4. Повиновение

Как невеста и тело Христа мы должны знать, как относиться к нашему Жениху и друг к другу. Бог выбрал повиновение как принцип существования Царства, и именно повиновение задает тон всем видам взаимоотношений между Создателем и человеком, мужем и женой, родителем и ребенком, работодателем и работником, пастором и церковью. Иисус учил важности повиновения даже во взаимоотношениях между друзьями:

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Иоанна 15:13,14

Иисус доказал Свою дружбу и право быть нашим Женихом, повиновавшись воле Своего Отца и пролив за нас Свою кровь, и это стало высшим поступком любви. Когда мы повинуемся Его Слову и водительству Духа Святого, Он называет нас Своими друзьями (Он не имеет в виду просто знакомых, с которыми мы играем в футбол после занятий!) Говоря слово «дружба», Иисус имеет в виду взаимоотношения завета. Все Его — наше, и все наше — Его. Наш Жених испытывает огромный восторг, когда благословляет нас, а мы чувствуем неподдельную радость, когда угождаем Ему и познаем Его. Более того, Иисус повелевает нам любить друг друга, как Он возлюбил нас:

Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Иоанна 13:34,35

Бог установил, что Церковь должна поступать по принципу повиновения (любить на деле), чтобы мир мог увидеть в нас Иисуса. Но для того, чтобы нам поступать таким замечательным образом, в нашем сердце должны утвердиться некоторые основополагающие истины, связанные с повиновением. Если поверхностно рассмотреть некоторые из них, они покажутся нам сложными, но если мы копнем немного глубже, тогда эти истины, возможно, смогут освободить нас.

Повиновение — означает война!

Говоря ефесянам о повиновении, Павел иллюстрирует этот принцип на примере тела Христа:

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, славя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.

Ефесянам 5:18—21

Обратите внимание, что Павел вводит понятие «повиновение» в контексте наполнения Духом Святым, воспевания в наших сердцах Господу и постоянного благодарения. Это серьезный намек: мы никак не можем повиноваться друг другу своей плотью или собственными усилиями! Чтобы научиться повиновению, мы должны «подключиться» к сверхъестественной любви и способности Иисуса Христа быть послушным Слову Божьему. Также обратите внимание на то, что нам необходимо повиноваться «в страхе Божием». Так послушание становится священным действием любви и почтения к нашему Господу. Мы не можем просто отмахнуться от этого и не принимать всерьез.

Значение греческого слова «гупотассо», переведенного как «повиновение», еще больше раскрывает нам

содержание этого понятия. В древнегреческом языке «тассо» — это термин, относящийся к военному делу. Он указывает на то, как солдаты собираются и выстраиваются в строй, где никто не выступает из шеренги, не смотрит на соседа и не проявляет непослушания по отношению к тем, кто имеет над ними власть. «Гупо» является предлогом «под», который указывает на отношение подчинения. Итак, значение «гупотассо» это подчинение друг другу на основе божественного призвания и порядка, в котором нас разместил наш главнокомандующий, Господь Иисус Христос. Мы не должны настаивать на своих правах, иметь эгоцентричный или независимый дух, но обязаны подчиняться Божьему повелению служить друг другу в смирении и любви. Таким образом, представляется картина сильной непобедимой армии, описанной в Книге Иоиля:

Как борцы, бегут они и, как храбрые воины, влезают на стену, и каждый идет своей дорогой и не сбивается с путей своих. Не давят друг друга, каждый идет своею стезею и падают на копья, но остаются невредимы.

Иоиль 2:7,8

Использовав слово «гупотассо», Павел придает отрывку из Послания к ефесянам явно военный характер. Тело Христово ведет борьбу не на жизнь, а на смерть с силами тьмы, правящими в этом мире. Знаете, я кое-что заметил в людях, которые вместе оказываются на войне. Вдруг становится неважным, какого вы пола, какой расы, какого цвета у вас кожа или какой вы умный. Мы вместе сражаемся со злом, которое хочет погубить нас, и то, выживем мы с вами или нет, зависит от наших совместных действий и повиновении друг другу в страхе Господнем. Неважно, поставил Бог меня вашим командиром или вас — моим, нас объединяет борьба за свободу, и мы подчиняемся друг другу в крови Иисуса.

