Наставления от духовных лиц

Нам следовало бы упомянуть еще об одном вопросе, обыкновенно волнующем наши семьи весною и летом, — мы разумеем приготовление детей ко вступительным экзаменам в учебные заведения. Предупредительное начальство в аккуратно объявляемых программах точно (хотя для поступления в разные заведения и не однообразно) указывает сумму сведений, требуемых по Закону Божию. Оно же рекомендует и книжки, по которым надо готовить к экзамену. Но в большинстве случаев книжки не соответствуют программам, а заключают в себе гораздо более сведений, чем сколько требуется. Родители это должны иметь в виду и руководствоваться не книжками, а программами.

Мы кончили все, что находили нужным сказать по занимающему нас вопросу. Резюмировать сказанное можно в нескольких словах. Когда дитя очень мало, еще не умеет ходить, ему, по учению нашей церкви, нужно дать ноги других, чтобы ходило, сердце других, чтобы веровало, язык других, чтобы молилось, но ни в каком случае не лишать благодатной силы, изливающейся в таинствах. Когда дитя подрастет, пусть само упражняется в молитве, очищающей сердце и приближающей к Богу, в посещении Богослужений церковных (как часто повторяемом опыте требования души в чувстве присутствия Божия), в подвигах поста и говения, в самоиспытании и благодатных таинствах. Но и в том и в другом возрасте детей родители не могут обойтись без содействия своих духовных отцов, — не верное ли это указание на то, где родителям искать советников и руководителей в важном деле начального религиозного воспитания детей и не было ли бы справедливо книжный перечень пособий и руководств для родителей начать с лиц не только одушевленных, но и облагодатствованных, в пастыри нам и нашим детям Богом поставленных?!

Другие педагоги в этом случае идут далее меня. Они положительно советуют, чтобы время от времени беседы родителей о предметах веры и благочестия сменялись наставлениями духовных лиц. Крайне ошибаются, пишет прот. Базаров, те родители, которые думают заменить для дитяти законоучителя-священника учителем Закона Божия, не посвященным на то своим званием. Здесь не в том дело, чтобы только сообщить дитяти все необходимые понятия о вере и обязанностях христианских. Если бы все это нужно было только звать, то нам очень довольно было бы учиться Закону Божию у ученых богословов. Но христианство не дается одним знанием, оно развивается из сердца путем веры, а для веры нужен авторитет. Лицо духовное дитя привыкло видеть с младенчества в храме Божьем, окруженное святостью богослужения. Евангелист Марк замечает, что иудеи с удивлением слушали проповедь Иисуса Христа именно потому, что он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. Чувство это естественно каждому человеку. Одно и то же слово ложится на наше сердце другим образом, когда оно исходит от лица нами уважаемого, чем когда мы слышим оное от человека, не имеющего для нас никакого значения. В глазах дитяти много значит сама наружность священника, отделяющая его от прочих людей. Само название духовного отца заставляет видеть в пастыре церкви не простое лицо, но попечителя о спасении вверенных ему душ, и уроки закона Божия с законоучителем будут не обыкновенным занятием, но некоторого рода богослужением. Особенно полезным и при настоящих условиях желательным признают приготовить дитя под руководством священника к первой исповеди. Надлежащим образом исполненная первая исповедь часто решает участь всех последующих его исповеданий.

*****

Во главе литературных пособий, пригодных для родителей, можно назвать: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. С детьми пяти лет и старше полезно дома прочитывать то чтение из Апостола и Евангелия, которое они будут слышать в Церкви на славянском языке. Когда дети подрастут и в состоянии будут справляться с рассказами, можно прочитывать с ними и объяснения Евангельских и Апостольских чтений.

Можно конечно указать много руководств по интересующим вопросам, но большой пользы и крайней нужды мы в этом не видим, родители должны помнить, что «самое дорогое и ценное в воспитании не поставлено в зависимость от денежных средств и других, не всем доступных, условий жизни: каждая семья, как бы ни была бедна и умственными, и материальными средствами, может дать своему дитя то, что всего для него ценнее, лишь бы была искренне благочестива и предана церкви. И что же иногда и даже так часто выходит? Дети родителей совершенно обеспеченных, у которых в изобилии средства жизни и на воспитание которых тратятся тысячи, полагается столько забот и самого предупредительного внимания, не получают должного воспитания, являются даже недоучками, часто неудачниками; а дети беднейших родителей являются светильниками и науки, и церкви. Сколько святителей воссияло в мире из самых бедных причетнических детей!»

