Уход за выздоравливающим ребенком

У многих мам во время ухода за выздоравливающим ребенком бывают различные проблемы. С одной стороны, надо поддерживать у ребенка хорошее настроение, с другой — не слишком изводить себя. Однако появляется масса причин, требующих рассудительности.

Психиатры, работающие с детьми, установили, что маленькие дети нередко сами себе объясняют свою болезнь как наказание за плохое поведение. Ребенок иногда чувствует себя одинаково виноватым как за свои действия, так и за свои мысли или намерения. Ему порой кажется, что нехорошие мысли волшебным образом могут принести кому-то реальный вред.

Известно, что у некоторых взрослых подсознательно сохраняются элементы этой позиции, которая в конечном счете трансформируется в различные суеверия. Например, многие мамы стучат по дереву только при мысли о том, что ребенок не болел прошедшей зимой. Матери иногда сами внушают детям, что болезнь является следствием их непослушания. Так, например, мама говорит: «Ты не заболел бы, если бы не снял во время гуляния теплую куртку. А я тебя просила ее не снимать», «От твоего упрямства у мамы разболелась голова».

Пока ребенок болеет, его очень многое беспокоит. Он может бояться наказания, после выздоровления пугаться проявлений болезни, думать об опасности заболевания.

Причем беспокойство обычно исходит от матери: от выражения ее лица, когда она смотрит на термометр, от тона телефонного разговора с врачом, от тревожного голоса в беседе с мужем и т. д.

Однако когда болезнь проходит и ребенок «оживает», у него нередко появляются трудности в отношениях с мамой. Это можно объяснить возникшей у ребенка реакцией: он пережил во время болезни испуг, он раздосадован и обижен на того, кто вызвал этот испуг. А когда он болел, около него постоянно была мама. Поэтому невольно всю свою досаду он вымещает на ней. Подобное чувство иногда появляется и у взрослых, например тогда, когда они сердятся и кричат на ребенка, который едва не выпал из окна или случайно не попал под машину.

У ребенка, воспринимающего свою болезнь как наказание, а своих родителей как источник этого наказания, может подсознательно сформироваться представление о том, что мама или папа виноваты в его болезни, что они ответственны за те неприятные процедуры, которые назначил ему доктор. Очень часто мамы усиливают это представление своей излишней заботливостью, готовностью исполнять все капризы ребенка и во всем с ним соглашаться. Безусловно, одной из причин такого поведения многих мам является то, что они внушают себе, будто бы ребенок заболел или получил травму по их недосмотру.

Если ребенок считает свою болезнь наказанием, которое придумала мама, а мама в свою очередь считает, что малыш заболел из-за ее небрежности, то очевидно, что их позиции взаимно усиливают друг друга. В процессе выздоровления ребенок как бы освобождается от реальных или воображаемых переживаний из-за своей болезни и чувствует себя с каждым днем бодрее, в результате чего становится все требовательнее. А чувство вины у мамы проходит не так быстро. Она очень волнуется, так как ей кажется, что болезнь не прошла окончательно. Такое психологически неадекватное состояние может владеть матерью продолжительное время.

Возможно, эти размышления покажутся некоторым родителям игрой воображения, чем-то надуманным. Но я вовсе не имею в виду, что всегда чувство вины матери и поведение ребенка выражаются только так. В данном случае я хотел помочь тем родителям, у которых проявляется излишнее беспокойство в процессе выздоровления ребенка, советую всем мамам подумать о психологических факторах, существенно влияющих на поведение их малыша во время болезни.

В течение всей болезни ребенка мама должна вести себя очень ровно, спокойно, быть постоянно настороже, не проявлять нервозности и не допускать самообвинения. Советуем маме при ребенке говорить о симптомах болезни бесстрастным голосом, которым обычно говорят врачи, и выглядеть по возможности веселой, совсем не страдающей. Это, конечно, не означает, что мать становится равнодушной.

Когда ребенок во время болезни начинает требовать к себе слишком много внимания, например, просит пить значительно чаще, чем ему это необходимо, то надо дать понять ему, что у мамы еще очень много дел и она не может постоянно подходить к нему.

