Наш путь к здоровью

Много лет работая в детском саду и добросовестно выполняя все рекомендуемые способы закаливания, я недоумевала: результативность –

Отправимся с ребёнком в поход: утром светит солнце, температура +16°; вдруг налетел ветер, туча, температура упала до +6°, а ребёнок легко одет, а тут ещё и дождь – ноги промочил. Если детский организм к этим переменам не готов – озноб, переохлаждение, болезнь, лекарства, снижение иммунитета,

изменив образ жизни.

И я начала с себя, понимая, что должна сама прожить и п р о ч у в с т в о в а т ь то, что буду предлагать детям и родителям. Когда

родилась моя вторая дочка, я уже без страха и сомнения приобщила её к новому стилю жизни. Девочка росла, не зная болезней, физически крепкой, весёлой. К моменту моего возвращения из декретного отпуска, когда ей исполнилось всего 1,5 года, мы с ней уже всерьёз подружились с Природой: легко одевались, выбегали на снег босиком, регулярно обливались холодной водой. Привычек не стали менять и в детском саду.

Это вначале шокировало родителей, сотрудников, но видя, что малышке это не вредит, а, наоборот, очень р а д у е т её, некоторые решились к нам присоединиться. Так создалась небольшая (8–10 семей) группа «Крепыш», в которой расхрабрившиеся родители начали заниматься закаливанием вместе с детьми.

Изменение образа жизни «крепышей» дало эффект уже через несколько месяцев: заболеваемость упала на 50%.

Вся сложность дальнейшей работы заключалась в том, что дети приходят

детский сад уже изнеженными, болезненными от перенасыщения организма медикаментозными препаратами, со страхом перед болезнями. А нам надо было включить детей в режим САМОРЕГУЛЯЦИИ, научить их прислушиваться к

своему организму и доверять ему. Это процесс не быстрый и индивидуальный, поэтому работу по закаливанию мы осуществляли п о э т а п н о , без всякого насилия над детьми, по их желанию.

Так постепенно каждый ребёнок переходил из одного состояния в другое, раскрепощался. Те, кто поздоровее, могли сразу получать сильные, но кратковременные дозы естественного контакта с природой. Их радость и успехи привлекали других ребятишек, которые не хотели отставать. Даже так называемые ЧБД (часто болеющие дети) включались в этот процесс, освобождаясь от своего страха перед болезнями.

Вот какие этапы закаливания мы проходили.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ. Воздух повышает устойчивость организма к болезням, улучшает работу сердца, лёгких, активизирует обмен веществ. День без свежего воздуха – потерянный день для ребёнка. Это общеизвестные истины, и ежедневные прогулки обязательны для детей в любом детском саду.

Но «гулянье» в сверхтёплой да ещё синтетической одежде, создающей «паровую баню» и не дающей двигаться вволю, приносит мало пользы, а часто ведёт к перегреванию и простудам.

На прогулке ребёнок не должен быть стеснён в движениях, которые не только увеличивают потребление кислорода, но и укрепляют физически.

Во дворе мы постарались создать условия для двигательной активности. Это различные спортивные сооружения, беговые дорожки, зелёные зоны, на которых можно организовать игры с учётом времени года: летом – баскетбол, футбол, катание на велосипедах, самокатах, а зимой – лыжи, коньки, сани.

Одежда во время спортивных игр была удобной и лёгкой, и мы видели: не нужно бояться, что дети замёрзнут, наоборот, они становились активнее, больше и охотнее двигались и не хотели надевать тёплые меховые шапки и шубы, предпочитая вязаные шапочки и удобные лёгкие курточки даже зимой.

Мы убедили родителей, что нельзя завязывать рот и нос детям при холодной и ветреной погоде, иначе им приходится дышать влажным воздухом, что скорее приведёт к простудам.

Кроме прогулок, мы предоставили детям неограниченную возможность «купаться в воздухе» и в помещении. Делали мы это тоже поэтапно.

I этап. Сначала приучали детей в привычной для них одежде и обуви находиться в помещении с постоянным притоком свежего воздуха (при открытых фрамугах и окнах в любое время года).

