2. Кто прав — Павел или Иисус?

Я изучал, что пишут ведущие учителя Библии в полноевангельских группах, а также и в других деноминациях, исследуя тему брака, развода и повторного брака. Потом я спрашивал у церковных лидеров, что означают некоторые утверждения Павла на эту тему. Я обнаружил, что «они были в таком же замешательстве, как и я.

Они неопределенно отвечали: «Ну, я даже и не знаю». А некоторые говорили: «Я бы скорее послушал Иисуса, чем Павла». Я недоумевал: «Кто же прав? Павел или Иисус?»

В 1957 году я проповедовал в Калифорнии. Я взял в руки «Лос-Анджелес Таймс» и прочитал, что какой-то президент семинарии в севера восточной части Соединенных Штатов приезжал в Лос-Анджелес. Его фотография была на первой странице газеты. Поэтому я подумал, что он, должно быть, известный человек. В статье репортер интересовался, почему он приехал в город. Тот человек отвечал, что отчасти по делам, а отчасти — для удовольствия.

Во время своего пребывания в Лос-Анджелесе этот человек проповедовал в одной из семинарий. Он выступал с обращением к студентам факультета. «Лос-Анджелес Таймс» посвятила его речи целую страницу, выступление было подробно изложено в газете. Меня очень интересовала эта тема, поэтому я прочитал статью внимательно.

По сути дела, этот человек сказал: «Я возобновлю старый спор. Возможно, вы не знаете, что на протяжении последних четырехсот лет в теологических кругах ведется война. Эта тема обсуждается на уровне высшего образования в семинариях и университетах. Вопрос в следующем: кто прав — Павел или Иисус? Кажется, что сказанное Павлом в 1-м Коринфянам 7 противоречит тому, что говорит Иисус в Матфея 19».

Итак, президент семинарии сказал: «Я склоняюсь к тому, чтобы следовать за Иисусом». Это, конечно же, звучит очень хорошо, звучит очень религиозно. Несомненно, мы должны следовать за Иисусом. Но кто же прав? Поскольку Библия вдохновлена Духом Святым, то, должно быть, они оба правы.

Тут же внутри меня проговорил Дух Святой и сказал: «А они оба и есть правы. Иисус ссылается на заповедь, данную евреям, а Павел обращается к Церкви». Иисус правильно трактовал Закон Моисеев относительно брака, развода и повторного брака для евреев. Л Павел правильно применял закон любви относительно брака, развода и повторного брака для Церкви (Мат. 19 и 1 Кор. 7).

Ответ есть. Он очень прост. Дух Святой — Учитель, Он вас научит, Он напомнит вам все (Иоан. 14:26). Когда Он проговорил ко мне, я увидел это так ясно. Итак, вот что сказал мне Святой Дух: «Иисус говорит к евреям, а Павел — к Церкви».

Дух Святой пытается сказать нам что-то все время, но мы руководствуемся головой вместо духа, поэтому мы не слушаем. Один из величайших уроков, который нам нужно усвоить и принять сердцем, заключается в том, что мы должны слушать Духа Святого. Я вижу, что это величайшее несовершенство или недостаток среди людей «веры» или людей «Слова». Если мы не будем внимательны, мы забудем про Духа Святого.

Верно преподавая Слово Божье

Другой недостаток среди многих верующих состоит в том, что они не особо задумываются сами и не изучают Библию самостоятельно. Вместо этого они просто следуют за тем, чему учит кто-то другой.

Есть служители, которые вырывают отрывки из контекста и заставляют их говорит, то, чего Библия не говорит. Любой может доказать то, что он хочет, вырвав один или два стиха из главы и используя их отдельно.

Вы можете заставить Библию говорить все, что вы хотите. Но когда вы читаете весь контекст, весь раздел Писания, тогда проливается больше света на тот или иной вопрос. Павел даст нам ключ к тому, как читать Библию, в письме к Тимофею, молодому служителю и духовному сыну Павла. Павел сказал Тимофею во 2-м Тимофею 2:15 изучать (Версия короля Иакова — прим. переводчика). Чтобы изучать, вам необходимо думать, не так ли? Знаете, можно читать бездумно, то есть просто читать мысли другого человека. Но чтобы изучать, вам необходимо думать!

