3. Церковный закон — закон любви

Я воевал с вопросом брака, развода и повторного брака с 1939 по 1949, на протяжении одиннадцати лет. И, как я уже говорил, каждый раз, когда я сталкивался с очередным случаем по данному вопросу, я снова начинал изучать его. Когда я не мог найти ответ, я снова откладывал его в сторону.

Зимой 1949 года я сидел за своим столом, изучая вопрос брака, развода и повторного брака, когда ко мне проговорил Господь. Я читал 1 Коринфянам 7, где Павел отвечал на вопросы Коринфской церкви по поводу брака и взаимоотношений между мужем и женой.

Я задал себе вопрос: «Какой закон о браке, разводе и повторном браке имеет Церковь?»

И внутри меня Дух Божий сказал: «Церковь не имеет никакого!» Мой разум возмутился.

Не задумываясь, я произнес, чуть ли не вслух: «Почему?»

Внутри меня Дух Божий сказал: «Если бы новозаветная церковь имела закон о браке, разводе и повторном браке, Павел дал бы его в 1 Коринфянам, но он этого не сделал, не так ли?»

Итак, Церковь не имеет закона. Затем я задал вопрос себе и Господу: «Почему же Церковь не имеет закона о браке, разводе и повторном браке?»

И внутри меня поднялся ответ. «Потому что Церковь имеет только один закон — закон любви». Закон любви должен управлять не только браком, но и всей жизнью верующего. В Римлянам 13:10 говорится: «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».

Я понял действия Павла: он взял различные случаи, которые могли возникнуть, и разобрал их в свете закона любви. Мне стало все ясно, как Божий день.

Видите ли, коринфяне написали Павлу и задали ему некоторые специфические вопросы о безбрачии, браке, разводе и повторном браке. Павел говорит в 1 Коринфянам 7:1: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины».

Павел не пытался ответить на каждый вопрос, который когда-либо мог возникнуть на эту тему. Он просто отвечал на их конкретные вопросы в свете их собственной культуры и обстоятельств.

Есть некоторые вещи, с которыми они в свое время сталкивались, а мы сегодня — нет. Точно так же мы сегодня можем сталкиваться с определенными вещами, с которыми им тогда не приходилось иметь дело. Павел отвечал на каждый заданный ими вопрос, применяя закон любви. Другими словами, он отвечал, подводя их к ответу на вопрос: «А что бы сделала любовь?»

Иисус дал этот закон любви, предназначенный для того, чтобы руководить Телом Христа, в последних главах Евангелия от Иоанна. Иисус говорит с учениками непосредственно перед тем, как Он пошел на Голгофу — как раз перед тем, как Он умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Видите ли, начинается рассвет нового дня, и в силу вступал Новый Завет. Давайте посмотрим на Иоанна 13:34, 35.

Иоанна 13:34, 35

34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Бог дал нам, верующим, новый закон. Иисус сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Иоан. 13:34).

Как мы любим друг друга? Естественной, человеческой любовью? О нет. Эта естественная, человеческая любовь может превратиться в ненависть за одну ночь. Мы любим друг друга тем же видом любви, которым Христос возлюбил нас — Божьим видом любви.

Христиане в браке

Мы можем любить друг друга так, как возлюбил нас Христос, потому что любовь Христова излита в наши сердца (Рим. 5:5). По тому все люди узнают, что мы Его ученики, что мы будем иметь любовь друг к другу (Иоан. 13:35). Давайте сначала прочитаем 1 Коринфянам 7 в свете новой заповеди.

1 Коринфянам 7:2, 3

2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Бог не хочет, чтобы блуд — сексуальная нечистота, аморальность в любом виде или форме — даже именовались среди Его народа (Еф. 5:3). Так что же делает божественная любовь? Божественная любовь дает. Значение 1 Коринфянам 7:3 на самом деле такое: «Не лишайте друг друга половых отношений».

Итак, Павел трактует все, что должно происходить в брачных взаимоотношениях, в свете закона любви. Почему Библия говорит не уклоняться от половых взаимоотношений друг с другом? Посмотрите на следующий стих:

1 Коринфянам 7:4

4 Жена не властна над своим телом (не распоряжается своим телом), но муж (распоряжается ее телом); равно и муж не властен над своим телом, но жена (распоряжается телом своего мужа).

Ваше тело не принадлежит только вам. Если вы христианин и находитесь в браке, то оно принадлежит также и вашему супругу или супруге. Тело мужа не принадлежит только ему; оно также принадлежит его жене. И тело жены не принадлежит только ей; оно также принадлежит ее мужу. Павел трактует это место Писания в свете закона любви. Что сделала бы божественная любовь?

1 Коринфянам 7:5

5 Не уклоняйтесь друг от друга (не отказывайтесь от половых отношений друг с другом), разве по согласию (то есть вы оба на это согласны), на время, для упражнения в посте и молитве (если вы оба согласны).

Обратите внимание на то, что Павел говорит мужьям и женам, которые являются христианами. Он говорит не отказывать друг другу в половых отношениях, разве что в случае, если оба на это согласны, чтобы поститься и молиться.

1 Коринфянам 7:5

5 … а потом опять будьте вместе (снова имейте половые взаимоотношения), чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Но как только время поста и молитвы закончилось, муж и жена снова должны быть вместе, потому что в этой сфере есть особо сильные искушения.

1 Коринфянам 7:6

6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Другими словами, Бог не давал указания Павлу говорить это. Он получил разрешение от Духа Святого сказать эти вещи, потому что правильно истолковал Писание в свете закона любви. Помните, во 2-м стихе говорится: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Бог не повелевает каждому человеку быть в браке. Скорее, Он говорит, что те, кто в браке, должны восполнять сексуальные потребности друг друга (точно так же, как и свои). Давайте читать дальше.

