Какое состояние моего разума является нормальным?

«(Всегда молюсь:) пусть Бог Господа нашего, Иисуса Христа, славный Отец, дарует вам мудрость духовную и откровения (понимание тайн и секретов), которые дадут вам способность (глубоко и близко) познать Его. Пусть ум ваш (ваше внутреннее зрение) станет восприимчив к свету, чтобы вы познали (и поняли), что такое надежда, к которой призвал Он вас, и как великолепно наследие, которое дарует Он всем людям Своим (святым Своим, которые отделены для служения Ему)… » — Ефесянам (1:17,18).

Обратите внимание: Павел молится о том, чтобы мы с вами обрели мудрость благодаря просвещению нашего духовного зрения. Еще в нескольких местах Писания мы встречали словосочетание «очи сердца нашего», которое предполагает разум человека. В каком состоянии должен быть разум христианина? Иными словами, какое состояние разума верующего человека является нормальным? Чтобы ответить па лот вопрос, следует рассмотреть функции, которые исполняют разум и дух.

Согласно Божьему Слову разум и дух работают вместе: это то, что я называю принципом «помощи разума духу».

Чтобы лучше понять этот принцип, давайте рассмотрим, как он действует в жизни верующего.

Принцип помощи разума духу

«И кто знает (постигает и понимает) мысли, проходящие через разум человека, кроме духа того человека, который внутри него? Так же никто не знает мыслей Божьих (не способен познать и постичь их), кроме Духа Божьего» — 1 Коринфянам (2:11).

Когда человек принимает Христа своим личным Спасителем, в нем поселяется Святой Дух. Библия учит Тому, что Святой Дух знает мысли Божьи. Точно так же, как дух человека знает мысли человека, Дух Божий является единственным, Кому известны и понятны мысли Божьи.

Так как Святой Дух обитает внутри нас и так как Ему Известны мысли Бога, одна из Его целей — раскрыть нам мудрость Божью и дать нам Его откровения. Эта мудрость и эти откровения вкладываются в наш дух, и затем наш дух просвещает «очи нашего сердца», т.е. наш разум. Святой Дух делает это для того, чтобы мы на практическом уровне осознали то, что происходит с нами на уровне духовном.

Нормально или анормально?

Как верующие мы являемся существами духовными, но в то же время и существами естественными. Естественное никогда не понимает духовное; поэтому жизненно важно, чтобы наш разум был просвещен и обрел способность видеть то, что происходит в духе. Святой Дух желает просветить нас, но часто разум упускает то, что пытается открыть дух, потому что он слишком переполнен другими мыслями. Когда разум слишком занят, это ненормально. Нормальным состоянием разума является покой — не пустота, но покой.

Не следует перегружать разум ненужными рассуждениями, заботами, беспокойством, страхом и т.п. Он должен находиться в состоянии покоя, в нем должна царить ясность. По ходу чтения этой части книги вы встретитесь с описанием состояния разума, которое является анормальным и, возможно, вам придется признать, что часто ваш разум находится именно в каком состоянии.

Важно понять, что разум следует сохранять в «нормальном» состоянии, которое описано в данной главе. Сравните это со своим обычным состоянием разума, и вам станет ясно, почему вы получаете так мало откровений от Святого Духа и слишком часто ощущаете недостаток мудрости.

Помните: Святой Дух постоянно пытается просветить разум верующего. Он передает информацию от Бога человеческому духу, и если человеческий разум сохраняет живой контакт с духом, человек имеет божественную мудрость и откровение. Однако если разум занят другими вещами, человеку не узнать всего того, что Господь пытается открыть ему через его дух.

Тихий, нежный звук

«И сказал Господь Илии: «Выйди и стань на горе перед лицом Господа. Господь пройдет мимо тебя». Затем подул сильный ветер, разрушающий горы и сокрушающий скалы перед Господом. Но Господа не было в ветре! После ветра было землетрясение. Но Господа не было в землетрясении. После землетрясения был огонь. Но Господа не было в огне. После огня был тихий, нежный звук» — 3 Царств (19:11, 12).

Годами я молилась и просила Бога о том, чтобы Святой Дух, обитающий во мне, давал мне откровения. Я знала, что моя просьба соответствовала Писанию. Я верила в Слово и не сомневалась в том, что мне следует просить, и что я получу просимое. Однако часто я чувствовала себя, если можно так сказать, «духовным болваном». Затем я осознала, что получению откровений препятствовал мой разум, который был необуздан, переполнен ненужной информацией и потому упускал предлагаемую Духом информацию.

Вообразите себе, что в одной комнате находятся два человека. Один шепотом делится с другим каким-то секретом. Если бы в комнате было шумно, то несмотря на то, что идет передача информации, слушающему не удалось бы ее получить, потому что шум мешает ему слушать. Если он не будет очень внимателен, он может даже не заметить, что к нему обращаются.

Именно так происходит общение между Духом Божьим и нашим духом. Святой Дух действует очень нежно, в большинстве случаев Он говорит с нами так, как с пророком в этом отрывке из Писания — тихим, нежным голосом. Именно поэтому мы должны научиться поддерживать состояние, позволяющее нам слышать.

