Знать, чтобы не навредить

То, что вы прочитаете в этой главе, конечно, ещё не «перевод с научного на обычный» и даже не его попытка, а просто мой рассказ о том, что я поняла из научных и популярных трудов И. А. Аршавского и как это помогло мне разобраться во многих моих материнских проблемах. Сразу скажу: мой рассказ рассчитан на тех, кто почти забыл, что проходили в школе по естествознанию.

Нас таких – большинство, поэтому прошу специалистов простить мне примитивное изложение очень сложных научных истин. Я постаралась обойтись без специальных научных терминов и точных (очень трудно понимаемых) цитат, зато тщательно следила за тем, чтобы не исказить смысл тех или иных научных формулировок. Ведь даже детям можно объяснить очень сложные вещи, но на их детском языке. Вот такой «детско-научный» язык я и попыталась изобрести.

Передо мной стояли две задачи. Во-первых, дать сведения, без которых наше родительское дело превращается в метод «авось да как-нибудь», или «как все», или «сами с усами», мол, обойдемся без ваших указаний – всё это в жизни

детьми не годится – можно и им и себе сильно навредить. А во-вторых, у меня теплится надежда поймать вас на крючок – заинтересовать этими, казалось бы, сугубо научными проблемами, чтобы вы потянулись к книгам, написанным уже не детским языком. Ведь они о законах Природы, по которым, хотим мы или не хотим, но обязаны жить.

Вспомним, как говорил Илья Аркадьевич: весь живой мир существует, подчиняясь законам Природы, не имея ни возможности, ни желания их нарушить. Только мы, люди, получили право выбора в своём поведении и часто пользуемся этим правом себе во вред. Мы не хотим ждать милостей от Природы

норовим её же законы так приспособить, чтобы поудобнее устроиться: повкуснее есть, помягче спать, больше наслаждаться, меньше напрягаться. Но Природу не обманешь и не задобришь, она с нами не церемонится и время от

времени напоминает нам о возмездии за наше безрассудство то гриппом, то СПИДом, то землетрясением, то потопом, как бы говоря:

– Если вам разум дан, так ведайте, что творите, знайте, к чему ваши действия приведут.

часто вспоминаю одну давнишнюю телевизионную передачу с участием Т. С. Мальцева. Это было ещё до перестройки, когда беседы в прямом эфире были чрезвычайно редки. Как обычно, на экране мы видели запись, смонтированную так, чтобы никакого криминала не просочилось. И вдруг вопрос «в лоб»:

– Терентий Семенович, а что вы думаете о положении в сельском хозяйстве?

Помню, я замерла: что же он скажет? Это человек, органически не терпящий показухи и лжи, но правду-то уж обязательно бы вырезали! А Мальцев улыбнулся и говорит:

– Что ж, сельское хозяйство! Я вам лучше расскажу, как я учился на велосипеде ездить. Мне уж лет сорок было, когда велосипед первый в своей жизни купил. Стал пробовать – не получается: еду и падаю, еду и падаю, замучился прямо. А тут парнишка мимо бежал и крикнул мне: «Дядя, дядя Терентий, ты не под колесо смотри, а метров на 15 вперед!» Я стал подальше смотреть и – перестал падать!.. – Он снова улыбнулся и, вздохнув, добавил:

– Ну вот, а вы говорите, как с сельским хозяйством… Согласитесь, что мы чаще всего под колесо смотрим, а вперед заглянуть не догадываемся. И падаем раньше, чем куда-нибудь доедем.

Давайте попробуем посмотреть хотя бы на четыре метра вперед – понять для начала четыре «правила» Природы. Мне это помогло кое-какие ухабы и ямы миновать. Надеюсь, поможет и вам.

Энергетическое правило Двигательной активности

(или энергетическое правило скелетных мышц)

Если двигаюсь – расту, пока двигаюсь – живу

Как же происходит это чудо: как из зародыша вырастает сначала детский, а потом взрослый организм? Что движет этим процессом?

Долгое время наука считала, что в каждом организме изначально – с яйцеклетки – заложен некий определённый запас энергии, данный на всю жизнь. Израсходуешь этот запас – прощайся с жизнью. Получалось, что, чем больше экономишь свои силы, тем дольше проживешь.

Кажется, верно: медлительный слон живёт куда дольше юркой, подвижной мыши. Конечно, здесь играют роль и их размеры, недаром теория М. Рубнера, провозгласившего «энергетическое правило поверхности», долгое время определяла каждому из нас «энергетический фонд» жизни.

лаборатории Аршавского усомнились в этой теории, когда заметили, что одинаковые по размерам животные (например, кролик и заяц или белка и крыса) живут не одинаково долго: заяц дольше кролика в 2–3 раза, а белка – дольше крысы в 5–6 раз! А ведь зайцу и белке двигаться приходится куда больше

интенсивнее, чем кролику или крысе. Казалось бы, они должны быстро исчерпать свой запас энергии, а получалось наоборот: тратя силы, они удлиняли жизнь! Что за парадокс?

Начались многолетние исследования, приведшие к важнейшему открытию,

затем и к теории ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВИЛА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Схематически его можно изложить так: жизнь организма, его рост, развитие, состояние всех внутренних органов и тканей (вплоть до клеточного уровня) зависят от двигательной активности скелетных мышц.

Обездвиженный организм даже при полноценном питании нормально существовать не может, он способен только заплыть жиром, как рождественский гусь, подвешенный в мешке к потолку. У детей, мало двигающихся, может задержаться рост, будут слабыми или болезненными все внутренние органы, их развитие часто идёт как бы вразнобой: одно опережает, другое отстает, что также чревато разными неприятностями, особенно в отроческом и подростковом возрасте. «Природа очень дорожит законом активности и жестоко наказывает за его нарушения» (И. А. Аршавский).

Постараемся понять: если не хватит времени на движение, его не хватит и на жизнь. Однако значит ли это, что надо жить «белкой в колесе» или каждому стать рекордсменом по бегу, плаванию или другому интенсивному виду спорта? Нет! Вспомните, что говорил Аршавский о том, что многие спортсмены рано становятся инвалидами. ВСЁ ХОРОШО В МЕРУ. Но как её определить?