5. Сотворены для почтения

Если любовь — самый крепкий и наиболее выносливый из четырех элементов, которые создают взаимоотношения, а доверие — наиболее хрупкий, тогда уважение или почтение, наверняка, сегодня является самым незамеченным и пренебрегаемым элементом.

В то же самое время Библия полна недвусмысленных приказаний по поводу оказания почтения. Нам не столько рекомендуется делать это, сколько повелевается. Нам заповедано почитать Бога прежде всего и более всего; на самом деле корень человеческого греха в соответствии с тем, что говорит Павел в послании к Рим. 1:21, состоит в том, что зная Бога, они не почитали и не славили Его как Бога.

Нам также заповедано почитать отца своего и мать Еф. 6:2. Послушание родителям относится к нашему детству, а почтение требуется от нас на протяжении всей нашей жизни. Это является частью морального закона, и на самом деле это первая из заповедей, которая содержит в себе обетование. Значение этого мы рассмотрим позже. Также мы должны почитать наших руководителей на работе, лидеров и пресвитеров Церкви; мужья должны уважать своих жен и жены должны уважать своих мужей, и брачные узы должны почитаться всеми. Удивительно, но мы должны почитать не добившихся успеха и находящихся в ущербном положении — вдов, престарелых людей и менее одаренных членов Тела. Мы действительно должны почитать друг друга и всех людей независимо от их положения. Еще более удивителен тот факт, что мы должны не только почитать Бога, но и Бог оказывает нам почтение. О Своем народе Бог говорит: «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя…», — и затем: «…и6о Я прославлю прославляющих Меня…» Ис. 43:4; 1 Цар. 2:30. То, что мы имеем в Библии, является картиной общества, построенного на взаимном почтении и уважении между всеми его членами.

Что такое почтение или уважение?

Почтение или уважение — это признание значимости или ценности другой личности. Когда я оказываю почтение или уважение, я признаю достоинства, ценность и значение другой личности. Поэтому, Бога необходимо почитать, прежде всего, и превыше всего, потому что Он обладает наивысшей ценностью во вселенной, даже гораздо большей ценностью, чем вся вселенная. Но почтение признает также значение и ценность мужей и жен, созданных по образу Божьему. Это почтение очень важно по ряду причин.

Во-первых, когда я признаю ценность людей, я начинаю осознавать, как невообразимо богата моя жизнь, потому что она окружена и связана с таким количеством значительных мужчин и женщин. Моя жизнь, следовательно, приобретает чувство значимости и важности. Если я не уважаю и не почитаю или, что еще хуже, я бесчещу людей вокруг меня, то этим я обедняю свою собственную жизнь, я принижаю ее важность, потому что я действую, как — будто общаюсь с незначительными людьми.

Во-вторых, только когда я сам принимаю почтение в уважение других, я могу чувствовать свою значимость и полезность. Несомненно, существует прямая связь с большим количеством людей с приниженным и обедненным представлением о самих себе в нашем обществе и тем, как мы, как общество, преуспеваем в бесчестии. Мы бесчестим Бога и Его Слово, мы копим неуважение к институтам нашего общества, мы презираем прошлое, моральные ценности, родительские права, власть и права других. Неуважение и бесчестье не столько выявляются, сколько прославляются. Многие люди в средствах массовой информации зарабатывают себе на жизнь на этом. Все нужно показать ущербным и лживым, тогда мы пожинаем то, что сеем, как указывает псалмопевец:

Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились3. Псалом 11:9

Но мы также пожинаем результаты и в себе. Мы обесчещены, мы страдаем в области самооценки и самоуважения, мы поражены чувством ничтожности.

Наконец, попытка дать самому себе хорошее представление о себе заводит в тупик. Это невозможно сделать, я не могу воздать себе честь, несмотря на то, что говорят нам все книги по аутопсихологии. Мы зависим, друг от друга, наше представление о себе формируется из наших взаимоотношений. Обедненное представление о себе может выявляться неспособностью создать или поддержать хорошие взаимоотношения с другими людьми, но сначала оно формируется плохими взаимоотношениями или недостатком хороших взаимоотношений, и этот недостаток обычно является недостатком поддержки или почтения.