Слово «гупотассо» указывает на то, что, хотя Бог любит всех нас одинаково и нелицеприятно, Он поместил нас на разные ступени положения, подчинив друг другу Есть генералы и есть пехотинцы. Есть сержанты и есть врачи. Есть капитаны и есть повара. Все мы одинаково важны и не имеем недостатка ни в каком духовном даровании (потому что Бог хочет иметь с нами близкие взаимоотношения и изливать на всех нас благословения), но мы подчинены друг другу согласно тому, как Он разместил нас в теле. Мы подчиняемся друг другу в страхе Господнем, потому что Он дал каждому из нас призвание и дары. Павел описывает такое поведение как хождение в любви, когда каждый член выполняет то, что нужно всему телу:

Но истинной любовью все возрастали в Того, Который есть Глава — Христос, из Которого все тело, составляемое и соединяемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

Ефесянам 4:15,16

В мирное время все мы можем спокойно любить и поклоняться Господу и тогда очень заметно наше равенство во Христе. Так легко любить друг друга, ведь Его любовь, благодать и благословения очевидны в жизни каждого из нас Все мы довольны и ни в чем не нуждаемся. Но во время духовной войны Бог формирует личный состав, а искуситель приходит со словами: «Видишь, с тобой не обращаются, как с равным, потому что тебе приходится подчиняться человеку, который не такой умный, не такой талантливый или не такой духовный, как ты. Бог сделал тебя равным с этим человеком, поэтому тебе не нужно ему повиноваться». Враг знает, что если он сможет запутать нас в вопросах равенства и подчинения, то и сможет заставить нас пойти друг против друга, восстать против властей и привести нас к поражению.

В мирное время не требуется повиновения. Подчинение требуется во время войны. Когда нет никаких разногласий или конфликтов, нет нужды в повиновении. Не говорите мне, будто бы вы повинуетесь, когда все идет, как вы того хотите, по вашему расписанию, в соответствии с вашим планом! Это не повиновение. Это согласие. Это путь, на котором никто и ничто не оказывает никакого вам сопротивления. Нет, повиновение присутствует лишь там, где есть разногласие, а разногласие является результатом греховной природы человека. Пока мы живем в этих обреченных на смерть телах, в которых есть плотская природа, противодействующая законам Царства Божьего, мы находимся в состоянии войны. Нам необходимо приучить себя подчиняться нашему духу и воле Божьей. Мы должны приучить свою плоть подчинять себя другим, зная, что все мы являемся возлюбленными Иисуса.

Нравится вам это или нет, но Бог допускает в нашей жизни такие ситуации, в которых мы должны подчиниться кому-то, чтобы выиграть сражение. Мы должны исключить из употребления пять бунтарских глаголов Люцифера, стоящих в первом лице будущего времени (см Исаии 14:13,14), которые стремятся править из нашей старой природы. Повторяя за Иисусом: «Отче!.. не Моя воля, но Твоя да будет!’ (см. Луки 22:42), мы должны понять, что когда повинуемся тому или иному человеку, то повинуемся Богу. Поступая так, мы ходим в страхе Господнем. Мы доверяем Ему и отдаем свою жизнь в Его руки — единственно безопасное место во Вселенной.

Как повинуется жена

Раскрыв понятие повиновения как условие победы в войне, Павел подробно описывает три конкретные сферы, в которых верующий должен ходить в повиновении: мужья и жены, родители и дети, господа и рабы. Сначала он рассматривает взаимоотношения мужей и жен, которые вызывают сегодня, наверное, самые горячие споры и являются темой нашего обсуждения.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и ХристосГлава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены — своим мужьям во всем.

Ефесянам 5:22—24

Говоря о повиновении, Павел имеет в виду не господство какого-то пола над другим, а партнерские взаимоотношения между супругами и структуру семьи. Повиноваться — означает уступать нуждам и желаниям других людей в принятии решений, в разрешении проблем, в определении направления для развития взаимоотношений. Муж и жена находятся во взаимоотношениях, схожими с теми, что существуют в правительстве: оба не могут одновременно применять одинаковую степень власти.

Учитывая то, что два человека состоят во взаимоотношениях, один из них должен повиноваться руководству другого при рассмотрении проблем, конфликтов и их решений. Люди нашего поколения, мыслящие мерками этого мира, хотят поместить мужа и жену на одно и то же игровое поле, чтобы оба выступали в роли судьи одновременно. Можете представить себе бейсбольный матч, на котором присутствуют два судьи? Муж и жена не выступают на одинаковых позициях, когда речь заходит о принятии решений, применении власти или разделении ответственности.

Многие женщины считают, что повиноваться своему мужу означает упасть на лопатки и сдаться. Подчиняясь решению мужа, она признает, принимает и одобряет его превосходство над собой и подписывается в своей неполноценности. Она позволяет его эгоизму унизить или даже растоптать ее чувство собственного достоинства. Дьяволу хотелось бы, чтобы эту ложь проглотили все жены, потому что она так легко разжигает негодование и сопротивление.