1 Коринфянам 7:7

7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

Павел не говорит о дарованиях и талантах, таких как музыкальный слух или умение разбираться в технике. Он говорит о безбрачии (в частности, целибате) и о браке. Он указывает на то, что и тот, и другой статус — дар от Бога. Павел говорит, что «каждый имеет свое дарование», и Иисус говорит то же самое в Матфея 19:11; «… не все вмещают (могут принять) слово сие, но кому дано».

В Расширенном переводе Библии говорится: «Я желаю, чтобы все люди были подобны мне (в этом вопросе самоконтроля). Но у каждого есть свое особое дарование от Бога, у одних такое же, как и у меня, у других — иное» (1 Кор. 7:7). Не вырывайте это место Писания из контекста, заставляя его говорить то, что оно не говорит. Другими словами, Павел говорил, что некоторые имеют такое дарование, что они могут не вступать в брак и быть при этом абсолютно удовлетворенными.

Неженатые и незамужние христиане

Павел обращается к тем, кто не в браке. Он говорит, что лучше вступить в брак, чем разжигаться похотью. Он трактует ситуацию в свете закона любви.

1 Коринфянам 7:8,9

8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я;

9 но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

Я помню, как я проводил служение для церкви одного известного учителя Библии, человека, который знал о Библии больше, нежели большинство из нас. Он был пастором церкви, в которой мы проводили собрание. Мы начали говорить на тему брака, развода и повторного брака. Он провел довольно-таки большую работу в исследовании и изучении данного предмета.

Итак, этот пастор сказал мне: «У нас есть в церкви молодые парень с девушкой, которые оба были спасены и исполнены Духа Святого. Я проводил церемонию их бракосочетания. Не было никаких сомнений, что Бог соединил их.

Но со временем, — продолжал он, — после двух или трех лет совместной жизни, она бросила его, развелась и завела отношения с другим мужчиной. Она убежала с другим, и мы больше никогда о ней не слышали. Я не знаю, где она сейчас».

Некоторые люди верят, что если Бог соединил двоих людей в браке, то они всегда одно, что бы там ни произошло. Давайте посмотрим на то, что говорит Павел в 1 Коринфянам 6.

1 Коринфянам 6:15, 16

15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть».

Если Павел говорит, что двое людей становятся одной плотью, то как же тогда муж с женой в принципе могут разойтись?

Следующий стих гласит: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17). Если вы рождены заново, вы один дух с Господом, можете ли вы быть разделены? Можете ли вы отпасть? Да!

Если вы верите, что двое людей, которых соединил Бог навеки, являются одной плотью и не могут быть разделены, тогда вы также должны верить в безусловную безопасность относительно вечности. Вы также должны верить, что независимо от того, отступил ли человек от Бога, независимо от того, проклинает ли человек Бога или отрекается от Иисуса, он все равно навеки соединен с Господом и не может быть отделен.

Итак, молодой человек, которого бросила жена, продолжал служить Господу. Он продолжал работать в церкви.

«Однажды около трех-четырех, утра, — продолжал пастор, — в пасторском доме раздался стук в дверь. Я выбрался из постели и пошел открывать. Этот молодой человек просто свалился на пол в моей гостиной, с воплями и криками. Он духовно упал, то есть поддался сексуальной нечистоте».

«Лучше жениться, нежели разжигаться», — сказал Павел в 1Коринфянам 7:9. Он обращается к неженатым христианам. Молодой человек, который упал, не был женат. То есть он был женат прежде, но он развелся и на тот момент не состоял в браке.

Пастор помолился с ним и помог ему восстановиться. Молодой человек продолжал служить Господу, но после нескольких Месяцев с ним случилось то же самое. Пастор сказал: «Я помолился и помог ему вернуться во взаимоотношения с Богом». Библия говорит, что если кто-то впадает в искушение, то духовные христиане должны исправлять его в духе кротости (Гал. 6:1).

Затем пастор усадил его и сказал ему: «Молодой человек, я знаю, что это не то, чему тебя учили, когда ты рос, и даже не то, что я проповедовал, когда только приехал сюда и стал пастором. Но теперь я вижу Писание в ином свете. Сейчас ты просто молодой парень. В нашей церкви есть много чудесных, красивых, посвященных молодых девушек. Найди себе одну и женись!»

Не забывайте, что мы трактуем эту ситуацию в свете закона любви. Что бы сделала любовь? Мы настолько придерживались закона, что упустили божественную любовь. Итак, этот юноша нашел себе девушку в церкви и женился снова. «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я; но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:8,9).

В 1954 г. я проводил служение в Техасе. Пастор был молодым человеком, около 25-ти лет. Он сказал мне: «Брат Хейгин, у меня в церкви есть человек — полковник в отставке. Он провел 35 лет на службе, а затем ушел в отставку. Сейчас ему 57 лет, и он является, единственным сыном в очень богатой семье. Его отец и мать живут тоже здесь и им за восемьдесят. Он вернулся сюда, чтобы позаботиться о них.

После того как он поступил на службу, он встретил женщину и женился. Они прожили несколько лет, а затем его жена оставила его ради другого человека. Всю свою жизнь он принадлежал к деноминационной церкви, но он никогда не был рожден заново.