Мера ценности

Если уважение или почтение является признаком значимости или ценности, мы должны решить, откуда берется эта ценность и как она возрастает. Любая Ценность приписывается извне. Ценность чего-либо — Это просто значение, которое люди вкладывают в это. Я могу потратить миллион долларов на создание и производство какой-нибудь суперштуковины и такую же сумму на ее рекламу. Но если никто не купит эту суперштуковину, ее ценность равна нулю, или, в лучшем случае, ценности использованных материалов. С другой стороны, люди могут выложить состояния за редкую марку, цена материалов которой всего лишь два квадратных сантиметра бумаги, затраченных на ее производство, ценность которой близка к нулю. Поэтому то, что люди уважают и ценят, совершенно безошибочно указывает на ценности, на которых строится данное общество или группа людей. Это дает нам основание для сопоставления нашего общества с другими или нашего общества сегодня с тем, чем оно было в другие времена. Очевидно, что западное общество придает наибольшее значение развлечениям, занятиям спортом и материальному достатку, потому что именно те, кто преуспевают в этих областях, получают наивысшие почести.

Но верна ли эта система оценки, на которой мы строим свои подсчеты по отношению к человеческим существам? Если нет, какую же систему оценки следует использовать? Библейская система оценки, применимая к человеку, имеет три измерения ценностей, к которым мы сейчас обратимся.

Внутренняя ценность

Внутренняя ценность — это ценность, принадлежащая внутренней сущности личности или веши. Например, если у вас в руках золотое ожерелье, вы можете разбить его молотком, мы можете стереть его в порошок, вы можете сжечь его в огне, но в нем содержится внутренняя ценность, которая переживет все эти разрушающие силы — ценность золотого металла. Такова внутренняя ценность, она неизменна, неопровержима и несокрушима.

Моя внутренняя ценность — это моя ценность как личности вне зависимости от моих ларов, моих достояний и моих достижений. Эта вечная ценность и значение дается мне Богом, то есть, также приписывается извне. Я ничего не могу сделать, чтобы что-то прибавить к этому, и ничего, чтобы что-то отнять. Так же как Бог безусловно дает мне любовь, Он безусловно дает мне значение Я до сих пор помню то время, когда это озарило меня. Теперь я понимаю, что если я с этого момента буду самым блистательным и успешным человеком из всех, когда-либо живших на земле, это не прибавит ни йоты к моему вечному достоинству. Эта ценность дается, а не зарабатывается или заслуживается. Но если я с этого момента буду терпеть неудачи во всех делах, если я потеряю свою репутацию, свое здоровье, свое служение и свой рассудок, ничто из этого никак не поставит под угрозу мою вечную внутреннюю ценность. Осознание этого принесло чувство безопасности в мою жизнь подобно некоторым другим истинам.

Первая ценность, которую необходимо установить в детях — это чувство внутренней ценности, когда они поймут, что они драгоценны сами по себе, а не по каким-то причинам. Им не нужно стараться достичь некоего стандарта для того, чтобы заработать эту ценность, или развить ее, они обладают этой ценностью и значимостью по праву своего существования. Осознание своей внутренней ценности необходимо для детского чувства безопасности и самооценки.

Невозможно преувеличить важность уважения внутренней ценности личности. Самый тупой, самый деградировавший, самый неспособный и самый умственно отсталый человек, будучи живым, все еще обладает внутренней ценностью и значением, как личность. Это не значит, что этот человек имеет значение для общества или для чего-то еще, этот человек имеет самодостаточную ценность, и эту ценность всегда нужно увеличивать. Люди всегда имеют достоинство, которое принадлежит и личностям, как вечным существам, сотворенным по ‘ образу Божьему, падшим, но искупленным и имеющим возможность вечного общения с Богом. Недостаток этого основополагающего понимания стоит за большой частью несправедливости и угнетения в мире сегодня, включая аборты, нищету, расовую дискриминацию, проституцию и порнографию.

Тем не менее, этот тип уважения к людям требует от нас очень четкого различия между тем, кем является человек и тем, что он делает. Иисус всегда делал это различие и одним из самых замечательных примеров этого является встреча с самарянкой, описанная в Ин. 4. Когда Иисус сказал ей: «...у тебя было пять мужей (по всей вероятности, она разводилась, а не оставалась вдовой), и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе», — она не вспыхнула и не сказала: «Не твое дело!» Она сказала: «Господи вижу, что Ты пророк». Ин. 4:18-19. Это удивительно. Я верю, так произошло, потому что к этому моменту, она уже точно знала, что Иисус ценил ее как личность. Он обратился к ней с теми же словами, какие Он использовал в разговоре со Своей матерью на свадьбе в Кане, в то время, как Он прекрасно знал об образе жизни самарянки. Так как Иисус очень заботился о ней. Он должен был противостать ей и ее моральному падению, но так как она была уверена, что Он принимал ее, как личность, она не чувствовала отверженности при этом столкновении. Это было, как будто они, стоя бок о бок, смотрят на ее жизнь и Иисус говорит: «Какой беспорядок», — и она говорит: «Да, ужасный беспорядок».

