семья или детский сад?

Корр.: Лилия Анатольевна, хотелось бы узнать, кому предназначена ваша книга?

Л.А: Прежде всего – дочери, молодой маме моей трёхлетней внучки, и

всем тем, в чьих семьях сейчас решается проблема: ОТДАВАТЬ ЛИ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД ИЛИ НЕТ? Может быть, мои мысли, мой опыт помогут им сделать правильный выбор.

Проработав столько лет в дошкольном учреждении, я совершенно чётко поняла, что лучше воспитывать детей не в детском саду, не в самых лучших государственных заведениях любого типа, а – В СЕМЬЕ. Это осознание не вдруг произошло. Оно мною выстрадано. Шла долгая внутренняя работа, интенсивные размышления, переживания, наблюдения, в результате которых у меня возникли новые представления о привычных связях: РОДИТЕЛИ – ДЕТИ, ПРОФЕССИОНАЛЫ – ДЕТИ.

Корр.: Но я лично, как женщина уходящего XX века, как мать, отношусь

вашему неожиданному выводу как к малообоснованному. Мы, работающие женщины, просто в ы н у ж д е н ы обращаться к услугам детсада! И вообще вся система детских садов на сегодняшний день кажется просто незыблемой, так к ней привыкли.

Л.А.: Да ведь и я думаю, что в наше время, к сожалению, без детского сада не обойтись. Почему? Во-первых, таково социальное устройство: даже те матери, которые жаждут быть с ребёнком, н е и м е ю т в о з м о ж н о с т и это осуществить. Это и матери-одиночки, и малообеспеченные семьи, и студенты – куда им деваться? И не хочешь, а просить будешь, чтобы смилостивились – взяли. Это, по-моему, чудовищная ситуация, которая и поддерживает существование детских садов, куда родители действительнов ы н у ж д е н ы отдавать детей. Так мы теряем потенциальных матерей, фактически убиваем в женщине мать, ещё живую в её сердце, пока она жаждет быть с ребёнком и

Вот вам и вторая причина, вы сами её назвали: мы п р и в ы к л и к общественному дошкольному воспитанию. Это, может быть, ещё страшнее. Старшее поколение принимает детские сады и даже ясли как е с т е с т в е н н у ю среду для малышей. Как же – воспитание в коллективе!

Т.И.: А молодые родители вообще не думают о выборе, у них уже заранее сформировалась установка на детский сад как на один из необходимых этапов развития ребёнка. Если его миновать – значит, лишить дитя чего-то существенного, как бы недоразвить его. Молодые папа с мамой не уверены в том, что их знаний и опыта хватит для подготовки в школу, а в садике – так они думают – опытные специалисты, они всему научат.

Л.А.: Есть ещё и третья причина, едва ли не самая острая, на мой взгляд: появление детей в раннем юношеском возрасте, теперь всё чаще вне семьи, как таковой, так сказать «нечаянные» дети. Юные родители ещё сами не определились, не самореализовались в обществе: ни профессии, ни работы, подчас нет жилья. Не помогут и бабушки – увы, они ещё сами не пенсионерки.

Конечно, можно обвинить молодых: инфантильны, безответственны. Всё так (сами, кстати, вырастили таких, куда денешься!), да ведь детишки не виноваты, им же расти, жить надо! Вот в этих случаях детский сад незаменим. Бывает незаменим – страшно сказать! – и детский дом. Но это уж совсем крайний случай – для «отказных» детей или сирот.

Корр.: А почему страшно сказать? Есть же прекрасные детские дома, где дети всем обеспечены часто лучше, чем дома. Или, например, интернаты для больных, ослабленных детей. В обычный детский сад мать боится отдавать ребёнка из-за слабого здоровья, а сама не настолько подготовлена, чтобы развивать его, подготовить к школе. Как же быть?

Л.А.: Ну почему же все разговоры о детских садах всегда упираются в подготовку к школе? Подумайте сами, только ребёнок появляется на свет и

начинается: прививки нужны для школы, знания – для школы, даже поведение – для школы! Всё для какого-то школьного будущего, а ребёнок в это время н е

Детские сады направлены своими развивающими программами (начиная с ясельной группы!) на пресловутую подготовку к школе. Её осуществляют

Парадоксально, но в детском саду можно быть либо специалистом, либо человеком, который любит детей, но тогда он не специалист. Если он будет проникать в душу ребёнка, жить его интересами, то тогда ему будет не до режима и программы.