Когда он вернулся сюда, чтобы присматривать за родителями, кто-то засвидетельствовал ему. Он пришел в пятидесятническую церковь и принял Иисуса как своего Спасителя, затем он начал искать крещения Святым Духом. В то время проходили различные служения пробуждения, поэтому он ходил в церковь каждый вечер. Однажды он встретил женщину из другой церкви. Они заинтересовались друг другом, и со временем он предложил ей выйти за него замуж.

Они пошли к ее пастору, чтобы пожениться, и ее пастор спросил полковника: «Вы были женаты?» Поскольку он был женат и развелся, этот пастор сказал, что они не могут пожениться. Он процитировал им место Писания: «… ибо сказано: «два будут одна плоть» (1 Кор. 6:16). Он сказал, что полковник уже стал одной плотью со своей первой женой и, если он женится на другой, он будет грешить.

Однако пастор полковника сказал мне: «Он пришел ко мне, и я сказал ему, что, по-моему, мнению, они могут пожениться. А что вы думаете по этому поводу?»

Я ответил: «Конечно, они могут пожениться».

«Полковник сказал мне, — продолжал пастор, — что любит эту женщину. Она хорошая христианка. Он сказал, что женится не просто потому, что ему нужна женщина. Он, будучи членом церкви, жил, благочестиво и не касался женщин на протяжении двадцати пяти лет. Он не женился только для того, чтобы удовлетворять сексуальные нужды; он женился, прежде всего, ради общения, — продолжал рассказывать пастор полковника. — Но он не хотел, чтобы она пошла в ад. Он сказал, что не женится, если это станет причиной того, что она пойдет в ад. Когда я разъяснил ему, что они могут пожениться, ко мне пришел ее пастор; он был очень зол и вел себя так, будто проехал по мне бульдозером!»

Потом пастор полковника спросил меня, не поговорю ли я с ее пастором, чтобы уладить этот вопрос. Я согласился. Мы провели два часа, обсуждая данную тему. И каждый раз, когда он приводил мне место Писания, я показывал ему, в чем он был не прав. Как он сердился и выходил из себя!

Я сказал: «Подожди-ка минутку. Мы братья, но если ты не можешь быть христианином, то будь, по крайней мере, джентльменом». И он утихомирился.

Он сказал: «Вы правы, брат Хейгин. Простите меня. Я сердился, потому что вы меня поставили Писанием в тупик. Вы использовали Библию и лишили основания всякий довод, который у меня был. У меня есть еще одно место Писания, и если вы также объясните мне и его, то я буду настаивать, чтобы они поженились».

Я ответил: «Хорошо, что же это за место?»

Он спросил: «Бог соединил его с первой женой. Если они стали одной плотью, то как же они могли быть разъединены?» Он ссылался на 1 Коринфянам 6:16.

Я ответил: «Я очень рад, что вы задали этот вопрос. Откройте в вашей Библии 1 Коринфянам, 6 глава».

1 Коринфянам 6:15,16

15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть».

Затем я сказал ему: «Павел говорит, что человек может быть одной плотью с блудницей. Помните, как вы, бывало, рассказывали нам о вашем прошлом до того, как вы были спасены? Вы с иронией рассказывали, сколько у вас было женщин. Как же вам удалось разделиться с каждой? Согласно Писанию, вы становились одной плотью с каждой из них. В 1Коринфянах 6:17 говорится: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». Если вы верите, что раз уж вы соединились с человеком, то вы никогда не можете быть разделены, тогда вы также должны верить в вечную безопасность, потому что соединяющийся с Господом становится с Ним одним духом. Как же вы можете быть отделены от Него, что бы вы ни сделали или решили, если вы с Ним один дух?»

Я знал, что он не верит в безусловную вечную безопасность. Другими словами, брак, может быть, расторгнут и двое уже не будут одной плотью, точно так же, как и взаимоотношения человека с Господом могут быть расторгнуты, и они уже не будут духовно соединены. Когда этот пастор понял, что значило это место Писания, он сказал: «О Боже, вы разбили все мои аргументы в пух и прах. Я буду настаивать, чтобы они поженились». И вскоре они поженились.

В Иоанна 4 Иисус сказал женщине у колодца пойти и привести своего мужа. Она ответила Иисусу: «У меня нет мужа».

Иисус сказал: «Ты права: у тебя нет мужа, но у тебя было пять мужей».

Если бы Иисус верил в то, что человек никогда не может быть разделен со своим супругом, Он бы сказал: «На данный момент у тебя пять мужей». Или же если бы Он верил, что человек всегда соединен с первым супругом, с которым он или она заключают брак, Он бы сказал: «У тебя только один муж, остальные четыре брака были недействительными».

Иисус признал действительными все из заключенных ею пяти браков. Видите ли, Бог признает развод, независимо от того, одобряет ли Он его или нет.

Божественная любовь в брачных взаимоотношениях

Павел написал 1-е Коринфянам, обращаясь к церкви в Коринфе. Он говорил верующим помнить о законе любви, в христианской семье жена не должна разводиться с мужем, так же как и муж не должен оставлять свою жену.

1 Коринфянам 7:10, 11.

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем. —

11 Если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей.

Давайте истолковывать это так же, как это делал Павел — в свете закона любви. Двое христиан, которые состоят в браке, должны жить по закону любви. Что бы сделала любовь? Оставила бы любовь свою жену? Нет. Развелась бы любовь со своим мужем? Нет, любовь бы такого не сделала. Я не говорю о естественной, человеческой любви; я говорю о божественной любви.

В 1 Коринфянам в 13-й главе говорится, что любовь долготерпелива и добра. Она не эгоистична. Давайте прочитаем с 4 по 8 стихи из Расширенного перевода Библии, и мы увидим, как поступает любовь.