Но повиновение (если его правильно понимать, означает свободу, избавление, положение) переводит женщину на более высокий уровень близости с Господом, предоставляя ей больше полномочий и влияния в браке. Повиновение подразумевает согласование, сотрудничество и огромное влияние. И если следовать Божьему принципу повиновения, то можно достигнуть гармонии и единства духа даже там, где есть разногласия. Более того, муж и жена, родитель и ребенок или работодатель и работник могут прийти к полному согласию благодаря тому, что ходят в повиновении.

Часто мы не видим всей картины. Одну ее часть видит наш супруг, а другую — мы. Вначале каждый из нас может по-разному смотреть на ситуацию, но по мере того, как мы молимся и разговариваем друг с другом, делясь Божьими откровениями и познавая разум Христов и Его истину, мы можем увидеть картину целиком и прийти к согласию. Часто происходит так, что открытое обсуждение, молитва и откровения приводят в гармонию и единство любые взаимоотношения.

Но что же делать, если даже с молитвой, обсуждением, откровениями так и не достигнуто согласия? Что если муж неверующий и просто не хочет молиться? Что если муж спасен и любит Господа, но все свободное время проводит перед телевизором или на стадионе, пренебрегая общением с Богом и отказываясь духовно возрастать? Что если муж просит жену делать что-то аморальное или незаконное?

Мне кажется очевидным, что верующий не должен повиноваться просьбе или приказу, которое является неблагочестивым, греховным и порочным. Если муж требует, чтобы его жена вместе с ним употребляла алкоголь или наркотики, занималась сексом с кем-то другим, помогла ему в совершении преступления или обмане, она должна вежливо отказаться. Библия вовсе не повелевает верующему повиноваться греховным, безнравственным приказам. Апостол Петр не говорит: Грабьте с вашим мужем банки, чтобы он увидел в вас любовь Божью!» Нет, он говорит, что именно «чистое», то есть непорочное, скромное и безупречное поведение жены влияет на ее мужа, побуждая его поступать правильно и приближаться к Богу:

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, образом жизни жен своих без слова приобретаемы, были, когда увидят вашу чистую, богобоязненную жизнь.

1 Петра 3:1,2

Самые сильные люди в мире — это жены, умеющие повиноваться Богу и своим мужьям! Сколько мужчин были приобретены для Господа через своих жен, которые обращались с ними, как с царями, и вместе с тем отказывались делать то, что могло скомпрометировать Слово Божье? Сколько мужчин пережили огромный успех в своем бизнесе и служении благодаря тому, что у них была молящаяся, богобоязненная жена, которая стояла рядом и давала мудрые советы?!

Но что если муж — это огромный сильный плотник, который, придя домой пьяным, избивает жену, потому что он зол на весь мир? Что если он дьякон церкви, которого все считают очень религиозным, но когда он дома, то швыряет свою жену через всю комнату, потому что она его раздражает? Никакая жена не должна повиноваться такому обращению! Если такое происходит в вашей семье, немедленно обратитесь к своему пастору, чтобы он дал вам мудрый совет (и сделайте это с вашим мужем или без него). Иисус не бьет Свою невесту!

…А жена да боится своего мужа.

Ефесянам 5:33

Слово «бояться» означает уважать. Уважение — это отношение, а не действие. Вы можете уважать положение и власть вашего мужа, но при этом уехать из дома, чтобы избежать побоев. Вы можете иметь отношение повиновения к своему мужу, но отказываться быть ему послушной в каком-то злодеянии. «Дорогой, я тебя люблю, но не сделаю этого, потому что это незаконно и безнравственно». Понимаете, как Божья любовь и истина одновременно оказывают влияние на вашего мужа? Итак, никогда нельзя недооценивать огромное влияние повинующейся, любящей жены, которая знает, как уважать своего мужа.

Что мы показываем миру?

Почему же повиновение так важно в контексте нашего брака с Господом Иисусом Христом? Жена — это пример того, кем Церковь является для Иисуса.

Если женщина восстает и пытается властвовать над своим мужем, она тем показывает миру пример бунта против своего Жениха в вечности — Иисуса. Взбунтоваться — значит сказать: «Мой путь так же хорош или еще лучше, чем Божий путь. У меня есть право выбирать свою судьбу и поступать по своим законам и принципам. Я господь своей жизни, и никто не может мной управлять. Я могу знать столько же, сколько и Бог, и иметь такую же силу, как у Бога». Ни одно из этих заявлений не является истиной, так как это ложь, идущая от первоначальной лжи, которую сатана предложил Адаму и Еве в Эдемском саду: вы будете, как боги (см. Бытие 3:5).

