Доминанта ухтомского – определитель нашего поведения

На этот всеобъемлющий закон работы мозга я хочу обратить ваше особое внимание. Он показался мне самым трудным для изложения и понимания. Но его не миновать, если хотим разобраться во многих процессах нашей жизни. Поэтому сосредоточимся и начнём.

Каждому знакомо неуютное состояние досады и неудовольствия, когда прерывают какое-то дело или занятие на самом интересном месте. Только собрался с мыслями – бац, кто-то «влез» со своими проблемами или даже с пустяковым вопросом, и в голове уже что-то застопорилось, мысли разбежались – начинай всё сначала.

Или, например, знакомая всем картина: вы зовете сына обедать, а он и ухом не ведёт – сидит в своём уголке, сосредоточенно сооружая что-то из кубиков. Вы повышаете голос – ноль внимания. Наконец идёте и грозно нависаете над ним.

– Ты слышишь или нет?! – Он смотрит на вас отсутствующим взглядом и…

отворачивается к своим кубикам. Ах, так! Надо его проучить, сколько же можно?!

– Ну, хорошо, больше звать не буду, но к столу не приходи!

сын, словно не слыша ваших слов, продолжает что-то перестраивать в своём сооружении. Минут через десять прибегает сияющий:

– Мама, мама! Посмотри, какую крышу я сделал. Я думал-думал и сам

при…

у вас одно в голове (надо его наказать!) и вы обрываете его на полуслове:

– Почему ты не пришёл обедать?

– А ты звала? – Смотрит с недоумением.

– Как?! – Взрываетесь вы. Ну и так далее, дальнейшее дорисуйте сами.

Теперь попробуем другой вариант: вы подошли к его сооружению, молча оценили построенное, присели рядом на корточки и озабоченно заметили:

– Мне кажется, балкон плохо держится, может, его вот здесь укрепить?

– Давай, – м г н о в е н н о отозвался малыш, – может, вот сюда столбик подставить или два?

– Прекрасно! Это будут колонны… Вот так. Хорошо, правда? Послушай, а

строителей бывает перерыв на обед?

– Я ещё крышу недопридумал… Ну ладно, я после обеда, есть так хочется!

Ел он торопливо, о чём-то думал. Видимо, «допридумывал» крышу. Вдруг обрадовался: «Придумал!» – и умчался к своему недостроенному «дому», второпях задев чашку и пролив молоко на стол. Повремените возвращать его, чтобы он сначала вытер лужу. Попробуем разобраться в физиологических процессах, которые руководят вашим и его поведением в этой и любой подобной ситуации.

Теперь давайте познакомимся с доминантой, которую несколько раз упоминал И. А. Аршавский в нашем разговоре о совести.

спросила у нескольких взрослых образованных людей, что они знают о доминанте Ухтомского*.

Ответы были невразумительны:

– По-моему, это преобладающее настроение в данный момент. В общем, доминирующее…

– Это какой-то очаг то ли возбуждения, то ли торможения, не помню.

– Да нет, это просто концентрация внимания на чём-то одном, когда другое просто не замечаешь.

Если бы я не читала статей Аршавского, я и сама бы толковее не ответила, хотя когда-то изучала психологию в институте. Теперь испытываю досаду; как нелепо получается: знания и жизнь шли своим чередом – не состыкуясь и не взаимодействуя. Почему же я раньше не понимала, насколько было важно применять эти знания в жизни, даже на бытовом уровне, не говоря уж об учебной, производственной, научной деятельности. Скажем, я всю жизнь страдала из-за постоянного одновременного наплыва самых разных дел и забот. Хватаешься то за одно, то за другое, пытаешься везде сразу успеть, а в результате дела недоделаны, и сама валишься с ног с бессонницей и головной болью. То раздражаешься на каждом шагу, то находит какое-то отупение, сонливость и равнодушие: пропади всё пропадом, ничего не хочу делать, никого не хочу видеть. Многим эти состояния знакомы, при этом мы виним обстоятельства и окружающих, в том числе своих собственных детей: ах, сколько хлопот и забот они доставляют нам, вечно занятым взрослым. Итак разрываешься на части, а тут они ещё со своими пустяками лезут…

ведь в нашем «растерзании» виноваты чаще всего мы сами – мы то и дело мешаем главному организатору работы нашего мозга – Доминанте. Это она

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1945) – физиолог, создатель учения о доминанте как основном механизме деятельности мозга.