Дух и разум

«Что же тогда? Я буду молиться духом моим (посредством Святого Духа, обитающего во мне), но также и разумом и пониманием своим… » — 1 Коринфянам (14:15).

Возможно, легче будет понять принцип «помощи разума духу» на примере молитвы. В этом стихе апостол Павел говорит, что он молится как духом, так и разумом.

Мне понятно высказывание Павла, так как я делаю то же самое. Часто я молюсь в духе (на своем духовном языке). После того как я помолилась в духе, возможно, мне на ум приходит какая-то нужда, за которую нужно помолиться на английском (моем родном)

языке. Я считаю, что таким образом разум помогает духу. Они сотрудничают, чтобы знания Божьи и Его мудрость стали мне известны и понятны.

Это также имеет и обратный порядок действия. Бывают времена, когда у меня возникает желание молиться, и я позволяю Богу молиться через меня. Так как никакого определенного направления молитвы у меня нет, я начинаю молиться о том, что мне приходит в голову. Я молюсь о каких-то вещах, которые нуждаются в Божьем вмешательстве. Иногда эти молитвы кажутся не очень глубокими — мой дух не помогает мне. Если молитва не льется, я перехожу к молитве за другую проблему.

Так я продолжаю до тех пор, пока Святой Дух не присоединится ко мне. Когда это происходит, я знаю, что именно об этом хочет молиться Святой Дух. Таким образом, мой разум и мой дух сотрудничают, помогая друг другу в осуществлении Божьей воли.

Языки и истолкование

«А потому тот, кто говорит на другом (незнакомом) языке, должен молиться, чтобы он мог

и переводить (и объяснять то, о чем он говорит). Ибо, если я молюсь на другом языке, то дух мой (посредством Святого Духа, обитающего внутри меня) молится, но разум мой бесплоден (не приносит плодов и никому не помогает) » — 1 Коринфянам (14:13,14).

Другим примером того, как дух и разум работают вместе и помогают друг другу, являются дар языков и дар истолкования языков (1 Кор., 12).

Когда я говорю на языках, мой разум остается бесплодным до тех пор, пока Бог не даст мне или кому-то другому понимание того, о чем я говорю; тогда мой разум становится плодотворным.

Помните, что дары, о которых мы говорим, не являются дарами языков и перевода языков. Перевод — это дословный (слово в слово) пересказ; истолкование подразумевает передачу сути сказанного в стиле, близком тому, кто истолковывает.

Позвольте привести вам пример. Сестра Смит встает с места во время церковного богослужения и передает весть на иных языках. Эта весть пришла из ее духа. Ни она, ни кто-то другой не понимают ни слова из сказанного. Бог может сделать так, что, например, ко мне придет понимание сути этой вести — возможно, в общих чертах. Верой я начинаю истолковывать то, что она сказала, и делаю эту весть понятной для всех. Истолкование может звучать в свойственной исключительно мне манере.

Молитва в духе на иных языках и истолкование этой нести позволяют нам понять принцип «помощи разума духу». Дух что-то говорит, а разуму дается понимание сказанного.

Представьте только: если сестра Смит говорит на ином языке и Бог ищет кого-то, кто бы дал истолкование, Ему придется обойти меня стороной, если мой разум занят чем-то другим и не способен услышать. Даже если Бог пытается дать мне истолкование, я его не приму.

Когда я была еще новичком в делах Господа и осваивала дары Духа, я почти всегда молилась только на языках. Прошло время, и мои молитвы показались мне скучными. Я говорила с Господом об этом, и Он объяснил, что мне скучно потому, что я не имею ни малейшего понимания о том, о чем я молюсь. И хотя я осознаю, что не всегда должна понимать, о чем я молюсь, я также знаю, что молиться только на языках недостаточно. Если я всегда молюсь без понимания, молитва может быть непродуктивной.

Спокойный, бодрый ум

«Ты, Господи, мир даруешь всем (Ты оберегаешь и держишь в состоянии идеального и постоянного покоя тех), кто от Тебя зависит и уповает на Тебя (чей разум концентрируется на Тебе, потому что он предан Тебе, полагается и надеется на Тебя) » — Исайи (26:3).

Думаю, эти примеры показали вам, как сотрудничают ниш разум и ваш дух. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы ваш разум оставался в нормальном состоянии, иначе он не сможет содействовать вашему духу.

Сатане, конечно же, известен этот факт, поэтому он атакует ваш разум, разворачивая настоящую войну на поле сражения, которым и является ваш разум. Он хочет перегрузить

и переутомить ваш разум, наполняя его разного рода неверными мыслями, чтобы помешать Святому Духу действовать через ваш человеческий дух.

Разум должен сохранять состояние спокойствия. Как говорил пророк Исайя, когда разум концентрируется на правильном, в нем будет царить мир.

Разум должен также сохранять бдительность, а это становится невозможным, когда его переполняют ненужные мысли.

Поразмыслите над вопросом: как долго ваш разум находится в нормальном состоянии?