Разум в смятении

«Если у кого-то из вас недостаточно мудрости, то он должен испросить у Бога, Который щедро (великодушно и обильно) дарует людям и не ищет недостатков (не придирается), и Бог даст ему. Но просить вы должны с верою, без всякого сомнения (решительно, без колебаний), ибо сомневающийся (нерешительный, колеблющийся) подобен морской волне, гонимой ветром и колеблемой. Сомневающийся думает о двух разных вещах одновременно и непостоянен в своих поступках (мыслях, чувствах, решениях). Такой человек не должен думать, что получит от Господа что-либо» — Иакова (1:5-8).

Мы обнаружили, что «гадание» и смятение являются «родственниками». Догадки и нерешительность могут породить (и обычно порождают) сомнения и смятение.

Послание Иакова (1:5-8) является превосходным местом из Писания, которое помогает нам понять, как избегать догадок, сомнений, замешательств и принимать от Бога то, в чем мы нуждаемся. Для меня «сомневающийся» человек (человек с двоящимися мыслями — РСП) являет собой картину полного смятения: человек постоянно испытывает брожение в своих мыслях — он мечется туда-сюда, туда-сюда, так и не придя к какому-то решению. Кажется, что он вроде принял решение, но затем снова начинаются «гадания», за этим следуют сомнения и замешательство, и он снова будто раздваивается. У него ни в чем нет уверенности.

Очень долго я сама жила так, не осознавая, что дьявол объявил мне войну и что мой разум является полем сражения. Я жила в полном смятении и не понимала почему.

«Рассуждения» ведут к смятению

«Что помышляете в себе, маловерные… » — Матфея (16:8).

До сих пор мы с вами говорили о догадках, в следующей главе мы более подробно поговорим о сомнениях. Сейчас же я хочу остановиться на вопросах, касающихся смятения.

Большая часть народа Божьего, по общему признанию, живет в смятении. Почему? Как мы уже видели, одной из причин этого являются наши «гадания», другой — рассуждения. В словаре слово «рассуждения» определяется как «обоснование фактов или мотивов с помощью логики», а глагол «рассуждать» означает «использовать рассудок; мыслить логично».

Проще это можно выразить так: рассуждения — это попытки человека найти обоснование каждому событию и явлению. Человек мысленно проигрывает ситуацию, обдумывает вопрос или какое-то событие, пытаясь понять все их сложные составные. Мы рассуждаем, анализируя какое-то утверждение или учение, чтобы определить, насколько оно логично.

Сатана часто уводит нас от выполнения Божьей воли через наши же рассуждения. Возможно, Господь побуждает нас что-то сделать, однако если это не кажется нам

логичным, мы чувствуем искушение проигнорировать это. То, к чему ведет человека Бог, не всегда будет казаться логичным для человеческого сознания. Его дух будет принимать Божью волю, а разум будет отвергать се, особенно если то, что повелит Бог, будет казаться человеку или неординарным, или не очень приятным, или же потребует от него какой-нибудь жертвы, или лишит комфорта.

Не рассуждай, просто повинуйся в духе

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» — 1 Коринфянам (2:14) РСП.

Хочу привести вам пример, который, надеюсь, поможет вам лучше понять разницу между рассуждениями и послушанием в духе.

Однажды утром я одевалась, чтобы отправиться на еженедельное богослужение в городе, где я живу, и стала думать о женщине, которая была верной помощницей в нашем служении. В моем сердце возникло желание как-то благословить ее.

«Отец, — молилась я, — Рута была таким благословением для нас все эти годы. Что бы мне для нее сделать?»

Тотчас мой взгляд привлекло новое красное платье, висевшее в моем шкафу, и я знала в своем сердце, что Господь побуждал меня отдать его Руте. И хотя я купила его три месяца назад, мне так и не удалось надеть его. Оно висело в мешке с того дня, как я принесла его из магазина. Мне оно очень нравилось, но каждый раз, когда я думала надеть его, у меня пропадало желание делать это.

Помните, я сказала, что когда мой взгляд упал на красное платье, я знала, что мне следует подарить его Руте. Однако мне не хотелось делать этого. И я, конечно, тут же стала рассуждать о том, что вряд ли Бог велел мне подарить платье Руте — ведь оно было совсем новым, не ношенным, достаточно дорогим и к тому же я уже приобрела к нему красные с серебром серьги!

Если бы я не позволила своему плотскому разуму вмешаться и прислушалась к Божьему голосу, все было бы прекрасно, однако мы, люди, имеем способность обманывать себя, прибегая к рассуждениям, когда не хотим делать то, что говорит Бог. За пару минут я уже успела все забыть и отправилась по своим делам. Истина состояла в том, что мне не хотелось отдавать платье, потому что оно было новым и нравилось мне самой. Мой разум тогда предложил мне идею о том, что желание, которое я ощутила, не было от Бога и что это дьявол пытается похитить у меня дорогую мне вещь.