Вы слышали, как я говорил это раньше. Я говорю это на протяжении пятидесяти лет, и я собираюсь продолжать об этом говорить. Не принимайте что-то только потому, что я это сказал или кто-то другой сказал это. Изучайте Слово Божье самостоятельно и проверяйте, на самом ли деле это то, что говорит Слово Божье. Тогда уже вы следуете не тому, что сказал брат Хейгин или кто-то еще, вы следуете тому, что сказал Бог. В любом случае, не следуйте просто тому, что говорит кто-то другой, потому что проповедники, как и все остальные, находятся на разных стадиях духовного развития. Вы, возможно, следуете за христианином-младенцем, хотя и достигли большего. Павел говорит Тимофею, другу и служителю в Евангелии Иисуса Христа, усердно изучать, чтобы представить себя Богу одобренным, то есть достойным (2 Тим. 2:15, Версия короля Джеймса — прим. перев).

Перефразируя этот стих, можно сказать, что человек, который не изучает, не является одобренным. Бог не одобряет человека, который не изучает. И Он не одобряет его служения. Вот почему гак много служителей заканчивают на куче духовного мусора.

Что говорится в следующей части стиха? «Изучай, чтобы представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Люди часто сталкиваются с проблемами, потому что они преподают или понимают Слово Божье неверно. Ведь если его необходимо понимать верно, значит, его можно понимать и неверно.

Когда я только спасся и начал свою работу в служении, я слышал, как кто-то сообщил этот простой принцип изучения Библии, и он мне запомнился. При изучении Библии всегда спрашивай себя: «Кто говорит? О чем говорит? Кому говорит?».

Очень легко вырвать из контекста определенные вещи и сказать: «Ну, это же говорит Бог». Но вы должны смотреть, к кому обращается Бог. Иногда Он говорит к евреям, и то, что Он сказал, не относится больше ни к кому другому.

Давайте посмотрим 1 Коринфянам, где Павел пишет к Коринфской церкви.

1 Коринфянам 10:32

32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божьей.

Обратите внимание, что Слово Божье различает три категории людей: 1) Иудеи, люди в завете с Богом; 2) Церковь, Божья семья; 3) Еллины, язычники (все, кто не является евреем и не находится в Церкви).

Евреям был дан Закон Моисеев

Бог дал Закон Моисеев относительно брака и развода только евреям. Закон Моисеев никогда не предназначался для соседствующих с евреями народов или же для язычников, живших среди них.

Давайте посмотрим на Закон Моисеев во Второзаконии 24.

Второзаконие 24:1-4

1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и «на не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-то противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего,

2 И она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа.

3 Но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший её себе в жену, —

4 То не может первый муж её, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, даст тебе в удел.

Во времена Ветхого Завета женщина редко имела хоть какое-то право голоса в выборе мужа. Ее отец продавал ее мужчине, который хотел взять ее себе в жены. Если она его устраивала, он ее оставлял. Если же нет, у него было законное право по Закону Моисея вернуть её отцу за уплаченную цену.

В Матфея 19 Иисус разъяснял евреям Закон Моисеев относительно брака и развода. Он не давал закон для язычников, чтоб они руководствовались им. Язычники не были под Законом Моисеевым — ни тогда, ни сейчас. Они никогда ему не подчинялись. Иисус также не давал здесь закон Телу Христа, которым они должны были руководствоваться. Иисус просто отвечал на вопрос фарисеев о Законе Моисеевом.

Давайте прочитаем Матфея 19.

Матфея 19:1-3

1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною.

2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Фарисеи спросили Иисуса, являлось ли законным для мужчины разводиться со своей женой «по всякой причине», потому что они хотели выяснить, согласен ли Иисус с мнением, что человек может разводиться по множеству различных причин. Видите ли, у людей возникали вопросы по поводу того, что Моисей имел в виду, говоря о человеке, разводящемся со своей женой, после того как он нашел в ней «что-то противное» (Втор. 24:1). Одна группа людей думала, что термин «что-то противное» относится ко многим вещам. Другие считали, что этот термин относится только к сексуальной нечистоте.

Давайте продолжим читать.

