Профилактика правонарушений

Можно ли предотвратить правонарушения среди несовершеннолетних детей? Этот вопрос волнует многих родителей. К сожалению, известно, что в городах современной Америки почти каждый второй мальчик до достижения им совершеннолетия предстает перед полицией. Акцент делается на мальчиков, потому что они в пять раз чаще девочек сталкиваются с законом. Конечно, подавляющее большинство этих правонарушений можно считать мелкими, так как они заключаются в школьных прогулах, мелком хулиганстве и не проистекают из серьезных антиобщественных тенденций. Однако над поступками этих детей стоит серьезно задуматься. Я считаю, что современные родители, могут помочь профилактике правонарушений.

Начну с установления моральных норм в семье. Я уже говорил, что главная гарантия хорошего поведения подростка заключается в любви и уважении между родителями и детьми. Но даже на самых хороших детей и родителей влияет их окружение. Думаю, что материальное изобилие послевоенного периода несколько снизило моральные нормы многих людей. Лучше всего воспитать у своих детей высокие нравственные принципы могут те родители, которые сами придерживаются гуманистических и высших социальных принципов.

Тот факт, что в настоящее время люди стали активнее, стремятся найти глубокий смысл в жизни, серьезно отражается на формировании сознания детей. Мне кажется, что большинство современных молодых людей хотят получить высшее образование, занимаются с большей серьезностью, чем предыдущие поколения.

Многие родители с усилившейся уверенностью формулируют своим детям стандарты их будущей жизни. К сожалению, в общественном настрое определенную роль сыграло желание некоторых людей выступать против добродетели как атрибута прошлого века. В связи с этим многие, даже хорошие родители стали стесняться говорить со своими детьми о гордости за свою страну и обязанностях перед ней, о преданности семье, о духовных аспектах семейной жизни, об альтруизме. Они, видимо, считают, что дети самостоятельно могут воспринять высшие нравственные идеалы. Но дети обычно придерживаются принципов своих родителей. Чаще всего, однако, это бывает только приблизительно. Если родители не проявляют ясно и четко свою позицию в жизни, то это очень отражается на их детях. Примером такого явления могут служить интеллигентные родители, не замечающие чудовищной грубости своего ребенка.

Когда мама, учитывая все потребности своего младенца, постепенно приучает его к регулярному кормлению, она тем самым приучает его к порядку вообще и в частности к тому, что малыш начинает считаться с режимом всех членов семьи.

Если мама в первые два года жизни ребенка подчинит все свое существование его капризам, то она может сформировать у него чувство эгоизма, из-за которого он будет страдать всю жизнь.

Можно позволить годовалому ребенку иногда осторожно играть с ложкой за столом, но надо категорически запрещать ему бросать эту ложку на пол или дергать мать за волосы, кусаться из-за того, что она не разрешает ему те или иные действия.

Двухлетнему ребенку я бы мог позволить изредка подраться со своим ровесником из-за игрушки, но если он всегда выхватывает игрушки у других детей, то считаю необходимым вмешиваться, объяснив ребенку его неправильные требования. К трем-четырем годам жизни малыша я советую учить детей добродетели по отношению к взрослым, своим примером показывать желание быть внимательным человеком ко всем людям.

В любом возрасте нельзя разрешать ребенку плохо обращаться с игрушками, мебелью, вещами, потому что такое отношение может в дальнейшем перейти на родителей и на окружающих его людей.

В пяти-шестилетнем возрасте ребенок должен посильно, но уже всерьез помогать в домашнем хозяйстве, быть вежливым со взрослыми, общительным с детьми. Во время учебы в начальной школе дети особенно интересуются различными правилами общественной жизни. Их волнуют взгляды родителей по любому поводу. В это время советую родителям четко формулировать ребенку свои принципы. В последующие годы обычно бывает труднее внушить подростку свои взгляды, так как у них нередко возникает непреодолимое желание противоречить не только родительским требованиям, но и игнорировать их образ жизни. Подобные явления очень тяжелы для родителей. Они стараются не говорить о своих чувствах, страдают из-за того, что не могут руководить своим ребенком. Я убежден в том, что «бунтующий» подросток демонстрирует не свои убеждения, а выражает свои затруднения. Сердца подростков легко ожесточаются от несправедливости или недоверия, особенно родителей. Но в глубине души они хотят знать, что их родители думают, например, о тех или иных людях или о разных линиях поведения, чтобы, руководствуясь этим, прийти к собственным убеждениям.