3. Божий план действий

В течение столетий, читая о добродетельной жене в 31-ой главе Притчей, женщины хотели походить на нее. Каждой хотелось быть достойной доверия, трудолюбивой, организованной и любящей. Кому бы из нас не пришлась по душе похвала мужа и детей: „Ты превзошла всех женщин!».

Мы уже говорили о том, что добродетельная жена прилежно старалась жить но Божьим принципам, и отметили, что она стала такой в результате действия на ее характер силы Божьей. Итак, возникает вопрос: чья это заслуга? Если женщина хочет творчески подойти к созиданию своей семейной жизни, может ли она ожидать, что все совершит Бог, или же она должна сама работать над собой? Часто женщина выбирает один из двух путей: либо сидеть, сложа руки, и ждать, пока Бог сделает ее творческим, созидающим партнером в браке, либо разрабатывать план, придерживаясь которого, она старается сделать все необходимое, чтобы стать добродетельной женой.

Я должна достичь всего своими силами

(комплекс вины)

Сюзан — именно такая жена. Она преувеличивает роль собственной личности в процессе формирования себя как добродетельной жены. Она думает, что каждый человек сам несет ответственность за свой духовный рост, и поэтому, изучая заповеди Священного Писания, она разрабатывает план выполнения этих заповедей. Прочитав книгу о браке или же посетив очередной семинар, она старается тут же воплотить в жизнь предложенные принципы. Проблема состоит в том, что она попадает в заколдованный круг: чем больше она старается — тем больше терпит неудач, чем больше она терпит неудач — тем сильнее мучает ее сознание собственной вины. Чем больше мучает се сознание вины, тем больше она волнуется, попадая в западню разочарований. Она сводит весь Новый Завет к перечню правил и законов. То же самое она делает с книгами, которые читает, и семинарами, которые посещает. Она думает, что Бог поможет ей преодолеть трудности. Она не в состоянии выбраться из этого заколдованного круга.

Книги, семинары, Новозаветные принципы.

Новозаветные принципы, определяющие, какой должна быть добродетельная жена, кажутся Сюзан ужасным бременем. Она рассматривает их поверхностно, как правила поведения, подлежащие обязательному выполнению. Она постоянно сравнивает себя с другими женщинами, которые, по ее мнению, лучше справляются с ролью жены. Ее отношение к соблюдению этих „правил» похоже на проблему, о которой писал апостол Павел: „Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». (Рим. 7:15).

Жизнь Сюзан осложняется тяжелым эмоциональным состоянием ее мужа, который страдает частыми приступами глубокой депрессии, вымещая свою подавленность на жене и детях. Чем больше она старается быть „образцовой женой», тем больше, как ей кажется, проявляются ее неудачи. Муж безрассудно тратит деньги, ведет безнравственный образ жизни и оказывает плохое влияние на детей. Все попытки Сюзан относиться к нему с любовью он принимает безучастно и равнодушно. Она эмоционально опустошена и чувствует себя виноватой, потому что ей не удается наладить с мужем такие взаимоотношения, о каких говорила руководительница последнего семинара. Чувство вины все нарастает.

Обо всем позаботится Бог

(или мистическая помощь)

А вот Мэри думает совсем по-другому. Она считает, что Бог Сам обо всем позаботится. Ее лозунг: „Предай все в руки Божьи!». Она считает, что если во всем положиться на Иисуса, остальное совершит Святой Дух. Бог устранит все недостатки се характера. От ее непоследовательности, непостоянства не останется и следа — она автоматически станет добродетельной женой.

Она старается говорить религиозно-духовным языком, как святоша. Но для ее мужа их совместная жизнь просто невыносима. Он — не христианин, и его в высшей степени раздражают псевдодуховные разговоры жены. В доме у нее, обычно, полный беспорядок. Хорошей хозяйкой Мэри не назовешь, а ее дети — самые невоспитанные во всей округе. А она „полагается во всем на Христа» и убеждена, что Он возьмет все на Себя и совершит в ней необходимые перемены. С мирской точки зрения она выглядит истинной христианкой: говорит правильные слова и в ярких красках передает, как Господь действует через нее в тех или иных обстоятельствах.

