1. Брак, развод и повторный брак

Нам обязательно нужно обращаться к предмету брака, развода и повторного брака, принимая во внимание острую актуальность, а также сложившуюся в наши дни ситуацию и позицию Церкви в атом вопросе. Это величайшая проблема человеческих отношений, вопрос развода и повторного брака вырос до международных масштабов.

Я пишу эту книгу, исходя из трех основных причин. Во-первых, я пишу как человек, переживший боль разбитой семьи. Мой отец оставил семью, когда мне было пять лет. Я знаю, что значит расти без отца. Я видел трудности и давление, оказываемое на мать-одиночку, которая пытается поднять семью на ноги своими собственными силами. Моя мама переживала жуткие страдания, доходя даже до эмоционального срыва и многочисленных попыток самоубийства.

Я знаю, какую рану может нанести молодому сердцу развод. Мы с братом ненавидели своего отца за это и даже планировали его убить, когда достаточно повзрослели. Я определенно понимаю, почему Бог сказал, что Он ненавидит развод (в Мал. 2:14-16 в англ. переводе Библии сказано, что Бог ненавидит развод — прим. переводчика), потому что я видел и пережил ту сердечную боль и то разрушение, к которым он приводит.

Во-вторых, я пишу также как человек, который знает радости чудесного брака. Сейчас, когда я об этом пишу, я нахожусь в браке на протяжении шестидесяти двух лет. Я видел благословенность брака, которым управляет Божья любовь. Я знаю преимущества того, как хорошо иметь благочестивого партнера, возлюбленную, ведь я со своей женой сумел пройти через всю жизнь имеете, разделяя жизненные благословения и испытания. Мы сталкивались с трудностями в жизни и в браке, как и любая другая семейная пара, но Бог провел нас через это. Мы никогда не искали легкого выхода из брака путем развода, мы всегда искали Божьей помощи, и Он помогал.

В-третьих, я пишу, как служитель Евангелия, как человек, имеющий божественное поручение сохранять Слово Божье как наивысший авторитет и путеводитель во всем. Я видел боль, страдание и осуждение, в которых окрашивались жертвы развода, в результате неверного истолкования Писания, законнических верований и религиозного мышления. Я видел тех. кто, чувствуя себя представителем Христа, осу ждал людей, которые развелись и повторно вступили в брак, обращаясь с ними, как с второсортными христианами, будто они совершили непростительный грех. Однако же они сами были совершенно непохожи на Христа в милости и благодати, с которыми Он служил людям.

Я видел некоторые пары, которые утверждают, что они христиане, но относятся к своему браку как к сделке типа «легко вошел — легко вышел. Я не оправдываю подобное отношение безответственности, считаю это недостатком посвящения, который, по-видимому, присущ сегодня многим церковным кругам.

Наша проблема состоит в том, что мы выросли в разных церквях и были научены по-разному смотреть на одни и те же вещи, а сами над этими вопросами не особо задумывались. Мы просто принимали то, что говорили другие с кафедры. Но я всегда относился по-иному. Я родился и вырос южным баптистом, но в 1934 году я получил откровение по поводу божественного исцеления, а в то время я был прикован к постели. Я увидел, что Библия учит тел» вещам, которым моя церковь в то время не учила.

Итак, с того дня и до сегодня я никогда не следовал церковному учению, не изучив его сам, потому что церковное учение чуть было не свело меня в могилу. Когда я в подростковом возрасте был прикован к постели, мой пастор не давал мне никакой надежды. Он не знал о вере и исцелении. Он говорил мне: Просто потерпи, мой мальчик, скоро все это закончится».

Когда я был молодым служителем, я не особо задумывался над вопросом брака, развода и повторного брака. У меня не было причин много об этом думать. Но три различных вопроса — брак, развод и повторный брак затронули что-то внутри меня и заставили заду литься. С того времени я провел многие дни, месяцы и годы, изучая этот вопрос. И все же когда я пытался интерпретировать 1Коринфянам 7-ю главу в свете того, что Иисус сказал в Матфея 19, я безнадежно запутывался. Казалось, Павел противоречит Иисусу, делая исключение, которого Иисус не признавал. И лишь после того, как я увидел несколько ситуаций из реальной жизни, я разобрался по поводу этого кажущегося противоречия.

