4. Благодать быть женщиной и сила это вынести

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов»(Притч. 31:10).

Словом «добродетельная» здесь переведено еврейское слово «хаил». В Новой американской стандартной Библии это слово переводится как «превосходство», а словарь Брауна-Драйвера-Бриггса в своем определении использует такие термины, как сила, способность, эффективность и мощь. Бог называет «хаил» женщину, которая сосредоточена и держит себя в руках. «Она — «хаил»», — говорит автор Притчи 31:10- этого определения христианской добродетели в женской форме. Эта женщина — звезда. Она — классная! Просто супер! Нет, лучше сказать, она — хаил! Она полна силы, мудрости и обладает мощью целой армии!

Это не те слова, которыми можно нарисовать образ слабой, жеманной девушки, у которой нет ни амбиций, ни целей. Эта женщина прогрессивна, изобретательна и в то же время (если мы глубже заглянем в ее суть) удивительно уравновешенна. Равновесия достичь труднее всего, но оно является самым необходимым компонентом в стремлении к успеху. Быть уравновешенной — значит иметь и удерживать все элементы в должном соотношении. Все аспекты вашей жизни, все стороны вашей личности должны быть полностью развиты. Если в какой-то одной сфере будет недостаток или избыток, у вас не будет равновесия. Если вы будете слишком сильно склоняться к чему-либо или уклоняться от чего-либо, рано или поздно перевернетесь. Вместо этого старайтесь в равной степени уделять внимание всем аспектам жизни — тогда вы будете находиться в равновесии.

Разве это не должно быть целью каждой женщины, да, впрочем, и каждого мужчины? Если вы хотите быть превосходной женщиной, просто необходимо, чтобы равновесие стало вашей целью. Возможно, выдумаете, что превосходная женщина — та, которая имеет преимущества происхождения и воспитания. Может быть, в вашем представлении такая женщина обожает балет и проводит бесчисленное множество приемов с послеобеденным чаем для престижных благотворительных фондов. Или вы считаете, что эта женщина должна читать стихи и отставлять в сторону мизинец, отпивая экзотический чай из тонкостенной фарфоровой чашки. Но мы говорим не только о социальных определениях превосходства. Мы не доверяем образам, которые далеко не всегда отражают такие внутренние качества, как сила и стойкость.

Превосходство — это цель, а не родословная. Это касается судьбы женщины, а не ее предназначения. Превосходство говорит о ее восприятии самой себя и о стандартах, от которых она не станет отклоняться. Превосходство проводит черту и говорит: «Ни на что меньшее в своей жизни я больше не соглашусь!» Превосходная женщина знает, чего заслуживает, и будет без устали трудиться, чтобы достичь этого. Не падайте духом, если раньше потерпели неудачу. Превосходство не основывается на прошлых успехах. Это титул, который дается тем, кто выстоял и поднялся над своими бедствиями.

Превосходная женщина вооружена дорожной картой с проложенным на ней курсом и отмеченным пунктом назначения. У такой женщины есть план для жизни. Она не бродит бесцельно, надеясь, что кто-то ее найдет. Она движется по дороге, которую некоторые называют малоизъезженной, — по дороге, где едут только великие люди. И она совершенно точно знает, куда хочет попасть. В ней есть что-то особенное. Некоторые называют это высокомерием; другие, ухмыляясь, утверждают, что она забыла, откуда пришла. Как они ошибаются! Именно память о том, где она была, дает ей силу подниматься и продолжать свой путь.

Превосходная женщина подобна чистокровной лошади, грациозной и сильной, — животному редкой красоты. Она — победитель. Она — бриллиант, который некогда был углем, но превратился в драгоценный камень. Она

такого же высокого класса, как белое вино, поданное в охлажденном кубке на золотой ножке, — его сначала взболтают круговыми движениями, затем понюхают и только потом попробуют. Она — удивительное чудо, которое наше поколение видит так редко. Что я могу сказать? Она — настоящая леди.

