Разум, который осуждает, критикует и подозревает

«Не судите, да не судимы будете… » — Матфея (7:1) РСП. Люди испытывают много мучений

в жизни из-за того, что осуждают, критикуют других и относятся к ним с подозрением. Это то зло, которое разрушило взаимоотношения между многими людьми. И здесь снова полем сражения выступает разум. Мысли вроде этих: «я думаю, что…» используются дьяволом в качестве орудия, позволяющего держать человека в полном одиночестве. Кому понравится общаться с человеком, который считает свое мнение неоспоримым? Я знала

одну женщину, муж которой был очень богатым бизнесменом. Будучи по натуре довольно тихим человеком, он говорил мало, а ей хотелось, чтобы он говорил больше. Это был очень образованный человек. И она злилась на мужа за то, что когда в компании кто-то начинал разговор на тему, которая была ему хорошо знакома, и он мог многим поделиться, он молчал. Ей хотелось, чтобы все знали о его эрудиции. Однажды, вернувшись домой после такого вечера, она набросилась на мужа с упреками: «Почему ты не включился в разговор и не сказал этим людям все, что тебе об этом известно? Ты сидел и делал вид, будто ты вообще ничего об этом не знаешь!» «Я знаю то, что я знаю, — спокойно ответил он, — поэтому я молчал, желая услышать, что об этом знают другие». Думаю, что именно в этом кроется причина его состоятельности и успеха в бизнесе. Он был мудрым человеком! Очень немногие из тех, кто лишен мудрости, становятся богатыми. И очень немногие обретают друзей, не имея мудрости. Осуждение, самоуверенность, критиканство — это верные методы разрушения любых взаимоотношений. Сатана, бесспорно, хочет, чтобы мы

с вами были одинокими и покинутыми, поэтому он атакует эти сферы нашего разума. Надеюсь, что эта глава научит вас тому, как распознавать неверные схемы мышления и бороться с подозрительностью.

Определение понятия «осуждение»

Словарь так определяет значение слова «осуждение»: это «суждение о недостатках других». В корне слова «осуждение» лежит слово «судить», которое означает «формировать определенное мнение», и связано оно со словом «приговор». Бог является Тем Единственным, Кто обладает правом осуждать кого-то или выносить кому-то приговор. Поэтому когда мы высказываемся о ком-то отрицательно, мы фактически берем на себя роль Бога. Не знаю, как вы, но я при этой мысли наполняюсь страхом Господним. Я, конечно, человек сильный, но мне совсем незачем быть Богом! Когда-то я часто пыталась выступать в роли Бога, заботясь о жизни других людей. Уверена, что мой рассказ о том, чему научил меня Бог, будет полезным для вас. Критика, высказывание своего мнения и осуждение представляются мне близкими родственниками, поэтому будем обсуждать три этих явления вместе как огромную проблему. Когда-то я любила критиковать все и вся. Я замечала то, что было неверно, и не замечала то, что верно. Одни люди больше страдают от этого «недуга», другие меньше. Некоторым, наоборот, присуща такая жизнерадостность, что они вовсе не хотят замечать ничего, кроме того, что вызывает у них радость и создает хорошее настроение. Поэтому они совсем не обращают внимания на те вещи, которые могут помешать им наслаждаться жизнью. Меланхолики чаще всего в первую очередь видят именно плохое; они щедро делятся с другими своим отрицательным мнением. Мы должны осознать, что каждый человек смотрит на жизнь по-своему. Нам нравится рассказывать другим о том, что думаем мы, однако нужно понимать следующее: мое мнение может устраивать меня, но не устраивать других, и наоборот. Конечно, мы все знаем, что заповедь «не кради» распространяется на всех людей. Есть вещи незыблемые. Я же говорю о тысяче других вещей, с которыми мы сталкиваемся каждый день, и которые сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими, а просто личным делом каждого. Можно лишь добавить, что человек вправе принимать решения самостоятельно, без какого-либо вмешательства извне. Мы с мужем имеем совершенно разный подход ко многим вещам. Одной из сфер наших разногласий является благоустройство дома. Не могу сказать, чтобы наши вкусы полностью расходились, но если мы вместе идем покупать какие-то предметы домашнего обихода, то оказывается, что Дэйву нравится что-то одно, а мне — абсолютно другое. Почему? Просто потому, что мы два разных человека. Его мнение ничем не хуже моего, а мое — ничем не хуже его; они лишь отличаются друг от друга. Мне понадобилось много лет, чтобы осознать, что это нормальное явление и что с Дэйвом все в порядке, хотя он по многим вопросам и не соглашался с моим мнением. Обычно я выразила ему свое недовольство тем, что он не разделяет мое мнение, и это вызывало массу проблем в наших взаимоотношениях.

