Заключение

Книгу можно было бы продолжить описанием других наших раз вивающих пособий. Вот, например, кубики с буквами (48 штук), где буквы нарисованы с частотой встречаемости их в нашей речи. Тогда малыши могут составлять из них поезда-слова “мама”, “папа”, “На дя” и ехать на вокзал “Москва” или “Токио”, и не подозревать о том, что они учатся писать и читать. Слов-то можно сложить из таких кубиков очень много, не то что из алфавита, где всех букв только по одной и даже “мама” нельзя собрать.

Можно добавить набор мешков (1–20 штук) из плотной пала точной ткани. Мешки – разные по величине, наполнены мелкой реч-ной или морской галькой и весят от 1 до 20 кг. У каждого мешка две удобные, мягкие рукоятки с противоположных сторон, и мешок можно брать и одной рукой, и двумя, и одному, и вдвоем, уложить на скамейку или поднять, как штангу, выше головы, ведь на мешке на рисована большая красивая цифра, и все видят, сколько килограммов поднимает “богатырь Петя”. Кроме того, эти мешки – удивительно удобный строительный материал. Из них можно строить и стену, и баррикаду, и даже острова в Тихом океане, и так перепрыгивать с острова на остров, чтобы не свалиться в воду.

А если рядом с мешками набор строительных кирпичей 150–200 штук (из досок, размером 40x80x160 мм), то маленькие архитекторы

и строители могут фантазировать, сколько угодно, и любую свою фантазию, любой проект тут же воплотить во дворец, в башню вы сотой до потолка или в космический корабль.

Называются узелки так:

1. Простой узел

2.Восьмерка

3. Простой двойной узел

4. Плоский или прямой узел

5. Выбленочный узел

6. Беседочный узел или незатягиваю-щаяся петля

7. «Удавка», держит, пока натянут ниж-ний конец, и легко . развязывается, если нет натяжения

8. Узел для . укорачивания . веревки не разре-зая ее

9. Для привязи. животных .

на короткое время

10. Шкотовый узел привязи к петле

11. Привязка к мягкой петле плоским узлом

12. Для захвата 13. Без названия середины 14. Двойной веревки

выбленочный узел

Рис. 59

Заключение 205

206 Заключение

Но, продолжая расширять набор развивающих игр и игрушек, не-льзя забывать, что мы улучшаем этим действие всего лишь одногоиз факторов, развивающих творческие способности ребенка. А факторов этих довольно много (см. Приложение).

И раннее включение в работу как можно большего числа разных врожденных рефлексов (хватательного, опорного, шагового, полза ния и т. д.), и большая свобода для познания мира, когда ползунка не запирают в тесной кроватке или в манеже, а позволяют ему пол-зать по всей квартире, и спортивный комплекс в комнате, и раннее овладение чтением и письмом, и молоток и гвозди с 2-летнего воз-раста. И чтобы охватить и пустить в дело как можно больше этих факторов, мало будет создать идеальную детскую комнату, хотя бы

в ней и был установлен лучший спортивный комплекс, собраны все развивающие игры и пособия и сделан рабочий уголок с тисками, инструментами, материалами для работы детей и взрослых. Кроме этого, нужно нечто более серьезное и – главное – глубокое знакомс-тво родителей с методами нового воспитания. А откуда они могут узнать о них?

Пока не было книг, родители просто шли в семью Никитиных за “опытом воспитания”. Поток этот исчислялся сначала десятками, потом сотнями, а после выхода книги “Мы и наши дети” (1979 г.) перевалил за тысячу человек в год. И мы принимали всех сначала у себя, потом дома стало тесно, перешли в школу, а теперь в пос-леднее воскресенье месяца приезжают люди из разных городов в г. Королев Московской области, где в городском историко-краевед-ческом музее (ул. Ильича, 6; тел. (095)-519-62-65) с 12 часов прохо-дят наши встречи с родителями.

Назрела необходимость создать “Центр народного опыта вос питания” и направить туда этот живой поток родителей, хотя, ко нечно, это дело Академии педагогических наук, если бы она следила за общественным пульсом.