Но в глубине души Мэри глубоко несчастна. В душе она осознает, что ее жизнь совершенно не соответствует пылким духовным речам. Внутренне она очень разочарована. Несмотря на все заверения о том, что „Бог действует в ней и через нее», сама Мэри не видит, чтобы Бог очень многое совершал в ней. Она искренне хочет стать хорошей женой и матерью, но ее христианство не приносит ожидаемых результатов. Ей ни разу не пришло в голову, что часть проблемы таится в ее взглядах на христианскую жизнь. В результате, ожидая, что Бог начнет воздействовать через нее, изменяя се жизнь, она не только чувствует себя несчастной и виновной, как Сюзан, но тратит много времени и сил на поиски „секрета» настоящей христианской жизни, поистине исполненной Святым Духом.

Однажды я беседовала с одной молодой женщиной, чьи взгляды на христианскую жизнь совпадают со взглядами Мэри. Женщина уверяла меня, что Бог не хочет, чтобы она вставала рано но утрам и молилась, объясняя: „Я попросила Бога будить меня по утрам в половине седьмого, если Он хочет, чтобы я в это время читала Слово Божие и молилась, а я не просыпаюсь раньше, чем в половине восьмого». Когда я спросила, есть ли у нее будильник, она ответила мне, что никогда не приступает к делу до тех пор, пока Бог не возбудит в ней желание что-то делать. Бог делает все, а она принимается за дело только тогда, когда чувствует, что Бог побуждает ее к этому делу.

Равновесие: на все 100 процентов

Обе женщины, и Сюзан, и Мэри, вполне искренни, у них добрые намерения, и каждая хочет стать такой женой, какая описана в 31-ой главе Притчей. Все же обе они чувствуют себя жалкими и ни к чему не годными.

Об этой проблеме писал апостол Павел в своем Послании к Филиппийцам: „Итак, возлюбленные мои, …со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (2:12-13).

Павел наставлял филлипийцев исполнять волю Божью, потому что любовь Бога неизреченна, а прощение безгранично. Нужно было проявлять послушание, а не ждать, пока Бог пошлет желание слушаться. Бог даровал им вечную жизнь в Иисусе Христе. Они должны были сознательно делать добро и отвращаться от зла. И они были в состоянии делать это, потому что Бог постоянно действовал в них через Святого Духа, Который поддерлшвал желание повиноваться и помогал делать все согласно воле Божьей.

Это и есть необходимое равновесие. Духовные дела не состоят на 100 процентов из усилий Бога, или на 100 процентов из усилий человека, или же из 50 процентов с обеих сторон. Нет, каждая сторона делает свое дело на все 100 процентов — и Бог, и человек. Взаимоотношения с Богом очень напоминают взаимоотношения в браке: каждый из партнеров должен выполнять свои обязанности на все 100 процентов.

100 процентов, выполняемые Богом

Во взаимоотношениях супругов не исключена возможность, что один из партнеров может потерпеть неудачу, подвести, обидеть другого, решить все бросить или отказаться от своих обязанностей. В отношениях с Богом только один из партнеров может подвести, обидеть или отвернуться от другого. И я вам гарантирую, что это не Бог. Давайте внимательно посмотрим на то, что Бог уже сделал для нас, и на то, что Он делает для нас каждый день.

Новое положение

„Ибо познавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Мы, грешники, были объявлены праведными. Мы пребываем в благодати. Мы — оправданы. Уверовав в Иисуса Христа как в личного Спасителя и Господа, мы ничего не можем сделать такого, что могло бы увеличить или уменьшить Волчью любовь к нам.

Если бы я решила, что сегодня буду читать Библию 12 часов подряд и, к тому же, сделаю 29 добрых дел, Бог не стал бы любить меня больше, чем любит сейчас. (Он был бы впечатлен, если бы я читала Библию 12 часов подряд, но это не умножило бы Его любви ко мне). Мы должны понять и усвоить одну очень важную вещь: Божье оправдание означает, что мы стали такими, будто никогда и не грешили. Бог принимает нас не на основании того, насколько наша жизнь соответствует прекрасному образцу, данному в книге Притчей, а лишь на основании праведности и святости Своего Сына, Господа Иисуса.

Не посещает ли временами вас чувство, что вы, как жена, оказались не на высоте? Со мной такое случалось. Большое утешение знать при этом, что Бог принимает меня независимо от того, насколько успешно я справляюсь с моими обязанностями. Смерть Христа разрушила все преграды на пути общения человека с Богом. Бог принимает меня не на основании моих заслуг, не на основании выполнения моих обязанностей, а на основании добродетелей Христовых.

