Пагубные пристрастия

Ранее я использовала в этой книге термин «пристрастия, вызванные жестоким обращением». Это формы поведения, которые развиваются у людей, пострадавших от надругательства и испытывающих глубокое чувство стыда. В этой главе я хочу более детально рассмотреть явление, которое я называю «пагубными пристрастиями», и дать совет, как можно от них избавиться.

В данном контексте слово «пристрастие» можно определить как поведение, которое является непроизвольной реакцией на что-то. Люди, которых много обижали, чаще реагируют на какие-то события и явления жизни, чем действуют по своей воле. Этим я хочу сказать, что их «раненные» чувства заставляют их вести себя определенным образом, и они не способны поступать мудро и действовать согласно Божьему Слову.

Долгие годы я позволяла себе эмоциональные «взрывы» каждый раз, когда сталкивалась с ситуацией, напоминающей мне о моем прошлом, действуя под влиянием страха, а не по вере. Сам человек чаще всего не осознает этого, так как все происходит настолько быстро, что он не замечает своего поведения.

Например, человек, который злоупотреблял мною, имел очень сильную, властную натуру. В детстве я была подвержена манипуляции и контролю с его стороны. Я решила для себя и несколько раз давала себе обещание, что, став взрослой, уйду из дома и никогда не позволю кому-либо контролировать себя.

Мое понятие о власти стало искаженным. Всех, j кто обладал властью, я считала врагами. Я так боялась того, что кто-то снова будет манипулировать мной или’ контролировать меня, что с гневом принимала тех, кто пытался заставить меня делать то, что мне не хотелось, или вообще отвергала их. Обычно это не были какие-то серьезные вопросы, но даже самые незначительные предложения, которые не совпадали с моими желаниями, заставляли меня реагировать очень враждебно. Ни я сама, ни другие не понимали моих действий. Я знала, что веду себя плохо, и не хотела этого, однако не имела в себе сил изменить что-то.

Бог стал разъяснять мне вопросы, касающиеся «пагубных пристрастий». Он начал с того, что показал мне следующее: точно так же, как у человека развиваются пристрастия к химическим веществам (наркотикам, алкоголю, никотину, кофеину, сахару), у него могут появиться умственные и эмоциональные пристрастия. В данном случае под эмоциональным пристрастием подразумевается непроизвольное, непреднамеренное, неосмысленное поведение. Своей враждебной реакцией я как бы заявляла людям о том, что не дам никому себя контролировать.

Я так боялась контроля с чьей бы то ни было стороны, что «взрывалась» даже тогда, когда моей независимости не грозила никакая опасность. Гневаясь, я говорила: «Я не позволю вам контролировать меня!» Отталкивая людей, я заявляла: «Не собираюсь иметь с вами никакого дела!» Если человек не завязывает взаимоотношений с людьми, он исключает возможность быть обиженным. Поэтому каждый раз, когда взаимоотношения с людьми причиняли мне хоть малейшую боль, я или атаковала их, или пряталась от них. Как один, так и другой тип поведения является неверным и не соответствует Писанию; они только усиливают пристрастие.

Если человек пристрастился к наркотикам, то

чем больше он их употребляет, тем больше усиливается его пристрастие. Чем дольше он позволяет наркотику контролировать себя, тем сильнее это пристрастие связывает его. В конечном счете оно полностью уничтожает человека. Пристрастие должно быть сломлено. И это означает отказать плоти в веществе, которого она требует, и пройти сквозь боль и страдания, чтобы полностью освободиться от порока. Этот же принцип относится к умственным или эмоциональным пристрастиям.

Имея пристрастие к беспокойству и «рассуждениям»

Одним из видов умственного пристрастия является беспокойство. Мне было свойственно беспокоиться, беспокоиться и беспокоиться. Даже когда не о чем было беспокоиться, я умудрялась что-то найти. У меня развилось ложное чувство ответственности, так как я всегда пыталась решить неразрешимые проблемы. Я рассуждала, воображала себе разное и постоянно жила в смятении.