старается упорядочить мысли и направить все наши действия к определённой цели, а мы вновь и вновь разрушаем все её усилия и устраиваем хаос в собственной голове. Как же это происходит и к чему ведёт?

Сначала представим себе, как идёт любая толковая работа.

Прежде всего мы ставим перед собой определённую ЦЕЛЬ, затем соображаем, как и что для достижения этой цели надо сделать, потом делаем, что наметили, и получаем заслуженный РЕЗУЛЬТАТ. Что в это время происходит в мозгу? Работает доминанта! Она включает в себя несколько процессов, обязательных для её нормального осуществления. Сначала приходит в состояние возбуждения (т.е. активное рабочее состояние) та совокупность нервных центров, которая необходима для данной работы. Это главный очаг возбуждения, как бы рабочая артель специалистов по управлению именно этой конкретной деятельностью. В остальных отделах мозга одновременно (сопряжённо) возникает торможение, т.е. они перестают реагировать на раздражения, которые не относятся к заданному делу. Именно этим обеспечивается упорядоченность, целенаправленность наших действий. Больше того, по ходу реализации задуманного мозг «сортирует» раздражения, поступающие извне и изнутри: большую часть из них он блокирует торможением, не допуская в активно действующий центр, а некоторых пропускает и даже включает в дело, как бы приглашая «подходящих работников» на помощь. И получается: работающей «артели», с одной стороны, никто не мешает, а с другой стороны, есть, кто может подсобить в авральной ситуации.

Но вот запрограммированный результат достигнут, работа сделана, и усталая «артель», т.е. клетки главного очага возбуждения, переходит в состояние торможения – глубокого отдыха, во время которого происходит восстановление их «рабочих сил» с избытком (помните избыточный анаболизм?). Но это только в том случае, если доминанта завершена.

если нет, если дело оказалось трудным – за один раз не осилить? Тогда «артели» всё равно нужен отдых: либо крепкий сон, восстанавливающий силы для следующего целенаправленного напряжения, т.е. продолжения доминанты, либо активный отдых (движение!), вызывающий всё тот же уже знакомый нам избыточный анаболизм. А затем – с новыми силами за работу и не бросать её, пока не достигнем желаемого результата. Здесь необходимо волевое усилие: надо обязательно завершить, т.е. РЕАЛИЗОВАТЬ, НАЧАТУЮ ДОМИНАНТУ, не вытеснять, не прерывать её другой, т.е. … не хвататься за пять дел разом, а иначе…

Что бывает иначе, мы знаем, например, по школьной жизни, когда уроки сменяют друг друга, не считаясь с индивидуальными возможностями детей, с их физическим и психическим состоянием. Эти противоестественные условия, когда доминанты, не завершаясь, следуют одна за другой, буквально ломают нервную систему школьников: возникают либо неврозы – бич современной школы, либо отупляющее сонное состояние, затем переходящее в лень, нежелание учиться*. То же происходит и в детских садах, копирующих школьные уроки по расписанию, и в семьях, где пытаются «подготовить» детей к школе, таща их на «уроки» к специалистам.

Есть ли возможность предотвратить эти состояния школьников, ведущие к хроническим болезням и стойкому отвращению к учёбе и труду? Есть!

Ещё в прошлом веке фабричные инспектора Великобритании отмечали несомненный и удивительный факт: дети, которые работали на фабриках и учились в вечерних школах (несли, казалось бы, двойную нагрузку), были гораздо здоровее, чем их сверстники, только работающие или только учащиеся, т.е. занятые либо физическим, либо умственным трудом. Люди давно заметили, что чередование занятий, перемена деятельности не утомляет, а наоборот, прибавляет сил, ЕСЛИ соблюдается определённая последовательность дел. Учение о доминанте объяснило это явление и помогает осознанно организовать естественную очерёдность разных занятий, что крайне нужно в первую очередь в детских коллективах. Впрочем, в семьях тоже.

