О чрезмерной зависимости детей от родителей

Многие многодетные родители говорили мне о том, что по сравнению с первым ребенком другие их дети более независимы от родителей. Они отмечали, что их первенец почти всегда с трудом знакомился и долго не включался в игру с другими детьми. Малыш становился застенчивым в новых, незнакомых ситуациях, старался быть рядом с родителями, требовал от них большего внимания. Всем окружающим он казался избалованным ребенком.

Однако далеко не во всех семьях наблюдается наибольшая зависимость от родителей именно у первого ребенка. Иногда более зависимы вторые или третьи дети. Встречаются семьи, в которых вообще не наблюдается такое явление. Но если в семье есть тенденция к зависимости, то она чаще всего обнаруживается у самого старшего ребенка.

Зависимость от окружающих у детей развивается настолько постепенно, что родители порой и не замечают этого процесса. В отношении первенца они обычно осознают эту зависимость только после рождения второго малыша.

Какие чувства заставляют родителей так волноваться при воспитании первого ребенка, в результате чего он оказывается в большой зависимости от них?

Первым из этих чувств я считаю беспокойство. Вполне понятно волнение, особенно молодых родителей, по малейшему поводу: из-за икоты, температуры, веса, дыхания малыша. Когда он первый раз споткнется и упадет, мама так пугается, что у нее замирает сердце, и она чувствует себя очень виноватой. Первый насморк кажется опасной болезнью, а небольшая температура — трагедией. Чрезмерное беспокойство мамы мгновенно выражается на ее лице, в ее голосе, в ее реакции на плач малыша.

После годовалого возраста малыш перестает быть милой «куклой», поэтому беспокойство мамы и папы еще более возрастает. Ребенок начинает демонстрировать целый комплекс таких качеств, которые причиняют особое волнение: он желает многое делать по-своему, проявляет упрямство, порой ведет себя вызывающе, даже агрессивно, или очень робко.

Мать и ребенок могут пререкаться друг с другом по любому поводу (еды, умывания и т. п.). Наивысший накал пререканий обычно бывает тогда, когда ребенок не хочет, но должен что-то делать или хочет, но не должен делать. В таких ситуациях многое зависит от мамы. Нельзя в эти моменты нервничать. Их надо использовать для воспитания у ребенка дисциплины и выдержки. Спокойное поведение матери даже в таких случаях сближает ее с ребенком и не дает возможности возникнуть антагонизму.

С более поздними детьми родители чаще всего ведут себя, на мой взгляд, куда легкомысленнее. Я уже говорил, что это объясняется тем, что они, постепенно успокоившись при воспитании первого ребенка, уверовав в свои возможности, подходят к воспитанию второго ребенка уже более спокойно. А в итоге получают лучшие результаты, так как не осложняют свою жизнь волнением из-за малейшего нарушения детьми дисциплины. Обращаю еще раз внимание на семейную атмосферу. Когда она нормальная, то родители считают, что все находится под их контролем. Поэтому даже малейшие разногласия быстро пресекаются, а ребенок после вмешательства родителей бывает менее обидчив и раздражителен.

Следующее, очень важное чувство, возникающее у родителей, — это чувство радости даже от одного взгляда на своего первого малыша. Всем известно, какой восторг вызывает у мамы и папы первая настоящая улыбка их отпрыска. Они хотят, чтобы малыш улыбался еще и еще, бесконечно. Маме трудно удержаться, чтобы не расцеловать и не пощекотать его, когда она впервые слышит его смех.

А какое счастье для родителей разделить вместе с малышом его радость и удивление от «открытия», что на ноге у него есть пальцы и их можно аппетитно пососать.

Какое счастье испытать величайшую гордость от «уникальных» способностей своего ребенка, когда он впервые услышит в телефонной трубке папин голос и скажет «папа»! Мама готова говорить о его гениальности.