Отрицательные ионы, содержащиеся в поступающем воздухе, насыщают организм и улучшают самочувствие, повышают сопротивляемость болезням. Изнеженным и болезненным детям тем более необходим свежий воздух, но для них открытое окно затягивали марлей (4 слоя), постепенно убирая слои до полной ликвидации.

Когда дети были на прогулке, делали сквозные проветривания помещений. Строго следили за тем, чтобы температура в помещении не превышала +19– 20°С. При более высокой температуре размножение вирусов и микробов увеличивается вдвое. Чем жарче в помещении, тем чаще и тяжелее болеют дети.

этап. По обоюдному согласию с родителями перешли на облегчённую одежду, открыв воздуху ноги и руки. Никаких колготок и длинных брюк – платья и рубашки (или футболки) с короткими рукавами и шорты. Для всех носки и обувь (лучше босоножки, так как ноги в них проветриваются).

Одежда должна быть из гигроскопических материалов, пропускающих воздух и позволяющих организму дышать.

этап. Следующий шаг – переход на майку и трусы. Шея, руки и ноги обнажены. Дети чувствуют себя свободно и много двигаются, так как в каждой группе установлено большое количество спортивного оборудования, на котором дети могут заниматься сколько им угодно. Длительность этого этапа ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ САМИМ РЕБЁНКОМ. Есть дети, которые быстро привыкают к прохладе и испытывают удовольствие. Более изнеженные дети, которым родители уже успели внушить страх перед холодом, требуют от воспитателя больше терпения и изобретения разных способов приобщения к холоду.

Воспитатель может поощрять храбрецов, это стимулирует детей, однако насильно раздевать нельзя. ЗАКАЛИВАНИЕ ЧЕРЕЗ НАСИЛИЕ ПОЛЬЗЫ НЕ ПРИНЕСЁТ. Допустимы лишь просьба, убеждение, пример (свой и товарищей). Надо набраться терпения и ждать, когда ребёнок САМ ЗАХОЧЕТ снять лишнюю одежду.

Постепенно жизнь при открытых окнах, в постоянной прохладе становилась нормой для всех детей и взрослых, даже их внутренней потребностью. И тогда наступал момент, когда детям хотелось снять и майки, сначала ненадолго. Мы обнаружили, что самое лучшее время для принятия таких полных воздушных ванн – перед обедом и во время обеда, так как, принимая пищу, дети не мёрзнут. А вот во время сна детей нужно укрывать достаточно тепло – для полного расслабления тела. Конечно, при этом должен

быть доступ свежего воздуха в помещение. Так реализуется основной принцип закаливания – смена холода и тепла.

После сна переходят в проветренную и прохладную комнату (+15°С) и с помощью быстрых и интенсивных упражнений снимают расслабление. После зарядки ребёнок может п о с в о е м у ж е л а н и ю одеться или остаться раздетым. Так он учится п р и с л у ш и в а т ь с я к себе, своим ощущениям, вырабатывает

«Человек – есть система, в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая и даже совершенствующаяся» (И. П. Павлов).

Наблюдения за детьми показали, что дети с удовольствием принимают такой образ жизни: снимают с себя одежду, много двигаются. Активность делает их более здоровыми, самостоятельными, уравновешенными.

детей с рождения нет страха перед холодом, его формируют взрослые, всё время настраивая психику ребёнка на этот страх: «Замёрзнешь!», «Простынешь!» Разговоры о болезнях кодируют психику на болезни. Значит, этих разговоров и не должно быть.

IV этап. Выбегание на улицу при любой погоде в той одежде, в которой они находятся в помещении, но – для начала – в обуви. Вначале можно рассказать детям о полезности этой процедуры, доказать им, лучше собственным примером, что в этом нет ничего страшного, «расхрабрить» детей. Длительность пребывания на улице в весенне-осенне-летний периоды зависит от ж е л а н и я д е т е й . Зимой это нужно делать кратковременно. Очень полезно научить детей, находясь на улице, общаться с природой, прикасаться к деревьям, радоваться солнцу, небу, земле. Хорошо в это время делать разные дыхательные упражнения.

Бывает, у детей появляется «гусиная кожа», тогда следует провести ряд интенсивных упражнений, согреться. Этому тоже надо научить детей, чтобы они сами контролировали своё состояние и могли себе помочь в нужный момент.