Первый случай — неверная жена

Я принял спасение в пятнадцать лет, будучи прикованным к постели. Незадолго до моего семнадцатого дня рождения я был исцелен и начал служить. В те первые два года я просто проповедовал везде, где передо мной открывались двери: в молодежных группах, на улице, в тюрьмах и на домашних молитвенных собраниях. Потом, когда мне было восемнадцать, я проповедовал на служениях вместе с другими служителями. В одной общине у нас спаслось много людей. Они хотели основать церковь, и попросили меня быть пастором. Я проповедовал там шесть или семь недель до принятия решения, буду я пастором этой церкви или нет. Я решил, что буду.

В том городе был молодой человек, которого я знал с детства. Он был старше меня на десять лет. Этот человек был усыновленным ребенком. Хотя его родители воспитали около тридцати двух других различных детей, он был единственным, кого они усыновили. Других детей они просто воспитывали. Родители этого парня были хорошими Божьими детьми. Они ходили в церковь, и я уверен, что они были спасенными. Этот молодой человек вырос в церкви. Позже он рассказывал мне: «На самом деле я даже не знал, что я не был рожден свыше до тех пор, пока не попал в общество полноевангельских верующих и не обнаружил, что все это время я просто был членом церкви, не более».

Когда ему было около двадцати двух лет, он женился на женщине из того же города. В то время мне было всего лишь двенадцать лет, но в маленьком городе с населением в 8,5 тысячи человек почти каждый знает все, что происходит. Этот молодой человек зарабатывал на жизнь, занимаясь бизнесом. В те дни все офисы располагались прямо вокруг площади. Я помню, как будучи ребенком, я слушал разговоры бизнесменов. Они говорили: «Ну почему этот порядочный молодой христианин (они называли его христианином, потому что он ходил в церковь) женился на такой женщине? Неужели он не знает, кто она?» Фактически, она была проституткой.

Будучи чрезмерно опекаем в жизни, он был очень наивен. Эта женщина прицепилась к нему просто потому, что думала: семейный статус немного поднимет ее престиж. Таким образом, они прожили четыре или пять лет. На протяжении этих лет почти все говорили об этом парне у него за спиной и смеялись над ним, потому что эта женщина продолжала встречаться с другими мужчинами. А он в своей наивности, казалось, не замечал, что что-то не так. В конечном итоге она покинула город, убежав с одним из мужчин, с которыми встречалась, пока жила в браке с этим парнем. Больше никто о ней не слышал.

Сердце этого человека было разбито, он тосковал и плакал. Поэтому некоторые бизнесмены стали говорить с ним и рассказали, что делала его бывшая жена. Я был в то время маленьким ребенком. Потом, когда мне было восемнадцать лет, а ему — двадцать восемь, он рассказал мне о своей реакции на то, что поведали ему бизнесмены о его жене. Он говорил: «Боже мой, я не мог в это поверить! Я начал вспоминать и увидел, что они правы. Я был просто слишком наивен, я ничего не замечал».

После того как он получил развод, он спасся в полноевангельской церкви в этом городе. Согласно верованиям этой церкви он (будучи разведенным человеком) не мог вторично жениться теперь, когда он стал христианином. Если бы он женился второй раз до того, как спасся, эта церковь приняла бы его.

Мне в то время было только восемнадцать лет, и я не изучал предмет брака и развода, но я чувствовал, что их верования были неправильными. Я научился следовать за своим духом. Что-то внутри меня подсказывало, что он должен иметь возможность жениться второй раз.

Это человек не был крещен Духом Святым, он не говорил на языках. Но он был спасен и посещал полноевангельскую церковь. Он играл в церкви во время прославления на пианино.