Новый человек

Возродиться — это значит „быть наделенным новой жизнью и силой», „обновиться в духовном отношении». Апостол Павел пишет: „Итак, кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь нее новое» (2 Кор. 5:17).

Бог наделил нас новой природой, которая побуждает к благочестию. Появляется желание понять волю Божью насчет семейной жизни. Зарождается стремление быть женщиной, которая была бы по сердцу Господу. Это то, что Петр назвал желанием вкушать чистое словесное молоко Священного Писания (см. 1 Пет. 2:2), и оно характерно для всякого, кто лично принял Христа. Благодарите Бога за то, что Он дал вам это желание. Те, которые живут без веры в Христа, подобных желаний не испытывают. Здесь кроется причина возросшего числа разводов. На каждые два брака в нашей стране приходится один развод. Бог дал вам желание творчески подходить к браку и семье, чтобы и вы, и ваша семья жили полноценной жизнью. Благодарите Бога за то, что Он уже сделал для вас.

Новая сила

Как вам нравится „быть отделенной, освященной?» Знаете ли вы, что Бог обещал вам это? Став Его чадом, вы все более уподобляетесь Христу! В тот момент, когда вы приняли Иисуса Христа как своего Спасителя, Бог даровал вам Святого Духа. Который открывает глубины познания Бога, посвящает вас во все истины и дает силы жить христианской жизнью. Без помощи Господа никто никогда не смог бы жить христианской жизнью.

Бог уже сделал для нас очень много. И все же мы очень легко направляем внимание на обстоятельства и забываем о верности Божьей. Недавно я перечитывала книги Бытие и Исход. Какие только чудеса не совершал Бог для народа Израиля. Я читала о десяти казнях, которыми Он поразил Египет, чтобы заставить фараона освободить израильский народ, о пути, который привел их к Красному морю.

Представьте себе на минуту, что вы — одна из этих людей, которые в панике мечутся на берегу моря, а за спиной у вас приближающаяся армия фараона. Единственно возможный способ избежать смерти от меча — утонуть. Но вот солнце начинает клониться к западу, поднимается сильный ветер, и прямо у вас на глазах разделяет воды на две части. Посреди моря открывается сухая тропа. Возглас столпившихся позади людей заставляет вас оглянуться, вы видите огромный огненный столб, появившийся между вами и египетскими войсками. Всю ночь сияет это пламя, освещая лагерь и сухую тропу на морском дне. А по другую сторону огня египтяне погружены в кромешную тьму, им приходится ждать рассвета, чтобы возобновить погоню.

На рассвете Моисеи повелевает перейти по дну моря. Вы еще колеблетесь, видя стены морской воды, возвышающиеся по обе стороны тропы, и слыша звон, лязг, бряцание оружием и вопли, Доносящиеся из лагеря египтян. Вы делаете шаг вперед, ступаете на ставшее твердым морское дно, — и переходите на другой берег моря.

Как только последний из израильского народа оказался в безопасности, преследователи бросаются по той же тропе на морском дне.

Вас еще раз охватывает паника, вдруг вы видите, как Моисей скова простирает свою руку над морем. С мощным ревом и грохотом стены воды обрушиваются на египтян. Тяжелое вооружение и колесницы остаются на дне, воды смыкаются над ними. Несколько мгновений — от врагов не остается и следа. Бог избавил вас. После этих чудес вы уже никогда не усомнитесь в Боге!

Или все же усомнитесь? Нам, людям, свойственно все быстро забывать. Библия повествует, что прошло только три дня после описанных событий, и народ Израиля стал роптать на Моисея, жалуясь на свое положение.

Нам легко думать: как они могли так поступить? Один лишь взгляд на собственную жизнь покажет нам, как легко мы забываем все то, что Бог совершил для нас. Помните, как воздействовал Бог на ваш брак в этом году? В чем проявилась Его верность по отношению к вам, как к жене? Слишком часто мы ведем себя, как израильтяне: видим только события настоящего времени и не помним всего, что Бог уже сделал для нас.