Значит, нужны:

¦ большой зал (на 500–600 мест) для лекций, бесед, диспутов с кино- и видеоаппаратурой;

¦ современная детская комната с ее идеальным оборудованием и возможностями получить консультацию по любым вопросам во спитания;

¦ отдельная игровая комната для детей дошкольного возраста, тоже со спортивным комплексом, столами с развивающими играми и

Заключение 207

пособиями, где будут играть малыши, пока родители будут заня-ты;

¦ рабочая комната (мастерская) с верстаками, инструментами и материалами для взрослых, где можно делать детали спортком плекса, копии игр, пособий, рисунков-заданий, фотографировать, зарисовывать, записывать на магнитофон и т. п.;

¦ библиотека для родителей и воспитателей воспитанию с ру кописями и книгами новаторов не только на стендах, но и для чте-ния, конспектирования;

¦ фотолаборатория и светокопировочная комната с множительной аппаратурой, чтобы обеспечивать посетителей необходимыми ру кописями, конспектами, фотокопиями;

¦ киоск, организованный на кооперативных началах, для обслу живания Центра и его посетителей.

Когда родится такой Центр, когда у него появятся средства, связь

его с массами станет на деловую основу, и родителям, придумав-шим новую развивающую игру, не надо будет искать завод-изгото-витель, ее сразу оценят по достоинству, и в Центре будет сначала организовано конструкторское бюро игрушек, а потом и опытный завод. Тогда дело развития творческой стороны интеллекта малы-шей получит размах, о котором много лет мечтал автор этой книги.

208 Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ

Факторы формирования и развития

ТВОРЧЕСКИХ способностей детей

Нет тайны рождения,

есть тайна развития.

Б.П. Никитин

1. Желанный ребенок – защищенность, здоровая психика, биоэнер-гетическаяподдержкаокружения(“егождут40родствен ников со стороны матери и 40 со стороны отца”).

2. Благоприятные условия беременности:запрет на лекарства,

вино, табак. Вместо рекомендуемого врачами “береже-ния” активная жизнь и разносторонняя деятельность матери. Эмоционально-речевое общение с плодом с 5–6-месячного возраста. Закладка начал музыкальных, речевых и др. способностей.

3. Естественные(немедикализованные) роды. Наилучшие – до-машние, т.к. “нет ни одного научного доказательства,

желтухи, нехватки молока у матери, ОРЗ и др.)

4. Естественное вскармливание, т.е. питание только грудным мо-

локомматери и водой до прорезывания первого зуба (до 5–9 месяцев), т.к. “коровьи белки” смесей угнетают развитие нейронов мозга в период их бурного роста и снижают иммунитет.

5. Постоянный контакт ребенка с матерью (по возможности днем и ночью), физический, биоэнергетический, визуаль-

0–1,5 ный, эмоционально-речевой. У африканок и японок дети

в первые три года развиты выше, чем у мам европейских,

года

так как матери носят их на груди или за спиной почти весь день. Полезно брать часто на руки и качать в люльке. 0–11 вого, ползания, плавательного и др., дающих толчок мес. развитию интеллекта. “Ведущей системой у ново- от 1,5 до 15 лет

Приложение209

рожденногоявляется скелетно-мышечная, все другие раз-виваются коррелятивно” (И.А. Аршавский).

7. Свобода познания мира. Ползание по комнате, по квартире, по двору – “пусковой фактор” формирования своих “спосо-бов познания мира” и одно из сильных средств развития творческих способностей, недооцениваемое многими

с6мес. недалекими матерями (боятся “грязи”, синяков, царапин, т.е. мелочей и упускают важное – развитие детей). Кро-ватка и манеж – способ изоляции от мира, от вещей и от познания их свойств. Кроватка нужна только для сна, а манеж не более, чем на час в день. Остальное время

– на свободе.

8. Обогащение обстановки для разнообразной деятельности в квар-тире и во дворе. Развитие потребности в движении,

5 мес. – строительстве, творчестве. Турничок в кроватке с трех 6 лет месяцев, мячи, каталки, манипулятивные игры, мешки с галькой от 1 до 20 кг, карандаши, краски, пластилин, му- зыкальные инструменты и др.

9. Спортивный комплекс В.С. Скрипалева – “Гимнастическое де-рево” в квартире на 1,5–2 кв. м. Выход из “плоскости”

7 мес. – (с пола) в “пространство” (в третье измерение), резкое

повышение сложности и по величине требуемых усилий. 12 лет Когда детей двое-трое, комплекс может стать местом игр

ибыть их средой обитания.

10. Интеллектуальные (творческие) игры Никитиных.