В результате я заставляла свой разум постоянно беспокоиться и излишне много размышлять. Это истощало меня физически и умственно и лишало меня радости жизни, однако я ничего не могла с этим поделать. Беспокойства и «рассуждения» были моей автоматической реакцией на разные проблемы. Мое поведение было ненормальным, но я тогда этого еще не замечала, так как моя реакция всегда была такой.

Слово Божье говорит: «Утешайся Господом» (Пс. 36:3). Однако не так легко «утешаться», доверять, если долгие годы приходилось переживать надругательство. Люди, которые должны были заботиться о тебе, не делали этого; они, наоборот, пользовались твоей беззащитностью. Они жестоко обидели тебя, и поэтому ты пообещал себе, что никто и никогда уже не сделает тебе больно. Ты уже не пытаешься обнаружить, будут другие злоупотреблять тобой или нет; ты просто строишь защитные стены вокруг себя, чтобы укрыться от возможной боли.

Одна из попыток защитить себя — попытаться во всем разобраться. Вы думаете, что если это удастся, вы будете контролировать ситуацию, и вас уже не будут ожидать неприятные сюрпризы.

Когда Бог начал работать в моей жизни. Он ясно показал мне, что я имею пристрастие к беспокойствам и «рассуждениям» и что мне нужно избавиться от них. Если в какой-то сложный момент моей жизни я не старалась во всем разобраться, я, как мне казалось, теряла контроль над ситуацией. Если вы помните, я стремилась контролировать все, что происходило вокруг меня, — я верила, что только в таком случае я смогу избежать боли.

Я была убеждена, что только я смогу позаботиться о себе и что никому другому это не удастся.

Отвергни самого себя

…кто хочет идти за Мною, отвергни себя (забудь о себе, игнорируй себя, отрекись от себя и своих интересов, потеряй себя из виду)… и следуй за Мною.

Марка, 8:34

По ходу того, как Господь продолжал терпеливо работать надо мной. Он учил меня доверять Ему, так как Он способен решить мои проблемы даже тогда, когда я сама над ними не работаю. Моей задачей было с верой отвергать всякое беспокойство или «рассуждение». Я должна была отказать своему разуму в возможности вести себя привычным образом. Когда я сделала это, в концеконцов я полностью освободилась от своего пристрастия. Но позже появились такие симптомы, как страх, бессилие, ощущение собственной глупости. (Дьявол любыми средствами старался удержать меня в рабстве.)

В Евангелии от Марка (8:34) Иисус учит нас тому, что мы должны отвергнуть себя и свои идеи и избрать Его путь. Мое прежнее понимание подсказывало, что мне самой надо позаботиться о себе. А Он требовал, чтобы мы отдали себя в Его руки и на деле убедились, что Он никогда не оставит и. не покинет нас (Евр., 13:5). Чтобы познать эту истину, мне нужно было сначала отказаться от «своих путей».

Как «дитя, отнятое от груди»

Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.

Псалом 131:2

Очевидно, псалмопевец знал о пристрастиях, о которых мы ведем речь в этой главе. Он даже говорит о душе, которая «отнята от груди». Под словом «душа» явно подразумеваются разум, воля и чувства. Из Писания мы видим, что именно эти области чаще всего подвержены пристрастиям, т.е. определенным типам поведения, точно так же как организм может пристраститься к химическим веществам.

Отказывая разуму в возможности беспокоиться и «рассуждать», я «отнимала от груди» мое пристрастие, точно так же как дитя лишают бутылки или соски. И так же, как ребенок плачет, пытаясь вернуть соску или бутылку, я «взрывалась» гневом, плакала и жалела себя. Часто я переживала атаки страха, однако не прекратила идти по Его пути, пока не стала полностью свободной от желания делать что-то по-своему.

Иисус сказал, что Он пришел отпускать пленных на свободу (Луки, 4:18) и что те, кого освободит Сын — истинно свободны будут (Иоанна, 8:36).