Если же ребенок начнет вылезать из кровати или бегать по квартире, то советуем быть требовательной и властной. Это, на наш взгляд, значительно лучше, чем быть терпеливой и умолять его лечь в постель, показывая свое беспокойство. Угрожать ухудшением состояния здоровья не советуем, так как это дает ребенку возможность выбора: подчиниться маминым требованиям или принять ответственность за свое здоровье на себя. Конечно, малыш выбирает последнее. Поэтому такая угроза обычно менее эффективна по сравнению с беспрекословным требованием выполнения указаний врача.

Возникает вопрос: «Сколько времени мать должна уделять больному ребенку?» Безусловно, все зависит от характера и степени опасности заболевания. Если болезнь не вызывает тревоги или уже завершается, то мать обязательно должна находить время в течение дня несколько раз недолго посидеть у детской кровати.

Дети, так же как и взрослые, во время болезни становятся намного чувствительнее. Они значительно сильнее реагируют на внимание окружающих людей, особенно матери. Я до сих пор, спустя столько десятилетий, не могу забыть, как я радовался, когда моя мама приходила ко мне в больницу и сидела в моей палате. А было мне тогда двадцать лет!

Капризы ребенка мать должна чувствовать и принимать их как своеобразный индикатор, то есть понимать, когда действительно надо подходить к нему, а когда этого делать не стоит. Большое значение имеет тон, которым мама говорит ребенку о том, что она в данный момент не может подойти к нему.

Представим ситуацию: ребенок зовет маму, а она при этом разрывается между двумя противоположными чувствами. Она не хочет отзываться на беспричинную, необоснованную просьбу ребенка, но она в то же время чувствует себя виноватой, даже обязанной подойти к малышу. Советуем преодолеть колебания и твердым или даже строгим голосом сказать: «Нет». Иначе ребенок, почувствовав неуверенность в мамином решении, начнет так атаковать ее повторными просьбами, изобретением новых симптомов болезни и даже «театральными» слезами, что устоять будет почти невозможно. Мать должна приложить максимум сил, чтобы ее голос, отклоняющий просьбу ребенка, звучал бы бодро и совершенно уверенно.

Однажды я получил письмо. Одна мама, миссис Ирвин, прислала мне очень остроумные советы. Думаю, что это письмо заинтересует многих мам. Привожу его полностью: «Как только мать вздохнет с благодарностью, услышав от врача о выздоровлении ребенка, она тут же сталкивается с двумя проблемами. «Подержите его несколько дней в постели», — говорит врач. «Что я буду делать, мама?» — спрашивает малыш. Он очень скоро устает от передач телевидения, от цветных карандашей и игр. Он хочет, чтобы ему читали книги и снова, в который раз, рассказывали о том, как мама сама была маленькой девочкой.

Чтение многих детских книг, особенно комиксов, действует на детей так же, как на меня снотворное. Наверное, надо придумывать что-то другое. Советую чаще менять место, где лежит ребенок, превращать коляску в кровать, затем возвращать малыша в его постель. Перемена места действия успокаивает, делает старые игрушки более интересными. Можно давать ребенку колокольчик. Это уменьшает у него соблазн выскочить из постели. Колокольчик мама может услышать даже сквозь шум льющейся воды.

Независимо от времени года советую время от времени давать ребенку коробку с елочными игрушками. Они помогают ему обретать хорошее, как бы праздничное настроение. Елочные украшения из магазина обычно занимают много места. Из этого положения есть простой выход. На обложках детских книг часто нарисованы любимые детские герои, перерисовываю их на белый картон с помощью копировальной бумаги. Затем мой ребенок раскрашивает рисунки, приклеивает петлю из нитки и откладывает для рождественской елки. Такие игрушки имеют огромный успех. Для совсем маленького ребенка можно вырезать звезды, квадраты, круги. Они тоже неплохо выглядят на елке и доставляют малышу много радости, так как сделаны его руками.

