Почему болеют дети?

Меня часто спрашивают, с чего я начинала. Конечно, с возвращения детям здоровья. Заболеваемость их была очень высокой. О каких переменах в педагогике можно было мечтать, если больны дети? Пришлось вникать, в чём причины повального детского нездоровья.

Обычно в болезнях детей родители винят всех: врачей, детские сады, погоду, экологию, бабушек, только не себя. Как-то в газете мне попалась следующая таблица:

ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ:

10% – по наследству;

20% – врождённые (приобретенные ещё до рождения);

20% – неблагоприятная окружающая среда;

50% – образ жизни.

призадумалась, стала наблюдать и убедилась, что действительно тот образ жизни, который мы ведём, не может не разрушать ребёнка. Именно

ХРОНИЧЕСКОЕ ПЕРЕГРЕВАНИЕ РЕБЁНКА. Обратите внимание, как одеты дети? Это просто болезнь века, болезнь всех родителей, бабушек, дедушек (причём только в нашей стране). Чрезмерно укутанный ребёнок не способен двигаться, а если и преодолевает груз одежды, то быстро перегревается.

Перегревание – вещь опасная. В ребёнка генетически заложена способность легче переносить холод, чем жару. Родителей убедить в этом невозможно. Печально. Ещё Гиппократ утверждал: «Кто часто держит себя в тепле, у того происходят следующие вредные последствия: изнеженность мышц, слабость нервов, тупость ума, кровотечения, обмороки». Тёплая одежда, высокая температура воздуха детренируют организм. Незакалённые дети при малейшем снижении температуры мёрзнут, легко переохлаждаются и, естественно, болеют.

Нелепо, когда одежда, да ещё чрезмерно тёплая, является причиной болезни. Почему не ребёнок решает, что надеть, а взрослые за него? Даже если он противится, не желает, кричит: «Жарко!» – насильно оденут. А ведь назначение одежды – сохранить тепло от чрезмерного переохлаждения. Тело должно быть в прохладной среде. Так здоровее. Но насилие одеждой – ещё не всё. Наши родители пристрастились к насилию едой.

НЕПРАВИЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ. Здоровье во многом зависит от того, что и как мы едим. А родители кормят детей в основном сладким, мучным, жирным. Одни ребятишки страдают ожирением, другие – отсутствием аппетита.

Видели ли вы, чтобы животное кормило своего детеныша насильно? Такого в природе не бывает. А у людей бывает сплошь и рядом. Дома норму устанавливает мама, ориентируясь на себя, в детском саду – господствует инструкция Минздрава, для всех единая, без учёта роста, веса, аппетита и

эмоционального состояния ребёнка. Насильственное кормление вызывает даже заболевание – анорексию.

Известный психотерапевт В. Леви советует: «Не навязывайте пищу ни себе, ни другим. Ребёнку – ни в коем случае. Свобода в еде – священна».

ГИПОДИНАМИЯ (малоподвижность). Дети растут в движении – это их естественное состояние; сдерживание движений вызывает мышечную слабость, нарушение обменных процессов. А родители и воспитатели в детском саду стремятся сдержать детскую активность: «Не бегай!», «Не лезь!», «Ударишься!», «Упадешь!» и т.д.

Часто можно видеть маму, прогуливающую в коляске малыша 3–4 лет, который с тоской и безразличием смотрит на окружающее. Такая жизнь приводит не только к атрофии мышц, но и к задержке развития мозга. Коляски предназначены для инвалидов, но зачем же здоровых детей делать инвалидами?

детских садах, особенно в больших группах, дети часто и подолгу сидят на стульях, даже на прогулках мало ходят, бегают, прыгают, а это тоже путь к нездоровью.

При малейшем недомогании или заболевании взрослые прибегают к ЛЕКАРСТВЕННЫМ ПРЕПАРАТАМ, причём требуют поэффективнее и посильнее, чтобы ребёнок скорее выздоровел. Очень часто неоправданно назначаются антибиотики и сульфаниламидные препараты. Мы забываем, что любое лекарство, а уж антибиотики тем более, разрушают иммунную систему организма. Ребёнок становится слабым, незащищённым, чаще болеет.

Здоровье в огромной степени зависит от состояния психики. ПОДАВЛЕННАЯ ПСИХИКА лишает ребёнка душевного комфорта, вызывает тревожность, беспокойство, страх и т.д.

Понаблюдайте за взаимоотношениями взрослых и детей и увидите, что взрослые без конца выражают недовольство детьми по различным причинам и поводам. Стремятся управлять ребёнком, подчинять своей воле, своим желаниям. Такой способ общения вызывает протест детей, выражающийся в капризах, плаксивости, упрямстве. Эмоционально-волевая сфера находится в напряжении. Подавленный, плачущий ребёнок чаще болеет.

И эта причина тоже на нашей совести.

Подводя итог своим наблюдениям, я сделала вывод: организм ребёнка живёт на насилии и подавлении. Отсутствие свободы и с а м о о р г а н и з а ц и и – неестественное состояние организма. Забыли мы, что человек – часть Природы, тесно с ней связан. Отрыв от неё, нарушение её законов и вызывает болезни.

Необходимо вернуться к естественному развитию, вывести жизнь детского организма на режим с а м о р е г у л я ц и и . Но КАК это сделать, с чего начать?