Такой тип уважения лежит в центре всех искупительных взаимоотношений, но вы не можете имитировать его и успокоиться на этом. Люди тонко чувствуют отношение. Но если такое уважение присутствует в вашем сердце, я обнаружил, что вы можете быть прямолинейными и резкими в отношении образа жизни людей, насколько это необходимо, и они не почувствуют себя отверженными. Они могут оспаривать ваше суждение, они могут спорить об их частном случае, но они не будут удаляться от вас потому, что вы смотрите на веши по-другому. Но если это уважение отсутствует и в нашем разуме мы смешиваем вместе человека и его образ жизни, тогда мы сталкиваемся с проблемами. Одна из них состоит в том, что осуждая образ жизни, мы также отвергаем и человека. Вторая проблема в том, что желая принять человека, мы не знаем, что делать с его образом жизни. У нас нет ответа к человеку, который говорит: «Ты должен принять меня таким, какой я есть, и это включает мое гомосексуальное поведение, мое пристрастие к наркотикам и мою нечестность. Не смей критиковать их, иначе ты судишь, а христиане не должны судить».

Умение руководить людьми на рабочем месте или в Церкви зависит от того же основополагающего разделения. Возможно, мне придется сказать: «Как человек, я полностью и несомненно принимаю тебя. Как брат или сестра во Христе, я принимаю тебя безусловно. Но я не могу и не буду принимать твой стандарт поведения; что-то необходимо предпринять».

Ценность характера

Вторая мера ценности, которую необходимо определить — это ценность, возникающая благодаря характеру. «Доброе имя лучше большого богатства…», — говорится в притчах Пр. 22:1, ‘…имя твое, — поет невеста своему возлюбленному в Песне Песней Соломона, — как разлитое миро;…» Пес. Пес. 1:2 Имена в Библии всегда означают некую целостность или характер. Существует острая нужда в возвращении уважения и почтения, связанных с характером, в систему ценностей нашего общества.

Сегодня в обществе интеллектуальные способности, спортивные данные, артистический талант, деловой или политический образ и личное дарование оцениваются гораздо выше внутренних качеств характера, и иногда все это используется для извинения или оправдания отсутствия моральных стандартов. Даже Церковь скатывается к стандартам общества, уважая дар и служение более высоко, чем Богобоязненный характер.

В Новом Завете, ударение делается не на дары, возможности или таланты, а на характер. Характер, а не Харизма, является лакмусовой бумажкой. Например, существует очень мало четких указаний о том, что делает пресвитер, или каковы функции дьякона, но очень много внимания уделяется тому, какими людьми они должны быть. Причина этого в том, что их роль, в основном руководящая, то есть они должны устанавливать и формировать стандарты христианской жизни, применяемые в христианской общине. Не многие пресвитеры понимают эту ответственность. Меня однажды позвали в Церковь, которая была заражена проблемами распрей и ожесточения на протяжении многих лет. Они проходили через катастрофы с пасторами, с лидерами, со старшими членами Церкви. Когда мы обсуждали их роль, как пресвитеров, мы наткнулись на истинный корень проблемы. Все время этим людям не хватало смелости действовать эффективно в конкретной ситуации, потому что у них были личные проблемы в той же области. Этого было достаточно, чтобы заставить их замолчать и воспрепятствовать применению их власти. Когда с этим честно разобрались перед Господом, они созвали Церковь, исповедали свою неудачу в попытке вести Церковь в правильном направлении и четко установили Библейский стандарт гармонии и принятия, которые Бог установил для Своего народа. Проблемы прекратились почти мгновенно.

Когда я думаю о характере, я часто думаю о моем отце. Он был рабочим человеком, тружеником всю его жизнь, совершенно неизвестным вне маленького семейного круга и поместной баптистской Церкви, которую он посещал. Но когда он умер, он оставил четырех детей, которые все были христианами, и которые все вступили в христианские браки. Он пошел к своему Богу со столькими ошибками в его жизни, сколько было сорняков в его саду. А садоводство, было его большим увлечением. Я иногда думаю, что еще человек может сделать со своей жизнью, обладая непребываюшей ценностью?

Но характер будет иметь ценность для следующего поколения, только если он высоко оценивается настоящим поколением. Если мы создадим мнение, которое оценивает личность выше характера, или успех выше характера, или собственность выше характера, то наши дети последуют нашему стандарту.