Гордость

«И потому я говорю всем вам: «Не возомните о себе более положенного (не будьте слишком высокого мнения о себе), (оценивайте свои способности и) рассуждайте разумно, согласно той вере, которую Бог дал каждому из вас» » — Римлянам (12:3). Осуждение и критика являются плодами более серьезной проблемы — гордости. Когда мы возносим свое «я» слишком высоко, это и порождает те явления, о которых мы говорим. Библия неоднократно предостерегает нас от высокомерия. Если человек обладает какими-то особыми способностями, это только потому, что Бог наделил его ими. Высокомерный человек, который слишком высокого мнения о себе, смотрит на людей свысока и считает их ниже себя. Такое отношение отвратительно в глазах Господа, и оно открывает двери для врага.

Святой страх

«Братья, если про кого-то откроется, что он повинен в каком грехе, то верните его на путь истинный, вы, кто возвышен духом (кто чуток к Духу и контролируем Духом), но делайте это по-доброму (без чувства собственного превосходства) и следите за собой, чтобы не ввергнуться в искушение. Помогайте друг другу нести свое бремя, вынося недостатки друг друга, и так соблюдете (совершенный) закон Христов (Мессии). Ибо кто думает, что важен (слишком важен, чтобы подставить плечо под бремя другого), когда вовсе и не важен на самом деле (его важность — это лишь его воображение), тот обманывает себя» — Галатам (6:1-3). Внимательное исследование этого отрывка Писания показывает, как мы должны реагировать на чужие недостатки, какое мы должны выработать в себе отношение

к этому. Мы должны относиться к гордости со «святым страхом» и проявлять особую осторожность, критикуя кого-то.

Кто ты такой, чтобы осуждать?

«Почему ты осуждаешь (и порицаешь) слугу другого? Только перед своим хозяином слуга бывает прав или виноват. Слуга же Господень будет прав, ибо Господь имеет власть оправдать его» — Римлянам (14:4). Взгляните на это с такой точки зрения: скажем, к вам пришел сосед и начал подсказывать вам, какую одежду надевать детям в школу и что им брать с собой. Какой была бы ваша реакция? Или, допустим, соседка остановила вас, чтобы сказать, что ей не нравится, как ваша прислуга (которой вы сами, кстати, очень довольны) убирает ваш дом. Что бы вы на это ответили? Именно об этом и говорит этот стих Писания. Мы все принадлежим Богу, и даже если у нас есть какие-то недостатки, Он способен оправдать нас. И ответ мы будем держать перед Богом, а не друг перед другом; поэтому мы не должны критиковать друг друга. Дьявол постоянно занят тем, что засылает демонов с одной целью — заполнить разум людей осуждающими мыслями. Вспоминаю, каким развлечением для меня было наблюдать в парке или в большом магазине за проходящими мимо людьми и мысленно давать оценку каждому из них: его одежде, его прическе, его спутникам и т.д. Мы не всегда способны удержать себя от того, чтобы формировать свое мнение о людях, но совсем не обязательно высказывать его. Я убеждена, что мы можем подняться до того, чтобы не создавать такое множество мнений обо всем и чтобы тс мнения, что мы имеем, не были столь критичными. Часто я говорю себе: «Джойс, это не твое дело». Главная проблема состоит в том, что мы зачастую так долго размышляем над чем-то, что обычное мнение перерастает в осуждение. Проблема усугубляется еще и тем, что у вас появляется желание высказать свои соображения кому-то, возможно, даже тому, кого вы осуждаете. И тогда ситуация становится взрывоопасной, так как это может нанести значительный ущерб как сфере ваших взаимоотношений, так и духовной сфере. Вы можете избавиться от такого рода проблем, если научитесь говорить себе: «Это не мое дело». В моей семье критика и осуждение были «завсегдатаями»; я, можно сказать, выросла с ними. Строить взаимоотношения в таких условиях — то же самое, что играть в мяч со сломанной ногой. Я пыталась «играть в мяч» с Богом; я хотела

