Как я создавала авторскую программу

Приближался конец 80-х. Судьба навсегда связала меня с детским садом. Он был воздухом, без которого я жить не могла. Ребёнком росла в нём, не принимая его, воспитателем – пыталась понять его внутренний мир и сохранить себя в нём. Став заведующей, хорошо зная эту систему воспитания в детском саду изнутри, я понимала, чувствовала, что продолжать работать, пользуясь

авторитарной педагогикой, просто невозможно. Это гибельно для детей и педагогов. Я была уверена, что все неудачи в воспитании идут от несвободы ребёнка и искажения его естественного развития.

Пора задуматься о детской душе, её боли и страданиях, согреть её теплом наших сердец.

Но я понимала и то, что авторитарная педагогика стремилась воспитывать своих детей таким образом, чтобы они, став взрослыми, сохраняли и поддерживали тот строй и режим, который её породил. Для этого нужны были послушные исполнители, и вся организация детского сада была направлена на то, чтобы подчинять, подавлять, управлять. Государство средств не жалело и содержание детей брало на себя. Родители вносили минимальную плату за содержание ребёнка в детском саду. Они радостно отдавали туда детей и были готовы беспрекословно подчиняться всем требованиям, предъявляемым им детским садом, даже если это нарушало уклад их семьи. Многие были уверены, что без детского осада нормально воспитать ребёнка нельзя: там специалисты, режим, такие условия хорошие. А что дома?!

правда, к 80-м годам детские сады стали размешаться только в типовых больших зданиях: (рассчитанных на 120–340 мест) – хорошо оборудованных, светлых, просторных, удобных. В них появились оздоровительные комплексы, спортивные залы, бассейны. Прекрасное питание, хорошее медицинское обслуживание, строгий контроль за состоянием здоровья детей и чётко разработанная система контроля и управления со стороны государства, которое продолжало заботиться и жёстко требовать нужного ему результата.

Широкая сеть методической службы контролирует работу педагога по единой типовой программе, вносить изменения в программу и систему воспитания мог запретить любой контролирующий орган, который если и допускал какое-то «творчество», то лишь на уровне собственного понимания и

пределах установленной нормы. Правда, появились призывы к творчеству, но они оставались на уровне призывов, так как воплощение их было связано с очередным морализированием, формализмом и фальшью.

На этом безрадостном фоне всё-таки зазвучали голоса педагогов-новаторов, не желающих мириться с засильем тоталитарной педагогики. Они нашли в себе мужество выступить против неё и ЗА РЕБЁНКА, за его право реализовать свои природные возможности. Они приглашали размышлять, думать, искать ответы на возникающие вопросы. Книги Никитиных, например, заставили по-иному взглянуть на взаимоотношения с ребёнком, на закономерности его развития. Их наблюдения и выводы оказались созвучны

моим чувствам и мыслям, давали мне уверенность в своих силах и сознание того, что я на правильном пути.

Встреча и сотрудничество с семьей Никитиных изменили мой путь в педагогике и заставили обратить внимание на семью, как на главное условие нормального развития ребёнка. У меня даже появилось огромное желание стать вновь мамой, но д р у г о й – думающей, чувствующей, понимающей. Захотелось воспитывать своего ребёнка, ориентируясь на его потребности, а не на рекомендации академической педагогической литературы.

Родилась и росла вторая дочь. Появилась возможность сравнить воспитание двух дочерей. И теперь я могу утверждать, что возвращение к естественным детским потребностям и жизнь с ребёнком на основе доверия и любви дают удивительный результат. Дочь росла крепкой, здоровой, жизнерадостной, бесконфликтной. С ней мне удалось испытать счастливое материнство.

Но теперь передо мной вставала проблема: как примирить два жизненно важных для меня дела: работу и семью? Как слить воедино? Заканчивался декретный отпуск, приближалось время поступления дочери в детский сад. Я тревожилась, как дочь примет несвободу детского сада, его комфортную, но душную атмосферу. Вспомнив изнеженных, болезненных детей в детском саду, вновь пережив в памяти весь свой детсадовский опыт, я приняла окончательное решение: создать НОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД.

Если без всяких дополнительных материальных затрат нам удастся избавить детей от болезней и многих других проблем, почему бы не попробовать?!

Родители с осторожностью, но откликнулись, идею поддержали. Я же понимала, что в условиях государственного детского сада задуманное можно будет осуществить, если я не буду бороться – «лезть на рожон», а начну постепенно вытеснять привычное (рутинное) новым (естественным). И если это даст устойчивый положительный результат, успех дела будет обеспечен.

как же быть с типовой программой? На моё счастье, к тому времени перемены коснулись и дошкольного воспитания. Можно было предъявить свою авторскую программу. Я вложила в неё весь опыт, все знания, все мечты, которые накопила за свою жизнь. Я хотела бы назвать её «Освобождённое детство», но назвала её сухо и официально: «Создание условий естественного развития детей в системе дошкольного воспитания».

Теперь нужно было пройти тяжкий путь получения права на творчество – на реализацию задуманного. Никто из руководителей не хотел рисковать,

разрешая эксперимент. Нужен был орган, берущий на себя ответственность за нововведение. Им стал Творческий союз учителей СССР, созданный в конце 80-х годов. Поддержали меня и Никитины, вошедшие в экспертную комиссию по внедрению моей программы в жизнь.

Так в 1989 году в детском саду № 128 «Теремок» в г. Луганске была создана экспериментальная площадка, а моя программа была утверждена Министерством просвещения Украины. Мне хотелось бы подчеркнуть, что моя программа создавалась и отрабатывалась не в тиши кабинета, а в реальной жизни обычного детского сада, который никакими привилегиями и дотациями не пользовался, занимал типовое стандартное помещение в глубине городского квартала. Из окон домов наша площадка просматривалась как на ладони, а от любопытных взглядов прохожих скрыться было просто некуда. И если то, что происходило внутри здания, было как-то защищено от вмешательства извне, то наше «вхождение в Природу» совершалось при всём честном народе, который, разумеется, не молчал.

Да, наше начало было нелёгким, многое пришлось преодолеть…