1 Коринфянам 13:4-8 (Расширенный перевод)

4 Любовь вынослива, терпелива и добра, любовь никогда не завидует и не кипит от ревности; любовь не хвастлива и не тщеславна, она не превозносится.

5 Любовь не самомнительна (она не надменна и не напыщенна гордостью), она не грубит и не ведет себя некультурно и неприлично. Любовь (Божья любовь в нас) не настаивает на своих собственных правах или на своем пути, так как она не ищет своего; она не обидчива, не раздражительна и не злопамятна; она не засчитывает причиненного ей зла (не обращает внимание на доставленную несправедливость).

6 Она не радуется о несправедливости и неправедности, но радуется, когда побеждает справедливость и истина.

7 Любовь все переносит, всегда готова верить в самое лучшее о каждом человеке, ее надежды во всех обстоятельствах неувядаемы, и она все переносит не ослабевая.

8 Любовь никогда не терпит поражения (никогда не блекнет, не становится устаревшей и не заканчивается).

Любовь бы не развелась со своим мужем. Именно так бы поступила любовь. Божественная любовь не оставила бы свою жену.

Любовь долготерпелива и добра. Множество раз люди терпят долго, но они не добры, когда переносят страдания. Они просто поступают так, потому что вынуждены. Еще любовь не ищет своего. Вы видите, как любовь могла бы исцелить все неурядицы в доме? Если и муж, и жена поступают по новой заповеди божественной любви, то их брак не потерпит поражения!

Да, сварливость и ссоры становились причиной поражения в браке. Но этот вид любви Иисуса никогда не терпит поражения!

Никогда в жизни не было достоверного случая, когда двое христиан, которые постоянно ходят в любви, оказались бы в зале суда для развода. Я не сказал, что не было случаев, когда двое христиан разводились. Я сказал: «Двое христиан, которые постоянно ходят в любви».

Согласно 1 Коринфянам 13:8 любовь никогда не терпит поражения. Если двое христиан ходят в любви, тогда их брак не потерпит поражения. Если и муж, и жена ходят в божественной любви, ни один из них даже и не захочет развода. В их доме будет позитивная атмосфера, они не захотят выходить из такого брака.

«Если у вас проблемы в браке, и вы оба являетесь христианами, вам нужно выписать 1Коринфянам 13:4-8 из Расширенного перевода на листе бумаги. А потом вам обоим нужно эти стихи читать каждое утро, прежде чем вы встанете с постели, и каждый вечер, перед тем как вы ляжете спать. Если вы будете читать эти места Писания вместе и будете поступать по Слову, тогда очень скоро ваш дом превратится в рай на земле. И вам обоим это под силу, потому что любовь Божья излилась в ваши сердца (Рим. 5:5).

Я помню одного замечательного христианина, которого я знал довольно близко. Его жена спаслась, но не была исполнена Духа Святого. Хотя она и была спасена, но она не ходила с Богом достаточно близко. Она не была особо посвященной. Это опасно. Видите ли, если ты не посвящен Богу и не отделен от мира, то это похоже на ситуацию с маленьким мальчиком, который упал с кровати. Его мама услышала стук, когда он ударился об пол, и вбежала в комнату.

— Что случилось? — спросила она.

— Я упал с кровати, — ответил мальчик.

— Как ты упал с кровати? — спросила она.

— Ну, понимаешь, — сказал он, — я заполз на кровать и остался слишком близко от края.

Он был слишком близко к краю кровати. Некоторые люди сначала опасаются, а потом остаются слишком близко от опасного края. Постепенно они отпадают от Божьих истин.

Итак, с женой этого христианина именно так и случилось. Она отпала от Божьей истины и сошлась с другим человеком, но она не развелась со своим мужем. Она просто сожительствовала с другим мужчиной около семи лет.

Было очевидно, что она не хотела иметь ничего общего со своим мужем. И у него было абсолютно полное право развестись с ней и жениться на другой, если бы он захотел. И он начал было об этом подумывать.

Но потом она позвонила ему: она хотела вернуться к Богу. Она осознала, что она — слабая личность, и что без него она умерла бы и пошла в ад. Она поняла, что нуждается в нем.

В отношении естественной, человеческой любви он уже ничего к ней не чувствовал. К тому времени она убила до последней капли ту любовь, которую он когда-то испытывал к ней. Естественная любовь является именно такой, но божественная любовь никогда не терпит поражения, она живет вовеки.

И потому он сказал ей: «Я стою на позиции Божьей любви и на позиции спасения твоей души от ада, и поэтому я приму тебя». Таким образом он принял ее, хотя и не испытывал к ней никаких чувств.

Он поступил по Божьей любви, которая была в нем. Это героический поступок — принять кого-то после того, как этот человек причинил тебе столько боли. Немногие могут это сделать. Мало кто способен реагировать подобным образом.

Со временем я был приглашен в их дом на обед. Я помню, как они держались за руки. Хотя они были уже в возрасте, но то и дело наклонялись друг к другу, чтобы обменяться объятием или легким поцелуем. И я мог видеть, когда она смотрела на него — что она его просто обожает. В ее глазах была такая нежность. Она его так уважала! Я видел, что у них близкие отношения. Даже естественная любовь была восстановлена. Итак, она была спасена, избавлена от ада, и, кроме того, их брак был полностью восстановлен.

Мы должны задавать себе вопрос: «Что сделала бы в моей ситуации божественная любовь?»

Неспасенный супруг

Павел также описывает случаи брачных взаимоотношений, когда один из супругов христианин, а другой — нет.

1 Коринфянам 7:12, 13

12Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;

13И жена, которая имеет мужа неверующего, и Он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

Если неверующая жена убегает с другим мужчиной, значит, она не согласна жить со своим мужем-христианином. И если неверующий муж изменяет своей жене с другими женщинами, то он не согласен жить со своей женой-христианкой.

Если неверующий муж бьет свою верующую жену и плохо с ней обращается, значит, он не согласен жить с ней. Обратите внимание на следующий стих:

1 Коринфянам 7:15

15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

Если неверующий муж не согласен жить со своей женой-христианкой, жена-христианка не связана брачными обетами. Она может выйти замуж за кого-то другого — в Господе, конечно же. Она может выйти замуж за другого верующего. Или же если неверующая жена не согласна жить со своим мужем-христианином, то муж-христианин нс связан брачными обетами. Он может жениться во второй раз.

В нашей церкви была женщина, муж которой был неспасенным и имел проблемы с психикой. Она мне как-то рассказала: «Однажды ночью я проснулась, и он был прямо возле меня с огромным ножом. Я боюсь, брат Хейгин. Что мне делать?»

Я беседовал с ним, когда он был в нормальном психическом состоянии. Он не был против Бога, Христа или Церкви. Он верил, что Библия истинна, и он в разуме верил, что Иисус – Сын Божий. Но он не был готов сделать посвящение в своей жизни. Он просил меня молиться за него и не ставить на нем крест. Но когда я ему проповедовал, он просто не проявлял никакого интереса, он не хотел принимать Иисуса своим личным Спасителем.

Затем что-то произошло, и у него стало еще хуже с психикой. Видите ли, за несколько лет у него была возможность отдать свое сердце Богу. И на его бедную жену навалился весь груз ответственности, потому что он не был способен работать и ей приходилось заботиться о детях. Они еле выживали на ее заработки, и на то, чем могла помочь им церковь. Она чуть было не лишилась рассудка, стала настолько обремененной и обеспокоенной, что не давала себе отчет в том, что она делает.

Мы должны были ей помочь. Ее муж раньше служил в войсках во время Второй мировой войны, поэтому мы поместили его в госпиталь для ветеранов. Его состояние все время ухудшалось, и впоследствии он там умер. Мы собрали для неё пожертвование, чтобы помочь ей, а люди приносили продукты и благословляли ее.

Я сочувствую многим женщинам, подобным этой, которые избирают оставаться в такой ситуации. Они полны решимости спасти своих мужей, что бы там ни случилось. Но заметьте — он не спасся. Если бы мы всегда могли привести своего партнера по браку к спасению! Павел так и сказал в 1 Коринфянам, он писал под вдохновением Духа Божьего.

1 Коринфянам 7:16

16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Другими словами, вы можете привести своего мужа к спасению. Если он согласен жить с вами, занимать свое место и нести свою ответственность, то просто оставайтесь с ним, потому что вы можете спасти его. Или же если ваша неверующая жена согласна жить с вами, вы можете её спасти. Павел не сказал, что если вы только будете верить Богу, вы всегда их спасете. Бог не станет идти наперекор воле человека и заставлять его спасаться, хочет он этого или нет. Он не будет этого делать!

Многие замечательные женщины переносят страдания из-за унижений, потому что они думают, что должны оставаться со своими мужьями, они верят, что спасут своих мужей.

Уходит супруг-христианин

Я помню другого служителя Евангелия, которым я сильно восхищался. Он был лидером полноевангельской деноминации, имел вес в христианских кругах. Я проповедовал в его церкви. И он спросил меня: «Брат Хейгин, что подразумевает Библия, когда говорит: «брат или сестра в таких случаях не связаны»?

Я ответил: «Насколько я понимаю, это значит, что человек в таких случаях не связан брачными обетами». Он сказал: «Я понимаю это точно так же. Никто во всем мире не был так строг в вопросах брака, как я. Видите ли, я попал к пятидесятникам старой закалки, особенно в вопросах святости. И я просто принимал все, что они говорили, в этом вопросе я был бескомпромиссен».

Этот служитель жил в довольно большом доме. Мать его умершей жены и его дочка, которая была в разводе и имела маленького сына, жили вместе с ним.

«Моей дочери, — сказал он, — двадцать восемь лет. Она красивая девушка. Ее мать была редкостной красавицей. Я не имею в виду, что она была просто симпатичной, я хочу сказать, что она была по-настоящему красивой. И дочь вся в нее — исключительная красавица.

Итак, — рассказывал он, — она выросла в нашей церкви. Она спаслась и исполнилась Духом Святым. Вскоре она познакомилась с парнем, семья которого тоже выросла в нашей церкви. У его семьи была безупречная репутация. Парень тоже был спасен, исполнен Духом, и был в церкви всю свою жизнь. Они полюбили друг друга. После окончания школы моя дочь получила образование в сфере бизнеса и начала работать. Он тоже пошел на работу. По сути дела, его семья владела несколькими торговыми предприятиями, и он начал управлять одним из них. И вот они поженились, все говорили, что они были идеальной парой. Она забеременела, но он не хотел никаких детей. Они не знали о противозачаточных средствах всего того, что сегодня знаем мы. Итак, она родила мальчика. После этого ее муж зашел посмотреть на мальчика, поцеловал свою жену и попрощался. С тех пор мы его не видели, он просто ушел, исчез.

Два или три года спустя мы узнали, что он стал гомосексуалистом и вел соответствующий образ жизни. И вот я оказался в этой ситуации, всю свою жизнь, проповедуя против развода и повторного брака.

Моя дочь работает, она зарабатывает хорошие деньги. Она очень умная женщина. Я пытался быть папой для её мальчика, но я человек в возрасте, а мальчику нужен кто-то, кто сможет взять его на рыбалку и так далее. Церковь занимает все мое время. Ему нужен человек, который мог бы с ним подурачиться или поиграть.

Я видел, как моя дочь сидит в своей комнате и плачет каждую ночь, и, в конце концов, мне это надоело. Однажды ночью я распахнул дверь ее комнаты и сказал:

— Выбирайся отсюда и пойди найди себе парня!

— Ты что, папа, — сказала она, — ты же проповедуешь против развода и повторного брака.

— Это не имеет значения, что я проповедую! Это неволя Божья для тебя — сидеть здесь и сохнуть, как невинная жертва! Пойди и найди себе кого-нибудь! Иди и общайся с молодыми парнями! — ответил я.

— Но, — сказала она, — если я начну с кем-то встречаться, то я могу влюбиться и потом выйти замуж.

— Я знаю, — произнес я, — вперед, действуй!

Она сделала именно то, что я ей предложил, и теперь она встречается с прекрасным человеком. Ее сыну он тоже нравится. Этот мужчина пережил то же, что и моя дочь. Пока он служил в армии, его жена бросила его ради другого парня. Он о ней больше ничего не слышал. Итак, теперь моя дочь и этот человек хотят пожениться».

Этот служитель спросил, что я думаю по поводу их брака. Я сказал: «По-моему, это хорошо».

Он согласился: «Я тоже так думаю, я изучал эту тему. Но есть одна вещь, которой я никак не могу понять. В 1 Коринфянам 7:15 говорится: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны…» Павел сказал, что верующий не связан брачными обетами, если его или ее неверующий супруг хочет развестись. Но в случае с моей дочерью ее муж был верующим».

Тогда я открыл ему 1 Тимофею 5:8, где Павел в письме к Тимофею сказал: «Если же кто о своих и особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Он говорит, что те верующие, которые уходят и не пекутся о своих домашних, хуже неверных. Они хуже, чем неверующие, потому что они имеют больше знания, они были просвещены. Они не могут отделаться так легко, как грешники, потому что грешники не знают лучшего. Поступать подобным образом является природой грешника.

В свете того, о чем мы говорили, поразмыслите над словами Иисуса в Матфея 18.

Матфея 18:15-17

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16 Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово.

17 Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Человек может называть себя христианином, но плохо обращаться со своей женой, возможно, даже жестоко издеваться над ней. Возможно, жена просила своего мужа не обращаться с ней подобным образом. Другие христиане, в том числе пастор их церкви, вероятно, тоже беседовали с мужем. Должна ли жена оставаться в браке, где так называемый «муж-христианин» постоянно подвергает риску ее душевное и физическое благополучие? Иисус сказал в Матфея 18:17, что если обидчик продолжительно пренебрегает советом, то он становится как язычник. Другими словами, его поведение ничем не отличается от поведения неверующего: он хуже неверного.

Отождествись со Христом!

Вы когда-либо слышали, как кто-то говорит «Я пытаюсь найти себя». Некоторые люди оставляют своих мужей и жен, чтобы найти себя. Они пытаются самоутвердиться. Это не что иное, как человеческое «это» и дьявольская гордость. Нам не нужно самоутверждаться. Те из нас, кто рожден свыше, уже утверждены и отождествлены со Христом.

Если вы посмотрите на библейскую историю, то увидите, что Коринф был одним из самых развращенных и аморальных городов Востока. И этот разврат попал в церковь. В 1 Коринфянам 5 говорится: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего» (ст. 1). Другими словами, сын отбил у отца свою мачеху и жил с ней. Он открыто сожительствовал с ней в грехе. Из-за того, что Коринф был самым безнравственным городом, тот же самый дух разврата проник в церковь.

Я помню одного выпускника Библейского центра РЕМА, который время от времени уходил в долгие посты. Каждый раз, когда он это делал, он возвращался с какой-то безумной идеей. Однажды он постился 18 дней, а затем заявил, что Господь сказал ему отослать свою жену назад к ее родителям. Господь бы никогда такого не сделал, Бог не разрушает семьи.

Итак, его жена спросила у него: «В чем дело? Что не так?»

Он ответил: «Ну, у нас разные цели и жизни».

Она сказала: «Нет, у меня нет никаких других целей, кроме как поддерживать тебя в служении. Я поеду с тобой, куда бы ты ни захотел. Это моя единственная цель».

«Ну, нет, — запротестовал он, — я отошлю тебя назад к родителям. Бог мне сказал это сделать».

Она сказала: «Скажи мне, в чем дело? Что я могу сделать? Я изменюсь. Я люблю тебя. Я верю, что Бог соединил нас вместе. Я готова измениться. Ты мне только скажи».

В ответ он сказал: «Нет! С тобой все в порядке. У нас просто разные цели в жизни».

В Матфея 19:3 говорится: «…по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Являются ли «разные цели» библейской причиной для развода с женой? Нет!Главной проблемой во всем этом было то, что он не ходил в свете Слова. Если бы он только послушал, что говорит Библия, это решило бы все его проблемы. Неважно, сколько ты постишься, если ты не ходишь в свете Слова, ты будешь ходить во тьме.

Давайте вернемся к началу, во второй главе Бытия мы видим, что именно Бог думает по поводу брака.

Бытие 2:22-24

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть.

Я думаю, многие люди путают, кого надо оставлять. Писание говорит, что мы должны оставить своих отца и мать, а не свою жену.