Тем временем, одна леди, возлюбленная его школьных лет, вернулась в их родной город. Она не была замужем. Кто-то пригласил её в эту полноевангельскую церковь, и она спаслась. Она тоже была музыкантом, поэтому они стали играть на фортепиано по очереди. Это все, что было у нас в те дни только пианино, не было органа или чего-либо подобного. Они стали заниматься музыкой вместе и проводили время друг с другом, возобновив свою школьную привязанность. Ни о чём, не догадываясь, они подошли к пастору и попросили сочетать их. Он сказал: «О нет! Вы не можете этого сделать, иначе вы оба пойдете в ад!»

Я не думал, что он прав, но я не собирался спорить с пастором, я научился уважать своих наставников. И поскольку я был всего лишь молодым парнем и еще не заглядывал в Писание по вопросу брака, развода и повторного брака, просто держал свой рот на замке.

Этот пастор, который был против их брака, уехал, и его место занял другой пастор. Между временем, когда бивший пастор уехал в другую церковь и временем, когда новый пастор приехал в город, был промежуток, а несколько недель, который заполняли проповедники-гости. И в это время молодые люди уехали куда-то и поженились.

Когда приехал новый пастор, он ничего не знал об этой семейной парс. Поэтому они продолжали заниматься музыкой и учить в воскресной школе, они никогда никого не беспокоили, просто продолжали свою работу в церкви. Новый пастор был там недолго, а потом Бог призвал его в другое место. Бывшего пастора пригласили вернуться в церковь, и он примял приглашение.

К тому времени я был пастором маленькой церкви в городе Том-Бин, штат Техас. Время от времени я возвращался, чтобы посетить эту полноевангельскую церковь. Однажды пастор сказал мне: «Знаешь, они поженились». Я ответил: «Да, я знаю». Он продолжил: «Ладно, церковь еще молодая и я просто оставлю это, чтобы не вызвать разделения». Он думал, что они неправы и что когда они умрут, то пойдут в ад. Но он не хотел разногласием вызывать разделения в церкви.

Я тогда был занят и на эту тему много не думал. Мне было двадцать, почти двадцать один год. Меня эта тема особо не волновала, даже брак не очень-то меня интересовал, не говоря уже о разводе или повторном браке. Я был занят служением Богу.

Позже я был у пастора в гостях и заметил у него озабоченное выражение, и видел, что его что-то беспокоит. Это было очень заметно.

—    Что случилось? — спросил я.

—    Знаешь, — сказал он, — я не понимаю.

—    Что ты не понимаешь? — спросил я.

—    Помнишь пару в моей церкви, которая поженилась после того, как муж развелся? Он был разведенным, а она не была замужем. Потом они поженились. Я ничего не говорил по этому поводу, потому что не хотел разделения в церкви, — объяснил он.

—   Ну вот, — продолжал он, — эта пара посещала собрания пробуждения, и они оба приняли крещение Духом Святым, живя в прелюбодеянии!

—   Да? — спросил я.

—   Да, — сказал он, — моя жена молилась с ней у алтаря, когда она исполнилась Духом Святым и начала говорить на иных языках. Но я не могу этого понять, почему Бог крестил их Духом Святым, в то время как они живут в прелюбодеянии?

Я пытаюсь это выяснить.

Как я уже говорил, я много размышлял самостоятельно, но я держал свой рот на замке. Я научился уважать своих наставников.

—   Тебе удалось это выяснить? — спросил я у него.

Он ответил:

—   Единственное объяснение этому (это наверняка была его попытка объяснить это, а не Господь, говорящий к нему) — Бог знает, что в любом случае, когда они умрут, то пойдут в ад. Поэтому Он просто благословляет их всем, чем может, в этой жизни.

Я не сказал ни слова, но это заставило меня задуматься! Я подумал: «Ну, это глупо».