Можно дать ребенку ненужные старые журналы, но не для того, чтобы он рассматривал их, а с определенным заданием: «построить» дом или больницу. Для больницы он может просмотреть журналы и вырезать все картинки, связанные с работой медицинских сестер, врачей, вырезать изображения детей, лекарств, цветов, всего того, что ребенок хотел бы иметь в «своей» больнице. Когда он соберет коллекцию картинок, можно приколоть их на старую ширму или на занавеску около его кровати. Мальчик представляет, что он главный врач, дающий распоряжения из своего «кабинета», а за занавеской будто бы сидит девочка старшая медицинская сестра. Такую же игру можно повторить со «строительством» дома. Только теперь ребенок будет находить картинки, изображающие гостиную, ванную комнату, спальню, продукты, машины и т. д. Мальчик может «строить» гараж.

А коробка с пуговицами! Многое можно «сделать» из пуговиц, при условии, что ребенок понимает, как опасно брать их в рот. Во время этой игры все равно надо внимательно следить за ребенком.

Пуговицы можно рассортировать и разложить в банки в соответствии с их назначением в игре: украшения, по цвету или по форме. Их можно размешивать ложкой и «готовить» в игрушечной посуде. Из них можно сделать ожерелье или выложить узоры на столике около кровати больного ребенка.

Из широкого, мягкого куска эластика, оставшегося от износившейся куртки, ребенок может сшить необычный пояс, на который он пришьет разноцветные пуговицы. Если положить пуговицы в жестяную коробку из-под сладостей, то они станут любимым ритмическим инструментом для подыгрывания пластинке или магнитофонной записи.

Коробку, в которую положены дешевые женские украшения, также можно дать выздоравливающему ребенку. Я давала ему шкатулку и с настоящими украшениями, предварительно убрав оттуда все, что действительно представляет ценность или может уколоть малыша. Мой сын мог часами рассматривать броши, серьги, медальоны. Затем он прицеплял все украшения на пижаму, надевал ее и, водрузив на голову корону из фольги, становился «королем» или «принцем». Возможно, это не самая хорошая идея, но она давала мне часы покоя.

А коробка со столовыми приборами? Не знаю почему, но наблюдения показали, что доставать ложки и вилки из ящика и класть их обратно очень забавляет многих детей.

Такой же цели может служить старый альбом с фотографиями или газетными вырезками. Дети любят смотреть семейные фотографии, поэтому стоит заранее готовить для ребенка его собственный детский альбом.

Когда приближаются праздники (если вдуматься, то оказывается, что все время приближаются какие-нибудь праздники), приятным занятием для малыша может стать изготовление праздничных открыток. Открытка может быть причудливой, оригинальной, с подходящим рисунком на листе бумаги. Важно, что такие открытки ребенок подготовил сам и может своевременно разослать их родственникам и знакомым.

Ребенок может «плести» кружево, сложив несколько раз лист бумаги и вырезав из него кусочки разной формы. Когда он развернет листок, готовое «кружево» можно наклеить на цветную бумагу. Выздоравливающий ребенок гораздо хуже принимает лекарства. Он может сопротивляться, говорить, что его тошнит от лекарств, что он не желает пить много жидкости. Однако мама должна настоять на своем. Хорошую помощь в таких ситуациях может сослужить колпак медицинской сестры.

Два следующих занятия мой сын придумал сам. Первое — это «построение» театра в миниатюре. В качестве сцены он использовал пустую картонную коробку, накрытую красивым лоскутом. Оформил сцену с помощью кубиков, пластмассовых украшений, елочных игрушек и т. п. А актерами были маленькие куклы. В качестве звукового сопровождения сын поставил на проигрывателе детскую музыкальную пластинку, и куклы стали «говорить» и «петь». Осветить такую сцену можно с помощью диапроектора.

Другую идею сын осуществил с помощью пустой коробки и вырезанных журнальных иллюстраций. Ребенок наклеил картинки внутри большой коробки. Он поставил коробку открытой частью к себе, и у него появилась комната с тремя стенами, полом и потолком. При желании сын мог сделать из другой коробки второй этаж. Но мой ребенок вообразил, что «построил» гараж. Он обклеил внутренние стенки коробки изображениями автомобилей, а игрушечные машинки стали въезжать и выезжать из нее.

