Товарищеские отношения с детьми

Отношения между родителями и детьми — одна из важнейших проблем семейного воспитания. Нужны ли приятельские, товарищеские отношения? Этот вопрос особенно сильно волнует тех матерей, чьи мужья неохотно играют с детьми или приходят домой тогда, когда дети уже спят.

Я думаю, что в Америке беспокойство об отношениях между отцами и детьми совсем не случайно. Результаты психологических исследований показали, что недостатки в воспитании многих детей обусловлены тем, что их отцы непростительно мало с ними общаются. Беспокойство вызвал также тот факт, что в Америке очень мало мужчин преподают в начальной школе. Таким образом, наши дети в основном окружены и воспитываются женщинами.

Мне кажется, что сравнительно немногие матери заботятся о том, чтобы в течение дня поиграть с детьми. Думаю, это объясняется тем, что матери, занимаясь все время домашним хозяйством и своими детьми, не находят сил на игры. При этом совесть этих матерей чаще всего спокойна: они не пренебрегают своими обязанностями, так как постоянно заботятся о своих детях.

Весьма интересно отметить, что некоторые женщины полагают, будто их мужьям следует играть с детьми больше времени, чем им — мамам. Очень часто матери обращаются к мужьям с просьбой: «Поиграй с ними», «Займись чем- нибудь с детьми». А отец в это время рассчитывал заняться каким-то своим делом, поэтому неохотно выполняет просьбу жены. Из-за этого отношения с детьми кажутся искусственными и неискренними, как возмещение трудного долга. Я подозреваю, что эта самая искусственность и есть та причина, из-за которой некоторые отцы уклоняются от занятий с детьми. Дело в том, что для таких отцов это выглядит тратой времени, довольно скучным и неинтересным занятием.

Отцам, занимающимся сельским хозяйством, увлекающимся охотой или рыбной ловлей, чаще всего не приходится выдумывать занятия с детьми в выходные дни, чтобы компенсировать свое отсутствие дома в течение недели. Они привлекают детей к своим занятиям, выполняя что-то по хозяйству, берут их с собой в компанию охотников или рыболовов.

Во многих странах мира почетной обязанностью отца является обучение сына мужским профессиям, с помощью которых он будет зарабатывать себе на жизнь. Отец берет сына с собой на различные работы в качестве ученика и помощника, как только мальчик достигает для этого необходимого возраста.

Наблюдая за детьми, легко можно понять, какого рода общения с родителями они хотят. Иногда им хочется поиграть с мамой или папой на детском уровне, но гораздо чаще они желают играть роли взрослых с участием своих родителей. Маленькие девочки стремятся по-настоящему заниматься хозяйством, заботиться о малышах вместе со своими мамами. А маленькие мальчики хотят плотничать, подстригать лужайку или водить машину так же, как их папы. Такие детские стремления необходимо поддерживать, так как это один из основных путей приобретения детьми знаний и формирования у них характера.

Хорошие родители бывают разными: серьезные, но умеющие играть с детьми; любящие мастерить, но ненавидящие различные хобби; выполняющие какие-либо поделки, но ведущие сидячий образ жизни; с богатым воображением или совсем без воображения и т. д. У каждого из этих родителей складываются различные отношения с детьми, проявляются самые разные на них влияния. Так и должно быть, потому что мир велик и в нем есть место для всего и всех.

Однако хорошими могут быть только те родители, дети которых чувствуют, что они нужны, что их мамам и папам с ними интересно и приятно, что они их любят. И совсем не обязательно, чтобы родители играли со своим ребенком в какие-то определенные игры, чтобы они отводили для игр точно определенное количество часов каждую неделю. Эта искусственность обычно мучительна как для пап и мам, так и для детей.

Энергичный мужчина, любящий играть в футбол, баскетбол и другие подвижные игры, является для детей идеальным отцом, потому что с ним можно поиграть в воскресенье и получить громадное удовольствие. Но обратимся к другому примеру. Желание отца видеть сына спортсменом может быть чрезмерно велико, так как он убежден, что спорт — главное условие воспитания настоящего мужчины и успешной учебы в колледже. Настойчивость отца порой приводит к тому, что сын будет с ужасом ходить на свои усиленные тренировки. Больше того, у него даже может появиться отвращение вообще к спорту.

В разговоре об энергичном папе мне бы хотелось сказать несколько слов о шумных играх. Очень многие папы считают различного рода возню, борьбу, игры в великанов, ревущих диких зверей одним из обязательных способов развлечения своих детей. Многие из них с энтузиазмом реагируют на такие игры, что еще больше подхлестывает пап. Но психологические наблюдения за детьми показывают, что в ряде случаев эти игры действуют слишком возбуждающе, особенно на маленьких детей, которые еще четко не представляют себе, когда явление настоящее, а когда идет игра. Оказывается, некоторые игры пугают детей, а другие, доставляя им слишком большое удовольствие, сильно их возбуждают. Это вредно. При таких играх надо иметь чувство меры и не уделять им много времени.