Когда в супружеской жизни наступали трудные времена, я уходила куда-нибудь, чтобы побыть одной. Я составляла перечень жизненных событий, в которых проявилась Божья верность, потом подводила итоги прогресса в наших супружеских взаимоотношениях. За все это я благодарила Бога. Такие упражнения помогали мне не забывать о том, что уже сделал для меня Господь, и видеть текущие обстоятельства моей жизни в правильном свете. На страницах Священного Писания встречаются напоминания о том, чтобы мы не забывали всего, что сделал для нас Бог. Я убеждена, что если следовать этим указаниям, они внесут разительные перемены в нашу жизнь. Необходимо помнить, что Бог не только оправдал нас и возродил к новой жизни, но стал нашим лучшим Другом. Он не оставил нас в нашей христианской жизни без поддержки. Он действительно вошел в нашу жизнь, чтобы обитать в нас и помогать каждой женщине быть созидающим партнером в браке.

Новые обещания

Но как на деле испытать действие Божией силы в нашей жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть все обетования Божии. Мы должны не только помнить о делах, уже совершенных Богом, но и с верой положиться на Его обетования.

Бог никогда не оставит нас

В Библии содержится свыше 7000 обетовании Божиих. Одно из моих любимых: „Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Звучит очень хорошо, правда? Но, если глубже вникнуть в значение этих слов, они будут звучать еще лучше. В греческом языке, на котором написан подлинник Нового Завета, существует, так называемое, тройное отрицание. Этот оборот используется, когда автор хочет особым, чрезвычайным образом что-либо подчеркнуть.

Во всем Новом Завете это единственный случай, когда употребляется тройное отрицание. В буквальном переводе этот стих звучит примерно так: „Никогда, никогда, никогда, что бы ни случилось, Я не оставлю тебя без помощи, не покину тебя, не ослаблю Мою руку, поддерживающую тебя, воистину никогда». Вот это настоящее обещание! И таких обещаний Божиих в Библии, по меньшей мере, еще шесть тысяч девятьсот девяносто девять!

Бог сделает нас подобными Христу

Обратите внимание на слова апостола Павла: „Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Слишком часто мы останавливаемся на этом месте и не замечаем того, что написано дальше. В чем же состоит Божье изволение, то есть Его воля? Павел объясняет это так: „Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим. 8:29).

Верно, что любящим Бога все содействует ко благу, но что есть благо? В этих стихах благо определено как „подобие Христу», как „обладание плодами Святого Духа». В Послании к Галатам написано: „плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Все это совпадает с описанием качеств женщины, о которой говорится в 31-ой главе книги Притч. Хотели бы и вы обладать такими же качествами? Согласно тому, что написано з Послании к Римлянам 8:28-29, все испытания и радости вашего брака содействуют конечной Божьей цели — развить в вас эти прекрасные качества.

В Послании к Римлянам 5:2-5 написано:

Мы… хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам«.

Пытались ли вы взглянуть на свое нынешнее положение во свете вечных намерений Божиих?

Зачастую то, что вызывает сопротивление и негодование женщины, — это особые инструменты, избранные Богом для формирования в ней образа и подобия Христа. Непослушный ребенок, бесчувственный муж, финансовые затруднения, проблемы в половой жизни, — женщина зачастую не представляет себе, как жить из-за всех этих трудностей и мучений. И все же она уверена, что Бог не покинул ее, и, допуская трудности в ее жизни, преследует определенные цели. Такая позиция совершенно необходима, чтобы испытать в своей жизни силу Святого Духа.

Нет испытаний сверх сил

Бас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так — чтобы вы могли и перенести» (1 Кор. 10:13). У женщины могут быть такие проблемы в личной жизни, в браке, которые кажутся ей слишком тяжелыми, даже непреодолимыми. Но Бог обещает, что нет невыносимых искушений, и что Он даст каждой женщине силы перенести их, выстоять.

Постоянное Божье попечение

Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7). Бог хочет, чтобы каждая женщина-христианка возложила все свои проблемы и заботы на Его сильные плечи, потому что Он любит нас и заботится о нас. Как это сделать? Усилием волн.

Женщина решает предать в руки Господа свои проблемы и делает это, приложив усилие воли. Поскольку человеку присущи сомнения и неверие, уже через две минуты все прежние страхи, сомнения и заботы могут вернуться. Но вам нужно предать проблему Господу и оставить ее у Него в руках. Когда сомнения возвращаются, женщина-христианка должна снова и снова усилием воли предавать проблему Богу, пока не поймет, что окончательно освободилась от этого груза.