В саду, конечно, пытаются решить две проблемы:

Корр.: Значит, вы считаете, что дошкольная система воспитания исключает духовное, нравственное воспитание ребёнка?

Л.А.: В том-то и дело! Получается, что этим вообще некому заниматься. Родители, особенно сейчас, стараются заработать деньги, чтобы можно было

думаю, что когда строят здание, то вначале создают фундамент, потом постепенно возводят стены и лишь потом – крышу; каждый кирпич занимает своё определённое место последовательно, а мы, «строя» ребёнка, как бы проскакиваем очень многое важное: эмоциональное восприятие окружающего мира, общение с людьми, возникающие привязанности, чувство сострадания к другому человеку… – сколько в нашем «здании» зияющих пустот! И нет скрепляющего цемента любви…

Корр.: Но ведь в детском саду, в коллективе всё то, что вы перечислили,

присутствует: и эмоции, и общение, и дружба.

Л.А.: Присутствует, но на каком уровне? Как примитивно, формально всё это происходит!

Т.И.: По-моему, детский сад всегда был государственным учреждением с жёсткой заданной программой и остаётся таковым на сегодняшний день, 156

поэтому ни о каком в о с п и т а н и и в нём изначально речи не может быть. Я объясню, почему.

Детские сады (недаром они называются дошкольными у ч р е ж д е н и я м и ) считаются начальным звеном о б р а з о в а н и я . Вот тут и произошла подмена понятий. Посмотрите: каждая возрастная группа имеет свою определённую программу ОБУЧЕНИЯ и ВОСПИТАНИЯ. Но в группе 30 человек, воспитатель только и может кое-как дать им определённые знания, но

Что такое воспитание? По-моему, это проживание и эмоциональное познание жизни среди любящих людей – в семье: передача её уклада жизни, традиций, опыта, отношений к окружающему миру. Здесь рождаются желание и умение общаться с разными людьми, приобретаются трудовые навыки.

Вот вы говорите, что в детском саду дети общаются. Да, они общаются, но сам уклад жизни в детском саду спланирован так, что ЗА детей уже давно всё решили и определили: с кем общаться, как, где, что делать, сколько гулять, есть, спать, наблюдать за окружающим и даже как и когда играть. Дети подчинены воле, желанию, требованиям воспитателя, воспитатель – методиста, заведующей, тот в свою очередь – гороно, облоно и т.д. И всё – государственному стандарту. Интересы ребёнка полностью игнорируются, хотя всё как бы во благо и по потребностям детей. А на самом деле – самообман, своеобразная заморочка. Опять подмена понятий. Воспитатели, убеждены, что

таком социуме ребёнок воспитывается, а на самом деле при общении с ребятами видишь лень, скуку, неумение и нежелание сопереживать товарищу, взрослому, нежелание трудиться и многие другие удручающие изъяны этого так называемого воспитания. Я думаю, что главная беда в том, что с детьми принято в этих стенах ИГРАТЬ ВО ВСЁ: в занятия, в труд, в наблюдение за природой, а значит, происходит ИГРА В ЖИЗНЬ. Но дети-то ЖИВУТ ежесекундно, ежечасно, ежедневно, а разве в жизнь играть можно? И ребёнок принимает правила взрослой игры: к шести годам он уже чётко осознает, каким надо быть в детском саду: прежде всего – послушным. Надо скрывать свои подлинные чувства, интересы, желания – не проявлять своей воли. Здесь твоей волей р у к о в о д я т – оказывается, это проще, чем проживать и размышлять о прожитом. Сначала – некогда, а потом уже и неохота. Вот почему, по-моему, изначально не может быть воспитания в детских садах: всех устраивает примитивное подчинение, легче жить, не думая, – по принятому шаблону.

семье ребёнок осознает всё окружающее не искусственно, а всерьёз, причём всё пронизано чувством – он «работает» душой (надо помочь маме

потому, что я её люблю, я хочу заботиться о ней), он живёт, с ним живут его родные, понимаете, ЖИВУТ, а не играют в жизнь.

Как же заморочивают голову молодым воспитателям планами! Все процессы осуществляют через планирование, но как же можно в о с п и т ы в а т ь по плану? И странно, что этого многие не понимают, не осознают, считают, что так и должно быть!