Главное, надо позаботиться, чтобы сочетание дел и последовательность их возбуждали разные отделы мозга, чтобы образовавшаяся новая доминанта не мешала предыдущей, а давала ей отдых, за время которого накапливаются дополнительные энергетические резервы для её завершения. При этом (помните границы физиологического стресса?) трудовые, физические и учебные нагрузки не должны быть запредельными и изнурительными. Напряжения могут достигать потолка индивидуальных возможностей, но только на грани удовольствия, т.е. сочетания с положительными эмоциями от успешного конечного результата. Это главное условие накопления ресурсов и возникновения потребности в труде и учении, потому что успех приносит каждому желание повторить его и ощутить уверенность в своих силах и способностях.

Слово КАЖДОМУ обязывает напомнить, что протекание доминанты – сугубо индивидуальный процесс, который нельзя осуществить по расписанию,

Аршавский И. А. Роль принципа доминанты при психофизиологическом обосновании творческого процесса в системе обучения. К профилактике неврозов у детей школьного возраста // В сб.: Валеология. – М.: 1993. – С. 183.

по приказу, коллективно и одновременно. Это во-первых.

во-вторых, это процесс, который требует волевых усилий – не палки, не розги, не пряника и не конфетки, а собственных усилий для преодоления каких-либо препятствий на пути к достижению цели. Не страх, а воля закаляет характер и добавляет нам сил и жизненной энергии. Вспомним, по Ухтомскому, «психика человека делаема», а значит, от нас зависит, каков результат.

Если мы бережём сосредоточенность и самостоятельность ребёнка в его занятиях и играх, если требуем от него (и помогаем!) доводить дело до конца, мы защищаем и укрепляем его нервную систему, пестуем культуру его доминант, в том числе и пожизненных.

если мы стремимся загружать его мозг сверх всякой меры и против его желания, если способны в любой момент бесцеремонно прервать его занятия и размышления, мы разрушаем естественную работу его мозга и буквально выращиваем рассеянность, лень или неуправляемость и неврозы.

Вот теперь, после всего прочитанного, как поступили бы вы с тем мальчиком, который оставил после себя пролитое молоко? Казалось бы, пустяковая задача, а попробуйте решить её, не разрушив его сосредоточенности

не оставив без последствий его небрежность (или невнимательность?) за столом. Из подобных задач соткана вся наша жизнь, и от того, как мы решаем задачки пустяковые, зависят решения и более сложных жизненных проблем. Доминанта и здесь играет незаменимую роль.

Привычка – вторая натура

Кто-то из великих сказал: «Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь жизнь». Я когда-то была этим афоризмом очень недовольна, меня возмущала зависимость важного (характер, жизнь) от совсем незначительного (какие-то там привычки!). Я считала, что человеку стыдно быть рабом привычек, он должен контролировать свои действия даже в мелочах. Представляю, как распухла бы моя бедная голова, если бы мой юношеский максимализм победил и мне пришлось бы делать каждый шаг (буквально!), предварительно обдумав, как «ставить ногу на носок, а потом на пятку».

Нет, природа и тут пришла нам на помощь, создавая для повторяющихся доминант стойкие проторенные пути – специальные участки мозга, которые действуют в привычной ситуации автоматически и освобождают остальной мозг для новых доминант – для активной творческой работы.

Но когда доминанта только начинает свой труд, как трудно сделать первый шаг, как тяжело, после многократных повторений, даётся любой навык.

как важны здесь собственные усилия и преодоления, чтобы доминанта не сошла на нет, не заглохла раньше времени, а довела эти усилия до результата, а затем, повторяясь, закрепила этот результат в привычках. И какое счастье, что Природа наградила нас этими надёжными помощницами на всю жизнь. Только надо очень постараться, чтобы с самого младенчества не засорять детский мозг мусором дрянных или вредных привычек, от которых потом будет очень трудно избавиться. Вот и выходит, что посеешь, то действительно и пожнёшь.

