Стены мешают общению

Неверное мышление может заставить нас избегать новых знакомств. Храня в душе старые обиды, мы можем сказать: «Никогда больше не буду связывать свою жизнь с другими людьми!» И так мы уходим в себя, оставаясь в изоляции.

Приём №1: Добровольная изоляция

Несколько лет назад меня горько обидели мои знакомые христиане. Мне было очень больно! Подобной душевной боли мне не приходилось переносить никогда! Я доверяла этим людям больше, чем кому-либо, и потребовалось почти три года, чтобы зажила нанесенная ими рана. Я воздвигла высокие прочные стены и твердо решила для себя: никому не удастся занять такое место в моей жизни, чтобы снова ранить меня! Однако Божий план для вашей церкви не таков: Бог хочет, чтобы все члены церкви сотрудничали друг с другом.

Бог дал мне великолепный пример того, какими должны быть отношения между членами церкви. Однажды я сама себе наступила на ногу. Это было очень больно! Пока я прыгала на одной ноге, корчась от боли, Бог проговорил ко мне: «Теперь, Джойс, обрати внимание на то, что хотя ты сама наступила себе на ногу, первым твоим желанием было отдернуть ее, спрятать, чтобы снова не причинить ей боль. Однако чтобы нога смогла снова выполнять свою функцию, тебе придется поставить ее на землю и быть готовой к тому, что ты можешь опять наступить на нее!» Я бы не могла нормально ходить, если бы не опустила ногу.

Если кто-то из ваших братьев и сестер в церкви или в семье обижает вас, ваша естественная реакция — изолировать себя от них. Господь показал мне, что это напоминало бы ситуацию, когда вы всю свою жизнь прыгаете на одной ноге. Своим решением вы обрекаете себя на хромоту. Вы говорите: «Ох, как больно! Не допущу, чтобы это снова произошло со мной!» Вы воздвигаете стену и прячетесь за ней!

Прием №2: Притворство

Вдобавок к попыткам защитить себя от боли неприятия с помощью «тихих» клятв я стала притворяться, что мне безразличны поступки людей! Вы не можете обидеть меня, потому что мне все безразлично!

Кто-нибудь может спросить вас: «Тебе было обидно?», а вы отвечаете: «Да нет, мне все равно! Меня это вообще не волнует!»

Писание достаточно ясно выражает свое мнение относительно такого притворства. Псалом 50:8 говорит: «Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость» (РСП).

Я не намерена жить с чувством горечи — я хочу жить в радости! Много лет я носила горечь в своем сердце. Внутри я говорила себе: «Да кому ты нужна? Не нужна — и не надо, обойдусь без друзей!» Хорошо, что я уже не живу такой жизнью, ведь Бог послал мне Свое исцеление.

Притворщики не способны любить, им трудно поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Притворство свойственно не только женщинам. Многие мужчины надевают маску «настоящего мужчины», думая, что именно такими они должны бьпь. Иногда и мужчины переживают горькие обиды, но не хотят этого признать. Они скрывают свою боль даже от собственных жен. Думаю, что именно поэтому женщины чувствуют себя отвергнутыми, — ведь они хотят разделять с мужьями, как боль, так и радость.

В Евангелии от Иоанна (8:32) говорится: И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (РСП). Ничто кроме Истины не может принести вам свободу! Тем не менее многие из нас запутались: стараясь жить верой, мы забываем о том, что должны быть искренними с Богом и самими собой.

Представим, что вы чихаете каждые две минуты, ваши глаза слезятся и вдруг кто-то говорит вам: «Да ты заболел». Вам не обязательно говорить: «Нет, я не болен». Вы говорите: «Но если я признаю, что я болен, как я смогу получить исцеление? Я верю в то, что Бог исцелил меня!» Почему бы вам не сказать так: «Я не очень хорошо себя чувствую, ты это верно заметил. Все симптомы свидетельствуют о том, что я болен, но я верю в то, что Бог исцелит меня. И хотя сейчас я чувствую себя неважно, я знаю: «Тот, кто во мне, больше того, кто в мире» (1 Иоанна, 4:4 РСП). Поэтому если ты хочешь поддержать меня, помолись, и Бог избавит меня». Это больше похоже на веру. Не нужно лгать и создавать о себе впечатление несерьезного человека.

Представим, что ваш коллега заметил ваше недомогание, а вы говорите: «Нет, я вовсе не болен!» Потом он видит христианскую наклейку на вашем автомобиле и говорит: «Оказывается, он один из НИХ — этих «святоша», с которыми невозможно поговорить, потому что они постоянно притворяются!

Возможно и такое. Какой-то человек вас обидел. Позже он подходит к вам и говорит: «Прости меня за то, что я обидел тебя». Вместо того чтобы принять его извинение, вы говорите: «Да не волнуйся. Ты вовсе не обидел меня».

Почему мы не можем научиться быть правдивыми? Одно могу сказать в свою пользу — это то, что я честная. Я не всегда была честной; это дар от Бога! Убеждена, что я не смогла бы выдержать все трудности, через которые мне пришлось пройти, если бы Бог не одарил меня способностью быть правдивой.