Высокая умственная нагрузка и творческая ее направ ленность. Вместо обычного получения готовых знаний – метод их добывания и значит само развитие. Система задач возрастающей сложности и широкого диапазона трудностей. Задания “до потолка” возможностей ребен-ка, а иногда и взрослого. Конструирование моделей и их совершенствование. Предупреждение НУВЭРСа. Свое образные “спортивные снаряды для ума”.

11. Раннее чтение, счет, письмо. Освоение устной и письменной речи может идти почти одновременно, т.к. слова слыши-

с после с 6 лет с 3–7 с лет

210 Приложение

бумага. Географические карты, планы, глобус, чтение и счет опущены до уровня быта. Методика Глена Домана (Doman), кубики Н.А. Зайцева и др. Чем позже начинает-ся овладение чтением, тем труднее оно идет.

12. Лесенка возрастов в многодетной семье или разновозрастные группы в детском саду. Старшие, хорошо развитые дети

(умеют читать, считать, конструировать, заниматься на спорткомплексе) могут великолепно передавать свои зна-ния и умения младшим (иногда лучше взрослых).

13. Сокращение времени обучения в начальной школе.Чем выше развит ребенок творчески и чем дольше он будет в на-чальной школе, тем более затормозится его развитие. Поэтому ребенка, умеющего читать и считать до ста, по-

мещать сразу во второй класс, переводить в следующий в середине года, экзамены сдавать экстерном. Применять теорию Гидеона Карми (“Творческое мышление”, Изра-иль), “принцип практической необходимости” К.С. Ско-рохода, “опережающее обучение” С.Н. Лысенковой.

14. Учебник,учебный материалиметод“технологии индивидуаль- ного обучения математике” Ю.А.Макарова (Пермь, шко-

5–11 ла № 140). Окно в новую “дидактику творчества”, при-

званную не только дополнять, но и частично заменять

классы

“дидактику исполнительства” Я.А. Коменского, в разной мере в разных предметах преподавания.

15. Мастерскаяили рабочий уголок в квартире для работы и тех-нического творчества детей и взрослых. Каждому свой верстак, тиски, набор инструментов и материалов для

с6–7 взрослого и ребенка, но инструменты настоящие, а не лет бутафорские. “Золотые руки” бывают только при умной

голове или, точнее, “золотые руки” делают “золотой” и голову.

16. Олимпиады и тестовые проверки. Давать ребенку, как только научится читать, самого разного типа и сложности, а с 9–10 лет даже тесты для взрослых.

Тесты: а. Позволяют измерять достигнутый уровень развития.

Приложение 211

б. Развивают творческие способности даже если применяются нерегулярно.

в. Доставляют удовольствие детям и тем большее, чем развитее ребенок.

г. Укрепляют нервную систему, формируя умение спокойно относиться к проверкам, экзаменам, соревнованиям и в сложной обстановке выдать максимум того, на что ребенок способен.

17. Рядом увлеченный взрослый, блестящий Мастер своего дела (Учитель!). Ребенок видит отличную работу, усваивает отношение к делу, приобретает шкалу ценностей Масте-ра и “заболевает болезнями Мастера”, главная из кото-

рых увлеченность делом.

18. Увлеченностьребенка творчеством (самыми разными видами).

с5–10

лет

Сначала из готовых деталей (кубики, конструкторы), потом из материалов. Моделирование – сильный и дол-годействующий фактор. Биографии крупных изобрета телей и инженеров подтверждают это (академики Кры-лов, Туполев, Королев, Яковлев и др.). В известном смысле “великая увлеченность создает великих людей”. “Увлеченность” можно назвать самым многообещающим фактором, так как она может стать и самым могучим в жизни.

19. Участие в производительном труде в соответствии с физи-ческими и психическими способностями ребенка. Труд должен быть ежедневным, оплачиваемым, высокоорга-

с 6–7 низованным (нормы, качество) и на своем (школьном)

лет производстве.

С 6 до 9 лет – в течение 1 часа,

с 9 до 12 лет – 2 часа,

с 12 до 17 лет – 3–4 часа.

Современная словесно-книжная школа воспитывает пас-

сивного иждивенца-потребителя и создает все трудности

морально-этического плана. Наше спасение в создании

хотя бы нескольких школ труда и творчества, школы-

хозяйства, по опыту великого А.С. Макаренко.

