Не упустите самое благоприятное время

К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. “Какая разница, – считают они, – раньше или позже он пойдет, раньше или позже начнет малыш играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда начнет читать и считать. Чего с этим то-ропиться? Придет время – научится всему”.

В действительности это далеко не так. Малыши, научившиеся читать еще до школы, учатся значительно лучше других и учиться им, как правило, очень легко, да и научиться читать 3-4-летнему ре-бенку намного легче, чем 6-7-летнему, и делает он это играючи и с удовольствием, а у старших процесс обучения чтению идет гораздо труднее и обычно под давлением взрослых.

А как ребенок овладевает родной речью? Если малыш слышит разговор взрослых со дня рождения, если с ним постоянно говорят, побуждая его к ответному лопотанию, повторению слов, то он око-ло года начинает произносить первые слова, через год уже легко со ставлять простые фразы, а от двух до пяти (по утверждению К.И. Чу ковского) каждый ребенок – гениальный лингвист. Но это относится только к нормально развивающимся детям. Если же до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении (это можно наблюдать в домах ребенка, где дети видят только сверстников и мало взрослых), он на-чинает говорить не только на 2-3 года позже, но – главное! – усвоение родного языка идет у него с огромным трудом, очень медленно, и это сказывается потом на общем развитии. Долгие годы ему и в школе бывает трудно учиться, и даже при большом прилежании он стано-вится хронически отстающим.

Науке известно более 50 случаев, когда младенцы попада-ли в логово к диким животным и вырастали среди зверей. Иногда удавалось вернуть таких детей в человеческое общество, но воз вращение это обычно оказывалось трагическим. Если ребенку было

Немного теории 17

больше 6–8 лет, то его уже никакими средствами не могли сделать человеком, не могли даже научить говорить по-человечески. Почему? Куда же девалась его общечеловеческая способность к овладению речью?

Оказывается,возможность развиваться не остается неизменной! Мозг ребенка, составляющий при рождении всего 25% (по массе) мозга взрослого, особенно быстро растет и “дозревает” в первые ме сяцы и годы жизни (к 9 месяцам он удваивается, к 2,5 годам утра ивается и к 7 годам составляет уже 90%). Но количественный рост мозга, т. е. число новых клеток и их размеры сравнительно мало зависят от характера деятельности ребенка. И у очень развитых, и

у отставших в развитии окружности головы отличаются незначи тельно. Качественные же различия, а отсюда разница в продуктив ности умственной работы развитых и отставших в развитии детей, бывают огромными.

Это можно объяснить тем, какое количество связей “задейство вано” между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные струк туры, когда начинают функционировать те или иные способности и по “линиям связи” начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. Мы назвали это явление нувэрсом – Необратимым Угасани-ем Возможностей Эффективного Развития Способностей. В работах шведского нейробиолога Холгера Хидена есть чисто биологическое его подтверждение: эксперименты, проведенные на “молекулярном уровне”, говорят о том, что мозг требует для своего полного разви-тия, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего пита-ния, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов, особенно стимулирующей “учебной” среды, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно го-воря, пустыми мешками и в конечном счете атрофируются.

Вот почему не удавалось научить говорить детей, выросших в логове животных, вот почему, наоборот, мы видим случаи высокого развития детей. Один пример:

Пятилетняя англичанка Верина Гринвей говорит и читает по-ан-глийски, по-французски и по-итальянски. Она пишет так же хоро-шо, как и десятилетние дети, и не делает при этом грамматических

18 Немного теории

ошибок. По математике она знает наперед за три класса. Она пла-вает, играет на пианино, катается на коньках и танцует… Мать де-вочки убеждена, чтобольшинство детей могут быть такими, как

и ее дочь, если родители создадут для них определенные условия. И вовремя – добавим мы.

Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического су ществования (накормлен, напоен, уложен спать), то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.

Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременного и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!

Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот поче-му первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы папы и мамы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже.