Воскресная школа

Когда начинать воспитание ребенка

В нашу школу приводят малышей с шестилетнего возраста. К этому времени ребенок уже получил основы воспитания, даже если его никто целенаправленно не воспитывал: если не направляли родители, то воспитывало все, что он впитывал из своего окружения, с чем соприкасался.

Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова спросили, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка. «А с какого возраста начинают развращать?» — ответил он. Начинают развращать, к сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители ведут не целомудренный образ жизни, не задумываясь о будущем своего чада, — и это уже влияет на будущего человека, формирует его душу, реально существующую еще до момента появления ребенка на свет Божий. Вот тогда-то и начинается процесс воспитания — или не-воспитания. Все здесь важно: и как мамочка себя ведет в период беременности, и как папочка относится к жене и ребенку. На Западе проводились определенные исследования, и есть свидетельства, что в период чревоношения ребенок реагирует на внимание со стороны отца и матери. Это естественно, ведь ребенок — плод родительской любви, отвечает на любовь. Но он чувствует также и нелюбовь — в том случае, если он нежеланный. Это нельзя забывать.

Святые отцы советуют матери во время чревоношения часто исповедоваться, причащаться Святых Христовых таин, молиться, ходить на службы, быть более собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. И благодать Божия будет действовать на еще не родившегося в мир, но уже живущего младенца.

Дитя человеческое начинает свою жизнь с материнской утробы — следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И если это взаимоотношение не управить, не организовать, не согреть Божией благодатию, то мир сам начнет воспитание младенца — но уже по своим законам, законам «века сего».

Ничто не заменит ребенку семью

По монастырскому обычаю, в нашей воскресной школе учатся мальчики.

И вот почему. В традиционной школе всегда считали, что раздельное обучение правильнее. Не только мальчики, но и юноши в России получали образование отдельно от девочек и девушек. Так было и в Древней Руси, и позже. В университетах учились мужчины, а в институтах благородных девиц, на женских курсах — девушки.

Основание этому — в глубоком различии назначения мужчины и женщины. Об этом различии мы забыли, и более всего забыли о назначении женщины, хранительницы семьи. Для женщины семья всегда была главным деланием. Не работа, не учеба, не карьера и тем более не общественно-политическая деятельность — все это разрушает женщину, убивает ее внутренние, глубинные основы. Но теперь все смешалось, и женщина уже не знает своего призвания. Поскольку нет созидательницы и хранительницы семьи, нет домашнего тепла и уюта, семья разваливается. Утрачивается чувство ответственности за брак, все чаще создаются «семьи-однодневки». Не понравились друг другу, не сошлись характером — разбежались. Проблемы в этом теперь не видит никто. Никто не задается вопросом: почему же такое блуждание является грехом, почему Церковь всегда выступала против блуда и прелюбодеяния? Потому что, соединяясь с другим человеком, мы оставляем в нем как бы часть себя, часть своей личности. А тот человек оставляет часть себя в нашем сердце, в нашей душе. Представим себе: если зеркало, в котором отражается наш образ, разобьется на кусочки, и в каждом из них зафиксируется наше отражение, что произойдет с образом? Получится некоторое множество нашего «я». Целое рассыпется. В этом, кстати, один из смыслов греха нецеломудрия — нецелостность. Во мне, в моей душе много других «я», а мои «я» тоже где-то гуляют. Могут быть и духовные прелюбодеяния, когда человек, сохраняя видимую верность, душой прилепляется к другому. Здесь та же ситуация нецелостности — нецеломудрия. Многие острые вопросы нашей жизни, многие неурядицы, горе и трагедии связаны прежде всего с развалом семьи. Нет семьи — и человек лишается корней.

Никто, даже самый хороший и добрый батюшка или самый прекрасный педагог, самый замечательный детский дом или интернат не могут заменить ребенку папу и маму. Дети это очень глубоко чувствуют. Был такой случай. В один из рейдов по Москве группа сотрудников милиции вошла в зал ожидания Казанского вокзала и увидела такую картину: возле билетных касс полулежит женщина, еще не старая, худая, синяя, обезображенная пьянством, в каких-то лохмотьях; около нее — тоже вся оборванная грязная девчушка лет шести. Как только эта девочка увидела, что к ее маме приближается милиционер, то засуетилась, стала приводить ее в порядок, достала расческу с тремя зубьями, чтобы причесать… Маленькая, умом еще ничего не понимает, но: это — моя мама, моя семья; она частичка чего-то такого, чего и сама еще не осознает.