Если вы хотите быть в полноценном общении с Богом, вам придется ходить в свете Его Слова. Если вы не ходите в свете Библии, вы находитесь в абсолютной тьме. Откровение Его Слова просвещает (Пс.118:130). Библия говорит, что муж должен оставить, своих родителей и прилепиться к своей жене (Быт. 2:24).

Оставайся там, где ты есть

Каждый случай нужно рассматривать, принимая во внимание все его особенности и нюансы. Вы не можете просто установить железные правила, которыми вы будете руководствоваться в каждом случае. Вам нужно научиться смотреть на происходящее через закон любви. Давайте продолжим изучать 1 Коринфянам.

1 Коринфянам 7:16-20

16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих.

20 каждый оставайся в том звании, в котором призван.

Итак, мы должны рассматривать нашу тему в контексте того, о чем говорит Павел. Если вы были женаты сорок раз, и вы с вашей очередной женой только что спаслись — оставайтесь там, где вы есть.

Некоторые люди верят в то, что вы должны вернуться к человеку, с которым вы вступили в брак впервые, потому что вы стали одной плотью с ним или с ней. Но каким образом вы можете вернуться к первому мужу или жене? Нет, вы оставайтесь в том положении, в котором находитесь.

1 Коринфянам 7:21-24

21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.

24 В каком звании кто призван, братия. В том каждый и оставайся пред Богом.

Итак, вы видите, Павел продолжает все ту же тему. Он трактует ситуацию в свете закона любви. Если вы спасаетесь после того, как вы уже женаты, вы просто продолжаете жить для Бога. Вы остаетесь во взаимоотношениях мужа и жены. Давайте продолжим читать.

1 Коринфянам 7:25, 26

25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.

Заметьте, что Павел продолжает все ту же тему. Не вырывайте эти стихи из контекста, но просто осознайте, что Павел использует каждый из этих примеров, чтобы проиллюстрировать определенный аспект в вопросе брака. Павел дает свой ответ Духом Божьим мужчине или женщине, которые-не имели половых отношений с противоположным полом, которые не были в браке. Он говорит, что в свете закона любви и с учетом обстоятельств (настоящей нужды — англ. «нынешних страданий»), в которых они живут, для мужчины или женщины хорошо оставаться девственным или девственной.

1 Коринфянам 7:27, 28

27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

Если человек уже женат, то он должен оставаться в браке со своей женой. Но, как говорит Павел, если муж остался без жены, он не должен искать жену (1 Кор. 7:27).

Остаться без жены означает развод, это может также означать уход неверующей жены или жены-христианки, которая отступила и ушла с другим. Но если человек, оставшийся без жены, выбирает жениться во второй раз, он не согрешает.

Затем Павел говорит: «Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7:28). Что значит «иметь скорби по плоти»? В Расширенном переводе в 1 Кор. 7:28 говорится: «И все же те, кто вступят в брак, будут иметь физические и земные заботы, а я хотел бы вас от этого уберечь».

Давайте продолжим читать.

1 Коринфянам 7:29-35

29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как нс имеющие;

30 И плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;

31 И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;

33 А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:

34 Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

Павел повторяет, что жениться или выходить замуж – не грех. Он не пытается привести верующих в рабство. Иисус сказал то же самое в Матфея 19:12: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит».

Видите, как все становится ясно, когда вы трактуете Писание в свете закона любви? Неважно, что было в прошлом, вы можете забыть об этом и продолжать жить с Богом. Вы можете оставаться в том положении, в котором призваны.

Бог дал нам в Своем Слове идеал брака. Поэтому то, что нам нужно делать, так это уделять время и прилагать усилия, чтобы достичь превосходства в Божьем идеале брака. Мы можем начать прямо оттуда, где мы находимся сейчас.

Если вы были женаты или замужем сорок раз, забудьте об этом. Это все в прошлом. Оставайтесь там, где вы есть. Трудитесь, чтобы достичь Божьего идеала брака. Если вы никогда не были женаты или замужем, узнайте, что говорит Писание о браке перед тем, как вы женитесь или выйдете замуж, и вы будете знать, как его строить и сделать успешным с самого начала.

Прошлое осталось в прошлом

В церкви, где я когда-то был пастором, у нашей пианистки была шестнадцатилетняя дочь, которая тоже могла играть на фортепьяно. Дочь не была такой виртуозной пианисткой, как её мать; мать играла на утренних служениях по воскресеньям, а дочь — по вечерам в среду. У матери начались проблемы со здоровьем. Городской врач послал ее в более крупный город на лечение, и у нее обнаружили опухоль в легком размером с кулак.

В 1939 году это был очень серьезный диагноз. Операция, которая ей была нужна, считалась очень рискованной. С тех пор доктора многому научились, но в то время процент выживания был очень маленьким. Поэтому ее послали на облучение. Предполагалось, что лечение уменьшит опухоль. В случае если бы опухоль не уменьшилась, следующим шагом была бы операция. Она ездила на лечение в большой город дважды в неделю.

Она никогда не просила помолиться за неё. Она никогда не просила помазать ее елеем и возложить на нее руки. Ее дочь приходила в церковь играть на фортепьяно, когда ее мать не могла прийти, и говорила: «Помолитесь за маму, она себя плохо чувствует». Поэтому мы все молились за неё. Или же иногда ее муж приходил в церковь и говорил: «Помолитесь за мою жену». И мы за нее молились. Но она сама никогда не выходила для индивидуальной молитвы.

Однажды на воскресном служении я как раз закончил свою проповедь. И получил слово от Господа: «В зале есть женщина, которую Я хочу исцелить перед тем, как вы сегодня разойдетесь».