4. Семья и деньги

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью,

6 Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8 Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так.

9 Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Иисус ответил на вопрос фарисеев в Матфея 19:9. Он внес ясность, что Моисей говорил именно относительно прелюбодеяния или сексуального греха.

Однако в 1 Коринфянам 7:15 и 16 Павел вводит исключение, о котором не упомянул Иисус. Павел сказал, что если неверующая сторона в браке решает уйти, то христианин не связан брачным обещанием. Это и есть то кажущееся противоречащие между Павлом и Иисусом. Именно оно вызвало столько замешательства в Теле Христовом.

Мы должны помнить, что Иисус толковал Закон Моисеев евреям, в то время как Павел показывал, как закон любви применяется к Церкви. В Матфея 19 Иисус конкретно отвечал на вопрос о том, что является законным (согласно Моисею). В 1Коринфянам 7 Павел отвечал на вопрос: «А что сделала бы любовь?» То, что некоторые описали как противоречие, на самом деле совершенно им не является.

Затем Иисус напомнил фарисеям о законе лучшем, чем закон Моисеев. В Матфея 19:6 Иисус повторяет утверждение и заповедь, которую Бог дал Адаму в начале: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В Ветхозаветные времена для мужчины было обычным делом иметь множество жен. С какой из них он становился одним целым? Человек в его падшем состоянии не имел любви Божьей, излитой в его сердце. Поэтому, видите ли, пока Иисус не пришел искупить человечество, никто не мог исполнить Божий идеал для брака, потому что человек, управляемый греховной природой, не имел любви Божьей. Но двое рожденных заново верующих, полных Божьей любви, могут исполнить Матфея 19:6 и стать одним целым.

Затем фарисеи спросили: «Почему же Моисей заповедал нам разводиться?» Иисус сказал, что он позволил разводиться из-за их жестокосердия (Мат. 19:8). Но такого не должно быть. У рожденных заново людей! Рожденный заново человек получил новое сердце.

Иными словами, со времен грехопадения Адама до того, как Иисус Христос пришел искупить человечество, человек никогда не был способен иметь божественный тип брака, который Бог запланировал в Эдемском саду. Почему? Люди не были рождены заново через рождение свыше; они не имели Божьей природы внутри. Их сердца не были изменены. Евреи были плотскими людьми, живущими под законом, искупленные кровью тельцов и козлов. В Матфея 19:9 Иисус сказал евреям под законом: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Иисус не говорил этого рожденным свыше верующим!

Давайте продолжим читать.

Матфея 19:10,11

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано.

Заметьте, ученики в 10-м стихе сказали, что лучше не жениться. Дело в том, что следующий стих написан не для всех — только для тех, кому дано! Иисус сказал им: «Не все вмещают это слово». Я хочу, чтобы вы заметили, что это не заповедь или закон. Иисус называет это «словом» или «высказыванием». Не все могут принять это высказывание для себя, в этом ключ: оно дано только тем, кто может его принять.

Давайте прочитаем следующий стих.

Матфея 19:12

4. Семья и деньги

В данном значении скопец — это кастрированный мужчина, т.е. мужчина, лишенный яичек или внешних гениталий. Некоторые родились такими. Некоторых сделали такими люди. А некоторые сделали это ради Царства Небесного.

Давайте посмотрим на перевод Уильямса.

Матфея 19:10-12 (Уильяме)

10 Ученики сказали Ему: если у мужчины должны быть такие отношения с женой, то нет никакого преимущества в том, чтобы жениться.

11 Он же сказал им: не каждый человек способен выполнить то, что я говорю, но это для тех, кому дана такая способность.

12 Ибо некоторые родились неспособными к браку, других сделали такими люди; а некоторые сами себя сделали такими ради Царства Небесного. Пусть это примут те, кто могут.

Итак, Иисус говорит, что если человек неспособен к браку, потому что он таким родился, был сделан таким людьми или ради Царства Небесного, то для него хорошо не вступать в брак. Видите, это высказывание не для всех. Оно только для тех, кто может его принять для себя, а это могут не все.

В Послании к Римлянам Павел объясняет, как еврей, ставший Телом Христа, уже больше не живет по закону Моисееву.