У верующего в Иисуса Христа нет никаких оправдании, если он проявляет что-либо иное, а не огромное уважение к Нему. В конце концов, Иисус совершенный Муж: Его Слово истинно; все Его пути совершенны; и Сам Он является воплощением любви. Нет никакой причины, по которой верующий не может не только повиноваться, но и всегда быть послушным Господу.

Иногда христиане легкомысленно относятся к тому, что говорит им Иисус. Он наш Жених и Друг, но также и наш Господь. Мы всегда находимся в отношении повиновения Ему. По этой причине не должны считать, будто Иисус существует для того, чтобы служить нам или исполнять наши требования. Это мы живем для того, чтобы служить Ему. Помните, что все от Него и все для Него.

Жены должны повиноваться своим мужьям «как Господу». Во всех своих посланиях Павел употребляет слова «как» и «по». С помощью этих слов он «связывает» проявления богоугодного поведения жен с глубокими тайнами наших взаимоотношений с Господом. Все, что мы делаем для других, должно делаться, как для Господа. Жену должен объять святой страх Господень, если она раздумывает восстать против своего мужа, который не требует от нее нарушения Слова Божьего. Но даже если его требование противоречит Слову Божьему, в жене все равно должен быть святой страх Господень, который говорит: «Ты не должна подчиняться, но все равно должна его почитать». Жены, осознающие это и поступающие так, знают, какую огромную награду они получают от Господа. Бог всегда уважает повинующуюся жену, благословляя ее невероятной милостью и влиянием.

Один господь на все времена

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу.

Ефесянам 5:22

Еще один важный вопрос, который Павел затрагивает в своих посланиях относительно брака, заключается в том, что жена должна повиноваться своему мужу а не всем мужчинам. Все женщины не должны повиноваться всем мужчинам, а только каждая жена — своему мужу. Почему? Потому что супруги являются одним целым. Они слиты воедино, они соотносятся друг с другом, они связаны взаимоотношениями, в которых есть установленный порядок и структура. «Муж и жена» это не то же самое, что «мужчина и женщина» или «все мужчины и все женщины». Павел не говорит о том, что женщина должна повиноваться мужчине или все женщины должны повиноваться всем мужчинам. Он говорит, что жена должна повиноваться своему мужу.

Для верующего повиновение — это всегда взаимоотношения завета, и поэтому жена призвана повиноваться своему мужу, единственному мужчине, с которым у нее взаимоотношения, основанные на брачном завете. Именно брачный завет гарантирует жене ту безопасность, которая необходима ей для того, чтобы повиноваться своему мужу. Так и верующие в Иисуса Христа должны подчиняться одному Христу (не каким-то другим господам), потому что только мы являемся Его возлюбленной невестой. Мы с Ним — одно целое и мы состоим с Ним во взаимоотношениях единства, в которых существует установленный порядок и структура.

Но как Церковь повинуется Христу, так и женысвоим мужьям во всем.

Ефесянам 5:24

И опять мы видим, что своим повиновением мужу жена показывает миру пример того, как Церковь повинуется Иисусу Христу. Далее Павел говорит, что жена должна подчиняться своему мужу «во всем». Как и мы во всем повинуемся Христу Иисусу, так и жена во всем повинуется своему мужу. Здесь нет места восстаниям! Мы не можем «капризничать» даже в «мелочах». Здесь нет места бунтарскому отношению так же, как и бунтарским словам и делам.

Когда жена во всем повинуется своему мужу, она тем самым говорит миру: «Церковь во всем повинуется Господу Иисусу Христу. Ни одна сфера в Церкви не управляется человеческой мудростью, силой, разумом и пониманием. Все подчинено Иисусу Христу, чтобы Его воля совершилась во всем, через все и для всего, что является частью Его тела».

Самое сильное свидетельство, которое жена-христианка может показать неверующему мужу (или мужу-христианину, проявляющему непослушание Господу), а также неверующим, с которыми она сталкивается каждый день, это ее характер, слова, сказанные в любви, и скромная жизнь, которую она проводит с повинующимся и молчаливым духом. Повиновение богобоязненной жены становится свидетельством для ее мужа, и это свидетельство выходит далеко за пределы их дома — во внешний мир. Родители, друзья, соседи и коллеги по работе видят, что мужчина живет с богобоязненной женщиной, прекрасной христианкой, любящей, внимательной и образцовой женой.

Такжу и вы, жены, повинуйтесь своим, мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, образом жизни жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят вашу чистую, богобоязненную жизнь. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином.

Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

1 Петра 3:1—6

Жены-христианки должны подражать Сарре, которая, повинуясь Аврааму, без страха называла его господином. Когда жена полностью доверяет Господу и Его плану для своей жизни, повинуясь своему мужу, как Христу, она может делать это с огромной верой. А когда жена повинуется своему мужу в вере, Бог может сдвинуть горы в жизни ее супруга! С другой стороны, если жена не следует этому плану, она дискредитирует Господа и ее свидетельство тускнеет именно перед теми людьми, которым оно адресовано. Более того, поскольку такая женщина ходит в страхе и непослушании, а не в вере и повиновении, она связывает Богу руки и Он не может действовать в жизни ее мужа.

Большинство случаев непослушания среди верующих во Христа это не то, что мы считаем «серьезным бунтом. Чаще всего наше непослушание проявляется в том, как мы думаем, как относимся и реагируем на мелочи жизни». Таким образом, и большинство случаев непослушания жен-христианок, не всегда выглядит как неповиновение их мужьям.

«Мне все равно, что муж думает о моей прическе или о стиле моей одежды. Буду делать то, что хочу».

«Мне все равно, что моему мужу не нравится фасоль, я все равно ее приготовлю, и ему просто придется ее съесть».

«Я не обязана просить мужа, чтобы он уделял мне столько времени или давал деньги».

Когда жена восстает против желаний мужа и его прерогативы в принятии решений, она подрывает его власть над семьей и уменьшает его ответственность. Богоугодная власть всегда сбалансирована ответственностью. Мы отвечаем за то, над чем имеем власть. И мужчина, которого заставили думать или чувствовать, что у него нет власти над своей семьей, чувствует гораздо меньшую ответственность за нее.

Похоже, что многие жены желают и одного, и другого. Они хотят, чтобы их мужья брали на себя всю ответственность за происходящее в доме, но не признают власти супругов ни над собой, ни над семьей в целом. Богоугодный брак так не работает! Иногда верующие попадают в такую же ловушку. Они хотят, чтобы Бог делал для них всевозможные вещи: благословения, чудеса и освобождения. Они хотят, чтобы Бог был ответственен за них, но у них нет ни малейшего желания повиноваться Его власти, делая то, чего Он от них ждет, и ходя теми путями, на которые Он их направляет.

Когда мы будем во всем повиноваться Иисусу, то увидим, как Он сдвинет небеса и землю, чтобы благословить нас во всех сферах нашей жизни. И этот же принцип действует по отношению к мужу и жене. Когда жена будет повиноваться своему мужу, всем своим видом показывая, что он глава семьи, он возьмет на себя ответственность, будет благословлять ее и всю их семью и весь мир увидит в таких взаимоотношениях Божий порядок и устройство.

Повиновение — это любовь

В конечном счете, от каждого человека требуется повиновение. Муж вовсе не освобожден от ответственности повиноваться, ведь над ним стоят старейшины церкви (если он спасен), его начальник или совет директоров (если он начальник). Кроме того, от каждого мужа требуется повиновение непосредственно Господу. Помните, что не имеет значения, спасен ли ваш муж или нет, он однажды лицом к лицу встретится с Иисусом Христом, чтобы ответить за свою жизнь!

Изучая особенности повиновения, заметим, что это такое же решение, как и любовь. Как и жизнь не всегда кажется малиной и цветущими розами, так и брак — это не только небесное блаженство! Мы должны принять решение любить нашего супруга как в хорошие времена, так и в плохие. Таким же образом и богобоязненная жена решает повиноваться своему мужу, потому что решает любить его, как Иисуса. Муж — это ее жених на земле; Иисус — ее Жених в вечности. Если она повинуется одному, то повинуется и другому, показывая миру Божью любовь. Одно из своих размышлений о богоугодном браке Петр завершает на такой же оптимистической ноте:

Наконец будьте все единомысленны, состродателъны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

1 Петра 3:8,9

Слово «дружелюбный» в этом контексте означает мягкосердечный. Наша любовь друг к другу побуждает нас повиноваться друг другу, потому что повиновение происходит от любви, является ее частью, результатом.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не?гравде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.

1 Коринфянам 13:4—8

Любовь готова уступить. Она не эгоистична, требовательна или себялюбива. С другой стороны, похоть всегда основана на собственных желаниях и готова потакать им. «Я» всегда стремится к тому, чтобы получить желаемое. Любовь же, наоборот, не ищет своего. Она готова повиноваться. Любовь больше беспокоит то, чтобы заботиться и делать добро другому человеку, с которым она состоит во взаимоотношениях. И когда жена повинуется своему мужу, она выражает свою любовь и почитание как к нему, так и к Господу Иисусу Христу.