Люди постоянно говорят мне: «Нам очень нравится ваше учение, потому что вы так правдивы и откровенны! Вы все называете своими именами. И вы не ведете себя так, будто у вас никогда не было проблем!» Это потому, что я не могу быть другой. Я бы не смогла учить, если бы мне приходилось притворяться.

Мы с Дэйвом стараемся быть откровенными друг с другом. Иногда я говорю ему: «Дэйв, со мной произошло то-то и то-то, и это было очень больно. Помолись за меня, чтобы в моем сердце не осталось никаких следов».

Долгие годы своей жизни я только то и делала, что притворялась. Вся моя жизнь была большой игрой. У многих людей в сердце кровоточат раны, но они притворяются и говорят: «Да мне совсем не больно!» Своим притворством они создают защитные стены.

Один из моих помощников, который немного изучал психологию, недавно беседовал со мной о механизмах эмоциональной защиты. Он сказал, что некоторые люди не в состоянии признать смерть близкого человека. Они говорят себе: «Нет, этого не произошло. Я не могу в это поверить!» Но это же притворство. А нужно смотреть правде в глаза! Вы должны сказать: «Этот человек умер, и мне очень больно! Мне будет трудно без него, так как он был частью моей жизни. Но моя жизнь на этом не закончилась. Бог оставил меня на земле, и это означает, что мне предстоит еще совершить что-то. Поэтому я намерен пройти через эту боль и узнать, что Бог приготовил для меня. Я знаю, что мне необходимо время для душевного исцеления; но с Иисусом я справлюсь со всем, что меня ждет! »

Если вы не принимаете как реальность смерть близкого человека или другую потерю, если, почувствовав боль, вы воздвигаете стены, вы рискуете остаться с этой болью навсегда.

Вам приходилось когда-нибудь притворяться? Замечаете ли вы иногда, что вам трудно быть откровенными с людьми?

Послание ефесянам (4:15) велит нам «возглашать истину с любовью (своими словами, поведением, всей жизнью)». Провозглашать истину не означает говорить, глядя на кого-то: «У тебя сегодня жуткая прическа!» Если мы будем вести себя так, у нас не останется друзей! Когда-то и я вела себя так. Я знала, что нужно говорить истину, но не имела достаточно мудрости. Послание ефесянам (4:15) далее говорит: «…и мужать, чтобы стать подобными Ему во всех отношениях. Христос — глава…».

Конечно, мы не должны притворяться. Мы не должны строить из себя «крутых» или «суперхристиан»! Когда нас отвергают, это ранит! Но во Христе мы можем справиться с болью, не прибегая к притворству!

Прием №3: Самозащита

Методы самозащиты у людей бывают самые разные. Иногда мы пытаемся защитить себя с помощью гнева: «Ты делаешь мне больно, поэтому я разозлюсь на тебя! Я буду уходить от боли через гнев. Я сделаю тебя более несчастным, чем я. Ты меня обижаешь, но я отыграюсь на тебе!»

Когда меня обижают, мне хочется усадить обидчика напротив и начать учить его, чтобы он больше не обижал меня. Ведь я хороший учитель, и дар учителя действует не только за кафедрой! Но людям не всегда нравится, когда их поучают. Поэтому мне пришлось познать, когда я могу применить дар учителя, а когда не следует мучить людей своими наставлениями.

Когда мы проявляем людям требования, которые они должны выполнить, чтобы сделать нас счастливыми, эти требования становятся для них законом. Приведу пример.

Дэйв относится ко мне очень хорошо. Он просто чудный муж! В чем-то он лучше, в чем-то хуже. Он не очень любит покупать подарки. Когда приближается какой-то праздник, он может купить все, что я захочу, в рамках разумного, конечно. Он может сказать: «Что бы ты хотела? Давай поедем в магазин и ты выберешь что захочешь». И добавит: «Какой смысл в том, что я покупаю тебе что-то и приношу домой? Тебе всегда хочется обменять это на что-то другое! Тебе то цвет не нравится, то фасон, то еще что-то!»

Но ведь женщине все равно, придется ей обменивать подарок или нет. Она хочет, чтобы ее муж бегал по магазинам в поисках подарка. Жене не так важно, понравится ей подарок или нет, — не в этом суть. Она хочет почувствовать, что ее муж очень старался найти что-то. Ей необходимо знать, что муж вложил в этот подарок что-то кроме денег.

В День матери нас с Дэйвом не было дома. В этой поездке с нами была только одна из наших дочерей. Мои дети хотели сделать мне подарок в честь Дня матери — пригласить меня на ужин. Мне казалось, что никто кроме меня не помнит об этом празднике. В конце концов я попросила дочь: «Поздравь меня с Днем матери!» И она сказала: «О! С Днем матери!»

Так как было воскресенье, мы все пошли в церковь, потом у нас были еще какие-то дела, т.е. мы были заняты. Я задала Дэйву вопрос: «Какой подарок ты приготовил мне ко Дню матери?» Он ответил: «Ты можешь получить все, что хочешь». На это я сказала: «Нет. Я спрашиваю, что купил мне ты на День матери?» «А чего бы тебе хотелось?» — спокойно спросил он.