Леди — это исчезающий вид. Подобно джентльменам — своему мужскому аналогу, — они почти вымерли. Быть джентльменом — это нечто большее, чем просто быть мужчиной. Точно так же быть леди — это нечто большее, чем просто быть женщиной. Настоящая леди уникальна и ценна. Воспитание, требуемое для того, чтобы сделать из женщины леди, было сочтено старомодным и неактуальным. Ее место заняла более современная, менее заботливая, плохо изготовленная, невнимательная и нагло соперничающая карикатура. Леди — это чуткая, выдержанная, компетентная женщина, обладающая не только амбициями, но и блеском и изяществом. Это женщина с мечтой. Это неиспорченная примадонна из прошлого. Как жаль, что ее нет с нами!

Я знаю, что когда мы начинаем говорить об элегантности и использовать такие слова, как «неиспорченная», у вас возникают ассоциации с доминированием мужчин и историческим угнетением женщин. Следует признать, что с женщинами не всегда обращались справедливо. Мужчины часто злоупотребляли их изысканным вкусом и целомудренным поведением. Однако в исправлении нуждаются действия мужчин, а не женщин. Мы должны уподобиться цветочнице, которая удаляет с розы шипы, но оставляет лепестки. Неужели никак нельзя удалить колючие аспекты жизни, оставив благоухающие?

В процессе поиска превосходной женщины мы должны учесть одну вещь: возможность того, что она утонула в бунте, являющемся отличительной характеристикой видов, которыми злоупотребляют, пренебрегают и которых не ценят. Славные прошлые дни были полны несправедливости и предвзятости в вопросах полов. К сожалению, клуб «своих парней» все еще продолжает функционировать. Женщины подверглись неизмеримым оскорблениям и жестокому обращению и в ответ были вынуждены стать борцами, ожесточившись по отношению к обижавшему их миру. Однако под маской жесткой внешности скрывается мягкая внутренность, которую женщина прячет от взглядов людей. Она боится, что они увидят это. Ее ранили, когда она показала себя настоящую людям, поэтому теперь она процветает и прогрессирует, подавляя свою женственность и погребая свое милосердие.

Я знаю, почему леди исчезла, но, Боже мой, как нам ее не хватает! Я понимаю, что ее исчезновение было актом неповиновения и, возможно, разочарования. Мне известно, к чему может привести угнетение. Жизнь моего поколения была наполнена революциями. Мы собирались изменить мир. Я помню всех хиппи, которые ездили на желтых «Фольксвагенах» с пацификом на бампере. Женщины жгли свои бюстгальтеры, парни перестали носить нижнее белье, и самыми главными посланиями того времени были свободная любовь и гармония с планетами. Но как-то получилось, что после войны во Вьетнаме мы обнаружили, что «Фольксваген» уже проржавел, синие джинсы стали натирать в паху, а мы проявляем больше интереса к тому, чтобы посадить космический корабль на Луну, чем к гармоничному взаимодействию с ней. Неожиданно мы узнали, что нам нужно у-в-а-ж-е-н-и-е.

Джексоны перестали быть «Пятеркой Джексонов», «Битлз» распались, а О. J.* вскоре стало означать в Америке нечто большее, чем апельсиновый сок. Тем временем процентные ставки росли, Джимми Хендрикс утратил популярность, а Элвис навсегда оставил свой дворец.

Да, друзья мои, вот это были деньки! Жить в то время было вызовом. Но реальность брала свое, и мы начали остепеняться. Нам нужна была работа, женской груди — бюстгальтер, и мы осознали, что гражданские права, возможно, не удастся восстановить во время следующего марша. Женщины начали переопределять себя, а мужчины тем временем погрузились в некое унисексовое забвение, в результате чего мы оказались где-то в сумеречной зоне разводов и подростковых беременностей. Сейчас, посреди нами же устроенного беспорядка, мы в конце концов захотели возвращения старых ценностей. Нам хочется вернуть ту розу из более простых времен. Сможем ли мы ее вернуть? Не уверен. Но мы должны попытаться заново уловить благоухание этой розы, не уколовшись о ее шипы.

Многие чувствовали, как земля ходила ходуном у них под ногами, а когда все прекратилось, они оказались навсегда измененными.