И так практически у всех детей. Никакая организация не заменит того, что вложил в родителей, особенно в мать, Господь: дар не только рожать, но дар воспитывать, учить детей. Все глубинные отношения человека с Богом, с ближним, с миром закладываются в семье. От семьи — все импульсы жизни.

Родители учатся вместе с детьми

Воскресная школа никогда не сможет из неверующего ребенка сделать верующего, если она будет одна. В лучшем случае мы можем дать какие-то знания, дать направление развитию души, ума. Но воспитать, занимаясь с детьми один раз в неделю, конечно, невозможно. Ребенок не живет изолированно, и меняя в корне начатки его воспитания, а следовательно, и основы жизни, необходимо, чтобы вместе с ним изменялись и взрослые, так или иначе ответственные за него.

Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку духовно растут. Бывают случаи, и нередкие в наши дни, когда ребенок воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.

Наша воскресная школа работает не только с ребенком, но и с его семьей. Родители, подавая прошение о приеме детей в школу, обязательно дают свое согласие на посещение занятий. Другое дело, как они это выполняют. Но мы никого не неволим.

В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было единство, трудно воспитывать человека в цельности. Очень страшно, когда в детскую душу вносится разлад. Приведу такой пример. После беседы о сотворении мира приходит ученик нашей школы домой и рассказывает своему отцу о том, что узнал у нас. А тот слушал-слушал, глядел вялым взором на своего ребенка, а потом сказал: «Все это поповские бредни». И все. В следующее воскресенье мальчик был неузнаваем: смотрит недоверчиво — мнение папы для него оказалось убедительнее. Для семи-восьмилетнего малыша родительский авторитет очень высок.

Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного. Осуществить это в наше время не так-то легко, поскольку связь поколений прервана во всем, в том числе и в деле воспитания. Нельзя забывать, что многие из родителей наших учеников — в прошлом питомцы яслей, детсадов, «продленок» и других детских учреждений — сами были лишены тепла семейного очага. И теперь, если мы хотим вернуться к нашим семейным традициям, то учить прежде всего нужно родителей. Это касается не только воскресной школы, но и светской. Очевидно, потребность эта пока не осмыслена нами в достаточной степени, так как в целом такой практики — просвещения родителей — у нас пока нет.

Мы должны помнить, что забота о ребенке — это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Царства Небесного.

Устройство и жизнь воскресной школы

В нашей воскресной школе существует несколько возрастных групп.

Детей принимаем с шести лет и занимаемся с ними до тех пор, пока им не исполнится шестнадцать. Возрастные рамки могут быть подвижны — это зависит от развития ребенка и от его желания учиться в нашей школе. Всего у нас сейчас около 130 детей.

Первая группа — подготовительная, в нее входят от шести до восьми лет. Раз в неделю, по субботам, с ними занимается один преподаватель, который беседует с детьми, поет, ставит несложные сценки, уже традиционные на Пасху и Рождество. Дети рисуют, гуляют, ходят на экскурсии. Главная задача на этом этапе — сформировать у детей не знания, а правильное чувство к Церкви. Чтобы внутренне они знали: есть Бог, есть Церковь. Пока им ничего не надо осмысливать, надо просто принять в себя: это есть. Это часть их жизни, часть жизни их семьи, часть жизни их друзей.

Далее эти дети по уставу нашей школы переходят в младшую группу, которая занимается по воскресеньям. Возраст: девять-одиннадцать лет. У них также один преподаватель, и преподавание беспредметное, хотя в расписании мы пишем: «Закон Божий». Беседы могут быть на самые разные темы, начиная от динозавров и кончая серьезными вопросами о смысле жизни, о спасении рода человеческого.

На уроках стараемся открыть для них Божий мир в разных его проявлениях. Дети знакомятся со всем, что их окружает; через все это мы стараемся показать им веяние Духа Святого, действие в этом мире Творца. Рассказ ведется на примерах из их жизни, из жизни святых, природы.