Несколько недель назад я снова собиралась на богослужение и, как в первый раз, в моем сердце вновь прозвучало имя Руты. Я стала молиться за нее. И вся сцена повторилась снова, когда я говорила: «Отец, Рута была таким благословением для нас все эти годы. Что бы мне для нее сделать?» В тот же миг я увидела красное платье, и моя плоть почувствовала себя плохо, так как я вспомнила тот случай (о котором я быстро и окончательно забыла).

На этот раз мне выкрутиться не удалось; или я должна была признать тот факт, что Бог уже ответил на мою молитву, и выполнить Его указание, или сказать:

«Господи, я понимаю, чего Ты от меня хочешь, но я не хочу этого делать». Я слишком

люблю Господа, чтобы сознательно ослушаться Его, и я стала говорить с Ним о красном платье.

Мне потребовалось лишь несколько минут, чтобы осознать, что в прошлый раз мои рассуждения в мгновение ока увели меня от выполнения Божьей воли. Мне казалось, что Господь не мог повелеть мне отдать совершенно новое платье. Тем не менее я поняла, что

в Библии не говорится: отдавайте только старое! Для меня расстаться с новым платьем было бы действительно жертвой, но для Руты это было бы настоящим благословением.

Когда я открыла свое сердце Богу, Он стал показывать мне, что я фактически купила его для Руты; именно поэтому я так и не смогла его ни разу надеть. Господь задумал использовать меня как Свой инструмент, чтобы благословлять ее. Но у меня были свои идеи насчет красного платья, и пока я не была готова отказаться от них, я не могла быть водимой Святым Духом.

Этот случай научил меня многому. Когда я поняла, что наши мысли и рассуждения отвлекают нас от выполнения Божьей воли, я стала испытывать легкий страх перед рассуждениями.

Помните, что согласно Первому посланию коринфянам (2:14) естественный человек не понимает духовного человека. Мой плотский разум (мой естественный человек) не понимал, как можно отдать абсолютно новое платье, но мой дух (мой духовный человек) понимал это очень хорошо.

Надеюсь, что этот пример поможет вам лучше понять вопросы, связанные с этой сферой, и будет способствовать тому, чтобы вы всегда выполняли Божью волю.

Кстати, если вас интересует, получила ли Рута в подарок красное платье, то скажу, что получила. Сейчас она является полноправным сотрудникам нашего служения, и время от времени я вижу ее на работе в том самом красном платье.

Будьте «делателями Слова»!

«Поступайте согласно учению Божьему (повинуйтесь ему), а не просто внимайте ему бесцельно, ибо если вы только слушаете, то обманываете себя (рассуждениями, которые не соответствуют Истине) » — Иакова (1:22).

Каждый раз, когда мы, понимая, что говорит Слово, не исполняем его, мы позволяем рассуждениям обмануть нас и поверить в то, что не является истиной. Не следует уделять слишком много времени тому, чтобы пытаться понять (умом) все, что говорит Слово. Чтобы выполнять Слово, вам необходимо в духе ощущать согласие со Словом.

Я обнаружила, что Бог требует от меня повиновения во всем, независимо от того, нравится мне это или нет, хочу я этого или нет, считаю я это плохой идеей или хорошей.

Когда Бог говорит — через Свое Слово или в нашем духе, — мы не должны рассуждать, обсуждать это или задаваться вопросом, логичны ли Его слова.

Доверяйте Господу, а не человеческому разуму

«Во всем верь Богу (полагайся на Него, доверяй Ему всем сердцем, всем своим разумом) и не полагайся на свое собственное понимание» — Притчи (3:5).

Другими словами, не полагайтесь на свой рассудок. Рассуждения открывают двери обману

и приводят к смятению.

Однажды я спросила Господа, почему так много людей живут в смятении, и Он ответил: «Скажи им, чтобы они не пытались все разгадать, и тогда они выйдут из состояния смятения». Я убедилась в том, что это абсолютная правда. Рассуждения и смятение идут рука об руку.

Мы с вами можем размышлять о чем-то, можем приносить это к Господу, чтобы увидеть, желает ли Он разъяснить нам данный вопрос, но когда мы начинаем чувствовать, что запутались, становится ясно, что мы в своих рассуждениях зашли слишком далеко.

Рассуждения опасны по нескольким причинам, и вот одна из них: мы можем рассуждать о чем-то, что кажется нам логичным, однако это может быть абсолютно неверно.

Для человеческого разума характерны логика, порядок и рассудительность. Ему нравится иметь дело лишь с понятными вещами. Поэтому мы любим все расставлять «по полочкам»: «Это надо сделать так, а это так, чтобы все сошлось». Иногда все у нас очень хорошо сходится, но в конце концов оказывается совершенно неверным.