Некоторые успели жениться и развестись. Некоторые оказались изнасилованными и отвергнутыми. Житейские землетрясения нанесли людям большой ущерб. Но мы выжили, и теперь знаем то, что тридцать лет назад знали наши родители.

_________________________________________________________________

*О. J. — это первые буквы слов «orange juice» (апельсиновый сок), а также инициалы звезды американского футбола О’Джея Симпсона, который в 1994 году был обвинен в убийстве своей жены и ее любовника. Процесс над ним стал национальным событием. Суд присяжных негритянского состава после полуторагодового судебного процесса, практически полностью транслировавшегося по телевидению, оправдал Симпсона. — Прим. пер.

К сожалению, к тому моменту, когда вы начинаете понимать замысел жизни, оказывается, что кино уже почти кончилось и вскоре по экрану пойдут титры. Кто бы мог подумать, что вундеркинды семидесятых станут родителями с проседью в волосах? Наше время уходит. У нас нет времени на игры — день уже почти кончился. Вы можете подавить то, кем являетесь, но не сможете изменить свою сущность. Вы были сотворены нежной и женственной. Многие из вас сейчас находятся в депрессии, потому что внутри вас есть другая женщина, которая вопит и рыдает:

«Выпустите меня!» Она устала одеваться в стиле «мне «все равно». Нужно освободить ту мягкость, которую наше поколение хочет похоронить. Несмотря на мучительное прошлое, вы должны открыть свое сердце, иначе задушите свои творческие способности, угасите чувства и лишите себя жизни, предназначенной для вас Богом.

Есть вакансии. Обращаться к себе

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон. И, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, женщину, и привел ее к человеку. И сказал человек: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего»»(Быт. 2:21-23).

16. Навстречу утру

«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь… «(Еф. 5:28-29).

Ни один мужчина не получает удовлетворения, держа в своих объятиях женщину, демонстрирующую те же качества, что и у него. В сущности, само его влечение к ней обусловлено той его частью, которой ему недостает. Женщина является тем самым недостающим ребром, после изъятия которого у него в боку осталась пустота. Соединяясь с ней, он ощущает себя целым. Она не была создана быть мужчиной. У Бога уже был каждый из них.

Она — многогранная красота, нежная роза. Библия называет ее его славой. Она — Ева. Она сотворена быть женщиной!

«Я сплю, а сердце мое бодрствует. Вот, голос моего возлюбленного, который стучится: «Отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! Потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои — ночною влагою». Я скинула хитон мой — как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои как же мне марать их? Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка» (Песн. 5:2-5).

Вы были сотворены той, кем были бы, если бы жизнь не ожесточила вас. Не позволяйте врагу лишать вас вашей сущности и красть благоухание вашей розы. Разве вам не надоело прятаться? Разве вам не набило оскомину подавлять творческий потенциал, который вы хотели бы реализовать? Разве вам не наскучило скрывать озабоченность под производящими впечатление корпоративными доспехами, которые вы носите? Часть вашего исцеления требует, чтобы вы вышли из укрытия на свет. Встаньте с Богом, Который создал вас такой, какая вы есть, с определенной целью. Вы никогда не исполните свое предназначение, оставаясь в чужих одеждах. Мы нуждаемся в вас. Ваше отсутствие создает вакансию, которая должна быть занята.

Освобождение женщин — это не движение. Это менталитет, который должен освобождать женщин не только от угнетения, но и от страха перед исследованием своих собственных чувств и уникальности. Освобождение начинается тогда, когда вы обретаете свободу быть самой собой и осознаете, что сила женщины отличается от силы мужчины, но не меньше ее. Сила женщины одевается в шелковые одежды, но все же остается силой.

