Результаты, которые радовали нас

Известно, что осуществлять планы труднее, чем их писать. Но поскольку моя авторская программа выросла на конкретном, уже продвинутом деле, то нам вроде бы оставалось только продолжить начатое. За этим «только» скрыто много напряжённых поисков, усилий, даже страданий, общего кропотливого труда и родителей, и моих коллег – сотрудников детского сада, и наших помощников из Творческого союза учителей. Всем им спасибо за то, что мы успели сделать по экспериментальной программе.

Итак, чего же нам удалось добиться?

Мы изменили организацию жизни в детском саду: упразднили инструкции, формальный контроль, жёсткое управление и бесполезное планирование; дали возможность воспитателям проявить творчество в общении

работе с детьми. Этой возможностью воспользовались, конечно, не все, но потом – кто волей, а кто и неволей – втянулись в новый стиль отношений и работы. Общими усилиями мы государственное учреждение превращали в НАШ ОБЩИЙ ДОМ, в котором дети и взрослые впервые почувствовали душевный комфорт, радость общения и творчества. Родители получили возможность бывать вместе с детьми, жить с ними общими интересами, обогатив жизнь детского сада своими семейными традициями, обычаями, определённым уровнем культуры.

Вот мнение Г. Тищенко, матери двоих детей, посещающих детский сад четыре года:

«Благодаря приобщению родителей к жизни детей, у нас всё больше возрастал интерес к детям и даже друг к другу. Мы всё чаще всматривались в себя, в детей, старались понять состояние души друг друга. Семья и дети стали для нас самым важным в жизни. Причём раньше главным было накормить, одеть, а теперь – п о н я т ь другого человека, проникнуться его проблемами. Это желание понять стало помогать и на работе, в общении со взрослыми людьми». Можно добавить к этому, что интерес друг к другу подтолкнул к чтению и обсуждению серьёзной литературы, т.е. к самообразованию и самовоспитанию взрослых, как воспитателей, так и родителей. Наши педсоветы стали иногда напоминать небольшие конференции или дискуссии.

Поскольку творческая работа требует большого психического напряжения и сосредоточенности, мы выделили для сотрудников специальное помещение – уютную комнату для отдыха и уединённого размышления. Она находилась рядом с физкультурным залом, где можно было на тренажёрах заниматься и взрослым. Приятные физические нагрузки и последующее расслабление, сопровождающееся негромкой мелодичной музыкой или спокойными беседами, снимали усталость, восстанавливали бодрость и работоспособность, улучшали настроение.

Наши УГОЛКИ УЕДИНЕНИЯ для детей, оборудованные в спальных или игровых комнатах, помогали нам решать одну из самых сложных педагогических и психологических задач. В условиях сада ребёнок долгие часы проводит в шумном тесном кругу товарищей и не может остаться наедине сам с собой. Эта в ы н у ж д е н н о с т ь общения лишает ребёнка права и возможности сосредоточения на каком-либо интересном для него деле и доведения его до конца. Это, во-первых, ведёт к переутомлению и нервозности детей, особенно склонных к мечтательности и уединению. А во-вторых, возникает опасность для резвого общительного ребёнка. Жизнь «вечно на людях» вырабатывает в нём потребность в постоянных в н е ш н и х стимулах к жизнедеятельности, чаще всего к общим развлечениям в какой-нибудь «тусовке». Одному ему скучно, он не знает, чем себя занять, и начинает ныть, как только остаётся один. И вот право каждого в любой момент уединиться оказывается просто спасением от этих двух зол: ребёнок может прислушаться к себе, к своему состоянию и без помех распорядиться своим временем и местом, не раздражая никого тем, что он «отделяется от коллектива». Дети привыкают уважать непохожесть друг друга, т.е. право быть самим собой. Однако это не освобождает от обязанностей, которые все должны выполнять (занятия, дежурство, уборка и

т.д.). Мы убедились, что дети быстро осваиваются в понятной для них целесообразной, т.е. естественной, обстановке. Это действует на них умиротворяюще. Капризы и ссоры, детские истерики у нас стали редкостью.

Я знала, что умелые руки учат голову, но на одних игрушках и, играх руки умелыми не станут. К тому же очень хотелось, чтобы в детском саду появился хоть один мужчина. И вот с большим трудом, но всё-таки удалось организовать две небольшие МАСТЕРСКИЕ: швейную (руководительница – женщина) и столярную (мастер – мужчина). И за краткое время их работы мы успели убедиться, насколько притягательными и важными оказались для ребят эти нововведения. Наши мальчики наконец обрели пример для подражания в общении с требовательным умелым мужчиной, занимающимся не словесным «воспитанием», а реальным – полезным и интересным – делом. Их как магнит тянули к себе настоящие, не игрушечные инструменты, верстаки, гвозди…

в швейной мастерской девочки (и желающие мальчики!) приобщались

рукоделию, требующему вкуса, терпения, чутких рук и кропотливого длительного труда. Нам повезло с руководительницей: сама искусная мастерица, она просто влюбляла детвору в сотворение красоты, и ей не нужно было никаких особых ухищрений и методов, чтобы дети х о т е л и у неё учиться.

