III. Дисциплина и общение

Можно ли заставить ребенка слушаться?

«Как мне заставить его слушаться?!» — вопрос, который часто задают некоторые мамы. Возможно, это и не вопрос, так как чаще всего мать и не надеется услышать ответ даже от врача или учителя. Это больше похоже на жалобу, на призыв о помощи или к сочувствию. Думаю, что время от времени у каждой мамы бывают моменты, когда она теряет контроль над своими детьми. Однако мне хочется поговорить с теми родителями, которым почти всегда трудно управлять поведением своего ребенка. Я попытаюсь проанализировать наиболее трудные, на мой взгляд, случаи.

Первое, что я хотел бы сделать, — это задать маме, которую ребенок не слушается, такой вопрос: «Вы действительно хотите, чтобы ребенок вас слушался?» Естественно, мама чистосердечно ответит: «Да!» Однако это будет лишь частичной правдой.

Если понаблюдать за некоторыми мамами, пытающимися заставить ребенка быть дисциплинированным, то можно увидеть любопытную ситуацию, из которой почти невозможно определить, в чем заключается основная трудность.

Я говорю о мамах, потому что как-то принято считать, что главные трудности возникают у мам и больше всего с мальчиками. Но в жизни далеко не так. Трудности в воспитании детей бывают и у отцов, причем осложнения проявляются у родителей совсем не редко и с девочками.

Конечно, при анализе родительских ошибок надо учитывать, что чужие ошибки всегда виднее, поэтому молодым мамам и папам надо помогать, а не начинать с осуждения.

Приведу несколько случаев, свидетелем которых я был.

… Мама видит, что ее трехлетний ребенок балуется с чашкой, наполненной молоком. Но мама не обращает на это внимания, продолжает заниматься своими делами. Потом она все же приказывает ребенку: «Хватит баловаться!», а сама отворачивается, даже не убедившись в том, послушался ли ее ребенок. Следующее, что она замечает, — это то, что молоко уже разлито. Результат: мать наказывает малыша.

… Мама размашисто дает ребенку подзатыльник, когда видит, как он залезает на крыло автомобиля. Но через две минуты она видит, что он делает то же самое, но она уже никак не реагирует, так как разговаривает с приятельницей, которой говорит: «Видишь, я никак не могу с ним справиться». Причем ребенок слышит слова матери.

… Мама угрожает ребенку целый день: «Я уложу тебя в кровать», «Я позову врача», «Я тебя отлуплю» и т. п. Но на ребенка угрозы не действуют, так как он уже понимает, что она не выполнит своих строгих обещаний.

… Мама ругает сына за грубость, которую он допустил по отношению к соседу. Однако шестилетний сын сам переходит в наступление и кричит на мать: «Мне надоело всех вас слушать». Больше всего меня удивляло то, что мать не была шокирована и даже не остановила ребенка. Они оба продолжали повышать голос до тех пор, пока сыну это не надоело. Он с улыбкой убежал из дому.

… Мама, оставляя ребенка в детском саду первый раз, говорит воспитательнице при малыше: «Он ужасный ребенок. Будет ли в детском саду он вести себя хорошо?»

… Годовалый ребенок ходит по комнате. Мама вдруг говорит: «Не прикасайся к телевизору». Он об этом и не думал, но теперь, когда мама подкинула интересную идею, он немедленно направился к телевизору, а мама, свирепо глядя на него и поворачиваясь к присутствующей при этом соседке, вещает: «Видишь, что я имею в виду, когда говорю, что он меня совсем не слушается!»

Большинство родителей знают, как себя вести с непослушными детьми. Каждому из нас в детстве удавалось остаться безнаказанным после плохого поведения. Почти каждого из нас называли время от времени непослушным ребенком, каждому из нас вспоминается возникшее чувство непонимания оттого, что было неясно, кто прав, кто виноват в конфликте с родителями. Некоторые родители, сталкиваясь с подобными ситуациями во взаимоотношениях со своими детьми, при этом, волнуясь из-за каких-то других проблем, как бы перестают быть взрослыми, способными принять правильное решение. Они в таких случаях начинают «бороться» с детьми на их же уровне, как будто сами превратились в непослушных детей.

Очень советую мамам понаблюдать за поведением ребенка на различных стадиях своего настроения. Когда у мамы хорошее настроение, то она обнаружит в основном без усилий, насколько легче ей управляться со своими детьми. Но чаще всего над этим она не задумывается, так как ее действия разнообразны, даже хорошо продуманы и осторожны, но, возможно, лишены интереса и целенаправленности. В такие моменты она похожа на человека, который сел играть на пианино какой-нибудь отрывок, выученный им лет десять назад.

Маме советую усвоить, что каждый здоровый ребенок сам может сделать очень многое. В большинстве случаев на него можно положиться, если он чувствует, что ему доверяют и ответственность за что-то возлагают на него. Почти всем маленьким детям хочется радовать своих родителей, потому что именно они и есть те люди, с которыми его связало первое чувство любви. Когда малышу исполняется год, он уже старается казаться взрослым, во всем им подражать, пытаться все делать самостоятельно. Особенно это заметно в возрасте от трех до шести лет.

В первый год жизни малыша родители в основном могут контролировать его поведение только тем, что отвлекают его внимание игрушками, выполняют его желания, следят за сменой белья, режимом дня и т. д. Второй год жизни ребенка вносит много изменений. Малыш уже чувствует, что хотят от него мама или папа, которые постепенно начинают прибегать к просьбам и запрещениям, так как у ребенка уже создался определенный словарный фонд. В этот период развития малыша все разумные родители бывают весьма внимательны и последовательны в своем отношении к ребенку. Причем от мамы и папы совсем не требуется какого-то совершенного, безупречного поведения. Советую родителям говорить и действовать так, как будто бы они полностью уверены в том, что ребенок выполнит их просьбы и требования. Голос мамы и папы должен быть дружелюбным, таким, каким обычно они говорят с очень близкими людьми.

Хотелось бы сказать еще об одном условии, наиболее трудно выполнимом. В голосе родителей чаще всего быстро появляется раздражение, которое проявляется в тоне высказывания. А ребенок это чувствует, и у него может появиться такая же ответная реакция. Поэтому, когда мама просит малыша неспокойным голосом что-нибудь сделать или прекратить заниматься тем, что доставляет ему удовольствие, обычно она встречает резкое сопротивление.

Дети хорошо чувствуют требования и желания старших, поэтому в хорошей спокойной семейной атмосфере их поведение почти всегда можно контролировать короткими замечаниями, напоминаниями, но не приказаниями.

Сложные аспекты дисциплины можно объяснить тем, что родители, в первую очередь матери, очень чувствительны ко всем поступкам своих детей. И это неудивительно. Они ведь хотят вести своего ребенка только по правильному пути. И когда мама видит даже малейшее искривление на этом пути, то она немедленно вмешивается, пытаясь предотвратить плохой поступок своего ребенка. У большинства матерей развивается какое-то новое чувство, похожее на радар, который действует постоянно, даже тогда, когда ее дети находятся от нее на расстоянии сотен километров.

Матери редко бывают спокойны за своих детей. Наверное поэтому каждого человека всю его жизнь спасает, хранит и бережет великое и неповторимое чувство — материнская любовь.