Одна из возникающих время от времени трудностей состоит в том, что некоторые полные энтузиазма папы начинают интересоваться кубиками, поездами, конструкторами своего сына до такой степени, что, не замечая своего рвения, берут инициативу в свои руки. Они порой придумывают такой план игры, выполнить который ребенок еще не в состоянии. Такие папы с излишней настойчивостью продолжают учить своего ребенка, который не может понять, что от него хотят. Отцы при этом раздражаются, сердятся на ребенка за то, что он не может усвоить объяснения. Обычно ребенок находит себе какое-то другое дело, не спеша занимаясь которым получает чувство удовлетворения, предоставив папе одному выполнять свой план игры.

Когда отец с удовольствием переживает все радости детства, играя со своими детьми, когда он любит ходить с ними в музеи, в кино и театры, в зоопарк и в цирк, то такое общение делает счастливыми как детей, так и родителей. Если же отец выполняет все то же самое вынужденно, с раздражением, то его общение с ребенком только ухудшает отношения между ними.

Очень сближают отца с сыном, например, совместные занятия плотническим делом, рыбалка вдвоем или наблюдения за игрой в футбол. Дети очень благодарны за доставленное им удовольствие. Подобные ситуации никогда не бывают искусственными. Радость, которую испытывают отец и ребенок в часы взаимного общения, является существенным фактором формирования товарищеских отношений между ними.

Опытный папа знает, что всякое развлечение имеет свои подводные камни. А неопытных пап следует от них предостеречь. Внимание устойчиво, когда детей что-то очень интересует, но интерес может быстро исчезать. За таким отношением ребенка к тому или иному явлению надо следить. Например, двенадцатилетний ребенок может в детском магазине быстро потерять интерес к какой-то игре, понравившейся папе, и начать обращать внимание на продавцов сувениров и лимонада.

Интересно, что у детей даже с плохим аппетитом очень часто просыпается чувство голода, когда они находятся в общественных местах. Они упрашивают родителей купить им бутылку воды, хотя знают, что, подождав пятнадцать-двадцать минут, могут взять такую же бутылку дома из холодильника.

На стадионе во время футбольного матча ребенок может вызвать раздражение отца тем, что в самые любопытные моменты начинает расспрашивать папу о работе табло, задавать вопросы о зрителях на трибуне, волнения которых кажутся ему забавными, просить прочитать ему рекламные объявления, то есть обо всем, только не об игре. Отсутствие интереса к спорту может рассердить неопытного папу. Впоследствии он, возможно, поймет, что такое поведение ребенка вполне нормальное явление, и будет идти на компромисс: брать с собой сына тогда, когда чувствует, что сможет терпеливо к нему относиться, либо договариваться с другим папой и его сыном, чтобы каждый из них имел на стадионе подходящую по возрасту компанию.

Опытный папа предвидит поведение сына, который дома утверждает, что обожает рыбную ловлю, а на рыбалке очень скоро может начать бросать камни в воду. Когда сын хочет плотничать вместе с отцом, то от родителя требуется большое терпение. Возможно, сын захочет помочь папе, но он может от неумения испортить вещь, которую делает отец. Может быть, он решит сам смастерить что-нибудь сложное и при этом сломает какой-то инструмент, которым может себя поранить. Неопытный отец обычно бывает очень возмущен, а мальчик обижен, особенно если отец сказал ему свои замечания покровительственным тоном.

Папе лучше всего вначале объяснить ребенку правила пользования инструментами и помочь сыну работать безопасно. Ему надо сказать, что он еще не может пользоваться всеми инструментами, пока не подрастет. Затем надо предоставить мальчику возможность мастерить по его желанию. При этом папе лучше всего ничего не предлагать самому и не критиковать выбор сына. Обычно дети бывают довольны своими результатами, поэтому болезненно относятся к резкой критике взрослых, которые своими высказываниями могут навсегда отбить у ребенка охоту заниматься понравившимся ему делом.

В каждом доме найдется много работы и для пап, и для сыновей. Иногда мамы и папы склонны не привлекать маленьких детей к домашней работе, предполагая это делать только тогда, когда они подрастут. Для детей исключительно полезно чувствовать себя нужными. Эту возможность надо им предоставлять даже тогда, когда их работа приносит больше хлопот, чем пользы.

Постоянное участие в домашних делах отца учит мальчика терпению. Поэтому он, достигнув такого возраста, когда может самостоятельно справиться с работой, будет хорошим помощником отцу. Это нужно делать не только для поддержания товарищеских отношений. Следует учитывать, что большинство мальчиков-подростков не выполняют домашнюю работу, если у них нет компании.

Родителям советую помнить, что хорошие отношения между отцом и сыном зависят также и от того, как они реагируют на события повседневной жизни, например на утренние подъемы, на совместный завтрак, обед или ужин, на разговоры о школе или о каких-либо событиях, на выполнение различной работы. Если отец и сын с уважением относятся друг к другу, то им приятно быть вместе.

Конечно, встречаются некоторые папы, которые никакой воспитательной работы с сыновьями не ведут и тем не менее оказывают на них благоприятное влияние. Думаю, что авторитет отца в таких случаях создает мать и окружающие ребенка люди.