поступать и думать, как Он, но не могла. Долгие годы я была несчастной, и только потом я узнала о том, что в моем сознании имеются твердыни, которые необходимо было разрушить, чтобы могло измениться мое поведение. Помните: ваше поведение не изменится до тех пор, пока не изменится ваше мышление. Евангелие от Матфея (7:1-6) является классическим местом Писания, которое затрагивает вопросы критики и осуждения. Если вы склонны к тому, чтобы критиковать других, читайте этот отрывок и другие подобные отрывки. Читайте их, читайте громко, используйте их в качестве оружия против дьявола, который пытается построить в вашем разуме твердыню. Возможно, он использует в качестве плацдарма уже имеющиеся твердыни, которые много лет существуют в вашем сознании. Давайте рассмотрим эти стихи.

Действие принципа «посева и жатвы» в сфере осуждения

«Не судите других (не критикуйте и не осуждайте других), и не будете судимы (вас не будут критиковать и осуждать), ибо Бог будет судить (критиковать и осуждать) вас точно так, как вы судите (критикуете и осуждаете) других, и отмерено вам будет Богом соответственно тому, как вы (обычно) отмеряете другим» — Матфея (7:1,2). Эти стихи недвусмысленно говорят о том, что мы пожнем то, что посеяли (Гал., 6:7). Принцип «посева и жатвы» действует не только в сельском хозяйстве или в сфере финансов; он относится также к сфере мышления. Мы можем посеять и пожать и определенное отношение. Один мой знакомый пастор часто говорит так: «Когда я узнаю, что кто-то плохо высказывается обо мне, я спрашиваю себя: «Это он сеет или я пожинаю?»» Часто дурные высказывания других о нас являются «урожаем» — результатом того, что мы раньше посеяли в жизни других людей.

Лечи, доктор, себя!

Почему ты замечаешь соринку в глазу у ближнего своего, а у себя в глазу не замечаешь бревна? Как можешь ты сказать собрату своему: «Дай я выну у тебя соринку из глаза», если у тебя самого в глазу бревно? Лицемер, прежде вынь бревно у себя из глаза, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза своего собрата» — Матфея (7:3-5). Дьяволу нравится, когда мы осуждаем других за их недостатки. Таким образом, мы не замечаем своих недостатков и не предпринимаем ничего для того, чтобы от них избавиться! Мы не в состоянии изменить других; это может сделать только Бог. Мы не в состоянии изменить и себя, но мы можем и должны сотрудничать со Святым Духом и позволять Ему проделывать в нас работу. Первым шагом в борьбе с недостатками является честное признание той правды о себе, которую Господь пытается открыть нам. Когда мы думаем и говорим лишь о том, как неправильно поступают другие, мы обычно обманываемся относительно своего поведения. Поэтому Иисус велит нам не занимать себя мыслями о том, что не так у других — ведь у нас самих немало проблем. Позвольте Богу, прежде всего, разобраться с вашими недостатками, тогда вы сможете освоить духовные методы помощи тем христианам, которые стремятся возрастать духовно.

