Щедра ли природа на таланты?

К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но познав естественные закономерно сти появления их в природе, люди научились делать алмазы. Про никнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать…

таланты! Недаром во всех развитых странах мира идут научные

и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны.

Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 3–5%. Психологи также признают, что чело-веческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность – это не отклонение, не аномалия человеческого ума, как склонны считать не-которые, а, напротив, высокая полнота его проявления, обнажение природных возможностей.

14 Немного теории

Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ре-бенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш мо-жет подняться на самые большие высоты творческой деятельности! Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребя тишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо!

Может быть, все-таки правы те, кто говорит, что умным надо ро диться? Теперь известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий человек: цвет кожи и волос, и разрез глаз, и нос, и губы, и многое другое, но закодировано ли его умствен ное развитие? Многие годы так и считали, а кое-кто считает и сейчас: да, способности человека зависят от его задатков, т. е. генетически обусловлены. Но вот советские генетики Н.П. Дубинин и Ю.Г. Шев ченко утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением.

Где же получается такая разница в уровне развития? Ученые исследовали дошкольников младших возрастов и убедились: чем моложе были дети, тем ближе они были по развитию, тем меньше отличались друг от друга. Значит, если вы хотите достичь высоких результатов, начинайте раньше – с новорожденности. А какое разви-тие творческих способностей доступно младенцу?

Когда стали учить новорожденных плавать, естественно, думали не об умственном, а о физическом их развитии. Даже лозунг поя вился: “Плавать раньше, чем ходить!”. И младенцы поплыли. 8-ме сячный мог нырять на дно бассейна за игрушкой, 9 минут пробыть

в воде без помощи старших. Но, что уж было совсем неожиданным, маленькие пловцы оказались интеллектуально развитыми выше среднего.

Американские ученые провели эксперимент с обучением ново рожденных ходьбе, в нем приняли участие шесть храбрых мам. Пе-

Немного теории 15

ред тем как кормить малыша, каждая из них ставила его на стол и удивленно наблюдала, как тот переставлял ножки – срабатывал так называемый “шаговый рефлекс”. И опять ученых больше удивило не то, что эта шестерка пошла самостоятельно не в 12, как обычно, а в 6–7 месяцев, а то, насколько выше остальных детей они были разви-ты интеллектуально.

Мы еще не знали обо всех этих опытах, но случайно тоже “попали

в тон и в такт природы”, очень рано включив “гимнастику” в жизнь малышей. Новорожденному мы просовывали в сжатые кулачки по пальцу и удивлялись, как крепко он держится, как легко его мож-но посадить, поставить на ножки и даже приподнять над кроваткой. У 3-месячного в коляске и кроватке я укреплял перекладину, за кото-рую он сам брался, силился и пытался вставать, а если я протягивал два пальца малышу, он тут же цепко хватал их ручонками и, подпрыг-нув, “перелетал” ко мне на руки.

А когда малыши начинали ползать (с 4–6 месяцев), мы выпускали их из тесной кроватки и позволяли “путешествовать” по всему дому. “Громадные расстояния”, которые приходилось преодолевать, чтобы попасть к маме в кухню или к отцу в мастерскую, масса незнакомых предметов, свойства которых необходимо было узнать, особенно спортивные снаряды и сооружения, занимающие целую комнату, да-вали такую богатую и разнообразную пищу для исследований, что мы уже не удивились, когда позже встретили строки о том, что ран-нее и свободное ползание некоторые ученые относят к “сильнодейс-твующим факторам интеллектуального развития”.

Видимо, важным были и другие факторы: раннее знакомство с буквами и цифрами (с полутора – двух лет) на кубиках, с буквами, согнутыми из проволоки и вырезанными из линолеума и пластика, с азбукой и букварем, с мелом и доской для рисования, с карандашом и бумагой, а также с инструментами и материалами в нашей мас-

терской.

Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждались в том, что первые годы жизни характеризуются богат ством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.

Значит, первые годы жизни ребенка – самые ценные для его бу-дущего и надо как можно полнее использовать их. Но именно в эти годы малыш больше всего зависит от мамы и папы, от того, что они

16 Немного теории

предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие – второстепенными.