Большую роль в формировании товарищеских отношений играют совместные путешествия, во время которых родители и дети сильнее сближаются, открывают друг у друга такие качества, выявить которые в повседневной жизни бывает невозможно. Прогулки, походы, путешествия с родителями запоминаются детьми на всю жизнь, добавляя какие-то новые штрихи в их товарищеские взаимоотношения.

Мне кажется, что повседневная жизнь в Америке предоставляет мамам больше возможностей устанавливать дружеские отношения с дочерьми, чем отцам с сыновьями. Большинство матерей занимаются домашним хозяйством и уходом за детьми. Девочкам, особенно в дошкольном возрасте, эти занятия кажутся важными и достойными подражания. Можно считать умной ту мать, которая может умело направить свою дочь от игры в домохозяйку к реальной жизни и приучить ее помогать в ведении хозяйства как в детстве, так и в подростковом и юношеском возрасте. Участие в домашней работе благотворно сказывается на характере ребенка и обеспечивает основу для крепких дружеских отношений с родителями. В некоторых семьях приготовление еды и мытье посуды является обязанностью мамы и дочерей, а работа на участке, в гараже, ремонт квартиры — обязанностью пап и сыновей. В других семьях мужчины также моют посуду. Но не в этом дело. Суть состоит в том, чтобы все члены семьи участвовали в домашних делах.

Хорошие отношения могут устанавливаться между матерью и дочерью во время посещений магазинов, особенно когда они покупают для себя наряды.

Отношения между мамами и их сыновьями, между папами и их дочерьми оказывают большое влияние на формирование характеров детей, на их отношение вообще к жизни. Личность каждого ребенка формируется в результате повседневных контактов в семейной жизни. Мама кормит, успокаивает, ограждает от всех трудностей, рассказывает сказки как своим маленьким сыновьям, так и дочерям. И папа занимается детьми, он также учит детей, играет с ними, водит на прогулки как дочерей, так и сыновей.

Многие матери и отцы не задумываются о своем отношении к дочери или сыну, так как любят их одинаково. Но встречаются родители, которые стараются установить какие- то особенные отношения с ребенком противоположного пола. Такая родительская позиция обычно мешает развитию ребенка, неблагоприятно отражается на формировании его личности.

Мне бы хотелось сказать некоторым папам: следует не забывать о том, что его дочь — девочка, будущая мать.

Дочери надо дать почувствовать, что отец как мужчина понимает и ценит ее женские качества. Он может, например, сказать ей комплимент по поводу хорошо испеченного ею пирога или заметить, как прекрасно дочь выглядит сегодня. Он может восхититься рассказом, который девочка ему поведала, или сыграть с ней в интересную игру, после того как побывал где-то с ее братьями. А мать устанавливает контакт со своим сыном проявлением интереса, например, к футболу или хоккею. Она может попросить сына починить что-то дома или объяснить ей разницу марок машин.

Я думаю, что родители, добившиеся наибольшего успеха в воспитании детей, совсем не суровые и излишне серьезные люди. В первую очередь их успех зависит от того, что они и их дети получают удовольствие от общения друг с другом. Эти мамы и папы — хорошие родители. Они не колеблются, когда детям необходима помощь или суровое наставление. Они очень дружелюбны с детьми, потому что по своей натуре они добрые люди, которые стремятся воспитать каждого своего ребенка порядочным, сердечным, целеустремленным, трудолюбивым человеком. Они не боятся того, что дети не будут их любить, если они проявят родительскую строгость. Дети таких родителей питают уважение, дружеские чувства к матери и отцу.

Следовательно, настоящие дружеские отношения основываются на взаимном уважении друг к другу всех членов семьи.

Думаю, одной из общих ошибок современных родителей является их нерешительность в определенных ситуациях, боязнь показаться слишком строгими и старомодными, страх перед потерей возможности наладить товарищеские отношения с ребенком.

Подростки быстро обнаруживают эту брешь в родительской позиции. Они даже пытаются зондировать «слабые места» своих мам и пап, чтобы увидеть, насколько смогут они поколебать родительский авторитет. В такой ситуации некоторые подростки выдвигают меткие контраргументы, высказывают упреки родителям, ведут себя так, как будто хотят полностью освободиться от любого контроля.

Советую родителям задуматься над тем, что мы живем в век постоянно возрастающих социальных и технических изменений. Происходит и определенная корректировка процесса воспитания. Если в XIX веке педагогика придерживалась в основном строгих, в большей степени связывающих процесс воспитания норм, то в наше время нередко можно обнаружить полную противоположность той позиции. Известно, что крайности в подобных делах всегда вредны.

Для того чтобы найти путь к сердцу своего ребенка, особенно подростка, советую папам и мамам разговаривать с ним в любой ситуации искренне, как равный с равным. Если подросток чувствует, что родители хотят разобраться в том или ином вопросе его жизни вместе с ним, то и он подойдет к решению проблемы более внимательно и серьезно. Между прочим, это относится и к маленьким детям.

С того дня, как вы принесли своего малыша из родильного дома, вы должны постоянно помнить в течение всех его детских лет, что в семье появился человек со своими особенностями, своим характером, со своим стремлением быть личностью.