть стрелку ровно настолько, что-бы все увидели и цифру 6, и кончик стрелки, касающийся цифры.

– Как он мог узнать? – снова удивляется ведущий. – Ведь стрелка все закрывала!

Такое удивление ведущего, конечно, действует и на малышей, и после нескольких подобных сцен и остальные становятся такими же догадливыми, как первый.

– Посчитаем еще? – предлагает ведущий, и если ему самому ин тересна такая игра, то малыши соглашаются охотно.

Но тут, как обычно в таких играх, надо чувствовать, когда следует кончить игру, и внимательно наблюдать за малышами. Если ушел маленький, не умеющий еще считать, то не страшно, а вот если по-тух интерес у умеющего, то… надо заканчивать, и так, чтобы не ох-ладить остальных.

В зависимости от уровня подготовленности играющих, естес твенно, должно меняться и поведение ведущего. Со старшими, уже много помнящими наизусть и удивляющимися, почему “пятью пять

– двадцать пять”, “шестью шесть – тридцать шесть”, “семью семь

– не сорок семь”, а “сорок девять”, можно играть в “мгновенный счет”, как “лампа-вспышка”. Это означает, что ведущий не держит таблицу неподвижно до тех пор, пока не сосчитают “сколько в ря дочке” и “сколько рядков”, а, подняв на мгновение (остановив лишь на секунду), тут же прячет ее себе за спину. В этом случае надо “сфотографировать” красные кружки, представить себе мысленно увиденную картину и уже потом посчитать, сколько там их было. А ведущему надо не отпускать зажатые листы таблицы, а, когда со считают и скажут ответ, снова поднять и показать для проверки.

202

узелки

Рис. 58

Узелки 203