Когда я оставил дом пастора, я сказал сам себе: «Я изучу этот вопрос. Я не знаю, что говорит по этому поводу Библия, потому что я толком не вникал в это. Но теперь я его изучу».

Второй случай — жена уходит

Второй случай, с которым я столкнулся, тоже побудил меня изучать предмет брака, развода и повторного брака. Пастор, служитель Евангелия, остался с пятью детьми, когда его жена убежала с другим мужчиной. Она уже делала так дважды, и после всего он ее принимал снова. Я думаю, он делал это просто ради детей. Но, в конце концов, она ушла совсем и не захотела возвращаться, таким образом, этот пастор остался с пятью детьми.

Старшему ребенку было около двенадцати, а младшему всего полтора года. Пока он не женился вторично, его радушно принимали, и он мог оставаться пастором в своей деноминации. Но человеку, которому тридцать пять — сорок лет, и у которого пятеро детей, нужна жена, а детям нужна мать. Поэтому он женился во второй раз. И из-за того, что он это сделал, его вынудили оставить церковь, в которой он был пастором. Он был в полноевангельской деноминации, но ему пришлось слать свою членскую карточку. Он больше не был в общении с другими братьями и сестрами.

Что оставалось делать этому человеку? Бог призвал его проповедовать. Он стал проводить служения в помещении средней школы. Люди начали приходить, и не прошло много времени, как у него в церкви были сотни людей. В скором времени у него уже была одна из самых больших церквей в городе.

Большинство полноевангельских проповедников критиковали его. Они говорили: «Как Бог может благословлять его? Он живет в прелюбодеянии». Пастор той же самой полноевангельской деноминации рассказал мне: «После того как его жена ушла в третий раз окончательно, убежав с другим парнем, я зашел к нему помочь, чем мог. Его машина стояла на подъездной аллее. Я постучал в парадную дверь, но никто не ответил. Дети были в школе, кроме того, которому было полтора года. Я знал, что он должен быть дома, потому что его машина стояла возле входа. Поэтому я прошел к задней части дома. Я увидел его на заднем крыльце с малышом на руках. Он сидел и плакал».

Этот пастор продолжал рассказывать мне: «Я никогда не критиковал его. Я знал, что его детям нужна мать, а ему — жена.

Я этого не понимал. Возможно, я не был согласен с учением, которое я получал, но я не собирался его критиковать».

Вскоре после этого у нас проходила полноевангельская библейская конференция. Проповедовал председатель нашей деноминации в нашем штате. В своей проповеди он обращался к этому пастору, который женился по второй раз. Он не называл имени этого человека, но мы все знали, о ком он говорил. Когда эта двухдневная конференция закончилась, некоторые члены моей церкви спросили меня об этом, потому что они слышали, как другие обсуждают эту тему. Я же повторял то, что говорил нам председатель.

Члены церкви спрашивали меня, что я думаю по этому поводу.

Я отвечал: «Я моложе всех и потому просто следую за старшими в церкви». Я принял такое решение и йотом уже об этом не думал.

В те выходные к нам с женой приехали тесть с тещей. И после вечернего служения в воскресенье моя жена с двумя детьми поехала с ними домой. Я собирался приехать к ним после вечернего служения в среду.

Итак, я был в нашем пасторском доме один, в то время как жена с детьми была в доме её родителей. В 22.15 я выключил свет. Тогда выключатель висел посреди комнаты возле лампы. Затем я опустился на колени возле изголовья кровати, потом я собирался лечь в постель, в комнате было очень темно. Я раскрыл широко глаза, но все равно ничего не видел. Я стал на колени и начал молиться. Не успел я сказать и двух слов, как вся моя комната озарилась ярче, чем днем. Я видел каждую деталь мебели в комнате. Свет был ярче, чем полуденное солнце! Я услышал голос, говорящий: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» Я сказал: «Господи, я не осуждал Твоего раба!»