Поэтому я просто сказал собранию, что Господь хочет исцелить какую-то женщину, прежде чем мы уйдем. Видите ли, когда Господь проговорил мне это, мы уже стояли, и я уже собирался всех отпустить.

Наш зал был разделен на три секции. Одна женщина встала и вышла в проход. Она пошла вниз к сцене, и внутри себя я узнал, что это не та женщина. Я сказал: «Вы не та женщина, о которой я говорю, сестра, но подходите, и я возложу на вас руки в любом случае. Исцеление принадлежит вам».

В это же время я увидел, как женщина, которая играла у нас на фортепьяно, вышла в проход. Внутри меня Дух Божий проговорил: «Это она».

Я сказал: «Да, это вы», и возложил на нее руки.

Во вторник она снова поехала к врачу на лечение облучением Она сказала доктору: «Я хочу, чтобы вы сделали рентгеновский снимок моих легких». Врач хотел узнать, почему.

Она сказала: «Кое-что произошло. Вы сделайте снимок, а потом я вам объясню».

Он отказывался, но она настояла: «Я за это плачу. Вы просто делайте то, что я вам говорю». Врач сделал рентгеновский снимок. Им пришлось прождать весь день, пока его проявили. В те дни это занимало больше времени.

В конце концов, доктор вышел и сказал: «Если можно, мы хотели бы сделать еще один снимок. Это ничего не будет вам стоить. Это за счет больницы». Итак, они сделали еще один снимок. Закончилось тем, что они сделали пять разных снимков ее легких в пяти разных положениях.

После того как они все закончили, они позвали ее мужа. Они показали ему снимок с опухолью, который они делали раньше. Все пять других снимков, которые они только что сделали, вообще не показывали никакой опухоли. Все пять снимков были чистыми.

Они сказали: «Мы этого не понимаем. Мы бы никогда в это не поверили, если бы у нас не было этих снимков как доказательство». Потом муж рассказал докторам, что произошло.

Они ответили: «Ну, одно мы можем сказать точно: это сработало, не правда ли?»

Некоторое время спустя она свидетельствовала в церкви. Она сказала: «Конечно же, вы не знаете о моем прошлом. Но я просто была уверена, что Бог меня не исцелит. Я знала, что люблю Господа, но я выходила замуж и разводилась четыре раза. У меня не было достаточно смелости, чтобы выйти сюда для исцеления».

Но Бог нашел ее, несмотря ни на что. Когда она родилась свыше, Бог забыл о ее прошлом. Он ни разу не вспомнил о нем. Это все прошло! Я говорил с ней двадцать пять лет спустя — и она все еще хорошо себя чувствовала!

У меня есть друг-пастор, поделившийся со мной историей о трех молодых парах, которые были в его церкви. Всё три пары были в возрасте около тридцати лет. Они все пришли в его церковь и приняли спасение. Со временем один из молодых мужей почувствовал, что Бог призывает его проповедовать. Поэтому пастор пытался помочь ему: он давал ему возможность работать с молодежью и иногда учить в воскресной школе.

Этот пастор не только был пастором в церкви, но также являлся пресвитером определенной деноминации в районе Форт Ворта. На окраине Форт Ворта была еще одна маленькая церковь, которая нуждалась в пасторе. Это было много лет назад, когда Форт Ворт был намного меньше. В маленькой церкви было всего лишь около шести членов, и двадцать-тридцать человек появлялось на служениях. Этот пастор послал молодого человека от своей церкви туда.

Пробыв там год, у него по-прежнему было только двадцать пять — тридцать человек, которые приходили на служения. Поэтому он оставил церковь. Перед тем как уйти, он подал заявление на лицензию, чтобы иметь право проводить бракосочетания и похороны. В организации, которая давала лицензии, спросили: «Вы женаты? Вы когда-либо были в разводе?» Поскольку ни он, ни его жена никогда не разводились, ему выдали лицензию.

Тем временем другая пара из церкви этого же пастора также почувствовала призыв к служению. Поэтому он послал их быть пасторами в той маленькой церквушке на окраине Форт Ворта. Они пробыли там, около года, а затем ушли. Молодому человеку также выдали лицензию. Они задали ему те же вопросы, которые задавали первому молодому человеку, и он также сказал: «Нет проблем. Я никогда не разводился».

Наконец третья пара почувствовала призыв идти в служение. Итак, пастор послал и их в эту же маленькую церковь. Они не пробыли там и шести месяцев, как уже имели больше сотни людей. Они начали строить новое здание, кроме того, ему нужна была лицензия, чтобы сочетать людей на законных основаниях. Он заполнил анкету, сам он никогда не разводился, но его жена была в разводе. Она развелась перед тем, как приняла спасение. Из-за этого ему не захотели давать лицензию, ему отказали, хотя он сделал для той церкви больше, чем все другие, вместе взятые.

Пастор помог ему получить лицензию через другую организацию. Он остался в той церкви, и она выросла с его помощью до нескольких сотен человек. Другие два парня, которые перед ним получили лицензии, просидели тридцать лет, ничего не делая в служении. Но этого одного парня Бог обильно благословил.

Когда люди приходят к Господу, что бы ни произошло в их прошлом — это все ушло. В 1Коринфянам 7-й главе объясняется, что в каком бы положении ни находился человек, когда его достигает Божья благодать, он должен в нем и оставаться. Если он женился и разводился три или четыре раза перед тем, как спасся, и сейчас женат, он должен оставаться прямо там, где он находится, и продолжать идти с Богом. Точно также, если он холост, он не должен автоматически чувствовать принуждение жениться. Бог встречает нас там, где мы есть.