Мы не чуждаемся и занятий спортом. Есть спортивные минутки, когда одна из мам, профессионал-тренер, занимается с детьми. В этом возрасте активность повышена, и нужна разгрузка. Результаты очевидны — у нас уже не так скоблят стены, не ломают двери, меньше требуется ремонта, так что есть некоторая экономия для монастыря. Энергия детей получает другое направление: их «ядерные взрывы» используем в мирных целях.

После этого дети переходят в средние группы — от десяти до тринадцати лет. В нашей школе это базовая возрастная группа, внутри которой формируется несколько небольших подгрупп. В каждой имеется свой преподаватель — классный руководитель. В этом возрасте мы учим детей церковно-славянскому языку, его ведет одна из мам.

Главное наше желание — помочь детям этого возраста правильно прочувствовать Церковь. Но если в подготовительной и младшей группах они должны были просто ее принять, вместить в свою жизнь то, что она есть, то теперь мы хотели бы, чтобы они прочувствовали, какая она есть. Но все-таки пока только прочувствовали, а не поняли, не осмыслили.

На этом фоне беседы и лекции могут быть самыми разнообразными. Например, в первый год у нас шли занятия по теме «Введение в понятие „Спасение человечества“». Мы начинали с сотворения мира — как мир был сотворен, как были сотворены первые люди, зачем. Как они от Бога ушли, отпали. Потом делается вывод, что человек сам себя не может исправить и что ему нужен Спаситель. Далее очень коротко, буквально в несколько уроков разговор идет о Спасителе. Попутно с занятиями в школе мы можем съездить, например, в биологический музей, посмотреть на динозавров — чтобы как-то проиллюстрировать наши рассказы. К каждому вопросу, который мы затрагиваем, даются комментарии.

У нас нет жесткой отчетности. На экзаменах мы больше пытаемся узнать, как ребенок понимает то или иное происшествие, то или иное событие — историческое либо современное, как относится к молитве, например, молится ли, знает ли, зачем это нужно. Я считаю, что это намного лучше, чем вытягивать из детей зазубренные знания. Пусть мы узнаем, что ребенок не молится, но мы узнаем также, почему он не молится, и тогда будем решать эту проблему. Это важно и для ребенка, и для преподавателя. Детям такая форма экзамена нравится: они не нервничают, больше раскрываются.

Раньше у нас были крохотные подгруппки, по пять-шесть человек, и мы легко могли проводить беседы с детьми, держать их внимание, а в случае необходимости и поставить на место. Но дети к нам идут, группы растут, классы нас не вмещают. Теперь часть групп воскресной школы либо уходят на экскурсию, либо выполняют какие-либо послушание. Правда, система послушаний пока не отработана.

Старшая группа скомплектована из детей от четырнадцати до шестнадцати лет. Обучение предметное: Беседы о Евангелии, Беседы о Таинствах Церкви и богослужении, История Церкви, Сектоведение и религиоведение.

Эти же предметы мы преподаем и родителям наших учеников. На занятия ходят примерно 60 % пап и мам. Это самые благодарные наши слушатели.

О проблемах и планах нашей школы

Срок учения ребенка в школе большой, и пробыв здесь три-четыре года, он уже слышал все, что можно слышать о Церкви, — по крайней мере, так ему кажется. Кроме того, он уже устал от учебы. И потому на уроке он может прервать преподавателя: «Я это уже слышал, мне это не интересно». Спроси о «слышанном» — он ничего не ответит. Но он слышит знакомые слова, знакомые понятия, и интерес его пропадает.

Отчего это происходит и что же делать? Основную причину я нахожу в следующем. Чаще всего ребенок не видит связи между тем, что ему сказано о Церкви, и своей жизнью. А если он не видит этой связи, то ему интересны только новые знания или новые впечатления. Необходимо строить занятия, беседы в школе так, чтобы каждое новое знание ребенок конкретно связывал со своей жизнью. Иначе ребенок просто устанет от учебы, перестанет воспринимать. И начнет ходить в школу только для того, чтобы побыть со своими сверстниками. А занятия станут лишь фоном для общения.