Господь сказал: «Разве ты не говорил то-то и то-то о брате?» Господь назвал его братом. «Нет, — сказал я, — я на самом деле этого не говорил. Я цитировал брата N, я повторял то, что он сказал». «Когда ты повторил то, что он сказал, — ответил Господь, — это было равносильно тому, как если бы ты это сказал». В свою защиту я сказал: «Господь, знаешь, я не думал, что он должен был жениться во второй раз». Господь по этому поводу не сказал ни слова. Он повторил еще раз: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» Я продолжал упорствовать: «Господь, но он ведь неправильно поступает, разве не так? Ведь брат N говорит так, и именно этому учит наша церковь».

Он еще раз сказал: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» Он даже не ответил на мой вопрос. Потом Он спросил: «Он твой слуга или Мой? Если он Мой слуга, то кто ты, критикующий чужого слугу? Если он Мой слуга, то Я способен восставить его, и Я его восставлю». (Господь исправлял меня на основании того, что говорит Библия в Римлянам 14:4).

Я сказал: «Господь, прости меня. Я был не прав». Затем свет погас. С того дня и по сей день в подобных случаях я держу свой рот на замке. Но этот эпизод заставил меня задуматься о вопросе брака, развода и повторного брака. Я начал изучать Слово Божье на эту тему немного больше. Потом я начал советоваться с другими. Я спрашивал некоторых лидеров из моей деноминации, что имел Павел в виду в 1-м Коринфянам, в 7-й главе. Они отвечали, что не знают. Я настаивал: «Но мы ведь должны знать».

Я не мог найти проповедника или служителя, который мог бы объяснить мне 1-е Коринфянам, 7-ю главу. А я разговаривал с ведущими учителями Библии того времени. Но никто из них не мог объяснить мне этого. Каждый из них уклонялся от ответа и говорил: «Я не знаю».

Я подумал: «Но почему же мы не знаем?» Поэтому я снова обратился к Слову относительно брака, развода и повторного брака. У меня не было времени изучать только одну эту тему. Мне надо было еще проповедовать в воскресенье утром и вечером и в среду вечером в церкви. Кроме того, мне надо было изучать другие вопросы из Библии, а также заниматься другими делами. Но в свободное время я изучал эту тему.

Третий случай — уходит муж

Потом произошел третий случай, который побудил меня серьезно взяться за поиски ответа. Муж моей единственной сестры бросил ее. Конечно же, я с ним разговаривал. Я знал, что он гулял с другими женщинами, играл в азартные игры, пил и т.д. Но у него была семья, о которой нужно было заботиться.

После того как он оставил мою сестру из-за другой женщины, я проповедовал в западном Техасе, и Бог проговорил ко мне, чтобы я встретился с ним. Я проехал почти пятьсот километров, в те дни еще не было скоростных трасс. Я ехал всю ночь, и наконец, его нашел.

Он работал продавцом. Когда он шел с работы, я окликнул его: «Док, я хочу с тобой поговорить». Я говорил с ним мягко, у меня даже выступили слезы на глазах: «Господь послал меня сюда, Он проговорил ко мне». Он начал плакать. Он плакал больше, чем я. Слезы текли у него из глаз, как вода течет из крана. Он сказал: «Я в это верю. Я знаю тебя. Я наблюдал за тобой годами. Я верю в то, что ты говоришь».

Я сказал: «Господь проговорил ко мне и сказал прийти и поговорить с тобой».

Я говорил с ним о спасении. Он ответил: «Ты прав. Я знаю, что ты прав, но я не собираюсь этого делать». Я сказал: «Ладно, Док, тогда позволь мне подойти к тебе с другой стороны. Если ты сам не хочешь быть христианином, если сам не хочешь служить Богу, то, по крайней мере, сделай это ради своих детей. Подумай о своих маленьких мальчиках, я сам из разбитой семьи, я знаю, что такое несчастье. Я помню, что было со мной: люди плевали на меня, пинали и толкали. Я был зол на весь мир».