212 Приложение

20. Считать ребенка Человеком. Новорожденный за первые 3 года проходит возможно главную школу жизни ивыделывается

рождения pебенком так же, как все другое. К 7–10 годам его интел-лект будет почти на уровне взрослого (70–80%). В такой обстановке нет “капризов”, “кризисов”, “трудных детей”.

21. Интерес старших к творческим успехам детей.Этот фактор

начинает действовать на ребят уже с 3–5 лет. За успехи в творчестве детей не столько надо хвалить, сколько ис кренне радоваться их достижениям. У нас в семье ве- лись дневники, куда эти успехи записывались, строились 1–11 графики достижений и т.п. Учитель Реутовской школы классы (Моск. обл.) И.П. Волков открыл в школе “творческую мастерскую” и завел “творческие книжки” на каждого увлеченного творчеством ученика, куда записывал их из- делия, проводил выставки работ в мастерской и школе и увлекал до 20–25% учеников. И.П. Волков стал известен как педагог-новатор, первый в России увидевший юных творцов и блестяще помогавший им развивать свои спо- собности.

22. Ориентация на развитие творческих способностей. Обучение (т.е. “объяснение”, “рассказ”, “урок”), давая “готовые знания”, развивает лишь исполнительство. Развитие же творческих сил начинается только там и тогда, где есть “проблемы”, трудности, задачи, а КАК их решать, неизвестно. Для этого нужно реальное творческое дело. Даже в быту их можно находить, задав, например, детям задачу: как лучше колоть орехи (молотком, дверью, орехо колом, в слесарных тисках?) или им подобные.

Есть великая формула К.Э. Циолковского: “Сначала я от крывал истины, известные всем; затем стал открывать истины, известные лишь немногим; и, наконец, научился открывать истины, еще никому не известные”. Надо по-мочь ребенку идти именно таким путем, не бояться “от-крывать Америку”, “изобретать велосипед” и т.п.

23. Круглогодичная школа. Естественное развитие и обучение (“в тон

и такт природе”). Смена видов деятельности: труд, учеба,

Приложение 213

спорт, творчество, не ведущая к накоплению усталости и позволяющая избегать остановки и деградации развития

в летние каникулы (идея В.С. Шевнина).

24. Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Идея Г.С. Альтшуллера – отказаться от Метода Проб и Ошибок (МПИО), изобретать по правилам и заменить “озарение” высококвалифицированным, но доступным каждому тру дом, привела его к разработке новой науки и созданию школ ТРИЗ во многих городах России. ТРИЗ содействует развитию изобретательности, многому учит, но… решает только часть проблемы “загадки таланта”. А МПИО жил, живет и будет жить, пока существует человечество.

25. Интеллектуально-Творческие Игры (ИТИ) “Мозговой штурм”

– генерирование идей группой в 6–15 человек в течение 30–50 минут, при полном запрете на критику. Организа-ционно-Деятельностная Игра (ОДИ). Нахождение самых развитых в творческом отношении и создание им благо-приятных условий для решения творческих задач. Это поиск, мобилизация и использование уже имеющегося творческого потенциала.

26. Философия творца, труженика. Серьезное творчество, особен-но в науке и технике, будет малоэффективно без приме-нения основ диалектики. И хотя “диалектика никогда не может рассчитывать на то, чтобы быть воспринятой всеми; напротив, она всегда останется специфическим талантом любимцев богов”, как писал К. Маркс, она является новым, исключительно важным и творческим этапом в становлении мировоззрения, и мыслящие люди должны об этом помнить.

Факторов в действительности гораздо больше, а здесь названы только обнаруженные автором. Факторы очень разны по сути и по возможностям применения: от до-ступных каждому – до живущих пока в проектах мысли телей, предвидящих будущее. Родителям надо выби-рать то, что кажется существенным и посильным для применения.

214

В идеале хорошо бы расставить факторы по степени их важности от главных, решающих ко все менее знача-щим, но на эту громадную работу у автора уже мало сил (он – 1916 года рождения).

В целом Факторы сдвигают развитие детей в сторону РАННЕГО и, предупреждая НУВЭРС, делают развитие более легким, быстрым и позволяющим достичь больших высот.

Во-вторых, развивая в детях творческие способности, факторы позво-ляют детям стать умнее своих родителей и воспитателей

в интеллектуальном отношении и в отличие от исполни-телей быть очень разными. Творческий ум одного мо-жет превосходить ум другого по продуктивности работы и в 10, и в 100, и в 1000 раз, т.е. на несколько порядков. Сейчас у нас еще мало умов, способных принять и по-нять это утверждение.