БОСОХОЖДЕНИЕ. Ступня человека имеет огромное количество активных биологических точек, связывающих подошву с внутренними органами. Поэтому при хождении босиком происходит постоянная естественная стимуляция их работы, а значит, тренировка и укрепление организма. Кроме этого, босая нога находится в прохладе и включает механизмы теплорегуляции. Обувь мешает этому процессу, так как создаёт температурный комфорт. Недаром японцы маленьким детям вместо плотной

обуви надевают носочки с пластиковой подошвой, в которой есть отверстия для проветривания стопы.

детей, привыкших ходить босиком, ноги практически не мёрзнут. Они не заболевают, даже если промочат ноги.

Важно и то, что хождение босиком снимает статическое электричество, «заземляет» человека. Хождение босиком по земле, по траве, по песку хорошо массирует подошвы. Наши предки совершенно естественным считали почти постоянное хождение босиком по земле, а цивилизация обула людей даже дома.

хождению босиком мы приучали тоже в несколько этапов и по желанию каждого ребёнка.

I этап. Убедили родителей не перегревать ноги детям и себе: обувь должна соответствовать погоде. В помещении дети вначале ходят в носках и босоножках, затем просто в босоножках. Перед сном разрешали детям снимать обувь и ходить босиком, а заканчивали процедуру ходьбой по коврикам с резиновыми шипами.

этап. Выбегание на землю вначале с травяным покрытием, затем на песок, на землю и гравий. Важно, чтобы детям эти процедуры д о с т а в л я л и

На эту процедуру мы настраивали детей постепенно. Примером стала группа «Крепыш» из самых храбрых детей, родителей и воспитателей. Весёлые снежные «пробежки» проводили у всех на виду. Пример играл стимулирующую роль. Дети друг за дружкой «испытывали» себя.

ВРЕМЯ ВЫБЕГАНИЯ определял воспитатель – когда удобно. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ процедуры определял каждый ребёнок сам – по своему самочувствию.

Контакт со снегом происходил тоже поэтапно:

этап: катание в свежем пушистом снегу. Кристаллы снега прекрасно массируют кожу. Важнейшее условие – желание детей и получение от

ХОЛОДНАЯ ВОДА. Вода – источник здоровья, эликсир жизни. Она благотворно действует на нервную систему, снимает утомление, оживляет организм. Недаром в сказках народ говорил о живой воде. Судя по всему, это холодная вода. Головную боль снимают, приложив ко лбу полотенце, смоченное в холодной воде; при обмороке сбрызгивают пострадавшего холодной водой; при нервном перевозбуждении дают пить холодную воду.

Наш земляк Порфирий Корнеевич Иванов, народный самобытный философ, отдал 50 лет жизни практическому поиску путей к здоровому образу жизни. Он советовал: «Не бойтесь холода, он мобилизует защиту организма»; «два раза в день купайся в холодной природной воде». Мы на себе испытали благотворное влияние этих советов.

Вот как мы приучали детей к холодной воде.

I этап. Мытье рук и ног, вообще все гигиенические процедуры проводили только холодной водой из-под крана. Ежедневное полоскание горла холодной водой после дневного сна усиливает кровообращение носоглотки.

Холодная вода – прекрасное средство понижения высокой температуры. Вот способ, используемый ещё нашими прабабушками: обернуть тело ребёнка простынёй, смоченной в холодной воде (воду можно смешать с небольшим количеством уксуса), сверху укутать тёплым одеялом на 40 минут. При необходимости процедуру можно повторить. Другой способ: облить ребёнка холодной водой, промокнуть простынёй и легко укрыть. Обливание повторять через каждые два часа. Такой способ лечения предлагает врач-педиатр Н. Н. Быкова из Москвы. И тем и другим способом часто пользовался П. К. Иванов.

этап. Обливание холодной водой.

Вылив на себя ведро холодной воды, можно быстро согреться. Мощная доза холодового воздействия усиливает кровообращение, обменные процессы в организме, повышает защитные силы, насыщает клетки отрицательными ионами.

Желательно обливаться на воздухе, стоя на земле босыми ногами. При таком обливании тренируется сердечная мышца. Происходит мгновенное пробуждение центральной нервной системы.