Апостол Павел сказал в Послании римлянам (9:1): «Истину говорю во Христе. Я не лгу, и пусть моя совесть, освященная Духом Святым, будет мне в этом свидетелем».

Павел знал, что он делает правое дело, не потому, что это подтверждали его рассуждения, но потому, что об этом свидетельствовал его дух.

Как мы уже видели, разум время от времени помогает духу. Разум и дух сотрудничают, однако дух является более благородным органом, и мы должны почитать его выше ума.

Если дух подсказывает нам, что что-то у нас не так, мы не должны позволять рассуждениям убеждать нас в обратном. Если также мы уверены в правильности какого-то поступка, мы не должны позволять рассуждениям увести нас от этого.

Бог дает нам понимание по многим вопросам, однако не всегда нам бывает понятно, что значит жить с Господом и быть послушным Его воле. Бывают моменты, когда Бог расставляет на нашем жизненном пути огромные знаки вопроса, давая нам шанс возрастать в вере. Вопросы, которые не получили ответы, распинают плоть. Человеку очень трудно отказаться от рассуждений и просто довериться Богу, однако когда ему это удается, в его разуме воцаряется покой.

Рассуждения — это суета в разуме, которая мешает человеку различать явления в духе и обретать откровения. Существует большая разница между интеллектуальными знаниями и откровением.

Не знаю, как вы, но я хочу, чтобы Бог открывал мне суть вещей и чтобы я знала в своем духе, что все открывшееся моему разуму является правильным. Мне не хочется больше рассуждать, вычислять что-то, стараться следовать логике, прокручивать в голове одни и те же вопросы, пока я не устану и окончательно не запутаюсь. Я хочу пережить мир, который приходит, когда мы доверяем Богу и уповаем на Него, а не полагаемся на свое собственное человеческое понимание.

Мы с вами должны успокаивать себя мыслью, что знаем Того, Кто знает все.

Примите решение не знать ничего, кроме Христа

«Итак, отправившись навестить вас, братья, я пришел не для того, чтобы провозглашать (доказывать) тайную истину Божью (о том, что Он совершил через Христа ради спасения человечества, или свидетельствовать о ней) с высоты своей мудрости (с точки зрения человеческой философии) и речами высокопарными. Ибо, пока я с вами, я решил не познавать ничего (не демонстрировать ничего, не признавать ничего), кроме Иисуса Христа (Мессии) и смерти Его на кресте» — 1 Коринфянам (2:1,2).

Так относился Павел к знаниям и рассуждениям, и его подход стал понятным и приемлемым для меня. Прошло много времени, прежде чем я осознала, что чаще всего чем меньше я знаю, тем я счастливее. Иногда мы узнаем так много, что становимся глубоко несчастными.

Я всегда была любознательным и пытливым человеком. Мне все необходимо было понимать до конца. Бог начал показывать мне, что мои постоянные рассуждения являются причиной моего смятения и мешают мне получать от Него то, что Он стремится мне дать. Он сказал: «Джойс, откажись от своих плотских рассуждений, если ты хочешь научиться распознавать духовные вещи».

Теперь я осознаю, что чувствовала себя более уверенной, когда мне все было понятно. Мне хотелось знать ответы на все вопросы, которые возникали в моей жизни. Мне хотелось все держать под контролем — и когда мне что-то было непонятно, я терялась и меня одолевал страх. Однако даже когда все казалось мне понятным, чего-то все же недоставало. В моем разуме не было мира, а постоянные рассуждения физически утомляли меня.

Постоянная умственная активность такого рода в конечном счете приводит к физической усталости. Она истощает ваши силы!

Бог потребовал, чтобы я отказалась от этого, и я настоятельно рекомендую сделать то же самое каждому, у кого уже развилось пристрастие к рассуждениям. Да, я сказала «пристрастие». К рассуждениям можно привыкнуть точно так же, как к алкоголю, никотину или наркотикам. У меня развилось пристрастие к рассуждениям, и когда я начала избавляться от него, мне пришлось нелегко. Я была растеряна и испугана, потому что не знала, что происходит. Меня даже одолевала скука.

У меня ушло столько времени и сил на рассуждения, что, когда я отказалась от них, мне пришлось привыкать к новому состоянию моего сознания — покою. Какое-то время мне было скучно, но теперь я наслаждаюсь этим новым состоянием. Раньше бывало так, что тысячи разных мыслей блуждали в моей голове, но сейчас боль и муки, которые обычно сопровождают наши попытки все понять, кажутся мне невыносимыми.

Согласно Божьему плану постоянные рассуждения не являются нормальным состоянием нашего сознания.

Знайте: когда ваш разум наполнен рассуждениями, это ненормально. По крайней мере, для христианина, желающего жить победоносной жизнью — верующего, стремящегося одержать победу в войне, которая идет в его разуме.