Родители спешат показать своему первенцу зоопарк, цирк или механический экскаватор в действии. Папе не терпится купить ему электрическую железную дорогу за два года до того, чем следовало. С энтузиазмом папа демонстрирует своему малышу различные игры, которые ребенок может понять минимум через пять лет.

Многие родители пытаются быть на одном уровне со своим ребенком, чтобы поиграть с ним и показать ему чудеса, которыми полон мир. Мамы и папы не были бы хорошими родителями, если бы не стремились помогать своим детям познавать все, что их окружает.

Но главная проблема молодых родителей, на мой взгляд, состоит в том, что вся масса чувств, накопленная еще в преддверии рождения малыша, беспокойная неуверенность и радостное предвкушение, вырывается наружу и обрушивается на первенца. Думаю, что большинство родителей чувствуют себя при этом так, будто собираются в первом ребенке прожить еще раз свою жизнь со всеми теми тревогами и волнениями, которые появлялись по мере того, как они взрослели.

А теперь несколько практических советов. Думаю, что нельзя воспитывать любого ребенка, и тем более первого, спокойно, без напряжения. Воспитание каждого последующего ребенка — это познание и формирование новой личности. Человек всегда волнуется, когда учится чему-нибудь новому.

В каждом деле надо уметь трудиться. Наверное, учиться трудиться надо с самого раннего детства. Лучший способ в детские годы научиться любить труд — это вырасти в хорошей многодетной семье. Но далеко не каждому человеку выпадает такое счастье. В больших семьях зависимость детей от родителей значительно меньше, чем в малодетных.

Я считаю необходимым обратить внимание на практический опыт, о котором должны помнить молодые родители, желающие воспитать своего ребенка свободным от их чрезмерной зависимости.

К счастью, в течение первых трех месяцев жизни малыш как будто бы не понимает состояния своих родителей. Он слишком занят своими потребностями (голод, сон, и т. п.). Примерно после трех месяцев его начинает интересовать окружающий мир. В животе у него обычно уже исчезают колики, он меньше плачет, родители уже не так часто держат его на руках. Если же ребенок привык часами находиться на руках, то советуем срочно отучить его от этого желания. В связи с этим он может плакать, но не надо обращать серьезного внимания на его плач. Конечно, родителям трудно вынести крик и слезы своего малыша, но когда они видят, насколько хорошо действует на ребенка их поведение, то убеждаются в том, что поступают правильно. Постепенно ребенок привыкает к тому, что не всегда он может рассчитывать на маму с папой, а родители в свою очередь освобождаются от необходимости чрезмерной заботы о ребенке.

Детей, особенно в раннем возрасте, надо кормить по расписанию. Почти всем матерям удается приучить маленького ребенка к режиму питания, так как мама вовремя будит его, когда подходит время приема пищи.

Я уверен, что беспокойная мама, которая бросается кормить ребенка при малейшем его движении, приучит его не только к частому и нерегулярному приему пищи, но и способствует возникновению у него зависимости, необходимости в маминой помощи каждый раз, когда он чувствует какое-либо неудобство.

Конечно, любящая мать всегда старается оградить, защитить своего ребенка от любой невзгоды. И это естественно. Однако чрезмерная опека не приводит к добру. Видимо, этим можно объяснить тот факт, что некоторые годовалые малыши просыпаются несколько раз за ночь только для того, чтобы их покормили. Когда ребенок и мать привыкают к регулярному питанию, то они оба чувствуют себя уверенными в своих собственных силах.