Обливание в детском саду мы проводили в следующем порядке:

– в вёдра наливали холодной воды из-под крана и выносили их на воздух. На каждого ребёнка – одно ведро;

– готовили тазы с водой и коврики для вытирания ног;

– дети выбегают на улицу, выполняют дыхательные упражнения: вдох через рот, пауза, резкий выдох (3–4 раза);

– дети постарше обливают себя сами, малышей обливают воспитатели.

Опыт показал: обливаться лучше всего голеньким, но по желанию можно

в трусах. Самостоятельно обливаться лучше с правого плеча. Тело лучше не вытирать, оно высыхает почти мгновенно, потому что по телу разливается жар

оно быстро согревается. Если ребёнок всё-таки покрылся «гусиной кожей», его можно слегка обтереть полотенцем и надеть на него халат или рубашку.

Обливание можно проводить в любое время года, зимой вплоть до температуры –17– 18°С. В зимнее время обливаться следует сразу после выхода на мороз, а после обливания каждый из детей с а м решает, идти ему в помещение сразу или ещё немножко побыть на улице. Некоторые дети после обливания любят побегать, растереться снегом. Это можно только приветствовать, но нельзя сравнивать поведение разных ребят, «ставить в пример» или упрекать за то, что малыш выбежал, а облиться ещё не решился. Ребёнок волен в такой ситуации поступать по интуиции и самочувствию.

Процедуру нельзя проводить насильно, отрицательные эмоции, страх пользы не принесут. Надо добиваться того, чтобы дети получали радость от закаливания. Каждый имеет право распорядиться собой. Ни понукания, ни насмешки не должны иметь места. Это имеет и глубокий нравственный смысл: постепенно ребёнок привыкает решать свои проблемы сам, не оглядываясь на мнения окружающих и не перекладывая свои заботы на других. Таким образом, получая свободу, он учится ответственности.

СОЛНЦЕ. Ультрафиолетовые лучи солнца также способствуют закаливанию организма. Они улучшают работу иммунной системы.

Солнечные ванны полезны лишь с 6 часов утра до 12 часов дня и с 16 часов до захода солнца, когда солнечные лучи падают под наклоном. В период повышенной радиации, а она бывает в полдень, дети как раз обедают и отдыхают.

Солнечные ванны надо принимать в естественных условиях с учётом пожелания детей. Организм, живущий на режиме саморегуляции, сам определяет дозу получения солнечной ванны. Не следует надевать головной убор, так как солнечная энергия наиболее активно поступает в организм через голову.

Дети находятся под лучами солнца в движении. Те, кто с белой кожей, светловолосые, с голубыми глазами, тяжелее переносят солнечные лучи. Поэтому воспитатель должен объяснять ребёнку, как прислушиваться к своему организму и при появлении пота и чувства жара уйти в тень. Жара, как и холод, включает в работу терморегулирующую систему. Поэтому в летний период жара является естественным средством закаливания.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. Одной из составных частей здорового образа жизни является рациональное питание. Его следует рассматривать как естественный процесс. Рациональным питанием следует признать НАТУРОПАТИЮ.

Цивилизация, комфортность заставили человека изобретать, изощряться в приготовлении пищи: вкусная, обильная, рафинированная, смешанная. В основе такого «цивилизованного» питания лежит калорийность. Я же предлагаю вернуться к давно забытому старому. В основе этого питания лежит энергетическая ценность продукта.

Природа запрограммировала человека на вегетарианское питание. Растительная пища легко усваивается организмом и легко переваривается. Овощи, фрукты, ягоды, съедобные травы (одуванчики, крапива и т.д.), злаковые культуры, бобовые, орехи, семечки, мёд – эти продукты должны сохранять естественные биологические свойства.

Немаловажным является использование той пищи, которую предлагает природа в данной местности. Следует вернуться к национальной русской кухне: похлёбки, тюри, квасы. Крестьянская кухня отличалась простотой и натуральностью, поэтому была здоровой.

О необходимости возврата к натуральной кухне говорят медики Н. М. Амосов, Г. С. Шаталова, В. Н. Леви и другие специалисты. Доцент

Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова B. C. Михайлов предлагает исключить процессы жарки, пассерования,

сократить время тепловой обработки блюд. Он предлагает нагревание и настаивание продуктов в закрытой посуде (метод «антракта»). Этот метод позволяет сохранить вкусовые качества, ароматность и биологическую ценность продукта.

