10. Самопожертвование

Один из книжниководнажды спросил Иисуса:«Какая первая из всех заповедей?» Иисус ответил, процитировав два отрывка из рукописейМоисея:

«Первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюбиГоспода Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душоютвоею, и всем разумением твоим, и всею крепости» твоею», — вот перваязаповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самогосебя». Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:29—31).

Главная цель жизни — любить Бога всем своим существом;вторая наибольшая цель жизни — любить других, по крайней мере с таким же вниманием и с такой силой, какуюрасходуем на себя. Говоря другими словами, человек был создан, чтобы любить и быть любимым.Именно из этого и состоитжизнь.

«Минуточку! — скажете вы. — Разве возведение любви в великий идеал не привело в первую очередь к «сексуальной революции» и не принесло нам так много болезней и смерти?»

Нет. Все эти годы общество не возвеличивало, а искажало смысл любви, что и вылилось в конце концовв «сексуальную революцию». Любовь, как учил Иисус, — это не просто теплое чувство, симпатия или побуждение, вызванное гормонами. Любовь — это твердое,смелое решение сделать благополучие ближнего более важным, чем свое собственное.

Идеал такой любви явил нам Сам Бог. В ответ на человеческую греховность, отдалившую нас от Него и от самой жизни, «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий,верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин. 3:16). Неимоверно тяжело было

Богу Отцу посылать Своего Сына во враждебный мир; и для Сына Егоэтот подвиг был мучителен. Бог мог бы разрешитьпроблему греха, бросив грешников на произволсудьбы или уничтожив их. Это было бы гораздолегче. Но Бог полюбилнас так сильно, что решил пожертвовать Собой, чтобы спастинас.

В ночь перед распятием Иисус сказал Своим ученикам: «Нет больше той любви,как если кто положитдушу. свою за друзей своих…» «Любите друг друга, как Я возлюбилвас» (Ин. 15:13, 12).

Любовь— это стремление осчастливить других. Это намного больше, чем просто приятно пообщаться с кем-нибудь. Это не порханиев поисках «настоящего парня» или «девушкимоей мечты». Истинная любовь не укладывается в рамки примитивного романа. Это совсемне то легкомысленное, ветреное увлечение, вызванное вырабатывающимся в мозге химическим ферментом, действие которого весьма непродолжительно.

Истинная любовь — это та любовь,о которой говорилИисус, заповедуя нам любить друг друга; это твердоерешение сделать счастливым кого-то еще.

Наше обществоимеет тенденцию заменять любовь различными формами своих интересов. Все чаще и чаще высшей целью в жизниявляется не любовь или служение другим,а самореализация.

«Искатьсебя» — другими словами, «любить себя» — похоже, что это сталопервым и самым важным делом в жизни многих.«Любовь к другим вполнеприемлема, — говорят люди, — если вы сначалапозаботитесь о себе».

Многие мужчиныготовы пойти на любую жертвуради продвижения по служебной лестнице. Женитьба,общение со своими детьми, молитвенная связь сБогом — все’ теряется в погоне за деньгами,престижем или властью.

Взрослея,люди все большеигнорируют своих родителей,и в немалой степени этопроисходит оттого, что, когда они были маленькими, родители не уделялиим достаточного внимания.И вот теперь проводитьвремя с престарелыми мамой и папой не интересно, а заботиться о них — дорого и трудно. Дети открыто заявляют, что раз никакой выгоды из этих отношенийне извлечь, то пренебрежение к родителямоправданно.

Идеализация своего «я», жизненный эгоцентризм широко представлены в искусстве, литературе, кино, философии. Некоторые художники доказывают, что они абсолютно не несут никакойответственности за зрителя. Они считают, что их единственная ответственность — перед самимисобой. Они настаивают на свободевыражения любого побуждения, движения души без всякого самоограничения и беспокойства за тех, кто станет свидетелями их творчества. Романы и фильмы, как правило, изображают пресыщенных людей, живущих крайне безнравственно, и предполагается, что читатель или зрительпроявит симпатию к этим моральнымуродцам, вовсе не осуждаяих.

Мы можем исключить из нашей жизни аморальные фильмы и романы,а также претенциозное искусство. Но вот беда — мы видим, что такой образ мышления вторгается и в христианскую Церковь.Большая часть христиан эгоцентрична. Многие христиане намного больше заботятся о личных благах, чем о служенииХристу.

Есть даже такие священнослужители, которые внушают христианам, что исполнение Божьей воли совсем не требуетсамопожертвования. Комфортабельный дом, престижный автомобиль, дорогая одежда — на всеэто ушли деньги, которые так необходимы множеству голодающих людей, которыеможно было использовать на служениеблаговествования. Есть люди, которыетратят огромные суммы на красивоецерковное оборудование. И лишь после того, как заплачено за толстыйковер, орган, звуковую систему и мягкие сиденья, жалкие остатки жертвуются на распространение Евангелия в других странах.