Для эффективного применения факторов нужны книги, раскрываю-щие практику и дающие методические рекомендации. Пока эта работа выполнена лишь частично.

К факторам:

1–7; Б.П. Никитин “Детство без болезней”, С-П., 1996, 20, 21, 22; Б. и Л. Никитины “Мы, наши дети и внуки”, Пермь, 1997. (стр. 304–НУВЭРС). 9; В.С. Скрипалев “Стадион в квартире”, М., ФиС, 1981, 1986. 10; Б.П. Никитин “Ступеньки творчества или развивающие игры”, М., 89,91.; “Интеллектуальные игры”, М., 1994. 11; “Как научить читать вашего ребенка”, Ярославль, 1991. 13; С.Н. Лысенкова “Когда легко учиться”, М., 1981. 14; Ю.А. Макаров “Технология индивидуального обучения математике”, Пермь, 1992. 17; Б.П. Никитин “Как измерить развитие ребенка”, М., 1997. И.П. Волков “Учим творчеству”, М, 1988. 21; Г.С. Альтшуллер “Профессия – поиск нового”, Кишинев, 24; 1986.

Для остальных факторов книги будут создаваться продолжателями этой стратегически важной для всего человечества идеи.

3.8.1990–11.9.1997 г.г.

215

Обращение к покупателю

Интеллектуальные игры были созданы Б.П. Никитиным около 30 лет назад и долгое время изготовлялись вручную ав тором и энтузиастами-родителями. Промышленным спосо-бом их впервые изготовили в Германии, а затем в Японии око-ло 15 лет назад, там они производятся и поныне и пользуются постоянным спросом, создаются никитинские детские сады, никитинские общества и т.д.

И в России со временем в интеллектуальные игры Никитиных стали играть не только в семьях, но и в детских садах и школах.

Чтобы получить ожидаемые результаты – когда ощутимо раз-виваются разные стороны интеллекта, а взрослые и дети начина-ют лучше понимать друг друга:

1. Важнопроникнуться главными идеями игр. Они совсем не сложные и вышли из практики жизни с детьми:

– двигайтесь от простого к сложному, не торопясь, по сту пенькам – и до потолка возможностей, своих и своего ре бенка;

– играйте вместе с ребенком, но не делайте ЗА ребенка того, что он может и должен сделать САМ; помните – только са-мостоятельное решение приносит пользу;

– это и дидактический материал, и тест, и упражнения,

и занятия для взрослых, но, главное, это ИГРЫ, которые должны приносить удовольствие и радость, как настоящая

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

Эти принципы подробно изложены во всех изданиях книги

216

Б.П. Никитина “Интеллектуальные игры” (в раннем варианте она называлась “Ступеньки творчества или Развивающие игры”).

2. Нужно приобретать только качественно изготовленные игры. Повторимся: плохо или неточно сделанные детали или задания могут свести на нет идеи игр и не принести желаемо-го результата.

3. Интеллектуальные игры Никитиных – мощный стимулятор, на-стоящие дрожжи творческой активности, если они органично вписываются в жизнь вашей семьи. Это ни в коем случае не единственный и не самый важный стимул в развитии ребенка. Все, что вы делаете ВМЕСТЕ с ребенком: играете в интеллек-туальные игры, лепите из пластилина, ходите на лыжах, мое-те посуду, складываете оригами… – создает ту единственную атмосферу вашей семьи, которая развивает и ваших детей, и ваши с ними отношения.

4. Если интеллектуальными играми Никитиных зани-

маться до школы, а затем и в школе – они помога-ют быстрее и легче адаптироваться ребенку в школе, снимают психологический стресс. Увлечение интеллектуаль-ными играми взрослых людей и особенно пенсионеров подде-рживает в них работоспособность, творческие силы и жизне-радостность.

Мы специально информируем, что не можем отвечать за ка-чество работы других многочисленных производителей, которые под видом развивающих или интеллектуальных игр Никитиных продают Вам игрушки, в которых допущены грубейшие наруше-ния не только в методических описаниях и рекомендациях, но и в самой технологии производства. Между тем плохо или неточно сделанные детали, рисунки или задания могут свести на нет и сами идеи, и годами выверенные методические приемы.

Семья Никитиных