Бог всегда зерно исполняет Свои обещания. Он пообещал нам быть верным, никогда не покидать, давать силы приводить в жизнь христианские принципы. Как же нам практически получить то, что Бог пообещал дать?

Что требуется от человека

Ответить на этот вопрос можно одним коротким стихом из Библии: „…требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:2). Мирские требования, предъявляемые к человеку — это быть удачливым, богатым, знаменитым и привлекательным. Но Бог требует только одного: чтобы каждый из нас был верен Ему.

Вспомните притчу о талантах из Евангелия от Матфея, 25-ой главы. Иисус рассказывает историю о человеке, который собирался в далекое путешествие. Этот человек призвал к себе троих слуг и дал им серебряные монеты, таланты: одному — пять талантов, другому — два, третьему — один.

Вернувшись домой, он снова призвал к себе слуг, чтобы проверить, как они использовали таланты. Обнаружив, что первый слуга отдал свои пять талантов в рост и что теперь он имел десять, господин похвалил его: „Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (стих 21). Слуга, которому дано было два таланта, тоже удвоил капитал и получил от своего господина такую же похвалу. Но третий слуга вместо того, чтобы умножить данный ему талант, схоронил его в земле. Хозяин отнюдь не похвалил его за это, наоборот, он назвал его неверным слугой и обрушил на него свой гнев.

Смысл притчи заключается в том, что неважно, сколько талантов дано нам, но важно, как мы их используем. Вот в чем состоит наша часть дела: доверять, Богу и слушаться Его — и тогда мы начинаем испытывать действие силы Божьей.

Доверие

Доверие или вера. Кому должна довериться женщина-христианка? Нужно полностью довериться одной личности — Иисусу Христу. Нужно верить всему, что Он уже сделал, и что пообещал сделать. Если женщина стремиться испытать в своей жизни силу Святого Духа, она должна научиться рассматривать каждое обстоятельство, каждую ситуацию, возникающую в браке, в свете этих обещании. Обетования станут основанием всей жизни, и чтобы прийти к этому, лучший способ — запоминать их наизусть.

Сталкиваясь в браке с мучительной ситуацией, не нужно воспринимать ее остро, как раздражающую боль. Нужно взглянуть на нее в свете Божьего обещания, которое сделает нас (с помощью этой боли) подобными Христу. Правильный отклик на такое испытание мы находим в Священном Писании: „За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18).

На обетования Божии нужно взирать с верою: так, если бы мы уже обладали всем обещанным. Как это сделать? Придя к Господу в молитве, будучи уверенным в обетовании, благодарить за него Бога и выразить свою уверенность в том, что Он исполнит все в наилучшее время. Бог знает, что для нас лучше, поэтому проследит, чтобы Его обещания исполнились к наибольшему для нас благу. Верою мы достигаем возможного, надеясь на то, что Бог совершит невозможное.

Однажды утром, когда мои дети были еще маленькими, я везла одного из них вместе с соседскими детьми в школу. Внезапно начался сильный дождь. Асфальт стал скользким, я чувствовала себя усталой, а трое детей ссорились на заднем сидении. Я вела машину по извилистой дороге и размышляла о Божьей роли и моей.

В тихой молитве я сказала Богу, что я терпеть не могу вести машину во время дождя, но что я хочу делать все, что в моих силах, верно исполняя свою часть дела. Я знала, что только Он мог сохранить меня и моих трех драгоценных пассажиров невредимыми.

Я попросила детей вести себя потише, и они смолкли. Я твердо держала руль, включила фары, снизила скорость и старалась быть внимательной, насколько это было возможно. Спустя тридцать секунд после моей молитвы, лопнула шина. Впереди на обочине было место только для одной машины. И это было единственное место на протяжении полутора километров, где можно было свернуть с шоссе. Поверьте — напротив этого места, через дорогу, находилась единственная во всей округе бензозаправочная станция! Обслуживающий ее работник встретил нас в дверях со словами: „Ну и повезло же вам. Вы были на волоске от аварии.»

Везение? Нет. Благословение? Несомненно! Благословение любящего Отца, Который хочет, чтобы мы верно исполняли свою часть дела, и Который снова и снова демонстрирует верность в исполнении Его части.