Так пусть нашим пожизненным багажом будут привычки добрые, украшающие нас и помогающие жить. На них, незаметных, не требующих особого внимания, но стойках и безотказных, строится вся культура поведения

многие нравственные устои, вырабатываемые с детства. Недаром в дворянских семьях так школили детей, заставляя с младых ногтей постигать не только правила этикета, но и законы аристократической чести и порядочности. И трудовой народ тоже очень рано и жёстко приучал детей жить по обязательным для всех обычаям, которым подчинялись все от мала до велика. Требования касались и внешних форм поведения, и глубинных основ бытия. Помните у Некрасова: «Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять!..» Конечно, не худо! Только вот перенимаются, усваиваются многие благородные (к сожалению, и отвратительные!) привычки очень рано, буквально впитываются с молоком матери. Они-то и остаются с нами на всю жизнь, становясь нашей второй натурой, не унаследованной, а приобретённой – благодаря доминантам.

Какая мама нужна?

Тут придётся напомнить вам понятие «импринтинг» (по-русски «впечатывание»). Это явление было открыто этологом Лоренцем и связано с необыкновенной пластичностью мозга в первые моменты, часы или дни жизни. Впечатления, фиксируемые мозгом в это время, становятся ориентирами поведения в определённых ситуациях. Так, только что вылупившиеся из яиц утята пойдут за тем, что движется (за уткой, человеком, коробкой, которую тянут за ниточку, и пр.), – так они запоминают мать, без которой им невозможно будет выжить на первых порах. Мгновенно возникшая в мозгу доминанта реализуется настолько мощно и быстро, что оставляет след иногда на всю жизнь, а иногда лишь до определённого возраста, пока она нужна.

Для ребёнка эти первые впечатления связаны с любящей матерью, создающей вокруг младенца надёжную защиту. Они становятся прекрасной стартовой основой для всей последующей психической деятельности, т.е.

основой здоровой психики. Именно любящая мать внимательна, терпелива и наблюдательна. Она идёт в своих действиях от ребёнка и поэтому поможет формирующимся связям в его мозгу и сумеет закрепить возникающие с первых дней нужные навыки (гигиенический, например). А мать «заполошная», замотанная или равнодушная будет волей-неволей без конца рвать возникающие связи, мешать хрупким доминантам реализоваться и доведёт себя до изнеможения, а младенца – до нервных срывов (беспокойного сна, кишечных колик, частого беспричинного крика и пр.).

Однако и старательная мать, пытающаяся воспитывать по научным рекомендациям, действующая по разным методикам и технологиям, тоже мало что сможет дать своему ребёнку, если не научится его ЧУВСТВОВАТЬ И ПОНИМАТЬ. Помните, как говорил И. А. Аршавский о материнской интуиции, вырабатываемой в общении с ребёнком. Януш Корчак пишет об этом так проникновенно и возвышенно, что хочется его слова на музыку переложить:

«Ребёнок вносит в жизнь матери дивную песнь молчания. От количества часов, которые мать проводит подле него… от мыслей, которыми трудолюбиво его окутывает, зависит её содержание, программа, сила и творчество; мать в тихом созерцании зреет для вдохновения, которого требует труд воспитания…

В мудром одиночестве бодрствуй…»

о том же по-своему поэтично пишет А. А. Ухтомский, когда говорит о… доминанте: «Нужно всё время… воспитывать данную доминанту, тщательным образом обихаживать её, следить за тем, чтобы она не перевозбуждалась, не перешагнула известной величины, а всё время соответствовала бы текущим условиям…» Да ведь это самое настоящее напутствие матерям, которые именно в этих кропотливых душевных заботах «зреют для вдохновения» в своём материнском труде.

доминантах материнства я расскажу со слов И. А. Аршавского в следующей главе, а сейчас рискну обратиться к проблеме, которая, на мой взгляд, напрямую связана с «обихаживанием и воспитанием» доминанты – к проблеме возникновения и развития способностей и талантов.

Доминанта растит таланты

Должна признаться, что у Аршавского я ничего не читала о связи доминанты со способностями и талантами человека – домысливаю сама, как могу, исходя из собственных предположений. Меня вдохновляет то, что Илья Аркадьевич считал всякое развитие, начиная с зародыша, творческим процессом, потому что (напомню)благодаря собственной активной

деятельности, стрессовым адаптивным раздражениям и избыточному восстановлению организм строит сам себя! В том числе строится и совершенствуется сам мозг – питомник всех наших способностей.