Ценность, явленная достижением

Существует третья мера значимости и ценности — это признание поведения или достижения. Пресвитеры, усердно трудящиеся в слове и учении, достойны особой чести, пишет Павел. Мы должны почитать в этом отношении тех, кто достоин почестей 1 Тим. 5:17; Рим. 13:7 Во всем, что мы делаем, мы должны иметь целью совершенство. Мы должны хотеть стать как можно более успешным во всем, чем мы занимаемся. Конечно, мы можем иметь ограниченные возможности и дарования, и не многие из нас, даже если очень постараться, потрясут мир, но мы все можем, подобно Павлу, стремиться из всех сил к благодати Божьей, которая в нас. Нам нужно посвятить себя росту. Маленькая девочка растет, даже не стараясь. Кормите ее, позволяйте ей спать и заниматься упражнениями, проявляйте любящую заботу, и она будет расти, но только до определенного момента, только до определенного естественного уровня развития. Эта маленькая девочка никогда не станет врачом, политиком, учителем, музыкантом, если когда-нибудь она не посвятит себя росту сознательно. Наши Церкви полны «зрелых христиан». Это христиане, которые выросли до естественного уровня духовного развития лет двадцать тому назад, и с тех пор почти не изменились.

Нам на самом деле не нужно лезть из кожи вон или прыгать выше головы, чтобы ощутимо и значительно продвинуться вперед. Ведущие корпорации США, задающие тон и твердо стоящие на ногах, не Делают все в два раза лучше других, они просто делают все на 1% лучше кого-либо другого. Совершенство, или путь к нему — через такой же подход, в пределах досягаемости каждой Церкви, каждого дела, каждой семьи и каждого человека при любой форме отношений. Это означает просто постепенное улучшение нашего поведения во множестве областей. Это произойдет в Церкви, ели в течение одного года каждый ее член посвятит себя ему, чтобы стать всего на 1% более любящим дома, на 1% более прилежным на работе, на столько же более последовательным в изучении Библии, более заботливым по отношению к своим соседям, более щедрым в пожертвованиях, более активным в делах Церкви и более чувствительным к голосу Бога? Через несколько месяцев вы будете в центре пробуждения.

Как нам правильно оценивать совершенство? Признавая и подтверждая усилия, награждая как намерения, так и результат и замечая и восхваляя достижения. Один из моих сыновей был школьным учителем. Он поделился со мной одним из лучших воспоминаний о тех, иногда трудных годах. Его коллега, по национальности маори, заходил в классную комнату моего сына и всегда находил что-то, достойное восхищения и похвалы, будь это плакат, рабочая схема или какое-то пособие. Это сделало больше для посвящения Марка своей профессии и для его желания работать как можно лучше, чем любые оценки, продвижение по службе или увеличение зарплаты.

Нам нужно во всем посвятить себя совершенствованию, делая это от всего сердца, как для Господа, в большей степени, чем для людей Кол. 3:24 Бог заботится о результатах и достижениях. «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» Иер. 17:10. Бог дает силу производить богатства. Богатство — это не деньги, деньги мы оставляем здесь, богатство мы берем с собой. Богатство — это искусство, опыт и знание, приобретаемое нами в этой жизни, через продуктивное использование даров, данных нам Богом.

Применяя систему оценки

Оказывая почтение, мы должны быть предельно ясны в системе оценки, используемой нами, и человек, получающий почтение, должен также понимать это основание.

Мера ценности

Как ценность обретается

Признаваемое почтение

Внутренняя

Данная, не заработанная

Вечная ценность личности

Характер

Заработанный а не данный

Каков человек, или каким он стал

Достижение

Заработанное, не данное

Что человек сделал или достиг

Человек может достичь выдающихся результатов в особом поле деятельности: искусстве, спорте или бизнесе, но все же обладать очень нехорошим характером. По-праву оценивая его достижения, мы не одобряем или уважаем автоматически его характер, также мы не говорим, что он более ценен, чем кто-либо еще, так как существует внутренняя ценность каждого человека. Тот же самый подход верен в случае, если человек обладает характером, достойным почтения еще не означает, что его необходимо титуловать за всевозможные достижения, которых не было в его жизни. Так же невозможно удовлетворять нужду людей во внутренней оценке и подтверждать их ценность с помощью восхваления несуществующих достижений или без критики принимая их характер, стиль жизни или дурные привычки в поведении.

Содержание почтения

Также как и другие элементы взаимоотношений, нам необходимо расти в своем понимании того, что мы подразумеваем под почитанием и уважением, так как эта концепция настолько пренебрегаемся в нашем обществе, что даже сами эти слова выглядят старомодно. Ниже приведены некоторые взаимосвязанные выражения, которые помогут обогатить концепцию почтения. Нам в жизни так не хватает их всех.