В этом году мы приняли решение провести серьезное собеседование с детьми и родителями. И тех детей, которые приходят в школу только для того, чтобы «побыть», — отделить в особую структуру, в нечто вроде клуба по интересам православных ребят. Здесь они смогут рисовать, вырезать и выжигать по дереву, делать школьную газету, а то и просто играть в футбол. Можно также организовать помощь ребятам в учебе, занятия для поступающих ВУЗы.

А детей, которые хотят учиться, — учить.

Решать, сколько лет тот или иной ребенок будет находиться в воскресной школе, всякий раз нужно конкретно.

Катехизические курсы

Наши катехизические курсы можно назвать ликбезом, открывающим и разъясняющим основы православной веры. К сожалению, в наше время приходится наблюдать, что программы многих катехизических курсов, воскресных школ для взрослых страдают определенной поверхностностью. Человека насыщают знаниями о Православной Церкви как институте, о ее иерархическом устройстве, истории, о символике храма и иконы, о том, как вести себя во время богослужения. Это все важно и нужно. Но, может быть, еще важнее другое, то, что часто выпадает из поля зрения составителей катехизических программ, — рассказать о внутреннем содержании, о сути христианства. А суть христианства в том, что человек греховен, болен, что он погибает, и ему нужен врач — Спаситель, Который пришел, Который спас и дал человеку все для спасения: основал Церковь, дал церковные Таинства.

Необходимо показать смысл воцерковленной жизни так, чтобы человек не только понял умом, но принял в свою душу, что «без Бога ни до порога», как некогда говорили на Руси.

К сожалению, нередко считают, что вера православная — это вера старушек. В самом деле: многие люди лишь к закату своей жизни, благодаря отчасти жизненному опыту, и в первую очередь опыту отрицательному — лишениям и скорбям, отчасти же в результате крушения или изживания временных жизненных целей приходят на порог храма. Кроме того, и у давно верующего человека часто под старость появляется возможность приходить в храм чаще, чем в прежние годы, наполненные всяческим трудом и заботами. Так было в Церкви всегда, еще святой Григорий Богослов писал: «Мы — галилеяне, люди презренные, ученики рыбарей, мы, которые заседаем и поем псалмы вместе со старухами». Это свойственно не только Православию, все мировые религии испытывают что-то подобное. Но бывает, что человек отталкивается от Церкви и этим ее безобидным свойством: ему кажется невозможным найти здесь, среди столь простого люда, то, что соответствовало бы запросам его философски настроенного ума. И эта ошибка толкает поддавшиеся души искать элитарных кружков, «сверхдуховных» обществ. И вот они гибнут, тонут в море разнообразных «духовных сложностей» и учений.

Но Господь говорит: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Церковь — это живое Тело Христово. И каждый член, каждая клеточка этого живого Тела Господу дороги. Все едино, и от самого малого страдает целое. Как у человека — болит какой-то совсем незначительный орган, а от этого все тело страдает. Так и в Церкви, так и в России нашей, всегда жившей с Богом, а в нашем столетии пытавшейся отказаться от Него. Мы все связаны между собой. Сколько отторгнутых от Церкви людей! Сколько заболевших безбожием! Но оздоровление даже одного человека изменяет ситуацию: стал на истинный путь один человек, а за ним потихонечку, если он правильно идет, если не переусердствует, подтягиваются другие — родные, друзья, знакомые…

На наших курсах обучаются люди разного возраста, разного уровня светского образования. Это и студенты, и научные сотрудники, и домохозяйки. Первоначально предполагалось не смешивать разные социальные группы, но опыт показал, что общение разных людей приносит свои плоды. Образованные немного смиряют гордыню, общаясь с людьми простыми, сами становятся проще — они ведь сидят все вместе, рядышком. А люди малообразованные, слушая, например, вопросы, которые интересуют других, и даже просто находясь в этой атмосфере, заметно подтягиваются.

Программа наша строится по двум направлениям — образование для ума и образование для сердца. Основы православной веры и основы церковной жизни. Два столпа, на которых возводится все остальное.

По возможности преподается богословие — основное, догматическое, нравственное. Человеку всегда необходимы конкретные примеры, научающие и назидающие, воспитывающие сердце. Поэтому мы обязательно говорим о Евангелии, рассказываем об этой Книге в разных аспектах. И говорим, конечно, об истории христианской святости — в качестве приложения к нравственному богословию.