Как же в этом «воспитательном доме» возникают и выращиваются таланты? Начинается всё с УДИВЛЕНИЯ перед каким-нибудь раньше невиданным явлением жизни, задержавшим на себе внимание ребёнка. Вот уже и затеплился доминантный очаг в его голове, ещё не забитой разными учебными ненужностями. «А почему? – спрашивает он. – А как? А зачем?»

если вспыхнувшие искорки ЛЮБОПЫТСТВА никто не заглушит грубым окриком или унылым равнодушием, а наоборот, добрый и умный ответ подольет масла в огонь разгорающегося ИНТЕРЕСА, то возникнет желание узнавать всё больше и больше. Наконец потянутся и руки попробовать себя в ДЕЛЕ, вызвавшем интерес. Великий момент! Работающие руки возбуждают новые участки мозга, а доминанта сразу втягивает их в работу. Этот «тандем» (взаимодействующие МОЗГ и РУКИ) добавляет начавшемуся процессу такие избыточные силы, что он может стать необратимым и превратиться в настоящее УВЛЕЧЕНИЕ. Но для этого нужно, чтобы в самом начале ему сопутствовал УСПЕХ, пусть маленький, но свой, радостно пережитый и встреченный близкими с пониманием и любовью. Тогда ребёнку захочется ещё и ещё испытать восторг заслуженной победы. «Я САМ!» – говорит он, и дай Бог не помешать ему неуклюжей помощью или глупой насмешкой…

доминанта, воодушевленная успехом, превращает нестойкое увлечение во всепоглощающую СТРАСТЬ, которая ведёт человека к цели сквозь все преграды, соблазны и неудачи. Да, он может терпеть и временные поражения, но сильную ВОЛЮ это только раззадоривает, и он, напрягая все силы, делает новые и новые попытки достичь желанной цели. «Он знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть…» Чем бы ни занимался увлечённый человек, всё подчинено этой главной, нередко пожизненной доминанте, а она, работая на победу, выращивает мощную, дружную, умелую «команду», которая

один прекрасный момент «мозговым штурмом» выдаёт такой удивительный РЕЗУЛЬТАТ, что все ахают: «Какой ТАЛАНТ!» Вот и заслуженная от Природы награда за труды. Однако это одновременно и… забота на всю жизнь, чтобы, почивши на лаврах, не загубить дар, вручённый не навечно. Значит, снова работа, и снова творческие поиски и находки, пока не озарит очередное ВДОХНОВЕНИЕ – признак крепнущего таланта.

Бывает, особенно в детстве и отрочестве, и несколько увлечений. Если они возникают по собственному желанию ребёнка, которому предоставлены условия для активной деятельности, – тогда это во благо. Нужно лишь следить, 37

чтобы эти увлечения либо следовали друг за другом (не разбрасываться, доводить начатое до конца!), либо естественно дополняли друг друга, не конкурируя и не враждуя между собой. Тогда может возникнуть великий «союз доминант», поражающий нас разносторонностью дарований, а со временем – благодаря воле и труду – высочайшими достижениями в разных областях творчества. Может быть, так и вырастают ГЕНИИ? И может, их было бы гораздо больше, если бы юным вундеркиндам не забивали головы тщеславными мечтами, не соблазняли шальными деньгами и не растлевали бы корыстной дружбой с разными «нужными» людьми. Это ведь тоже доминанты – но от лукавого! Их разрушительную силу мало кто выдерживает, особенно если нет царя в голове – РАЗУМА и царицы в душе – СОВЕСТИ. А их – мы это уже знаем! – надо тоже растить с колыбели и даже раньше. Вот почему мы обратимся к доминантам материнства.

Спросят: а почему в стороне ОТЕЦ? Разве он не играет существенной роли

первый год жизни человека? Отвечу так: роль отца в это время незаменима, но у него СВОИ задачи. О них обязательно – и подробно! – в будущей книге, которую пишу и в которой главное слово об отце скажет Борис Павлович.