1. Принятие

То, каким образом мы используем слово «принятие», может быть очень пассивным, даже фатальным: «С этим ты ничего поделать не можешь, тебе надо просто принять это». Под принятием мы подразумеваем не это. Принятие — это активное отношение принятия, которое приглашает человека с неповторимой теплотой и уважением. Оно гласит: «Ты являешься очень ценным дополнением к этой группе», — или: «Я так рад, что ты являешься членом этой Церкви, или семьи, или команды». Именно это Павел имел ввиду, когда он говорил: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» Рим. 15:7

2. Признание

Признание — это отношение к человеку таким образом, чтобы показать ему, что он достоин нашего внимания, как нечто уникальное и индивидуальное, и что мы заинтересованы в его деятельности или достижениях, или мнениях. Это показывает, что мы не оцениваем его качества и что мы подходим к нему с позитивным или доброжелательным отношением.

3. Подтверждение

Подтверждение — это поощрение чувства самооценки личности, уделяя внимание его способностям и дарованиям. Подтверждение зиждется на истине, что все мы были сотворены Богом на добро, в некоторых направлениях, но не во всех и мы сосредоточиваемся на том, что мы делаем хорошо, а не на том, что мы делаем плохо. Это — придавать значение хорошей стороне человека.

Это сказать: «Я думаю о тебе, как о достойном человеке и хотел бы, чтобы ты думал о себе также». Мы так далеки от понимания почтения, что подобное утверждение звучит странным для нашего христианского слуха, тем более для нас странно принять его.

4. Признательность

Признательность — чувство более субъективное, чем подтверждение. Оно выражает удовольствие, переживаемое нами в присутствии другого человека, то, как он одет, или то, как он говорит или черты его личности. Признательность говорит: «Я очень рад наблюдать за тобой, взирая на то, что и как ты делаешь».

5. Одобрение

Одобрение выражает наше согласие с достижениями или действиями или мнениями человека. Мы с ним — по одну сторону баррикад и выражаем свою поддержку, делая это, мы показываем, что их поведение мы считаем достойным и ценным. Одобрение говорит: «Я полностью согласен со всем, что ты делаешь и в подобных обстоятельствах я сделал бы то же самое».

6. Восхищение

Это — выражение оценки и похвалы достижениям или характеру человека, но оно идет дальше, чем одобрение. Одобрение говорит: «Я бы поступил в точности таким же образом, как и ты», — восхищение же говорят: «Я не смог бы сделать даже половины того, как это сделал ты», — или: «Ты в этом установил стандарт, побуждающий меня стремиться к этому».

7. Признание

Признание — это оказание человеку одобрения, похвалы, или поощрения публично или перед другими людьми, в его простейшей форме — это представить своего друга группе. Если я произнесу нечто вроде: «Для меня большое удовольствие представить вам моего очень хорошего друга Билла», — это укажет на то, что Билл — достойная личность, стоящая достаточно высоко в моей системе ценностей, и я желал бы, чтобы остальные относились к нему подобным же образом.

Оказывая уважение, отдавая почтение

Недостаточно понимать природу уважения или почтения, или даже радоваться его важности; нам необходимо знать, как воплощать все это в практику. Почтение должно быть «отдано» перед другими людьми (отсюда «отдание чести»); и мы также говорим об «оказании» уважения. За этими выражениями стоит истинный смысл, что просто думать с уважением о ком-либо или просто чувствовать, какой достойный или хороший тот или иной человек, это бесполезно до тех пор, пока оно не выражено.

Отдание чести действием

Простейший путь оказания почести — это выразить его словами, простыми, искренними утверждениями, что они заслуживают нашего одобрения, удовольствия или оценки. Вы можете сказать это прямо в лицо, в этом случае человек должен прочувствовать теплоту в нашем голосе и выражение на нашем лице; таким образом, мы можем расширить значение различными способами. Или мы можем сделать это письменно, в чем не будет хватать личного впечатления до некоторой меры, но это произойдет более намеренно и сознательно, и оставит запечатленную запись, чтобы человек мог перечитывать это снова и снова.

Другой путь, как мы можем выразить почтение — говоря хорошо друг о друге какому-нибудь третьему постороннему лицу. Павел делал это постоянно и его послания Церквям часто полны теплых личных отзывов о совработниках или коллегах Рим. 16:1;1 Кор. 16:15-18; 2 Кор. 8:23-24