Он ответил: «Я знаю, что ты прав, но я не собираюсь ничего делать по этому поводу». Я сказал: «Док, если ты не можешь быть христианином, то ради своих детей яви хоть каплю приличия и уважения. Ну, будь хотя бы приличным человеческим существом, будь, по крайней мере, мужчиной. Не гуляй с каждой женщиной в деревне».

Он подскочил! Он подпрыгнул так, как будто я ударил его хлыстом. Потом он плакал и рыдал, говоря: «Я знаю, что ты прав. Я просто сволочь, но я таким и останусь. Я хочу таким быть».

После этого я сказал: «Я сделал все, что мог. Я сделал то, что сказал мне Бог». Он ушел в слезах. Я вернулся на свои собрания. С трех до четырех часов утра я лежал на полу в церковном зале, молясь за него.

— Поднимайся, — сказал Дух Божий.

— Почему? — вставая, спросил я.

— Не молись за него больше.

— Господь, — настаивал я, — он потерянный. Он пойдет в ад.

— Я это знаю, — ответил Господь.

— Ну, так что Ты имеешь в виду, говоря мне не молиться за него?

— Он привязан к своим идолам. Ты что, никогда не читал в Ветхом Завете, как Я сказал: «привязался к идолам Ефрем: оставь его»? (Ос. 4:17). Никогда больше в своей жизни не молись за него, потому что он умрет и пойдет в ад.

Откуда Бог знает? Я верю, что Он знает будущее лучше, чем мы знаем прошлое. Я знаю, что Док, мой зять, умер в молодом возрасте, проклиная Бога.

Итак, моя сестра осталась с пятью детьми. Она была вынуждена ходить на работу, чтобы заработать для них на жизнь. Хотя предполагалось, что Док должен был ей помогать, но он никогда так ничего и не заплатил, чтобы помочь поддержать своих собственных детей.

Я помогал им всем, чем только мог. Я делал это до тех пор, пока моя сестра не встретила джентльмена и они поженились. Согласно учению моей церкви, как вы уже знаете, она не должна была выходить замуж во второй раз. Церковь верила, что она живет в прелюбодеянии.

Они поженились незадолго до Рождества и приехали к нам в гости. В период между Рождеством и Новым годом они были с нами на служениях. В первое воскресенье нового года я проповедовал. Когда-то моя сестра ходила в церковь, но из-за трудностей, которые она пережила, она ушла из церкви и в то время тоже не ходила. Она была на низком уровне духовного общения.

Проявление Божьего присутствия, о котором я сейчас расскажу, я видел всего лишь три раза за шестьдесят пять лет служения. Когда я заканчивал проповедь, внезапно вспыхнул свет. Здание ярко осветилось, будто вспыхнула гигантская вспышка, и все были временно ослеплены. Никто не мог сказать, что произошло, потому что никто ничего не видел. Другими словами, это случилось так быстро, в одно мгновение. Внезапно у алтаря оказались четыре или пять человек. Как они туда попали? Мы этого так и не узнали.

Моя сестра сидела в третьем ряду, её место находилось не возле прохода, а в середине ряда. Если кто-то выходит из середины ряда, ему приходится старательно протискиваться мимо сидящих. Вы бы заметили, если бы кто-то проходил мимо вас. Но это произошло так быстро! И моя сестра была одной из тех людей, которые мгновенно оказались на коленях у алтаря. Она не была никогда исполнена Духом Святым и не говорила на иных языках. Но когда я увидел ее у алтаря, она говорила на иных языках. Господь не только восстановил ее в общении с Собой, но и наполнил ее Духом Святым.

Согласно церковному учению она не должна была иметь возможности исполниться Святым Духом и говорить на иных языках. Согласно церковному учению Господь не должен был крестить ее Святым Духом. Согласно церковному учению она жила в прелюбодеянии. Это побудило меня изучать тему брака, развода и повторного брака еще глубже. Моя сестра вернулась к Господу в первый день 1946-го года. На поиски ответа у меня ушло три года, и в 1949 году я его нашел.