Я считаю важнейшим периодом, в который решается вопрос, будет ли ребенок самостоятельным, или во всем будет рассчитывать на родителей, является вторая половина первого года его жизни. В это время ребенок уже умеет сидеть, ползать, стоять. В нем просыпается естественный интерес ко всем окружающим его людям и вещам. В часы бодрствования он постоянно вертит в руках погремушки, бусы, мягкие игрушки, журналы. Время бодрствования уже увеличилось на несколько часов в сутки. Малыш счастлив от постоянного знакомства с миром, от своей «разведывательной деятельности» в манеже. Он с увлечением просовывает игрушки сквозь прутья и втаскивает их обратно. Он перекладывает вещи из одной руки в другую, сует их в рот, жует их. Он очень ценит компанию, особенно с участием мамы. Когда она выходит из детской, он пытается вылезти из манежа, чтобы проползти в ее комнату и убедиться в своей безопасности.

Очень часто мамы, воспитывающие первого ребенка, жалуются на то, что к концу первого года малыш начинает плакать каждый раз, когда она уходит из комнаты. Это свидетельствует о той быстрой реакции ребенка на чрезмерную заботу о нем.

Некоторые родители оказываются в довольно тяжелом положении, когда их ребенок вступает в период от шести до двенадцати месяцев. Ни днем, ни ночью у них нет покоя, так как они уже успели приучить свое дитя к исполнению всех его желаний и требований, к тому, что они постоянно находятся около него.

Иногда малыши, которые раньше спали крепко, вдруг начинают просыпаться по ночам. Проснувшийся малыш очень тревожит родителей. Мама или папа бежит к ребенку, берет его на руки. Многие родители поступают так даже тогда, когда малыш только хнычет или ворочается. Иногда ребенок просыпается оттого, что у него режутся зубы. Постепенно он усваивает и привыкает к тому, что своим плачем всегда может призвать к себе маму и заставить ее взять себя на руки, покормить его или просто составить ему компанию. Малыш очень быстро обнаруживает, что чем сильнее он кричит, тем скорее может заставить своих родителей предоставить ему полуночное развлечение. Некоторые мамы благодаря хитрости своих младенцев вскакивают два- три раза за ночь и бодрствуют с ребенком долгое время. Это очень утомительно для всей семьи.

Тревога родителей по любому поводу выражается прежде всего в том, что они стараются поскорее взять ребенка на руки. Таким действием они приучают малыша к тому, что он может всего добиться своим плачем. Со временем требования ребенка возрастают, а утомленные, измученные родители начинают восставать против такой каторжной жизни, которую будто бы создает их ребенок. Многие из них даже не понимают, что в сложившейся тяжелой ситуации виноваты они, родители. Если бы они это поняли, то им бы стало стыдно за свое раздражение и постоянное потакание всем требованиям малыша.

От ночных пробуждений можно избавиться, если родители будут убеждены в том, что для их ребенка ночные бдения так же вредны, как и для них, взрослых людей. В течение нескольких ночей советую мамам не реагировать на слезы ребенка. После продолжительного громкого плача малыш устает, начинает понимать, что криком ничего не добьешься, и засыпает.

Днем ребенок рассчитывает на внимание со стороны мамы. А она либо с большой готовностью и радостью соглашается постоянно играть с ним, либо, нервничая и раздражаясь, не решается отказать требованиям малыша. Через некоторое время первый тип отношений может превратиться во второй, так как, не привыкая к самостоятельности, ребенок все время вовлекает маму в различные игры или просит носить его по комнате на руках. Чаще всего при этом он хочет поддерживать разговор. В таких условиях ребенок теряет возможность учиться развлекаться в отсутствие мамы. А она, несмотря на усталость, продолжает протягивать ему руки при его малейшем всхлипывании. Этим самым она как будто говорит: «Ты прав, мой малыш, если ты не на руках у мамы, то тебе очень одиноко и с тобой может что-нибудь случиться».

Я описал поведение матери, которая не понимает, какой вред она наносит своему ребенку. Растущее в ней негодование от осознания своего рабского положения передается и ребенку, что причиняет ему большое беспокойство. А результатом такой ситуации становятся еще более возросшие требования ребенка.