Ослушание

Второй аспект верности — это постоянство в послушании. Не нужно уподобляться Мэри, которая только „полагается» во всем на Иисуса и никогда не повинуется Ему по-настоящему. По не нужно быть похожими и на Сюзан, которая до того поглощена мыслями о послушании, что постоянно чувствует себя виновной. Мы должны полагаться на Бога, и повиноваться Ему — это наши 100 процентов.

Давайте обратимся к истории о Лазаре (см. Иоан. 11). Лазарь (брат Марии и Марфы, любимый друг Христа), умер. Когда Иисус пришел в Вифанию, прошло уже четыре дня после его похорон. Мария и Марфа сквозь слезы сказали Господу, что Лазарь не умер бы, если бы Он был с ними. Попросив показать, где положили Лазаря, Иисус велел присутствующим отвалить большой камень, который закрывал вход в гробницу, и громким голосом повелел покойнику выйти вон из могилы. Когда Лазарь, обвитый пеленами, появился в дверях гробницы, Иисус повелел людям снять с воскресшего погребальные пелены.

Замечаете ли вы принцип последовательности в этой истории? Иисус повелел людям сделать все, что было им под силу: показать Ему могилу, отвалить камень, снять пелены. А Сам Он сделал то, чего не в силах были совершить люди — воскресил Лазаря из мертвых.

Мне довелось встречать христиан, которые в буквальном смысле ждут, чтобы Бог побудил их к действиям. Иногда какая-нибудь женщина говорит мне, что она не любит мужа потому, что Бог не дал ей этого чувства. Бог действительно создает в нас побуждения, дает нам чувства, но они появляются в результате нашего послушания Ему. Мы должны сначала сделать выбор, совершить волевое усилие („я буду такой женой, какой Бог хочет меня видеть»), а затем действовать в послушании Богу. Бог обещал изменить наше сердце, и Он совершит этот труд, выполняя Свою часть дела. Вот что должно воодушевлять нас.

Процесс, совершающийся всю жизнь

Учиться слушаться Бога и доверять Ему — это процесс, требующий повторения, настойчивости и самодисциплины. Бог хочет сделать женщину настоящей помощницей мужу, его созидающим партнером. Бог хочет, чтобы конечный результат был делом Его рук, чтобы вы доверяли Ему. Это доверие исходит из вашего опыта. Вы знаете, что сами неспособны воплотить в жизнь план Бога. Ваше послушание исходит из уверенности в том, что если вы будете повиноваться и доверять Богу, Он исполнит Свое обещание, и Его Дух преобразует вас по Его подобию.

Это — процесс, который длится всю жизнь. Если Бог собирается вырастить капусту, Он может сделать это за несколько недель. По для того, чтобы вырастить дуб, понадобятся другие сроки (чтобы из желудя вырос дуб, требуется целая жизнь). Бог стремится вырастить крепких христиан, с глубоко идущими корнями. Христиан, которые научились послушанию, у которых мощный ствол, которых не так-то легко сломить бурями. Примите решение от всего сердца стремиться к исполнению Божьей цели, беспрекословно верить Богу и следовать Его заветам — это ваша часть дела. А Божья часть — силою Духа Святого исполнить обетования Своими путями и в Свое время.

Возможно, вы возмущаетесь: „Я думала, эта книга о том, как стать созидающим партнером для моего мужа, а в ней ничего не говорится о браке. Вместо этого какие-то рассуждения о взаимоотношениях с Богом. Может быть, мне попалась не та книга?» Вы думали, что эта книга научит вас, как стать изобретательной, любящей, организованной женой, как приобрести качества, которые превратили бы ваш брак в восхительный роман? Не спешите с выводами, именно такую книгу вы и читаете. Но в процессе чтения на вас обрушится столько указаний и наставлений об обязанностях жены, женщины и христианки, что это может ошеломить вас. Поэтому прежде всего вам нужно сосредоточиться на личных взаимоотношениях с Богом и Его верности. Посмотрите на Бога, на то, как Он действует в вашей жизни, формируя душу, изменяя характер, ободряя, и во всем помогая вам. Бог никогда не откажется от этой работы, даже если вы будете жаловаться: „Нет, мне никогда не стать созидающим партнером в браке». Бог хочет, чтобы вы стали им! Он — с вами! Он никогда не покинет вас и не оставит вас.

Теперь, вооружившись Его обещаниями, приступим к делу.