Л.А.: Вы знаете, многие родители испытывают затруднения в общении с детьми, часто возникают конфликты. Они приходят в детский сад за помощью, сетуют, что ребёнок непослушный, капризный, такой-сякой. Я над этой проблемой задумалась; казалось бы, родители должны лучше знать своего ребёнка и разбираться, почему он такой, а не иной. А они ищут ответа у воспитателя. И я поняла, почему у них нелады в отношениях. Да потому, что воспитание – дело трудное и хлопотное, оно требует отдачи души, большого напряжения, внутренней перестройки самих родителей. Женщине л е г ч е , не напрягаясь, отдать ребёнка в детский сад на весь день и забирать его лишь вечером, сделав минимум: накормить, уложить. Для э т о г о работы души не требуется. Но тогда и разбираться в душе ребёнка не будешь, понимать, откуда у него что.

Т.И.: Да, это выходит переложение своих проблем на плечи другого человека – воспитателя. И соответственно спрос тоже с воспитателя, если что-то не так, как хотелось бы родителям. У матери не хватает душевных сил, самоотверженности, понимания, терпения к своему собственному ребёнку, а у чужого человека – воспитателя – д о л ж н о х в а т а т ь ? По-моему, такая мать совершает нравственное преступление, забывая (или не зная?), что она, а не кто-то другой, несёт ответственность за своего ребёнка, за его душу. Тем женщинам, которые это понимают, чувствуют, очень трудно расставаться со своими детьми, отправляя их в детский сад.

Вот Л. А. Никитина на вопрос, почему она не отдавала своих детей в садик (семья-то была большая, приходилось работать, дети иногда оставались одни), высказала потрясающе глубокую мысль, которую я лишь в 27 лет поняла. Она говорила: «Я с ужасом всегда представляла, как же я могу хоть на час отдать своего ребёнка в чужие стены. Он ведь будет другим, для меня

Понимаете? Речь идёт о таких тонких душевных отношениях с ребёнком, какие мы с Лилией Анатольевной и называем в о с п и т а н и е м .

детских садах такие отношения просто невозможны – значит, невозможно и подлинное воспитание.

Корр.: Вы так убедительно нарисовали недостатки нашей дошкольной системы, что я подумала, слушая вас: ведь мои дети прошли через неё, а я и не знала, чего они были, оказывается, лишены – ужас! Теперь поневоле напрашивается вопрос, какова же альтернатива? Если не такие детские сады, то какие же?

Л.А.: Все мы привыкли к тому типу детского сада, о котором мы говорили, и перейти на разные типы, изменить их содержание очень сложно. Почему? Потому что те специалисты, которые работали в сложившейся системе, никуда не делись. Они продолжают работать, и изменить их взгляды, убеждения практически невозможно – я убедилась в этом на своей экспериментальной площадке. Вот самая большая трудность в попытке создать хоть какие-то другие детские сады. Сейчас некоторые из них поменяли вывеску, а по сути занимаются тем же. Добавили, правда, изучение английского, математики, ритмику – за это родители платят деньги, а остальное содержание, уклад жизни детей остались прежними. Правда, в некоторых садиках стараются наладить тёплые, миролюбивые отношения между детьми и воспитателями, но это опять-таки сложно, потому что они в старой структуре пытаются решить новые задачи, а это обречено на неудачу.

Корр.: Таня протестует против жёсткого планирования в детском саду. Но для нас, людей, привыкших жить, работать по плану, это звучит крамолой, чем-то немыслимым. Как же жить по-другому?

Т.И.: Да, вы правы. Они уже задают этот вопрос – что им делать? Помните, что Лилия Анатольевна в начале нашей беседы говорила о воспитателях? Либо ты ч е л о в е к , либо с п е ц и а л и с т . Плохо это совмещается в одном лице.

Ведь что получилось? Приходят девочки из училища, они готовы любить детей, жить интересами ребёнка, его миром. Конечно, их обучали разным методам, правилам, но эти методики ещё не успели проникнуть в душу, не превратились в н а в ы к и , накатанные способы обращения с детьми. Да и по возрасту они ближе к детям, им самим ещё хочется поиграть, побегать, потанцевать вместе с ребятами. Эти девочки – ещё живые л ю д и , а, попав в СИСТЕМУ, через некоторое время они либо становятся с п е ц и а л и с т а м и , либо, не выдерживая, уходят с работы. Я сама прошла через это, и в т а к о й детский сад ни за что не вернусь.