Выражение похвалы, уважения, высокой оценки, поддержки, одобрения и восхваления — это пути воздаяния чести. Родителям необходимо помнить это. Дети рождаются с двумя основными потребностями: потребностью в любви и потребностью в значимости, или потребностью испытывать к себе хорошие чувства. Эта последняя потребность связана с почтением и не является тем же самым, что и потребность любви. Конечно, ребенок, которого любят, имеет больше шансов почувствовать, что его еще и почитают, но это не обязательно, и конечно, нелюбимый ребенок теряет в обоих отношениях. Когда нахватает почтения, ребенок будет страдать, даже если любви достаточно. Самое обычное последствие этого — комплекс неполноценности или, что еще хуже, недостаток надежды, недостаток самой смелости существовать. Главную роль в этом играет отец. Отцовство дает ребенку чувство собственного достоинства. Поучительно читать об отеческом отношении к Иисусу. Это давало Ему чувство идентичности. «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение», — и почтение: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» Мр. 1:11; Ин. 5:23

Однажды я участвовал в телевизионной дискуссии по проблемам родителей и детей. Перед тем, как предстать перед камерой, я говорил с еще одним участником дискуссии, преподавателем психологии развития детей в одном из наших университетов, о необходимости иметь эталоны отцовства. Я сказал, что я хотел бы знать об отцовстве Бога, когда мои дети были юными, так, как я знаю это сейчас, и я был бы гораздо лучшим отцом, чем я был. Его ответ был характерным. Он не понял всей этой суматохи вокруг отцовства, он сказал, что все, в чем нуждается ребенок — это хорошая родительская опека, и не важно, идет она от отца или от матери. Теперь я знаю, что растущее число неполных семей означает, что роли отца и матери должны каким-то образом исполниться одним человеком, но это не является Божественной нормой. Отцовство и материнство — не одно и то же. Для различения я сказал бы, что материнство, в основном, удовлетворяет потребности ребенка в любви, а отцовство удовлетворяет потребности ребенка в достоинстве. Ясно, что это не совершенно раздельные части. Отцам тоже нужно воспитывать, а матерям поддерживать, но понаблюдайте за своим маленьким ребенком — если он падает и сдирает коленки, то в большинстве случаев бежит за утешением к матери, но если он приходит из школы, гордясь чем-то сделанным, он в большинстве случаев желает это показать отцу. Прежде всего, мы должны поддерживать внутреннее достоинство ребенка. Легче поддерживать хорошенькую девочку или умненького и хорошо сложенного мальчика, а как быть с теми, кто не сложен хорошо и не умненький? Как они получают свое чувство достоинства? Вам нужно говорить своим детям много раз не только «Я люблю тебя», но и «Я думаю, что ты аккуратный. Я так горжусь тобой».

Почитать своим поведением

Чтобы определить в полноте, каким образом мы выражаем почтение или уважение, нам также необходимо уделить внимание тому, каким образом мы ведем себя по отношению друг ко другу в конкретных ситуациях.

1. Мы выражаем уважение, признавая друг друга в компании и поддерживая друг друга на виду у всех.

Например, когда нас представили по имени группе людей и нас очень тепло пригласили, то мы ощущаем, что каким-то образом нас оценили и признали наше значение. Таким образом, мы чувствуем, что нас уважают.

2. Мы оказываем человеку уважение, когда ищем его совета, спрашиваем его мнение в отношении вопросов, касающихся нас, или когда мы предоставляем наши взгляды или мнения их оценке или критике, и затем воспринимаем их совет или мнение серьезно. Таким образом мы выражаем, что мы ценим их суд и, по меньшей мере своим поведением, мы показываем, что мы также уважаем и ценим их самих.

3. Мы оказываем честь людям, когда мы оказываем действительную заботу об их благополучии и их лучших интересах. Такая забота говорит человеку, что он очень значителен и ценен в наших глазах, и что мы желаем для него самого лучшего, даже если это будет дорого стоить для нас самих.

В 60-х гг., в Австралии, я нанимал торговых агентов для компании в Новой Зеландии во время чудесных дней всеобщей занятости в нашей стране. Мы находились в Аделаиде, проводя собеседования с плотниками, и ко мне подошла пара англичан, лет 40. Мы поговорили о работе, о прошлом мужа и его опыте, и было ясно, что он подходил нам и был готов ехать. Его проблема состояла в том, что они уже эмигрировали однажды, из Англии в Австралию, и он сомневался, стоит ли съезжать с насиженного места вместе с женой 2-й раз и отрывать ее от дома и друзей снова. Я навсегда запомнил ответ его жены, который застрял в моей памяти на многие годы. Она повернулась к нему и сказала: «Не волнуйся обо мне, дорогой, важна твоя карьера» Я помню, как подумал тогда: «Надеюсь, этот плотник по достоинству оценивает такую жену». Это было истинным выражением уважения.