Естественно, что родителям время от времени хочется поиграть с малышом, поговорить с ним, посмеяться и повозиться. Но для игр с ребенком надо знать определенное время. Если мама стала играть с малышом в другое время, то потом надо помочь ребенку понять, когда надо закончить игру, чтобы мама могла вернуться к своей работе или к чтению, не вызывая его капризов. Если же он начинает плакать, то следует отвлечь малыша и больше не нарушать режим дня.

Ребенок, не приученный к самостоятельности, с большим трудом освобождается от зависимости. Этот процесс взаимный, чаще всего он бывает затянувшимся и проходит болезненно как для родителей, так и для ребенка, но, несмотря на трудности, его необходимо продолжать. Возможно, маме потребуется помощь психолога и психиатра. Ей также потребуются крепкие нервы для того, чтобы игнорировать плач ребенка и продолжать заниматься домашними делами.

Один практический совет: играть с маленьким ребенком лучше всего на полу, на коврике. Если малышу надоест перелезать через ноги мамы, он похнычет, но может уползти и отвлечься другой игрушкой. Если же мама при малейшем капризе малыша берет его на руки, то заставить его сесть и дальше играть бывает очень трудно.

В течение второго года жизни перед родителями ребенка можно поставить вопрос: будет их малыш самостоятельным человеком или нет? В это время он уже может ходить, у него появляется желание все шире и шире познавать окружающий его мир. Больше всего его интересуют незнакомые взрослые и дети. Он уже хочет знакомиться, общаться с ними. Делает малыш это все очень просто: он протягивает им игрушки, забирает их обратно или высыпает им на колени кубики, различные мелкие игрушки. Однако в это же время ребенок все больше осознает зависимость от мамы, поэтому бросается к ней по любому поводу, особенно если он обижен или чем-нибудь испуган. Перед тем как познакомиться с новым для него человеком, малыш осматривает его, как бы решая вопрос: как относиться к незнакомцу? Если новые люди слишком быстро навязывают ребенку свое общество, то чаще всего такое поведение взрослых отпугивает ребенка, и он опять начинает прятаться за маму.

Для успешного развития самостоятельности детей очень важно, чтобы ребенок и мать не концентрировали внимание на проблемах кормления, туалета и дисциплины. Когда между ребенком и матерью возникают какие-то разногласия, то они начинают ощущать беспокойство и нередко чувство вины. Они могут постоянно вступать в конфликт, но при этом оставить друг друга в покое не могут. Советую обращать на подобные ситуации серьезное внимание. Рекомендую прислушаться к таким советам:

Следует научиться подавлять желание бросаться на помощь ребенку всякий раз, когда он вовлекает себя в опасные «мероприятия», например малыш влез на стул, заполз в шкаф и т. п.

Если предоставить ребенка самому себе, то обычно он самостоятельно решает такого рода проблемы. Если же взволнованная мать бросается ему на выручку, то ребенок усваивает, что его повсюду подстерегают опасности и спастись от них он может только с помощью мамы.

Каждый день гулять с ребенком советуем там, где играют другие дети. Тогда он понимает, как много вокруг людей, что дети по сравнению со взрослыми подвижнее, что они шумные, порой драчливые, но, несмотря на все это, с ними весело и интересно. И здесь заботливой маме не надо постоянно следить за ним, бежать к нему на помощь, если его обидел другой ребенок. Конечно, маме следует вмешаться, если опасность действительно существует. При необходимости она даже может перейти на другую игровую площадку. Но сначала маме следует предоставить малышу возможность научиться защищать себя в мелких столкновениях с детьми. Может быть, она увидит, что так поступают матери, воспитывающие второго ребенка.

Я думаю, что большинство родителей все же будут продолжать воспитывать своих первых детей по-прежнему, забывая об их самостоятельности. Это у нас в крови, мы так устроены. Но если знать все подводные камни на пути такого воспитания, то многим родителям удастся снизить уровень несамостоятельности наших маленьких детей до минимума.