Даже из дискуссийо материнстве мы можем сделать вывод о том, как изменились приоритеты в нашем обществе. О ребенкеговорят теперь как о некоемконкуренте, претендующем на время и энергию матери. Дети рассматриваются как угроза саморазвитию женщины. В Соединенных Штатах подавляющее большинство абортов делаются не для того, чтобы спасти жизнь матери или избавить

девушкуот последствий кровосмешения или изнасилования. Они совершаются потому, что иметь ребенкабудет «неудобно».

Причиной большинства разводов является не насилие или супружеская измена. Чаще всего люди разводятся, когда один или оба супруга решают, что их брак не состоялся; фактически же они освобождают себя для новых отношений, более удовлетворяющих их себялюбие. Но увы! Бывшиесупруги забирают свои проблемы с собой.Новые отношения обычно начинаются с нарастания тех же самых трудностей, что и прежние.

Некоторыелюди утверждают, что только любовноевлечение составляет реальную основу брака;и наоборот, если страсть угасла, им уже нет смыслажить вместе. Поэтому они ищут того, чего имне хватает, вне брака.

Но социологические опросы людей, вовлеченных в супружескую измену, ясно демонстрируют, что она не приносит счастья кому бы то ни было. Вместо этого усугубляется личное несчастье человека.

Кроме того, ошибочным является предположение, что когда порывынежной страсти затихают, то любовь умирает.

Для трехлетнего ребенка первая поездка в плавательный бассейн с его шумом, плеском,брызгами может быть захватывающим событием. Но когда он становится старше, волнение постепенно исчезает.Однако вряд ли он откажется от бассейна из-за того, что уже не переживает, как в первыйраз, столь острого восторга. Он учится плавать, затемнырять — и это еще более прекрасно.

В любви происходит примерно то же самое. Сначала все романтично: розы, мерцание свечей. Чувстваярки, полны удивления, волнения и тайны. Постепенно волнение немного стихает. Но это совсем не означает,что любовь закончилась! Это лишь признактого, что любовьизменяется, растет,расширяется, включает другие наслаждения: уверенность, доверие, общение и глубокоеузнавание. Чем дольше она продолжается, тем глубже и постоянней становится.

Поэтому,если после первойбрачной недели ушло захватывающее дух волнение,не спешите с выводом, будто вы разлюбили. И не пускайтесь на поискидругого партнера. Не копайтесьв своих чувствахи сохраните эту любовь.Поскольку мы можем изменить свои чувства своими же поступками, то любовныедействия в конечномсчете приведут к любовным чувствам. Чем больше вы отдаете— тем более продляетерадость интимных отношений.

Итак, приняв однаждыобязательство любить кого-то до тех пор, пока смерть не разлучитвас, выполняй его! Даже когда супруг (супруга) не заслуживает этого, продолжайлюбить — точно так же, как Бог любит тебя, когда ты не заслуживаешь этого. Если вы будетепоступать таким образом, вероятнеевсего, любовь вернется к вам, став еще более глубокой,чем прежде.

Учение Иисуса категорически отвергает идеал эгоистичной жизни. Он призываетнас любить

«невзирая на», Он учит нас любить «несмотря на». Иногда такая любовь— тяжелый труд. Конечно же, любовь— это не всегда золотой закат и теплый легкий ветерок. Это не всегда эмоциональное возбуждение и приятныеромантические ощущения. Забота о больноммалыше или ослабевшем ро- дителеможет стать сложнойзадачей, требующей терпения и труда. Но эта забота иесть проявление настоящейлюбви, таящей в себе семена вечной радости.

Фактически конечной целью интимной близости является не наслаждение, а длительный процесс,который временамибывает довольно-таки неприятным. Хотя половые отношения и не служат только для воспроизводства, тем не менее рождениепотомства следует считать их конечной целью. Тот факт, что физическая близость может создаватьновую жизнь, является удивительным и славнымвенцом любви. Чудо рождения ребенка напоминает нам, что цель любви — это забота о тех, кто не может позаботиться о себе сам. Иметь детей— это трепетноетаинство, побуждающеенаск высочайшим идеаламслужения и любви.

Иисус призывает нас к жертвенной любви. Он призывает терпеливо переносить испытания, боротьсяс грехом и тьмой. Только если вы до конца несете свой крест, вы придете к подлинному счастью. В Ин. 10:10Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Он не преувеличивал.

Каждый барьер,который Бог ставит перед нашими природными побуждениями, на самом деле являетсяочередной ступенью к полнойсвободе. Когда мы делаем библейские принципылюбви безусловным правилом своей жизни, мы тем самым защищаемся от лжи так называемой «свободной любви» и ее последствий. Воспользуйтесь возможностью испытать настоящую, полную радости Любовь — любовь,отдающую себя полностью и без остатка.