4. Уважение или почитание людей также означает призвание их права:

(а) Делать решения, которых не сделали бы мы;

(б) Делать ошибки, которых не делали бы мы;

(в) Придерживаться точек зрения или мнений, которых мы не придерживаемся, и

(г) Следовать указаниям своей собственной совести. Это очень важно в отношениях христиан друг с Другом, и родителей со своими детьми, достигшими зрелости.

5. Мы показываем, что мы уважаем и почитаем людей, когда мы твердо придерживаемся линии, что они самостоятельные люди, которые отвечают за свою собственную жизнь. Поэтому, мы противостанем им, когда они берут на себя слишком много, или когда они делают что-то неправильное или опасное в своей жизни. Делая это, мы говорим, что мы считаем их слишком ценными, чтобы позволить им повредить свою жизнь или репутацию, пренебрегая проблемами, в мы даже берем на себя риск задеть их своими словами.

6. Дарение подарков может выражать не только нашу любовь, но также наше почтение. Подарок часто является выражением или символом нашего уважения, которое мы испытываем друг к другу, а так же ценность, которую мы видим друг в друге. Вот почему приношения являются частью нашего поклонения Богу: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» Пр. 3:9

7. Мы уважаем один другого, жертвуя собой во взаимоотношениях для другого. Например, предлагая человеку свою дружбу, мы также выражаем чувство, что мы ценим его и выделяем среди других людей, потому что мы желаем, чтобы он занял особое место в нашей жизни и окружении, и сами ищем подобающего места в их жизни. Вот почему уважение занимает очень важное место в половых отношениях в супружестве. Словами в брачной церемонии это можно выразить так: «Своим телом я почитаю тебя». Это, возможно, самое высшее выражение почтения, которое мужчина может отдать женщине и женщина может дать мужчине. Именно поэтому Божественной мудростью это позволяется только в завете супружества. Это является наивысшей точкой выражения всех категорий, которые предшествуют браку, то есть слова, взгляды, прикосновения, пребывания в присутствии друг друга, и забота о нуждах и интересах друг друга. Сегодня в СМИ супружеская верность постоянно и намеренно высмеивается, но любой служитель, любой священник или любой врач, имевший дело с человеком, прошедшим через травму супружеской неверности со стороны партнера по браку, скажет вам то же самое. Больнее любого чувства злости, или раны, или ревности давит осознание, что тебя обесчестили, украли достоинство и личную значимость. Эта тема редко исследуется основательно и из-за того, что с ней не разобрались до конца, многие попытки примирения терпят неудачу.

Другие пути выражения почтения

В основном мы общаемся двумя способами, один — гласный, то есть с помощью слов, другой — негласный, выражающийся с помощью рук, выражения лица, языком движений, оттенком и тоном нашего голоса и т.д. Иногда послание, выражающееся словами, отлично от послания, которое мы сообщаем этими средствами. Любой эксперт в этом деле скажет вам, что негласное послание по меньшей мере в 5 раз более эффективно, чем гласное послание, и если два послания противоположны друг другу, то воспринимающий человек всегда будет верить негласным средствам. Мы говорим: «Ты мог сказать это так, как сказала это она, потому что ее слова были полны сарказма».

Ниже приведены некоторые из негласных способов, которыми мы выражаем почтение. Нам нужно уделять большое внимание им, потому что часто мы не осознаем все негласные сигналы, посылаемые нами, а потому, удивляемся, как люди среагировали на них.

1. Через прикосновение, например, рукопожатие, похлопывание по плечу или поцелуй в щеку, объятия при встрече, даже уже со взрослыми детьми, или случайные, беспричинные прикосновения между мужем и женой, выражают не только близость, но и почтение. Вот почему, когда вы протягиваете руку для приветствия, а вас игнорируют, то вы чувствуете себя оскорбленным.

И мужчины и женщины, находясь на работе, в бытовых ситуациях, ежедневной деятельности, постоянно подвергаются опасности, что каким-то образом может пострадать их самоуверенность и самоуважение. Может быть вас обошли несправедливо на работе; у вас сорвалась сделка; на работу приняли кого-то другого, а не вас; прохождение через финансовые трудности; таким образом мы чувствуем в себе рану, и начинаем сомневаться в своих силах. С возрастом это может быть плохое здоровье, крушение юношеских планов и надежд и несостоявшиеся мечты. В этих обстоятельствах муж и жена могут защитить и поддержать поврежденную самоуверенность друг друга лучше, чем кто-либо другой на земле — или они могут нанести больше опустошительного вреда, чем кто-либо другой, потому что только они знают слишком хорошо слабости и ранимость друг друга.

2. То, как мы смотрим друг за друга. Часто своим взглядом мы можем выражать свое почтение друг другу, даже есть выражение — «смотреть на него, как на…», что само по себе является оценкой.