[1] Любопытный случай из своей детской жизни рассказала слушательница одного нашего доклада. Она росла вместе с своим братом и в их спальной комнате была икона святителя Николая, пред которой они молились Богу утром и вечером. Однажды пришел к ним дядя и в своем разговоре поколебал веру мальчика в то, что икона, пред которой они молятся, Бог. Вероятно, дядя говорил, что икона, которая у вас в спальне висит, не Бог, сотворивший мир, что святой, изображенный на иконе, есть только слуга Божий. Кто бы стал обвинять за такой разговор дядю, со своей стороны он, казалось, сделал доброе дело, — пополнил сведения мальчика о существенно важном предмете, внес некоторый свет для понимания рассказа о сотворении мира. Что же, однако, вышло из этого? Настал вечер, дети пошли спать. Сестра Богу помолилась, а брат от молитвы уклонился. Утром сестра стала на молитву, а брат все медлил. «Отчего ты Богу не молишься»? спросила мать. — «Я не могу этому Богу молиться, дядя сказал, что это не Бог», был ответ мальчика. Напрасно мать старалась рассеять сомнение семилетнего сынишки, его детская мысль не могла еще разобраться в богословских тонкостях о том, кто такое Бог и кто такое славный угодник Божий. Сын продолжал упорствовать, и матери пришлось прибегнуть к угрозе. Быть наказанным малютке было неприятно, да и поступиться правдой, как уверен был он, не хотелось, вот он и придумал для себя такой компромисс. Во избежание наказания и из послушания став на молитву, как и всегда, пред иконой святителя Николая, он молился: Не Господи помилуй… Не Богородице Дева радуйся… Такая внутренняя борьба продолжалась у ребенка несколько времени, пока привычка не сделала своего и пока запавшая в голову мысль не выветрилась. Этот случай не только подтверждает нашу мысль о содержании священных изображений в детской, но и показывает, что не всякий разговор взрослых о предметах веры и нравственности христианской бывает детям полезен, и, стало быть, как погрешают те, которые отрывочными беседами или даже только разговорами да примером хотят ограничить все дело религиозного воспитания детей в первом возрасте. Нет, други, чтобы освободить детей от всевозможных, подобных приведенному в рассказе, сомнений, колебаний и волнений, чтоб оградить их от суеверных религиозных представлений, которые помимо воли родителей проникают к ним от нянь, прислуги и сверстников, необходимо сообщение детям самых начальных сведений о жизни и вере христианской, хотя бы в размерах той программы, которая приведена ниже.

[2] Родители должны наблюдать, чтобы лампадное масло было хорошего качества, не портило запахом воздуха, чтобы фитиль в лампадке не коптил и не чадил. Советуют на дно лампадки вливать немного воды.

[3] Известный врач-педагог Н. И. Пирогов в своих посмертных записках, рассказах о двух своих неудачах в воспитательском деле, пишет: «Я включил эти два образчика неудачи в мою биографию потому, что они доказывают, во-первых, как трудно быть истинно благодарным, т. — е. принести пользу своею благодарностью тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние; во-вторых, они подтверждают печальную истину, что добрый пример и добрая воля воспитателей не ведут еще к достижению благих результатов в деле воспитания. На деле выходит совершенно противное тому, что мы хотели достигнуть, подавая пример детям собственною жизнью а собственными делами. Вопросы жизни. Дневник старого врача, стр. 241—2.

[4] Один святитель о сходном с осенением крестом благословении священническом говорит: «мы благословляем вас, еже Богу благословити: не человек бо есть благословляяй, но Бог оного (иерея) рукою и языком». Св. Иоанн Златоуст.

[5] Так св. Андрей Критский, в детстве долго не говоривший, начал говорить во время причащения. Феофан. Путь ко спасению, стр. 25.