В юности она была украшена оборками и бантами. Повзрослев, она стала выглядеть шикарно. В зрелости она была сдержанной и спокойно-уверенной. Вы видели ее? Вы помните ее? Или она растворилась в ночи, не замеченная никем? Неужели никто не обнаружил, что мы теряем поколение женщин, которые на наших глазах превратились в некую мутированную, синтетическую замену тому, что было раньше? Это напоминает мне сюжет какого-то полночного фильма ужасов. Тела еще остались, но все внутренности извлечены, подобно тому, как извлекают двигатель из изящного корпуса сверкающего нового автомобиля. Такое чувство, словно какие-то космические пришельцы удаляют саму сущность наших женщин. Возможно, это не они лишили нас матерей, дочерей и жен. Просто было слишком много боли, слишком много вопросов и слишком мало ответов. Мы остались с бигуди в ящике, с чулками в корзине для белья, но рядом с нами больше нет женщины с шелковистой кожей и тонким ароматом, которую мы могли бы обнимать ночью.

Неужели никто не заметил, что блеск в ее глазах затухает? Неужели никому нет дела до того, что ее смех перестал быть звонким? Разве это не преступление — наблюдать за разрушением ее живого, бьющегося сердца? Она -душа дома. Она — сердце брака. Она — надежда для детей и жизненно важная поддержка для своего возлюбленного, своего мужа, своего мужчины!

«Она делает покрывала и продает, и пояса доставляет купцам финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она в будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеб праздности. Встают дети и ублажают ее, муж — и хвалит ее»(Притч. 31:24-28).

В служении эта женщина — мать Тереза, в политике — Элеонора Рузвельт, в борьбе за гражданские права — Коретта Скотт Кинг. Это общество похитило ее, выкупило за большие деньги, за равные права и за угловой кабинет. Она заслуживает всего этого и гораздо большего, но борьба истощила женщину и лишила нас ее красоты. Мы должны отвоевать ее, но не сможем сделать этого, если никто вокруг не замечает, что она исчезла.

Я говорю, что вы увидите появление женщин, празднующих свою женственность. Они будут иметь успех и уважение руководителей, и при этом наслаждаться материнством и семьей. Мир женщины расширился. Они могут идти дальше и достигать большего, оставаясь женщинами. Но еще важнее то, что женщин-христианок будет вдохновлять вера, питающая их убеждения. Они смогут иметь равновесие, в котором им некогда было отказано. Вы увидите, как мужчины будут благословлять женщин, говоря: «Она — моя звезда». Многие годы враг пытался вести войну между полами. Он стремился вести ее в наших залах заседаний, спальнях и даже с наших кафедр. Мы должны осознать, что были созданы для совместной работы. Наша сила кроется в различии наших стратегий. Угнетение женщин мужчинами — ошибка прошлого, но дух, посредством которого женщина имитирует мужскую силу, — ошибка будущего, и в результате мы теряем творческое проявление ее женских перспектив!

Возможно, проблемы нашего времени похоронили все надежды на возрождение кроткой женственности, которая когда-то сидела на веранде и пила чай в легком дуновении более мягких времен. Но слышите ли вы под строгими костюмами и жесткой внешностью вопль сердец многих женщин, которым так хочется, чтобы жизнь дала им еще один шанс познать роскошь бережного отношения джентльменов, считающих их слишком изящными для грубых разговоров и шумного общения? Не стали ли леди жертвами этой войны? Не стали ли они жертвами наступившей изнеженности мужчин и хаоса времен или же печальным итогом жизни, в которой много работы и никаких развлечений? Женщина стала жертвой слишком большого количества пустых обещаний. Она сидит на диете без любви, превратившейся в анорексию души. Жизнь, полная проблем и неблагоприятных условий, отняла у нас леди, в которой мы все нуждаемся. Ее место заняли строгие линии и железная воля. Но поздно ночью все мы оплакиваем ее потерю. Даже она плачет об утраченных надеждах и оптимизме, которые некогда окутывали ее, словно теплое одеяло холодной зимней ночью. Если бы ее не хватало только мужчинам, это было бы не так страшно. Но я видел поглядывания в зеркало и долгие взгляды в окно и знаю то, что понимает не всякий мужчина. Она сама оплакивает утрату той женщины, которой хотела и начинала быть. Она сильна. Она выжила, но все же… все же под стойкой внешностью она плачет.