Целый день я сражалась с искушением усадить Дэйва напротив и сказать: «Дорогой, мне хотелось бы тебе спокойно объяснить, что такое твое отношение обижает меня!» Но от этого не было бы никакой пользы! Знаете, что произошло бы, если бы я так поступила? Когда бы пришел следующий праздник, он чувствовал бы себя обязанным пойти и купить для меня что-то, чтобы осчастливить меня. В таком случае этот подарок ничего бы для меня не значил, потому что это не исходило бы из его сердца.

После обеда у нас было немного свободного времени, и я сказала: «Давай сходим в магазин!» Когда мы уже подъехали к торговому центру, я спросила: «Ты все еще хочешь купить мне подарок ко Дню матери?» Дэйв сказал: «Конечно. Что бы тебе хотелось?» И он купил мне красивый костюм.

Бесспорно, было бы лучше, если бы все произошло по-другому, но суть состоит в том, что Дэйв любит меня, что он обладает массой прекрасных качеств и делает много из того, чего не делают другие. Поэтому разве мне стоит выражать недовольство из-за такого пустяка?

Какие бы люди ни окружали вас, им никогда не удастся угодить вам на все 100%. Поэтому я противостою искушению говорить Дэйву или кому бы то ни было о том, как они должны ко мне относиться, чтобы не задевать моих чувств. Мы должны позволять Господу быть нашим защитником.

Наши попытки разработать какую-то схему взаимоотношений с людьми являются лишь скрытым приемом самозащиты! Мы стараемся указать людям на то, какое отношение с их стороны позволило бы нам не возводить защитных стен! Когда мы пытаемся дать кому-то подобное «откровение», это ведет к законничеству! Но если мы позволяем Богу дать людям это откровение, они действительно усвоят что-то; это изменит их и одновременно принесет радость.

Прием №4: Словесная защита

Словесная защита обычно применяется тогда, когда мы пытаемся убедить других в своей правоте.

Интересно будет отметить, что Иисус никогда не пытался защитить Себя. Библия говорит, что Он вверял Себя Богу во всем. Будучи жестоко гонимым, Ондоверил все, включая Себя, Тому, Кто судит справедливо (см. 1 Петра, 2:23). Иисус делал Божье дело — творил добро и, в частности, исцелял всех, кто находился под властью дьявола.

Когда мы полностью полагаемся на Бога и начинаем выполнять Его поручения, вместо того чтобы тратить все свое время на самозащиту, воздвигнутые нами стены рушатся. Пусть наша жизнь убеждает других в том, что наши сердца чисты, и тогда нам не понадобится защищаться на словах.

Если вы принялись защищать себя, вспомните, что Иисус является нашим Адвокатом. Это означает, что Он наш Защитник. Позвольте Ему заниматься Его делом!

Прием №5: «Покупка» доброжелательного отношения

Почему вы благословляете других: потому, что любите их, или потому, что пытаетесь добиться их любви? В моей жизни было время, когда я старалась «купить» себе защиту, чтобы избежать отвержения. Я решила, что если буду приветлива с людьми, если буду дарить им подарки, я смогу защитить себя от отвержения. В отношениях с некоторыми людьми я часто прибегала к этому приему, желая убедиться в том, что меня приняли, а не отвергли.

Однако это был самообман. Мне действительно казалось, что я люблю людей, пока Бог не открыл мне, что моя любовь не является бескорыстной. Я одаривала людей лишь потому, что хотела ответной любви, потому, что хотела быть принятой ими.

Когда вы делаете подарок, вашим мотивом должна быть радость даяния, а не желание манипулировать тем, кто получает этот подарок, иначе он почувствует себя вашим должником.

Иногда люди думают так: «Я все сделаю для того, чтобы вы меня не отвергали! Я буду так прекрасно относиться к вам, буду так добр, сделаю для вас так много, что вы захотите все время быть рядом со мной!» Одна моя знакомая страдала от страха неприятия всю свою жизнь. Ее сильно мучил дух неуверенности, и в своем стремлении сблизиться с людьми она буквально душила их и таким образом портила любые взаимоотношения. Как только она находила человека, который был готов слушать ее, проявлять к ней внимание и с которым у нее могли развиться взаимоотношения — будь то мужчина или женщина, — она начинала посылать ему подарки и открытки и досаждать частыми звонками по телефону. Она становилась навязчивой. Она теряла чувство равновесия в своем поведении.

Если бы вы спросили ее о мотивах ее поведения, она бы ответила вам, что следует за Святым Духом. Она бы сказала: «Я просто стараюсь быть доброй по отношению к людям!» Но на самом деле она пытается «купить» дружбу. Она пытается «купить» себе защиту от реальной возможности быть отвергнутой!

Когда мы теряем чувство равновесия, мы становимся невыносимыми, и тогда даже самые благие намерения и поступки имеют обратный эффект. Почему? Потому что люди способны почувствовать истинный мотив наших действий.

Какими приемами эмоциональной самозащиты пользуетесь вы? Вам необходимо распознать их, чтобы Бог мог даровать вам свободу — свободу от страха неприятия!