Так и получилось, что специалисты постепенно вытеснили тех, кто мог бы работать по-другому в новых условиях, а самим специалистам переделываться очень трудно, ведь они не умеют жить по-другому, не обучены напрягаться, всматриваясь в душу каждого ребёнка, они не знают, как это можно: жить с детьми, просто общаясь и наслаждаясь этим общением. Изменить СОЗНАНИЕ человека, который 10–20 лет проработал в детском саду, почти невозможно.

Лилия Анатольевна у себя в «Теремке» столько сил вложила в изменение условий труда, в просветительскую работу, психологическую помощь. Казалось, что вот уже произошёл поворот к новому мышлению, образу жизни… Нет! Подспудно нарастал протест: не желаем меняться, нам и так было хорошо.

Корр.: Как ни грустно всё это, а думаю, что нам без детских садов пока не

обойтись.

Л.А.: Это очевидно, но надо заглядывать и вперед. Какими должны быть детские сады? Что можно изменить уже сейчас? Что уже делают? Об этом надо думать молодым родителям. Им сохранять и строить семью, учиться понимать детей, вместе с ними расти, познавать жизнь. Я так и дочери своей говорю: воспитывать ребёнка не нужно, а нужно налаживать жизнь в семье. Ты живешь, ребёнок с тобой живёт рядом, и он воспитывается этой жизнью.

Воспитание – это процесс творческий, в какой-то мере непредсказуемый, это формирование или изменение сознания, нравственных устоев человека от того, с кем и как он будет общаться, о чём он будет говорить и думать. Вот воспитание!

Корр.: Вы сказали, что об этом должны думать молодые мамы. Я тоже подумала: как хорошо было бы, чтобы несколько семей скооперировались и создали что-то вроде небольшого домашнего детского сада на 5–6 детей – в определённом месте на определённое время (3–4 часа) для обучения, игр, разных занятий.

Л.А.: Есть уже такие энтузиасты, которые создают группы общения, семейные клубы и даже домашние детские сады на общественных началах. И некоторые существуют уже много лет. Хорошо, что в них принимают участие и люди пожилые – бабушки, дедушки. Может быть, стоило бы создать и государственные детские сады по типу семейных, где было бы не больше десяти детей разного возраста и несколько взрослых.

Т.И.: Да, это был бы выход для единственных детей, у которых есть проблема общения со сверстниками. Они могли бы приходить в такой садик на 3–4 часа, не больше. За это время психика ребёнка не будет болезненно

реагировать на пребывание в чужих стенах, он не успеет ещё почувствовать себя брошенным.

При организации таких групп можно исходить из потребностей и намерений родителей и детей. Главное, в основе общения с детьми должна быть разнообразнаяд е я т е л ь н о с т ь . Но жёсткого планирования быть не должно!

Л.А.: И ещё очень важно, чтобы новые формы общественного воспитания были защищены законом. Должны быть четкие документы, дающие им право на существование. Если я сейчас захочу открыть детский сад, я не смогу это сделать по ряду причин: нет помещения, нет средств, оборудования. А содержание интересное есть, и программа, и опыт, и желание…

Корр.: А что, разве нет законных оснований для такой деятельности?

Л.А.: Законы есть, но лишь в самом общем виде. А должна быть

Корр.: Вы, помню, в самом начале высказали чёткое мнение, что детские сады в будущем совсем не нужны, что дети должны воспитываться в семье. Не слишком ли это категорично звучит после нашего разговора об иных детских садах?

Л.А.: Это моё личное мнение, может быть, я и заблуждаюсь. Но убеждена, что наше общество и человечество выживет только тогда, когда мы поймем, что самое главное для сохранения и государства, и всего человечества – это сохранение здоровой семьи, которая несёт в мир любовь, а не разрушение. Больная же семья разрушает общество, сея зло и плодя заброшенных детей.

Нам всем нужно учиться миролюбию, созиданию. Укрепив семью (КАК – это разговор особый), мы решим многие проблемы. Семьи сами управятся и с воспитанием, и с развитием, и с подготовкой детей к школе.

Корр.: Это такая глобальная задача – повышение нравственного уровня всего общества. Возможно ли это?

Л.А.: Вы знаете, почему ко мне эти мысли пришли? Я была в Германии, где сейчас живёт моя дочь, и просто ужаснулась тому, что там увидела и узнала. Германия – очень богатое государство, но оно погибнет, если не спасёт семью.