Она будет называться женщиной

Это может показаться глупостью для девушки, которая выжила на улице благодаря своей сообразительности. Ей нельзя позволить себе погрузиться в отнимающие много времени мечты об утраченных любимых и скрытых нуждах. Она научилась терпеть все. Она умеет ничего не просить, ни в чем не нуждаться и почти никогда не плакать. Это может показаться полной ерундой для женщины, которая сама вырастила своих детей, работала на нескольких работах и прикасалась к своей нежной коже мозолистыми руками рабочего человека. Это кажется слишком дорогим, чтобы об этом думать, слишком возвышенным, чтобы об этом размышлять, — для человека, в чьей жизни было столько оскорблений и жестокости и к которому общество проявило такое безразличие. Но позвольте пофантазировать.

Вы разрешите мне взять вас за руку, чтобы пойти по долгой извилистой тропе, ведущей к глубинным нуждам человеческого сердца? Давайте выйдем за пределы холодной мостовой нашего безразличного общества и вернемся обратно в цветущий сад мастерского плана Создателя. Мы пойдем по извилистой тропе истины, высеченной на тонких, пористых страницах Священного Писания. Как печально, что мы породили поколение людей, которые ищут ответы везде, где только можно, вместо того чтобы обратиться к справочному руководству, к плану жизни, к энциклопедии выживания, к компасу, указывающему направление, — к Слову Божьему.

Слово Божье никогда не было в полной мере оценено по его способности исцелять больные души искалеченного человечества. Это относится ко всем нам, ибо все мы, пусть по-разному и в различной степени, но были искалечены мрачными трагедиями жизни. Слово Божье — великий освободитель порабощенных и униженных. Женщине оно несет не меньшую свободу. Его истина, перемежающаяся ролями и ограничениями, предназначена для того, чтобы помочь женщине войти в самую большую свободу, которую она когда-либо знала. Библия написана, чтобы уверить женское сердце в пределах и ограничениях, необходимых для ее защиты от эксплуатации. Да, Слово Божье учит подчинению, причем учит без извинений. Но знаток жизни скажет вам, что все мы подчиняемся чему-то и часто — кому-то. Однако Библия предостерегает женщину, говоря ей подчиниться посредством брака одному мужчине и не из-за его пола, а из-за его позиции прикрытия и защиты. Он дан ей, чтобы укрывать ее. Он — как мех, в который она закутывается и согревается. Он — тот, кого она выбирает, принимая его приглашение. Но принять приглашение она должна только когда почувствует, что нашла того, кто сможет любить ее так же, как Христос возлюбил Церковь. Другими словами, он должен жертвовать собой и отдавать себя ради нее. Кто не согласится подчиниться, почитать, повиноваться и всю ночь напролет шептать обеты верности такому принцу? Скажите мне, модернист, кто не сможет подчиниться такой любви?

Когда была сотворена Ева, о ней было объявлено как о невесте, которую на руках переносят через порог нового дома. Она не была создана до тех пор, пока все ее нужды не были обеспечены. Она была кульминацией творения -грандиозным финалом. Она отличалась от своего мужчины, который был сотворен со всем необходимым, кроме партнера. Она не появлялась до тех пор, пока все не стало на свои места, пока все не было приготовлено. Она выходит на сцену только в тот момент, когда все декорации и реквизит были тщательно продуманы Богом, Который достаточно заботлив, чтобы дать ей самое лучшее, и достаточно чувствует ритм, чтобы знать, в какой момент организовать ее появление для наилучшей гармонии со всем, что Он сотворил.

Ее фоном была земля. Ее нежную, гладкую кожу покрывали ярко-желтые лучи солнца. Ночью лунный свет ласкал ее грудь нежным прикосновением и искрящимся сиянием. Возможно, она купалась в каскадах быстрого водопада. Во время бега ее сильные бедра рассекали высокие колосья с непередаваемой энергией. Сотворенная последней, она никоим образом не была результатом запоздалой мысли. Она была спланирована и продумана до мельчайших деталей. Бог придумал ее циклы и системы, измыслил ее груди и их функцию. Мужчине несложно было установить контакт с женщиной. Она была зеницей его ока, энергией в его шагах и силой в его теле. Она была сложена подобным образом, и в его объятиях любовь нашла свое определение. Ей не пришлось гулять одной.