Любите друг друга

«Не бросайте псам ничего, что свято (священно), не бросайте перед свиньями жемчуга вашего. Иначе свиньи затопчут его, а псы вернутся и набросятся на вас» — Матфея (7:6). Я считаю, что в этом стихе идет речь о способности любить, которой наделил нас Бог. Если нам с вами дана способность любить друг друга и Бог повелел нам делать это, а мы вместо этого критикуем и осуждаем других, тем самым мы берем то, что свято (любовь), и бросаем это свиньям и псам (злым духам). Мы открываем им двери, позволяя топтать святыни и рвать наши души на части. Нам необходимо осознать, что «хождение в любви» — это защита от демонических атак. Я уверена в том, что дьявол не может нанести большой вред тому, кто действительно любит других. К тому времени, как я забеременела четвертым ребенком, я была христианкой, крещенной Святым Духом, призванной на

служение и усердно изучающей Библию. Я уже много знала о том, как верой получать исцеление. Тем не менее, в течение первых трех месяцев беременности мне было очень плохо. Я теряла в весе и была лишена сил. Большую часть времени я лежала на диване, потому что меня так сильно тошнило, и я чувствовала себя настолько усталой, что могла еле шевелиться. Такое положение дел сильно смущало меня, так как, будучи беременной первых три раза, я чувствовала себя превосходно. Тогда я еще не очень хорошо знала Божье Слово, хотя и ходила в церковь; я не знала, как применять веру, чтобы получить что-то от Бога. Теперь же я была хорошо знакома с Божьими обетованиями, но болела — и никакие молитвы и никакие исповедания не помогали мне! Однажды я лежала в постели и слушала, как Дэйв играет с детьми. В довольно агрессивном тоне я обратилась к Богу: «Да что со мной происходит? Почему мне так плохо? Почему я не выздоравливаю?» Святой Дух побудил меня прочесть 7-ю главу Евангелия от Матфея. Я спросила Господа, какое отношение эта глава имеет ко мне и к моему здоровью. Мне казалось, что я должна читать эту главу снова и снова. Наконец Бог напомнил мне о событии, которое произошло за несколько лет до этого. Я проводила занятия по изучению Библии у себя дома, и среди других людей ко мне приходила молодая женщина, которую мы назовем Джейн. Джейн была очень верна в посещении наших служений, но когда она забеременела, ей стало очень трудно приезжать регулярно, так как она постоянно чувствовала усталость, и ее все время тошнило. Лежа в тот день в постели, я вспомнила еще одну сестру в Господе, с которой мы говорили о Джейн. Мы осуждали ее за то, что она «просто не хочет собраться»

и быть более прилежной в посещении наших занятий. Нам и в голову не приходило предложить ей какую-то помощь. Мы просто-напросто сделали заключение, что она «слабачка» и использует беременность, чтобы прикрыть свою лень и свои слабости.

Теперь я была в том же положении, что и Джейн два года назад. Бог показал мне: хотя во время первых трех беременностей я чувствовала себя отлично, потом все изменилось, так как я открыла дверь дьяволу, критикуя и осуждая. Я взяла жемчуг — то, что свято (мою способность любить Джейн), — и бросила его псам и свиньям, и они действительно вернулись и набросились на меня. Могу сказать вам, что покаялась я очень быстро. И сразу после этого мое здоровье восстановилось, и всю оставшуюся беременность я чувствовала себя прекрасно. Этот случай преподал мне важный урок — я осознала, как опасно критиковать и осуждать других. Мне бы с радостью хотелось сказать, что этого опыта было достаточно, чтобы никогда уже не совершать подобных ошибок, но, к сожалению, это не так. Я совершала еще много ошибок такого рода, и каждый раз Бог работал со мной, за что я глубоко благодарна Ему. Мы все совершаем ошибки. У всех у нас есть слабости. Библия говорит, что мы не должны жестоко, критично относиться друг к другу — мы должны прощать друг друга и оказывать милость друг другу, как Бог простил нас ради Иисуса (Еф., 4:32).