При такой технологии приготовления овощи нарезаются мелко, кладутся на дно кастрюли, крупы замачиваются на несколько часов. Костные бульоны полезно заменить овощными.

Переход от одного способа питания к другому нужно осуществлять постепенно, так как у детей уже выработаны определённые привычки. Новые

блюда мы вводили поочередно, подавая их уже со знакомыми. Например, свекольный и луковый салаты вначале пополам. Детям следует рассказать о пользе данного продукта, вызвать осознанное отношение к нему.

Пищей нельзя насиловать детей, но на режим саморегуляции их надо переводить через понимание и осознанное отношение к пище. Воспитатель должен быть наблюдательным, чтобы определять биоритмику ребёнка. Если ребёнок пробуждается поздно и приходит в садик к десяти часам, он часто отказывается от завтрака или ест очень мало. Этот ребёнок «сова» – ужинает поздно и ложится спать поздно. «Жаворонок» рано ложится спать, рано просыпается и ест утром с удовольствием.

Считаю необходимым учить ребёнка самостоятельно определять свою порцию (сколько съест). Порция сугубо индивидуальна и зависит от эмоционального состояния. Но и выбрасывать пищу нельзя. Это безнравственно. У ребёнка нужно вырабатывать бережное отношение к пище. Во время еды недопустимы строгие замечания – это плохо влияет на нормальное пищеварение (выделение желудочного сока), а при частом повторении грозит желудочными заболеваниями.

Считаем очень полезным употреблять до 40 г репчатого лука в день, чеснок и ржаной хлеб.

Детям достаточно одного стакана молока в день, но если ребёнок от него отказывается, можно его заменить другими напитками.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Ребёнок с момента рождения проявляет большую двигательную активность. Движения ребёнка направлены на познание окружающего мира, на удовлетворение своей любознательности. Взрослому следует поддерживать естественную природную потребность, создавать условия для движения. Чаще происходит всё наоборот: сдерживание двигательной активности пеленанием, тяжёлой одеждой, манежем и т.д.

Давая полную свободу и возможность своей дочке с четырёх месяцев пользоваться пространством, изучать его, я заметила, что она свободно ориентируется, двигается уверенно и даже в очень критических ситуациях обходится без травм.

Это наблюдение привело меня к мысли расширить пространство для двигательной активности детей. Мы установили в спальнях физкультурное оборудование. Дети должны хорошо ориентироваться в помещениях детского сада, и мы знакомили их с ними. На площадках тоже было установлено спортивное оборудование. Осваивая большие пространства, ребёнок бежит, прыгает, ползает, и это не искусственно созданные препятствия, а

естественные. Детям мы разрешали забираться на деревья, на горки. Если нет естественного природного ландшафта, надо создать похожий. В каждой группе мы установили удобные спортивные комплексы, полы устлали матами.

Дети пользовались спортивными снарядами по желанию в любое время. Ребёнок тогда рассчитывает только на себя и свои силы. Зная это, дети никогда не будут делать опасных упражнений, пока не уверятся в своей готовности. Это очень важно – дети учатся думать, оценивать свои возможности, развивать саморегуляцию. Если в группах дети разного возраста, старшие стимулируют своим примером малышей.

Работа по физической культуре, организованная воспитателем, ставит своей целью вызвать у ребёнка ОСОЗНАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ, стремление сделать своё тело красивым, сильным, ловким, выносливым.

АЭРОБИКА. За основу этой работы мы взяли аэробные упражнения, предложенные Кеннетом Купером. Они интенсивно насыщают организм кислородом, а статистические данные свидетельствуют о том, что огромное количество детей страдает анемией и кислородным голоданием.

Аэробика включает в себя следующие двигательные упражнения: бег, катание на велосипеде, ходьбу на лыжах, плавание, ритмическую гимнастику. Бег является обычной аэробной нагрузкой. Он «творит чудеса»: улучшает работу сердца, увеличивает потребление кислорода, обеспечивает хорошую работу всех органов.