Ее сопровождающий был первым и единственным сотворенным сыном Божьим. Ева была первым лоном, которое он познал. Он не появился из чрева, не родился в эгоистичном грехе, не сформировался в беззаконии. Он был сотворен из руки Самого Бога. Его звали Адам — принц дворца жизни. Его крепкая, сверкающая плоть, мощные бицепсы и широкая грудь выделяли его из всех остальных живых существ в саду. Его длинные, точеные ноги, стройная осанка и властное присутствие демонстрировали превосходные качества, которые были результатом обучения у Бога и наставничества в Его присутствии. Он ходил по саду, словно главнокомандующий, и был им на самом деле. Горы были площадкой для их игр, а их спальня располагалась у бурных вод реки Евфрат.

Любили ли они друг друга, спросите вы. Конечно! Она была сотворена специально для него, чтобы восполнить все его нужды и желания. Тот, Кто созидал ее, делал это, думая о нем. И Бог научил Адама любить ее. Он свел двух Своих детей и сделал их семьей. Интересы их обоих были удовлетворены в одном акте! Акте настолько потрясающем, что ангелы пришли в изумление, а звезды сверкали так, словно роняли жемчужины слез. Это было свадьбой всей вселенной. Плод любви мужчины и женщины заселил планету, создал автомобиль, исследовал атом, стал изучать науку, поднялся в воздух и обследовал галактику.

Это слияние двух существ с громогласным одобрением Господа в момент кульминации. Когда все свершилось, Бог сказал слова всех возлюбленных, когда любовь искренна и ночь нежна. Он произнес: «Это было хорошо, весьма хорошо». Одно Божье высказывание, и двое навеки стали одним целым. Любовь с Его одобрением намного лучше, чем без него. В конце концов, Он придумал ее для нашего блага и для Своей славы.

Мужчина, которого Бог выбрал для Евы, не был слабым. Возможно, он был кротким, но определенно не слабым и не сокрушенным. Когда женщина выходит замуж за мужчину, думая, что ему необходимо ее присутствие для исцеления, из этого никогда ничего не выходит. Если он сокрушен в период свиданий с ней, он не станет целым после того, как она выйдет за него замуж. Когда Адам был представлен Еве, он был человеком, двигающимся к своей цели. Она должна была дополнять его. Она была предназначена стать ему помощницей. Но невозможно помогать человеку, который никуда не стремится!

«И сказал Господь Бог: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему»» (Быт. 2:18).

Когда Ева увидела Адама, он источал власть. Он приготовил для нее жилище, а в ее саду росли плакучие ивы и нежные лилии. Воздух был напоен пьянящим ароматом цветов, когда Господь представил первую невесту первому жениху, и небеса рукоплескали. Она была там, единственная, звезда во плоти, нежная сердцевина распускающейся розы. Впервые вкусив чувственной, чуткой, женственной плоти, Адам смог лишь воскликнуть: «Вот это да!» Она была женщиной. Вылепленная из той же глины, она была удивительно похожа на мужчину и все же совершенно другой. Ее уникальность интриговала его; ее сходство — утешало. Он не мог быть близок со зверями или птицами — они совершенно чужды его сложению, но эта девушка была словно свежая пища для голодного сердца. Она была женщиной. Она была его леди.

Вскоре она была призвана к чему-то большему, чем любовь и романтика. Она была призвана помогать Богу в сотворении — быть матерью. Она была призвана к любви другого рода — материнской любви, к которой со временем приходят большинство женщин.