Критика приводит к самоосуждению

«Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» — Римлянам (2:1) РСП. Другими словами, мы и сами делаем то, за что судим других. Господь однажды дал мне отличный пример, чтобы помочь мне понять этот принцип. Как-то я размышляла о том, почему мы, делая что-то, не видим в этом ничего предосудительного, но судим других, когда они делают то же самое. И Господь сказал: «Джойс, ты смотришь на себя сквозь розовые очки, а на других — через увеличительное стекло». Мы находим всевозможные оправдания своему поведению, а когда кто-то другой делает то же, что и мы, мы становимся безжалостными. Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами (Матф., 7:12). Это хороший принцип, и если мы будем следовать ему, он поможет нам удержаться от критики и осуждения. Осуждение — это ответвление негативного разума. Это такое состояние разума, когда человек больше думает о том, что

плохо, чем о том, что хорошо. Пусть ваше мышление будет позитивным, а не негативным! Это принесет пользу и другим, и в первую очередь вам.

Храни свое сердце

«Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» — Притчи (4:23) РСП. Если вы хотите, чтобы потоки жизни приливали к вам и изливались из вас, оберегайте свое сердце. Некоторые мысли абсолютно неприемлемы для верующего — критика и осуждение тоже находят там место. Бог говорит нам об этом ради нашего блага

и счастья. Следование Его путям приносит прекрасные плоды; следование путям дьявола приносит гниль.

С подозрением относитесь к подозрениям

«Любовь всегда защищает и подбадривает, она готова верить в лучшее о каждом

человеке… » — 1 Коринфянам (13:7). Могу откровенно признаться, что исполнить это место Писания всегда было для меня нелегко. Моя подозрительность была следствием моего воспитания. Меня учили не доверять никому, особенно тем, кто притворяется добрым и хорошим, так как это якобы является знаком того, что от меня чего-то хотят. Вдобавок к тому, что меня учили сомневаться в чистоте людских мотивов, меня несколько раз глубоко разочаровывали. И это случалось не только до того, как я стала активной христианкой, но

и после. Мне пришлось сформировать новое мышление. Размышляя над тем, что такое — любовь, я осознала, что любящий человек всегда верит в лучшее. Если ваш разум был отравлен подозрениями, пли сатана построил твердыню в вашем сознании, вам нужно обновить его с помощью Божьего Слова. Этому помогает ' постоянное чтение Божьего Слова и размышления над ним (обдумывание Слова, повторение написанного, проговаривание про себя разных мест из Писания). Мы имеем в себе прекрасного Духа Святого, который сигнализирует нам в том случае, если наши мысли устремлены в неверном направлении. Когда в моем разуме накапливаются подозрения, Бог показывает мне это. Плотский человек думает: «Если я доверюсь кому-то, Он злоупотребит мной». Вполне возможно. Однако если это не случится, польза от того, что вы доверились, превзойдет все ваши неприятные переживания. Доверие и вера привносят радость в нашу жизнь и помогают с максимальной силой развивать взаимоотношения между людьми. Подозрения, в свою очередь, наносят вред взаимоотношениям и, в конечном счете, разрушают их. Суть состоит в следующем: Божьи методы всегда срабатывают, а человеческие — нет. Бог не допускает критику, осуждение и подозрения, и нам следует согласиться с Ним. Любите то, что любит Бог, и ненавидьте то, что Он ненавидит. Допускайте то, что допускает Он, и отвергайте то, что Он отвергает. Конечно, лучше всего сохранять равновесие. Все сказанное выше не означает, что мы должны пренебречь мудростью и проницательностью, когда имеем дело с людьми. Мы не должны распахивать свое сердце перед каждым, с кем мы встречаемся, и позволять вмешиваться в нашу жизнь. С другой стороны, нам не следует относиться к людям с подозрением, ожидая, что кто-то обязательно попытается злоупотребить нами.