Семьи там создаются поздно, после 30 лет. Рождаемость очень низкая, потому что до 30 лет учатся и живут, используя всякие контрацептивы, не оформляя своих отношений; их даже семейными назвать нельзя, так как они изначально направлены не на строительство семьи, не на ответственное продолжение рода, а на получениеу д о в о л ь с т в и й , и только!

думаю, что это очень серьёзная проблема цивилизации, которая уже дошла до вопроса, а нужна ли семья вообще? Женщина эмансипированна, независима, активна, она может сама обеспечить себя материально и удовлетворить все свои потребности самостоятельно. И в эти потребности всё меньше вписывается материнство. Дети воспринимаются как обуза и помеха.

Меня это сильно расстроило: неужели и нам надо будет пройти через эту болезнь цивилизации?

Корр.: А что происходит у нас на Украине, в России? Это тоже, наверное, тревожит?

Л.А.: Ну конечно! Разводы, разрушение семей. Но всё-таки здесь не такой

беспредел, как в Германии. Ну, представьте себе, живёт семья: он, она и собака.

это сплошь и рядом – вот что приводит меня в недоумение и очень тревожит. Т.И.:Это губительное следствие комфорта!

Л.А.: Да! Именно комфорта, когда удовольствия настолько захлестывают человека, что он становится неспособным к душевным усилиям, напряжениям. Для него ребёнок, воспитание его – это тяжкий груз, хуже любой работы. Представляете, до чего мы можем дожить?

Корр.: Мы сейчас договоримся до того, что человечество уже как бы изживает себя.

Л.А.: Совершенно верно! Ведь все связи людские (в том числе и продолжение ч е л о в е ч е с к о г о рода) основаны на любви. Опять я с этой любовью, но её так не хватает всем! А вырастить её можно только в семье, когда ты о т д а е ш ь тепло души своим близким, и прежде всего не собаке, а ребёнку – тому, кто останется жить после тебя, кто будет нести частицу твоей души в жизнь следующих поколений. Человечество обязано н а к а п л и в а т ь любовь, а не разбазаривать то, что с таким трудом сохраняли и передавали нам наши предки.

На Западе происходит уничтожение любви, её духовного объединяющего начала. Там есть вежливость, обходительность, даже доброжелательность вроде бы, но там х о л о д н о , одиноко жить и потому страшно. Да, я не на экране, а наяву соприкоснулась с западной цивилизацией, вкусила её комфорт и… И сказала себе: «Лучше уж я буду напрягаться, чем жить только на одних удовольствиях или р а д и н и х ». Неспроста говорит народ: «С жиру бесятся». Эту пословицу я всерьёз поняла только в Германии и поняла, насколько это опасно – жить, не напрягаясь.

Корр.: Вы имеете в виду душевное напряжение? Но ведь и у нас многие не хотят знать, что это такое и зачем оно необходимо.

Т.И.: Я хочу продолжить эту мысль. Вот вы говорите, н е х о т я т знать.

по-моему, мы просто были лишены возможности узнать, что это такое – духовная и душевная работа в семье. Ведь если проследить образование Советского государства, то ясно видно, как разрушались семьи, как на первое место в жизни человека выдвигались проблемы государства и работы во имя общественных (всё тех же государственных) интересов. Нынешние матери и

отцы, да и бабушки с дедушками росли чаще всего не в семьях, а в

Вот семья Никитиных, уже сколько лет и до сих пор она притягивает к себе внимание и Запада, и наших людей. Почему? Когда начинают разбираться, что же там такого притягательного в этой семье, оказывается, что здесь нет тех проблем, о которых мы сейчас говорим. Это семья, которой удалось не просто выжить в рамках нашего государства, но и передать детям вот эти навыки крепкой семьи: умение чувствовать друг друга, способность на любви строить свои собственные отношения, понимать ребёнка и так его воспитать, чтобы у него было желание иметь свою семью, дом, детей. Я уже два года живу в этой семье и наблюдаю за детьми, которые растут в нашем доме. Я вижу, что атмосфера любви способна творить чудеса: дети с радостью общаются, нянчатся (если необходимо) с малышами, гостеприимны, доброжелательны, и всё это просто потому, что они в этой атмосфере живут, они это наблюдают, видят и з а п е ч а т л е в а ю т . Их никто специально не воспитывает. А они в процессе самой жизни приобретают опыт, который им поможет в их собственной семейной жизни и который они передадут своим детям. По-моему, в этом главный секрет воспитания.