нашем детском саду использовался бег на выносливость. Экипировка: зимой при –12–18°С – четыре слоя одежды (футболка х/б, трусы, колготки, шерстяные носки, кеды или кроссовки, тренировочный костюм с начёсом, вязаная шапка, варежки); зимой и осенью при нулевой температуре: костюм х/б, майка, трусы, носки х/б, кроссовки; летом: трусы, майка или одни трусы.

Место бега: беговые дорожки на площадках или вокруг детского сада.

Время определял воспитатель вместе с детьми в удобное для них время.

Чаще бегали утром до завтрака или после дневного сна.

Продолжительность определяет сам ребёнок (сколько может), н и к а к о г о

Катание на велосипедах. Для катания использовали двух- и трёхколесные велосипеды. Устраивали катание на выносливость и на скорость

виде соревнований. Регулярно проверяли вместе с детьми готовность техники.

Ходьба на лыжах. В медленном темпе, но на выносливость.

Предварительно необходимо проверить, как крепятся и смазаны лыжи.

Ритмическая гимнастика. Время проведения: е ж е д н е в н о утром перед завтраком.

Условия проведения: хорошо проветренное помещение, желательно с постоянным притоком свежего воздуха (открыто окно или форточка), соблюдены санитарно-гигиенические нормы. Помещение мы оборудовали зеркалами, чтобы дети могли видеть свои движения и позы. Упражнения выполнялись на индивидуальных ковриках размером 80×60 и 100×60 см (упражнения для позвоночника на полу нужно выполнять только на ковриках во избежание травмирования малышей).

Музыка, темп, ритмичность выбирались с учётом упражнений; мелодии должны быть весёлыми, жизнерадостными.

Одежда: прежде всего должна быть удобной и эстетичной. Мальчикам – майки и шорты, девочкам – спортивный купальник с резиновым пояском, подчеркивающим гибкость талии (при этом мы следили, чтобы дети не использовали синтетическую одежду), на ноги спортивные тапочки, кроссовки или кеды. Тяжёлая обувь надевается для увеличения нагрузки. При интенсивном потоотделении на лоб следует надевать специальную повязку. Чтобы избежать травм суставно-связочного аппарата и сохранять ноги в тепле, надевают вязаные гетры (лучше шерстяные). Мы убедились, что если одежда воспитателя, как и его внешний вид, всегда эстетичны и спортивны, если воспитатель красиво, эмоционально показывает упражнения и выполняет их вместе с детьми, то детям передаётся состояние удовольствия от упражнений, возникает большое желание выполнить каждое упражнение красиво. Важно научить детей осознанно относиться к разминкам, к движениям. Не следует на первом этапе ребёнку делать замечания.

Длительность занятий ритмической гимнастикой от 15 до 25 минут.

Для малышей в комплекс часто включали имитационные упражнения:

«Чебурашка», «Лягушонок», «Зайчик» и т.п.

СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ. При физическом воспитании детей нужно учитывать их пол. В мальчиках мы старались развивать выносливость, силу, ловкость; в девочках – гибкость, пластичность, грациозность. Поэтому, кроме ежедневной ритмической гимнастики, которую проводил воспитатель, два раза

неделю проходили занятия с инструктором физкультуры в спортивной секции (акробатика, гимнастика, лёгкая атлетика).

Мальчики занимались мужскими видами спорта (борьба, спортивная гимнастика) с инструктором м у ж ч и н о й ; девочки – художественной гимнастикой с инструктором ж е н щ и н о й .

летний период на спортивных площадках проводили спортивные игры

футбол, баскетбол, различные соревнования и игры, в том числе народные.

Мы регулярно вели учёт достижений в развитии каждого ребёнка – это привлекало детей к занятиям. Для оценки достижений старались использовать «Индексы справедливости» Б. П. Никитина, очень удобные для определения реального состояния здоровья детей и их физического развития. При этом главным для нас было сравнение результатов каждого ребёнка с е г о же результатами, которые были раньше. Таким образом можно было проследить динамику физического развития детей и в случае необходимости откорректировать упражнения и нагрузки для каждого ребёнка индивидуально.

Приходится только сожалеть, что эту работу мы не смогли завершить, как надеялись в самом начале. Тому были веские причины, которые помешали довести наш эксперимент с новым детским садом до успешного конца. «Теремок» не выдержал напора противодействующих сил…