Возможно, одной из самых больших трудностей, с которыми сталкивается любая женщина, является достижение равновесия между своей ролью возлюбленной и своим призванием быть матерью. В одно мгновение меняется очень многое. Жена становится матерью, пара — семьей. Еще вчера Ева была возлюбленной Адама, его леди, а сегодня она меняет пеленки и вскармливает сыновей. Время, которое некогда полностью принадлежало Адаму, теперь приходится делить с ее обязанностями матери. Вместе с ребенком в дом приходит не только большая радость, но и большие перемены. Женщина иногда разрывается между ролью жены и обязанностями матери. Мужчина может этого не понимать. Он знает только то, что его леди не с ним, когда он ночью поворачивается на другой бок, — она либо слишком устала, либо качает колыбель. Иногда он чувствует себя одиноким, и его одиночество становится источником раздоров. Часто он по глупости выражает свою любовь к ней словами, которые звучат больше как раздражение. Если бы кто-то смог сказать ей то, что он на самом деле имеет в виду: «Дорогая, я скучаю по тебе. Мне одиноко без тебя. Я люблю мать в тебе, но нуждаюсь в тебе и как в возлюбленной». Мы знаем, что нужно говорить, но не догадываемся, что мужчины и женщины говорят на разных языках. Большинство браков разрушается именно из-за непонимания. Я потратил больше времени, работая переводчиком для супружеских пар, чем собственно консультируя их. Большинство людей не знают язык друг друга даже после многих лет брака.

Проблема мужчины заключается в том, чтобы выразить своей женщине то, в чем ему, возможно, стыдно признаться. Это трудно. Как он может сказать ей, что ревнует ее к своему собственному ребенку? Не то что бы ревнует, но выглядеть это будет именно так, не так ли? Как ему сказать, что он устал от ее постоянной усталости, и не показаться при этом эгоистом? Поэтому он делает то, что и большинство мужчин, мучимых трудными вопросами, — хоронит их в молчании. И день за днем его глаза теряют свой сверкающий блеск, а молчание отпечатывается на его губах. Возлюбленные становятся партнерами, и нарастает напряженность.

Первый вопрос, с которым сталкивается мужчина: «Может ли мать оставаться моей леди?» И это не единственный вопрос. Будут и другие, например: «Может ли занятая, работающая женщина оставаться моей леди? Может ли член родительского комитета, общественница, мать, возящая сына на тренировки по футболу, оставаться моей леди?» Мужчинам не хватает мужества задать эти вопросы. А когда задают, их тон часто оставляет желать лучшего. Мужчину может пугать даже то, что его жена проявляет интерес к церкви. На самом деле он не против ее участия в духовных делах — он просто скучает по ней. Он не знает, как сказать ей, что устал слышать ее рассказы о том, какой чудесный пастор или как бы ей хотелось, чтобы ее муж был более внимательным — таким, как пастор. Поэтому он жалуется и делает совершенно противоположное ее просьбам. Он становится угрюмым или начинает злиться и постепенно превращается в человека, настолько непохожего на ее любимого мужа, что у нее возникает тот же вопрос, который задавал Бог: «Адам, где ты?»

«На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя. Искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «Не видели ли вы того, которого любит душа моя?»» (Песн.»3:1-3).

Когда пропадает Адам, леди исчезает. Он был той мелодией, для которой она была сотворена; она — гармония, окружающая мелодию. Но если его мелодия останавливается, ее гармония затухает и концерт заканчивается тишиной. Кто точно знает, что происходит? Каждую ночь, засыпая, она спрашивает себя: «Адам, где ты?» А он по утрам просыпается, смотрит на себя и спрашивает: «Кто найдет добродетельную жену?» Они потеряли друг друга, и музыка, раньше наполнявшая сад, становится уличным шумом!

Он часто растворяется в своей работе, своем служении или в своей любовнице. Она просто увлекается другими вещами. В конце концов, она — «помощница». Она была задумана достигать видение — если не его, тогда кого-то другого, если не кого-то другого, то почему бы не свое собственное? Так продолжается снова и снова, и никто не знает, когда это остановится. Наконец, когда мы снова встречаем ее, она одна — одна с двумя детьми-подростками, квартирой с тремя спальнями, пустой кроватью и полным шкафом одежды. Леди прошла долгий путь от танцев обнаженной на вечернем ветру на просторах Эдема. Она скачет из кухни в зал суда, из спальни — в зал заседаний. Ее жизнь преобразилась. Оглядываясь назад, она улыбается, ибо посреди всего этого Бог был благ. Теперь пришло ее время. Настал час ее появления. И все же чего-то не хватает. Она — как голая стена в прекрасном музее; мы думаем, что там могло быть, что там должно быть. Она говорит, что это неважно, — но так ли это?