Доверяйте Богу полностью, а человеку — с осторожностью

«Когда Иисус был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие уверовали в Него (причислили себя к Его последователям), ибо увидели знамения (и чудеса), которые Он творил. Но Иисус (со Своей стороны) не вверял Себя им, ибо знал (всех) людей. Ему не нужны были ничьи рассказы о человеческой природе (Он не нуждался в каких-либо доказательствах), ибо Он знал, что у кого на душе (Он мог читать человеческие сердца)» — Иоанна (2:23-25). Однажды, когда мне пришлось пережить очень неприятную ситуацию в церкви, Бог обратил мое внимание на Евангелие от Иоанна (2:23-25). В этом отрывке говорится о взаимоотношениях, которые существовали между Иисусом и Его учениками. Здесь недвусмысленно говорится о том, что Иисус «не вверял» Себя Своим ученикам.

Здесь не сказано, что Он был подозрительным или не доверял им; здесь сказано, что, зная человеческую природу (которая присуща всем нам), Он не вверял Себя ученикам и поддерживал в отношениях с ними необходимый баланс. Я получила хороший урок. У меня сильно болело сердце из-за того, что я слишком доверилась сестрам и потеряла то самое необходимое равновесие. Каждый раз, когда мы теряем равновесие, мы открываем двери дьяволу. В Первом послании Петра (5:8) говорится: «Будьте благоразумны (мыслите трезво), будьте бдительны и осторожны (сохраняйте равновесие); враг ваш, дьявол, подобно (проголодавшемуся) льву рычащему, рыщет вокруг, ища, кого бы (поймать и) пожрать». Мне пришлось осознать, что я слишком полагалась на этих сестер и доверяла им так, как можно доверять только Богу. Существует черта в человеческих взаимоотношениях, которую не следует переступать. Если мы заходим слишком далеко и ведем себя неразумно, нам не избежать неприятностей и обид. Единственный, кому можно полностью доверять, это Бог. Доверяя Ему, вы открываете двери Святому Духу, Который предупредит вас, если вы приблизитесь к опасной черте. Некоторые люди выдают свою подозрительность за духовную проницательность. На самом деле существует дар Духа, который называется даром различения духов (1 Кор., 12:10, РСП). Благодаря этому дару человек видит и хорошее, и плохое, а не только плохое. Подозрения рождает не обновленный разум, а дар различения духов действует только тогда, когда разум обновлен. Просите у Бога истинных даров Духа. Не пытайтесь выдать дела плоти за дары Духа. Когда это поистине дар различения духов, это побуждает человека к молитве, а не к сплетням. Если благодаря этому дару вы заметили в человеке какой -то недостаток, то вы получите от Духа инструкцию относительно того, что предпринять в данном случае, и не станете распространяться об этом недостатке, лишь усугубляя этим проблему. Добрые слова подобны меду; они исцеляют душу «Мудрый думает прежде, чем говорить, и сказанное им достойно внимания. Добрые слова подобны меду и целебны для человека» — Притчи, 16:23,24. Слова и мысли, как кость и костный мозг, так близки, что трудно их разделить (Евр., 4:12). Наши мысли — это непроизнесенные слова, которые' слышим лишь мы и Господь. Тем не менее, эти слова оказывают влияние на нашего внутреннего человека, на наше здоровье, на нашу способность радоваться, на наше отношение к жизни

в целом. То, о чем мы думаем, часто выражается в наших словах. И, к сожалению, иногда из-за этого мы выглядим глупцами. Критика, осуждение и подозрения никогда не производят радости. Иисус сказал, что Он пришел для того, чтобы дать нам жизнь и способность наслаждаться ею (Иоанна, 10:10). Приобретайте разум Христов, и вам откроется абсолютно новая жизнь.