Ребенок может представить себе, что из коробки он «построил» дом, в который он поселил людей. Тогда на внешние стенки коробки он может наклеить изображения окон и дверей.

Маленькие куколки, вылепленные из пластилина, — отличная игрушка как для больного, так и для здорового ребенка. Эти «человечки» могут «кататься» в игрушечном грузовике и жить в доме из картонных коробок, «маршировать» на большом параде, совершать «путешествия» на игрушечных самолетах, поездах, различных видах автомобилей. Укрепить их на каком-то месте можно с помощью кусочка клейкой ленты.

Моего сына очень забавляли увлекательные приключения героя мультфильма, которого звали Малыш. Особенно нравилось сыну, когда Малыш один, без родителей, летал в самолетах, прыгал с крыш небоскребов, гонял поезда с бешеной скоростью — словом, делал все, что ему только захочется. На мой вопрос: «Что думают родители о его проделках?» — сын отвечал: «У него нет родителей, поэтому он может есть все, что хочет, и никогда не спит». Мне кажется, что с помощью Малыша сын олицетворял свои мечты, и это помогало ему преодолевать многие желания.

Хочу надеяться, что будут мамы, которым понравятся некоторые из моих предложений. Однако дам еще один совет: не забывать о лекарствах, прописанных врачом, и думать о том, насколько хорошо быть матерью в век антибиотиков. Как бы иначе справляться с болезнями? Необходимо ценить современные возможности медицины».

Подобные письма я иногда получаю, за что очень благодарен этим беспокойным мамам.

Воображению миссис Ирвин, безусловно, стоит позавидовать. Я не могу вот так рассказать о своем детстве. А ведь многие из этих занятий понравились бы мне самому.

Современные мальчики могут часами играть с коллекцией миниатюрных автомобилей, которые очень похожи на настоящие и которые в наше время можно купить в магазине. А небольшой поезд, путешествующий по кругу!

Я вспоминаю далекие годы, когда один из моих сыновей заболел и вынужден был пролежать в постели целый месяц. Как он радовался, когда ему ставили около кровати таз с водой, в котором он пускал маленькие лодочки, вырезанные мной из дерева. Сейчас же в магазинах можно приобрести самые различные игрушки — модели кораблей, самолетов, поездов и автомобилей, от простых, с которыми может справиться шестилетний ребенок, до таких, которые заинтересуют и взрослого минимум на целую неделю.

Девочкам можно купить приспособления для шитья, вышивания, плетения, вырезки и другие рукоделия. Конструкторы, деревянные и металлические, имеют значительно больше возможностей, чем это обычно указывается в приложенной к игре инструкции, поэтому мальчики стараются придумывать собственные конструкции. А игру с куклами девочки прекрасно оживляют, добавляя различную экипировку.

Основная проблема, с которой сталкиваются родители при покупке игрушек, — это узнать, насколько соответствует игрушка уровню развития, возможностям ребенка, которому она покупается. Поэтому новые игрушки совсем не обязательно приобретать в магазине. Творчество, изобретение своей игрушки может принести ребенку больше удовлетворения, чем безразличное манипулирование с готовыми предметами. Например, кроватка для куклы, сделанная из обувной коробки и «застеленная» бумажным бельем, которое вырезано руками ребенка, будет лучше любой покупки.

Хороший набор строительных блоков увлекает ребенка в возрасте от двух до восьми лет. Если он смог создать что-то свое, то его следующим шагом, скорее всего, будет постановка новой задачи. Именно поэтому, вызывая недоумение мамы и папы, ребенок отламывает крыши у игрушечных пассажирских вагонов для того, чтобы переделать весь поезд в грузовой состав.

Заканчивая главу, хочу напомнить в первую очередь мамам: выздоравливание — это не просто время, которое надо «долежать» в постели, а борьба за здоровье ребенка. Поэтому не надо думать о сокращении этого процесса.

Полное выздоровление ребенка установить может только врач.