Как же не хватает в детских садах таких вот естественных отношений и дел! И как не хватает нашим дипломированным специалистам увлеченности и мастерства в какой-либо непедагогической деятельности.

В ОФОРМЛЕНИИ ИНТЕРЬЕРОВ, расстановке мебели и оборудования

нас тоже была предоставлена полная свобода самовыражения воспитателей и детей. Поэтому групповые помещения отличались своеобразием, разностильем, подчас и подлинно домашним уютом.

Порядок поддерживался не ради порядка и не для контролирующих лиц,

для удобства жизни всех обитателей общего Дома. Дети могли (с разрешения воспитателей) ходить «в гости», а во дворе общаться друг с другом без всяких перегородок и «зон».

детской художественной самодеятельности преобладали импровизация и выступления по выбору детей, а не по навязанным сценариям. Нередко в праздничных концертах и театральных постановках на равных участвовали и взрослые. Всё это расковывало детей и в то же время учило действовать согласованно, помогало им усваивать культуру поведения без специальных уроков и естественно проявлять заботу друг о друге.

Многочисленных посетителей «Теремка» приятно удивляла доброжелательность наших ребят и полное отсутствие у них страха, недоверия или робости в общении даже с незнакомыми взрослыми.

Но пожалуй, больше всего удивления и интереса вызывало КРЕПКОЕ ЗДОРОВЬЕ всех наших ребятишек.

Мы вложили много сил в оздоровление детей и себя, в приобщение всех нас к естественным способам закаливания и здоровому образу жизни. Здесь мы успели, по-моему, добиться самых значительных результатов.

Начав с маленькой группы, мы постепенно избавили всех детей от укутывания и страха перед простудами, вызвали желание с удовольствием находиться в помещении при температуре 19–20°С в трусах и босиком, выбегать на снег и обливаться холодной водой в любое время года. А когда позже прибавилось ещё регулярное посещение сауны с последующим купанием

холодной воде, совсем исчезли насморки, анемии, анорексии (отсутствие аппетита); даже капризы, конфликты сошли на нет – дети стали раскрепощённее, активнее, жизнерадостнее.

Много двигаясь, дети развивали силу, ловкость, выносливость. К нашему удивлению, одним из самых любимых занятий стал бег на длинные дистанции. Многие пробегали до 5 км в один забег. Конечно, при этом у детей становились здоровее все внутренние органы, о чём свидетельствовали медицинские обследования.

Благодаря всем этим мерам нам удалось в значительной степени решить проблему укрепления иммунитета у всех, даже ослабленных детей. Вот сравнительные данные о детской заболеваемости у нас в саду:

Годы

1987

1988

1989

1990

1991

Количество

заболеваний

386

362

254

93

59

ОРВИ

Всего за пять лет заболеваемость снизилась больше чем в 6 раз! И мы видели, что это ещё не предел. Мы ввели разные профилактические меры и укрепляющие процедуры: полоскание ноздрей холодной водой; полоскание горла подсоленной водой с добавлением йода; массаж и самомассаж, которому мы обучали детей; всевозможные травяные лечебные чаи; постоянное употребление свежих овощных салатов с луком и чесноком и т.д. Даже во

время эпидемий гриппа это помогало нам предотвращать массовые заболевания детей.

Со временем заметно изменилось и отношение сотрудников и родителей

своему здоровью, начали преодолевать некоторые личные и семейные привычки, ведущие к изнеженности и болезням. Постепенно взрослые и сами почувствовали вкус к здоровому образу жизни, многие приобрели внутреннюю потребность в этом. Заболеваемость сотрудников тоже резко снизилась. Жалоб на недомогания и болезни почти не стало слышно. Как видите, наши труды не пропали даром: их результат мы в самом прямом смысле испытали на себе.

* * *

Постепенно мы приобрели сторонников и последователей в детских садах Украины, России и других странах Содружества. Ехали к нам в «Теремок», приглашали и нас в разные города, и на всех семинарах и встречах самый большой интерес неизменно вызывали наши способы закаливания и оздоровления детей. Вопросам не было конца, и всегда просили: «Пожалуйста, расскажите подробнее, с чего вы начинали, что и как делаете? Мы замучились – конца болезням нет, помогите!»

Да, проблема здоровья детей всё обостряется, потому что для её решения, как говорят медики и политики, необходимы огромные средства на новейшее оборудование, импортные лекарства, современное оснащение детских больниц и родильных домов…

Но ведь это не так! Может быть, для л е ч е н и я больных всё это и нужно, но, чтобы б ы т ь з д о р о в ы м и родить здоровых детей, нужно совсем другое, кстати, вовсе не требующее больших денежных затрат. Помня многочисленные просьбы, я подробно расскажу о том, как делали мы. Вы убедитесь в справедливости моих слов, если сами встанете на естественный путь к здоровью.