Римлянам 7:1-6

1 Разве вы не знаете, братия, — ибо говорю знающим закон, — что закон имеет власть над человеком, пока он жив? (Павел обращается к людям, которые знают Закон Моисеев.)

2 Замужняя женщина привязана законом (Моисеевым) к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.

3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.

4 Так и вы, братия мои, умерли для закона (вы умерли для того, о чем Павел только что сказал) Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.

5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;

6 Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.

Много страданий пришлось пережить невинным мужчинам и женщинам, которые не были осведомлены в этом вопросе. Бог управляет браком только в Своем народе! Мы пытались заставить неспасенных мужчин и женщин жить по Закону Моисееву, но они не под законом. И Церковь тоже не под Моисеевым законом.

Люди рождаются заново в Новый Завет. Те, кто не родились заново, ветхозаветные евреи или язычники, не находится в Теле Христовом, поэтому они не под законом Нового Завета — закона любви. Они все равно не смогли бы его соблюдать. Человек не может любить другого так, как любит Христос, если в нем нет любви Христовой. А человек, который не получил но вой природы, т.е. не был рожден заново, не имеет этой любви. Любовь Божья должна быть излита в сердце человека Духом Свитым (Рим. 5:5).

Ветхий Завет исполнился в Иисусе. Поэтому сегодня закон Моисеев недействителен. Аля того чтобы еврей мог стать под закон Нового Завета, ему нужно родиться заново. Поэтому ни евреи, ни язычники не имеют сегодня никакого закона по поводу брака или развода, кроме закона человеческого. Еврей может пытаться исполнять старый закон Моисеев, но он не в состоянии это сделать: никогда не мог и никогда не сможет (Деян. 15:10). Христос пришел и исполнил закон.

С 72 г. от рождества Христова для еврея не существует первосвященника, алтаря и жертвоприношения. Еврей должен родиться заново, точно так же, как и язычник. Закон о браке и разводе, данный Моисею, относился только к ветхозаветным евреям. Он был действителен для них до тех пор, пока не пришел Иисус и не исполнил его. Иисус положил конец правлению Моисеева закона, хотя евреи все еще пытаются жить по закону.

Неспасенные

Может ли неспасенный мир иметь какой-либо закон по поводу брака или развода? Да, закон человеческий, сформулированный законодательными органами каждой отдельной страны, управляет неспасенными. Находится ли неспасенный мир под законом Божьим? Нет, он не подчинен закону Божьему, да и не может быть подчинен. Неспасенные по природе своей — враги Богу и Его закону.

Давайте прочитаем Римлянам 8:7-9.

Римлянам 8:7-9

7 Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божьему не покоряются, да и не могут.

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

Неспасенный мир не подчинен закону Божьему, да и не может (ст.7). Он по своей природе враг Божий. А если он Божий враг, то он враг и Его закону. В Иакова 2:10 говорится: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем».

Давайте взглянем на Ефесянам 2:11.

Ефесянам 2:11

11. Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками.

Павел пишет церкви в Ефесе, которая, конечно же, являлась языческой церковью. Но заметьте, что он больше не называет их язычниками.

Ефесянам 2:12

12 Что вы были в то время (когда вы были язычниками по плоти) без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

Ну, а что же касается утверждения «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мат. 19:6)? Бог соединяет только Своих собственных детей, а не тех, которые в мире. И я не знаю, как вы, но вот чего бы я не делал как служитель — я бы не сочетал христианина с нехристианином. Бог не соединит Своего ребенка с ребенком дьявола. Он просто этого не сделает.

Если вы соедините христианина — дите Божье — с дитем дьявола, у вас будут проблемы. Если христианин вступает в брак с дитем дьявола, у христианина, несомненно, будут неприятности со своим тестем (или свекром) — дьяволом. Он или она заходит на его территорию.

Члены церкви

Как же насчет современных членов церкви? Под каким законом они находятся в отношении брака? Бог не имеет дело с членами церкви. Он имеет дело со Своими собственными сыновьями и дочерьми. Само по себе членство в церкви не делает человека дитем Божьим. Я был членом церкви на протяжении нескольких лет, прежде чем стал дитем Божьим. Члены церкви могут быть Божьими детьми, но они могут ими и не быть.