[6] Древность сохранила вам образец материнской беседы, которая по силе чувства, с каким произнесена, и по исключительности сопровождавших ее обстоятельств, не могла не оставить следа на всю жизнь. Блаженная Евфросиния, мать св. Клишента, епископа Анкирскаго, почувствовав скорую кончину свою, так говорила сыну своему, которому было тогда 12 лет: «Чадо мое, чадо возлюбленное, чадо от пелен осиротевшее! Хотя ты осиротел прежде, нежели узнал об отце своем, но ты не осиротел; ибо отец твой есть Христос Бог, обогащающий тебя своими дарами. От меня ты родился плотию, а Христос Бог возродил тебя Духом. Признавай же Его Своим отцом, а себя—Его сыном, и смотри, чтобы не напрасно было твое всыновление Богу; служи единому Христу Богу, в Христе полагай твою надежду; ибо Он наше спасение и живот бессмертный… Умоляю тебя, сын возлюбленный, сделай мне один дар «а все болезни и труды, которые я претерпела за тебя. Так как настает лютое время и приближается жестокое гонение, то будь, как говорит Господь, веден пред владыки и цари Его ради. Сделай мне эту честь, сын мой! Стань смело и мужайся за Христа, и сохрани непоколебимо его исповедание: а я надеюсь на Христа моего, что вскоре процветет на тебе венец мученичества в мою честь и во спасение многих душ. Приготовь же сердце твое к страдальческому подвигу, чтобы время подвигов нашло тебя уже готовым. Знай, что полезно быть искушенным бедствиями, но не бойся: страдание временно, а награда вечна; скорбь проходит скоро, а радость пребывает вечно; мало здесь бесчестие, но вечна у Бога слава; прещения мучителей и раны — только на один день; ярость земных царей бывает поругаема и слава их увядает; огонь, приготовленный ими на Христовых мучеников, угашается. Посему, ничто подобное не должно отлучать тебя от Христа Господа, взирай на небо и оттуда ожидай великой, богатой и вечной награды, от Бога; бойся Его величия, ужасайся Его суда, трепещи всевидящего ока Его; ибо отвергшиеся от Христа готовят себе неугасимый огнь и червь неусыпающий; а тех, которые познали Его и никогда не отпадут от Него, ожидают невыразимное веселие, радость и утешение со святыми исповедниками. Сын мой сладчайший, да будет мне от тебя награда за подъятые мною в рождении твоем болезни и труды в воспитании, если ты сделаешься исповедником Господним, и если я назовусь материю мученика и прославлюсь в членах сына, страждущих за Христа. Итак, потщись пострадать за пострадавшего за нас… Вот уже я стою, сын мой, при дверях кончины своей, и сей видимый свет не воссияет для меня завтра; но ты для меня свет о Христе и жизнь моя о Господе! почему молю тебя, возлюбленный мой, да не постыжуся в моей надежде на тебя, но да спасуся чадородия ради. Я родила тебя; пусть же и страдаю в тебе, как в истинном моем теле. Дай тело на раны, чтобы и мне возвеселиться пред Господом нашим, как бы я сама страдала за Него. Излей, не щади свою кровь, принятую от меня, чтобы и мне принять честь за нее. Вот ныне я отхожу от тебя и предъиду пред тобою к Богу. Телом отхожу от тебя, но дух мой будет неразлучен с тобою, дабы мне сподобиться с тобою припасть к престолу Христову, хвалясь пред Ним твоими страданиями и венчаяся твоими подвигами». Таким образом блаженная мать целый день пред святою своею кончиною наставляла своего сына.

[7] Припоминается мне сравнение мыслей человека с воздухом. От того, каким воздухом (чистым или испорченным) дышит человек, зависит его здоровье или нездоровье; от того же, какие мысли чаще появляются в сознании человека, зависит здоровье или нездоровье (направление) его духа.

[8] Говоря так, мы вовсе не желаем защищать или оправдывать указанные и другие, могущие встречаться в наших храмах и в отправлении нашего Богослужения, недостатки. Долг родителей и старших сознав эти недостатки, если возможно, сплотившись вместе, всеми силами стараться устранить их, но из-за них отнюдь не отказываться от существенно важного средства религиозного воздействия.

[9] В наше время много говорят о трудности соблюдения постов. В видах этого считаем не лишним упомянуть о практикуемых в семьях приемах отмечать в сознании детей постные дни помимо воздержания от известного рода пищи: так у одних принято в посты одевать детей в более скромную одежду; другие не позволяют в эти дни светского пения, игры на рояле, танцев п проч., некоторые в постные дни отказывают детям в сладком блюде и лакомствах.

[10] Особенно советуют внедрить в детских душах любовь к Спасителю. А. В. Горский называет любовь к Иисусу Христу морем всех добродетелей. Погружайтесь в него, сколько хотите, говорит он, вы не коснетесь его дна; не постигнете его глубины, не измерите всех вод его. Это ключ неистощимый всякого духовного совершенства; поелику в струях его отражается образ живого Бога всесовершенного: каждый приступай к нему, и в каждом—струи его будут иметь свое действие: в одном из вкусивших от сего живоносного источника вы увидите— кротость, в другом—ревность к славе Божией; в том—глубочайшее самоотвержение, в том—любовь к братии положившего за нас душу свою: одним словом — аще какая добродетель или аще какая похвала—все отсюда, из любви к Иисусу Христу истекает. История Евангельская изд. 1883 г., стр. 665 и 666.