То, что нам труднее всего контролировать в себе — это тон нашего голоса, и наш взгляд. Если мы презираем кого-нибудь, это выразится в наших глазах, если он мне не нравится, то мои глаза передадут весь холод отношения. Если мы любим и восхищаемся или уважаем кого-то, то это также будет выражаться нашим взглядом. Иисус сказал: «Светильник для тела есть око…» Мф. 6:22, — поэтому выражение нашего разума и нашего сердца безусловно выразится в наших глазах.

Посмотрите на малыша, погруженного в свою игру в центре комнаты, осознающего любовь к себе, улыбки, гордые взгляды родителей и семьи. Вы можете увидеть, что происходит у него внутри. Что же происходит? Его маленький дух радуется почтению. Ученые скажут нам, что ребенок переживает первое чувство значимости еще задолго до того, как он начнет понимать слова. Откуда же он его обретает? Он читает его на лице своей собственной матери. В любящем, улыбающемся лице матери ребенок читает выражение, дарящее ему чувство собственной ценности. Но если лицо матери не улыбается или она отсутствует, у ребенка порождается чувство того, что все вокруг безнадежно плохо, что он никому не нужен. Вам лучше поверить этому. Я разговаривал со многими взрослыми, которые всю свою жизнь переживали чувство никчемности, жили с чувством, что с ними может произойти только плохое, и в этом сила того, какое они мнение имеют о себе. С такими людьми всегда происходит то, чего они ожидают.

Теперь я начинаю понимать, почему в Библии мужи и женщины пожилого возраста всегда желали видеть Божье лицо. «… я буду искать лица Твоего, Господи, — взывал Давид. — Не скрой от меня лица Твоего…» Пс. 26:8-9 Откуда приходит наше конечное осознание собственной значимости и ценности? От Божьего лица. Когда оно скрыто от нас, мы оставлены на милость любого внутреннего чувства собственной значимости.

3. Отдавая человеку особое место почтения. Это может быть формальная форма почтения, оказываемая позиции или рангу, трон правителя или судейское кресло, или неформальное — во главе стола за ужином, место рядом с председательствующим на собрании, или место в президиуме. Это может также выразиться в действии, когда мы пропускаем человека вперед или открываем ему дверь. Особая концепция почитания также входит в язык уважения. Мы говорим о человеке, которого уважаем: «Она занимает особое место среди нас».

4. «Присутствовать» ради человека, которого мы уважаем, то есть находиться там, где этот человек что-то делает или события касаются его. Часто, когда мы присутствуем физически, таким образом мы подчеркиваем свое внимание. Дети очень чувствительны к этому. Вспомните время, когда ваш маленький ребенок говорил вам нечто, а вы просто поддакивали: «Да, да, да, я вижу, я знаю», — а в это же самое время вы читали газету или ремонтировали прибор. И вот наконец, внезапный возглас: «Ты не слушаешь меня». Присутствовать ради другого человека означает уделять активное внимание тому, что он говорит; это также выражается в присутствии даже тогда, когда просто происходит какое-то событие. Вы можете начать разговаривать с кем-либо на празднике, и вдруг на середине разговора вы обнаруживаете, что ваш собеседник на самом деле смотрит куда-то поверх вашего плеча в другой край комнаты. Как вы будете чувствовать себя? Вы почувствуете безразличие, неуважение и у вас упадет настроение.

Я помню, как одна из наших маленьких внучек осталась с нами на лето. Наш дом находится на самом берегу моря и мы как-то были на пляже и строили песочный замок. Маленькой Лидии в то время было около шести. Внезапно она посмотрела на меня и сказала: «Дедушка, почему ты уделяешь мне так много времени?» Я посвящал ей не так уж много времени, но что произошло? Маленькая девочка чувствовала себя важной, ценной, значительной, потому что ей уделяли время.

Существует несколько важных вещей, которые обогатят качество наших взаимоотношений больше, чем восстановление и возвращение взаимного почтения и уважения. Существует больше шансов, что человек, которого чтят, и он знает это, будет вести себя достойно. Человек, которым регулярно пренебрегают, в конце концов не видит смысла делать что-то больше, чем жить так, как этого ожидают от него окружающие.

Человечество сотворено для почтения. Когда Бог сотворил мужчину и женщину, они были «облечены славою и честью». Нам необходимо вернуть взаимное уважение и почтение на каждом уровне нашего общества, между мужьями и женами, родителями и детьми, учителями и учениками, рабочими и руководителями, пасторами и паствой. Это начинается с почитания Бога и обнаружения чудесной истины о Божьем отношении к нам: «Так ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя…» Ис. 43:4